Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Культура
Что такое научный музей в России? Каким ему быть?
(№15 [160] 25.10.2007)
Авторы:
 Андрей Кудряшов, Дмитрий Пиликин
Популяризация науки – особенно в условиях рыночной экономики – один из рычагов воздействия на государство, бизнес и общество, тот рычаг, который способен повлиять на представления о ней, а то и перевернуть их, помочь решить широкий спектр вопросов. Финансирование отдельных направлений науки, как и степень престижности карьеры ученого, - сегодня во многом – в руках общественного мнения и мнения элит.

Конечно, в первую очередь, – дело тут за журналистикой. Но есть род учреждений, непосредственно стоящих между наукой и обществом. Учреждения эти именуются слегка позабытым нынче словосочетанием – «научно-технический музей».

Воскресить этот, находящийся на грани вымирания вид, призван конкурс «Научный музей в XXI веке», который уже во второй раз пройдет в России. Сделать место хранения старых экспонатов, рассказывающих об истории открытий и изобретений, демонстрирующих важнейшие законы мироздания модным, привлечь сюда детей, подростков, их родителей – вот задача конкурса. Создать «храм науки», где человеческая тяга к новому направит маленьких посетителей на путь формирования научной картины мира, более старшим поможет определиться с профессией, а у взрослых вызовет чувство уважения.

Большинство российских научно-технических музеев России были созданы еще в советское время. Тогда они существовали как полузакрытые «отраслевые научные» учреждения, чаще всего в привязке к ВУЗам, лабораториям или НИИ. Их деятельность была нацелена, прежде всего, на просвещение «своих» научных кадров. Однажды организованные, они практически не развивались, а сегодня накопленные ценные материалы и архивы экспонируются так, что вызывают не только ностальгические чувства, но и ассоциации с антикварной лавкой. Из-за отсутствия должного внимания, остаточного принципа финансирования со стороны государства, большинство из таких музеев так и продолжают существовать – в неком межвременьи. Год назад казалось, что все так и останется, еще долгое время, а лет через десять старые музеи окончательно исчезнут, уступив место развлекательным научно-техническим аттракционам, в которые найдут нужным вкладывать деньги предприимчивые инвесторы. Однако, сегодня есть шанс, что ситуация довольно быстро изменится и разрешится довольно мирно. Уникальные музейные фонды откроются для широкой публики и станут главной составляющей увлекательных, интересных, интерактивных современных экспозиций. Все это может произойти благодаря частным инициативам в этой сфере.

Фонд Дмитрия Зимина «Династия» — один из первых российских семейных благотворительных фондов, миссия которого — осуществление социально-значимых программ в области науки и образования, направленных на интеллектуальное развитие россиян. Запущенная Фондом в прошлом году новая программа – грантовый конкурс «Научный музей в XXI веке» - адресована научно-техническим и естественно-научным музеям.

Считается, что принцип организации современного музея «научая – развлекай, развлекая – научай», способствует вовлечению молодых людей в мир научных открытий с его историей, проблемами и перспективами. За рубежом подобные музеи уже более 30 лет строят свои экспозиции по принципу просветительского аттракциона. Сотрудники музеев в партнерстве со специалистами из других профессиональных сфер создают интерактивные инсталляции, демонстрирующие различные технические изобретения и физические законы. Широко применяются новые информационные и компьютерные технологии. Благодаря именно такому новому подходу значительно расширилась аудитория музеев. Не говоря уже о том, что музей становиться буквально – учебным классом для занятий по физике, химии, биологии и другим научным дисциплинам. Задача конкурса «Научный музей в XXI веке» как раз и состоит в том, чтобы ускорить модернизацию научных музеев России и превратить их в научно-просветительские площадки для детей и взрослых.

Как и в прошлом году, конкурс пройдет в два этапа. На каждом, экспертный совет будет отдавать предпочтение проектам, в которых будут продемонстрированы творческий подход к проектированию экспозиций, использованы интерактивные технологии. Особенно отмечено обязательное участие в команде проекта не только музейных работников, но инженеров, научных работников, дизайнеров, специалистов по PR.

Конкурс будет проходит по двум номинациям: «Создание интерактивных экспозиций, популяризирующих науку» (грантовый фонд номинации: 170 000 долларов США, максимальный размер гранта - 25.000 долл.) и «Фестивали увлекательной науки» (грантовый фонд номинации: 30 000 долларов США, максимальный размер гранта – 7.000 долл.)

Таким образом, приоритеты и принципы второго конкурса определены несколько иначе, чем в первом. Неудивительно – сотрудники и эксперты Фонда во многом прояснили для себя не только ситуацию, сложившуюся в музейном сообществе, но и оптимизировали собственные представления о стратегиях, которые могут привести отдельно взятый проект к успеху.

Поэтому, следует подробнее рассказать о конкурсе, итоги которого вскоре будут подведены. Старт ему был дан 16 октября прошлого года и первый этап завершился 30 ноября заседанием экспертного совета, который рассмотрел около шестидесяти заявок от музеев со всех регионов страны от Калининграда до Владивостока. В результате, экспертным советом были отобрана 21 заявка для дальнейшего участия в конкурсе. Одновременно с этим, в Петербургском Музее Связи им. Попова был организован круглый стол, в котором приняли участие директора научных музеев Петербурга. Присутствовавшие на круглом столе специалисты в области рекламы и менеджмента, редакторы научно-популярных изданий твердо стояли на том, что современный музей должен быть в первую очередь развлекательным и подстраиваться под среднего потребителя. Музейщики же упирали на мемориальную функцию музея и на то, что зритель должен тянуться к музею, а не музей к зрителю. Эти две крайности примирил директор музея истории СПГУ, предложивший идею многоуровневых музейных экспозиций, где завлекательный технический аттракцион отсылает к прочтению более детальной научной экспозиции. Эта идея была принята, но в заключении участники стола резюмировали, что в любом случае Музей науки – это бренд, продвигающий науку на рынке идей.

Анализ поданных конкурсных заявок и круглый стол показали, что основным препятствием в развитии российских научно-технических музеев является тривиальная творческая немощь музейного сообщества (особенно в регионах). И немощь эта обусловлена не отсутствием способностей у самих музейщиков, а замкнутостью их на узко-профессиональные интересы, которые не учитывают наработок современного искусства, дизайна и психологических законов работы с современным зрителем. У музеев нет идей относительно собственного развития, но при этом они страшатся, либо не предпринимают усилий для того, чтобы привлечь к сотрудничеству инженеров, программистов, пиарщиков. Этими недостатками страдают почти все проекты. Даже победившие. Рождается, например, хорошая идея: «Я и растение» (проект Ботанического сада г. Йошкар-Олы), или: «Смотри в оба» (проект Биологического музея им. К.А. Тимирязева г. Москвы). Но это хорошая идея, которую люди не могут продумать и вывести на стадию проекта – нет навыка. Поэтому в период между первым и вторым туром сотрудники фонда и специально приглашенные для этого дизайнеры помогали музеям корректировать планы реализации их проектов.

В первую очередь хочется, чтобы музеи все-таки посещались людьми, чтобы люди оставляли там свои деньги, и музейщики могли бы достойно жить. А для этого музеи должны пойти навстречу как публике, так и спонсорам. А вот чтобы понравиться, нужно разомкнуться, включить воображение или позаимствовать его у людей из других профессиональных сфер.

Пока, отобранные фондом проекты в большинстве случаев демонстрируют лишь намерения авторов сделать свои музеи популярными. Есть неплохие, остроумно сформулированные идеи, но практическая реализация этих идей требует не просто проектной доработки на стадии заявки, а большой совместной креативной работы. Именно поэтому Фонд ввел в структуру конкурса позицию «супервизоров-кураторов» - специалистов, способных проанализировать ситуацию и, в контакте с музеем, усовершенствовать проект за счет оригинальных творческих идей, а затем подсказать пути реализации и отследить точную реализацию.

Самым необычным по замыслу был проект, который не вошел в число победителей, – «Удаленный мониторинг поведения байкальской нерпы в режиме реального времени» Байкальского музея Иркутского научного центра СО РАН. Он всем очень понравилась. Однако когда была прислана развернутая заявка, стало ясно, что есть хорошая, яркая идея, но нет грамотной стратегии ее реализации.

Работы впереди много, и обнадеживает то, что есть примеры интересных и вполне современных музейных проектов, хотя их и немного. Лидером является петербургский Музей связи им. А.С. Попова. Тут есть все, что требуется: и интерактивность, и увлекательность, и наглядность, и доступность, и новейшие технологии. Столь же хорош Красноярский краевой краеведческий музей, Байкальский музей в пос. Листвянка Иркутской области. Там есть, что потрогать и в чем поучаствовать. При этом, при всей красоте подачи, содержательно в Байкальском музее, единственном в России музее-аквариуме, например, практически нечего смотреть. Такое тоже случается.

В то же время появляются новые музеи, «с нуля», которые можно сделать так, как хочется. Например – Музей науки и техники в новосибирском Академгородке, музеи Троицкого и Бурятского научных центров.

В процессе работы с конкурсантами, эксперты «Династии» поняли, что идея создания демонстрационно-практических научных площадок, которая обсуждалась на круглом столе в Музее связи им. А.С. Попова накануне объявления итогов первого тура, – это правильный взгляд на вещи. Действительно, сегодня нужно оказывать поддержку именно тем, кто хочет идти этим путем. В основном это музеи начинающие, не отягощенные традициями, готовые построить что-то новое. А для этого необходимо как можно шире распространять информацию о Конкурсе. Чтобы все музеи знали о нем и попробовали предложить свои идеи. Чтобы о нем услышали и те, кто поможет музеям реализовать проекты – инженеры, дизайнеры, художники.

Проекты первого конкурса будут завершены в октябре-ноябре текущего года. В декабре они будут представлены в Москве. Там можно будет увидеть, что получилось хорошо, что хуже. Лучшие проекты будут отмечены. Проекты-финалисты и проекты-победители будут представлены на специальном разделе портала www.dynastyfdn.com, www.elementy.ru.
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum