Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Творчество
Художник Олег Михайлович Захаров
(№14 [159] 05.10.2007)
Автор: Олег Захаров
Олег Захаров
Подлинное искусство едино в своем многообразии. Общие законы гармонии руководят мастером-творцом при создании шедевра, идет ли речь о музыке, изобразительном искусстве, танце, поэзии… На тех же основах – волновых гармонических колебаниях – зиждется Мироздание. Тем же алгоритмам подчиняется в своей деятельности мозг и нервная система животных. Человек – венец творения, а также и созидательные деяния его, и плоды их – не являются исключением из правила.

Представляя фото-подборку работ Олега Захарова, я испытываю смешанные чувства: искреннюю радость в связи с возможностью познакомить читателей RELGA с незаурядным художником, и не менее искреннюю печаль, поскольку формат издания не позволяет включать в сюжет аудиозаписи. Поясняю: изумительной красоты керамические изделия, запечатленные на фото, не предназначены для украшения интерьера или бытового пользования. Это музыкальные инструменты, известные среди специалистов и любителей под общим наименованием «флажолет Захарова». Прародительница оригинального инструмента с неповторимым звучанием – традиционная итальянская окарина. Справка из энциклопедического словаря: «Окарина – древний духовой музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырех до тринадцати. Обычно выполнена в керамике… По некоторым оценкам, инструменты, подобные окарины, появились примерно 12000 лет назад. Они играли важную роль в культуре Китая и доколумбовой Америки. В европейскую культуру окарина вошла в XIX веке, когда итальянец Джузеппе Донати разработал современную форму этого инструмента…».


Только духовой инструмент способен к генерации звука, по тембру, обертонам, интонационной выразительности сходного с человеческим голосом. Флажолеты (окарины) Захарова обладают этим свойством в превосходной степени. Множественное число здесь не случайно. Поскольку у каждого инструмента, изготовленного мастером, своя неповторимая звуковая палитра, свой тембр, свой диапазон звучания, в совокупности выходящий за рамки вокальных возможностей человека. Непередаваемое впечатление оставляет исполнение на двухкамерных инструментах. Парные продольные флейты использовались еще музыкантами Древней Греции, но Захаров в развитии этого приема пошел дальше и выбрал радикальное решение: керамическая флейта, напоминающая более богато декорированный сосуд причудливой формы, имеет внутри две или больше независимых полости-резонатора – каждая со своим набором отверстий для извлечения звуков разной тональности. Таким образом, инструмент в руках музыканта играет сам с собою на два голоса, а при достаточном мастерстве исполнителя – и в ансамбле.

Олег Захаров не только автор инструментов (изготовленных строго индивидуально, с применением особых, разработанных самим художником методов замеса и обжига), но и блестящий музыкант: импровизации в стиле фольк по мотивам национальных армянских, греческих, славянских мелодий, самостоятельно созданные и с каждым показом претерпевающие логическое развитие, проникнутые необычайной чувственностью и эмоциональной насыщенностью тоновые композиции, «заказные» произведения – с исходно запланированным явственным эффектом визуализации, служащие сопровождением к видеоряду документальных фильмов… Насыщенные и необычайно нюансивные тембры захаровских флажолетов – от проникающе высоких до содрогающе низких – своими первоосновными вибрациями не просто формируют эстетическое впечатление, а скорее оказывают почти физиологическое воздействие на подкорку, вызывая, в зависимости от задачи исполнителя, сложные мнестически-ассоциативные резонансы в глубинах мозговых структур слушателя. К сожалению, этот эффект вполне наблюдается только при «живом» прослушивании. В записи, даже высококачественной, обертона в какой-то мере гаснут, нюансы утрачиваются, что, впрочем, не лишает удовольствия того ценителя, которому ни разу не довелось слышать музыку Захарова неопосредовано.

___________________
©Огнева НинаСергеевна


Персональные выставки:
Ставрополь – 1999, Ростов-на-Дону – 1999, 2000, в рамках Международного фестиваля современного искусства им. Рославца и Габо (г. Брянск, 2005).

Галерея работ Олега Захарова - керамические музыкальные инструменты – флажолет, окарина.
Галерея
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Нажмите, чтобы увеличить.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum