Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Самореализация как системное психологическое образование
(№16 [161] 15.11.2007)
Автор: Сергей Кудинов
Сергей Кудинов
Термин «самореализация» (self–realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. В настоящее время этот термин отсутствует в отечественной справочной литературе, в то время как в зарубежной он трактуется неоднозначно. Чаще всего понятие «самореализация» интерпретируется как «реализация собственного потенциала».

В последние годы исследовательский интерес к проблеме самореализации личности резко возрос как в отечественной, так и зарубежной психологии. Усиление внимания к этой проблеме связано с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам человека, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию, что продиктовано в России социально-экономическими условиями, обострившими конкурентноспособность на профессиональном рынке труда. Растущий интерес отечественной науки к самореализации личности как к проблеме можно проследить в увеличивающемся числе диссертационных исследований и публикаций (Л.А. Анцыферова, Д.А. Леонтьев, Л.А. Коростылева, Э. В. Галажинский, О.В. Питерская и др.)

Изучением самореализации личности занимались представители различных психологических школ. Однако до сих пор не существует единой концепции самореализации. Методологическая сторона проблемы изучения самореализации личности состоит в недостаточной определенности этого понятия. На современном этапе развития представлений о самореализации представляется невозможным даже классифицировать это понятие по форме – является ли это явлением, процессом, потребностью, свойством или чем-то иным. Одни исследователи продолжают считать самореализацию явлением, обусловленным присущей природе человека предопределенностью быть самоактуализирующимся существом, а другие, отрицая эту предопределенность, предпочитают говорить о процессуальной детерминации (Э.В. Галажинский, 2002). Сложность изучения самореализации состоит еще и в том, что самореализация не может наблюдаться непосредственно и объективно, мы можем наблюдать лишь ее эффекты и результаты, отраженные в психике субъекта. Самореализацию трудно измерить в силу ее высокой субъективности, трудно контролировать в ходе эксперимента в силу влияния огромного количества факторов, что затрудняет применение измерительных и экспериментальных методов исследования.

В целом, теоретические проблемы исследования самореализации заключаются в том, что при огромном многообразии теоретических подходов к ее пониманию на сегодняшний день в науке не существует не только теории самореализации, но и сколько-нибудь единого подхода к определению этого понятия. Большинство психологических теорий стремятся к объяснению самореализации или сходного понятия такого же уровня, например, самоактуализация в теории А.Маслоу (1997), идентичность в теории Э. Эриксона, стратегия жизни в отечественной психологической теории (Абульханова-Славская 1991) и др.

Теоретические разночтения просматриваются не только в концептуальных вопросах, касаемых природы самореализации и механизмов ее осуществления, но и условий и факторов, оказывающих влияние на ее успешность. Так, например, в диссертационном исследовании, посвященном проблеме самореализации личности, Коростылева Л.А.(2001) отмечает, что Р.А. Зобов и В.Н. Келасьев выявили две группы факторов, оказывающих влияние на самореализацию:
1. зависящие от человека (ценностные ориентиры, готовность к самостроительству, гибкость мышления, воля и др.);
2. не зависящие от человека (социальная ситуация, уровень жизни, материальная обеспеченность, влияние на человека средств массовой информации, состояние экологической среды).

С точки зрения И.П. Смирнова решающим фактором в реализации самого себя, своего потенциала являются не природные задатки человека сами по себе, а сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования и воспитания, обучения труду.

Селезнева Е.В. подчеркивает, что человек может самореализовываться как уникальная целостная личность только во встрече с другими.

По мнению Катаева основным условием самореализации личности является наличие у человека развитого самосознания и рефлексии с актуализированной способностью познавать себя и окружающий мир, реальные и потенциальные способности и возможности, интересы и ценности, перспективы личностного и профессионального роста [12].

Из приведенных данных можно видеть, что в исследовании самореализации личности превалируют односторонние аналитические стратегии, где доминирует какая либо одна психологическая позиция, рассматривающая данный феномен либо с точки зрения мотивации, либо с точки зрения установки, либо процесса и т.д. Более того, анализ теоретических и эмпирических исследований указанной проблемы свидетельствует о том, что при рассмотрении самореализации авторы не фиксируют формы проявления, виды и структурные характеристики, а также не выделяют вполне однозначно условия и факторы ее оптимизации.

Вышеуказанное послужило основанием для построения и обоснования полисистемной концепции исследования самореализации личности. В основе, которой представлен системный подход.

Ф.Ф. Королев указывает на важность и необходимость системного подхода к изучению психологических явлений, определив его признаки: целостность, взаимодействие элементов связи и отношения, обуславливающие структуру системы. Целостность предполагает, что все части сложной системы служат общей цели. Изменение одного параметра в системе влияет на все остальные. Другими словами система - это не простая сумма или даже совокупность элементов, а целостный комплекс элементов, находящихся в определенных связях и отношениях.

На наш взгляд, таким комплексом элементов применительно к феномену самореализации может служить полисистемность, т. е. отдельные микро и макросистемы, обеспечивающие вариативность, масштабность и степень интенсивности самореализации личности.

Основными постулатами в построении полисистемной модели самореализации личности, с нашей точки зрения, могут служить следующие основания:
- комплекс разноуровневых систем, обеспечивающих успешность самореализации личности;
- исследование самореализации как функциональной системы, раскрывающей связи и соотношения между различными ее уровнями и характеристиками;
- возможность изучения как горизонтальных, так и вертикальных связей между различными системами и признаками самореализации;
- обоснование системообразующих, интегративных образований самореализации;
- направленность на изучение системы и индивидуальных характеристик самореализации личности.

Исходя из вышеперечисленных принципов и анализа литературных данных, можно выстроить следующую полисистемную модель самореализации личности (рис.1).

Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 1. Полисистемная модель самореализации личности (С.И. Кудинов)


Базовыми условиями самореализации личности выступают: психоэкологические, психофизиологические, психологические, педагогические и социальные факторы. В пользу психоэкологической системы воздействия на успешность либо неуспешность самореализации субъекта говорят результаты исследований Р.А. Зобова и В.И. Панова, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, где отмечается влияние экологических факторов (повышенный фон радиации, загрязнение воздуха, некачественная питьевая вода, неблагоприятный температурный режим ит.д.) на психику человека, вследствие чего может проявляться повышение агрессивного поведения, снижение жизненного тонуса, психологической активности, проявление депрессии и других негативных факторов, отрицательно влияющих на самореализацию личности.

Роль психофизиологических факторов в самореализации личности широко представлена в научной печати. Наибольшую значимость представляют анатомо-физиологические особенности, являющиеся предпосылкой для успешной самореализации человека в какой-либо сфере, а также особенности свойств нервной системы и свойства темперамента.

К психологическим условиям, способствующим степени успешности самореализации личности, относятся психические познавательные процессы, свойства личности и психоэмоциональные состояния.

Следующую систему составляют социальные детерминанты. В нее входят различного рода институты социализации, обеспечивающие социально-ролевые позиции участникам, способствующие или препятствующие самореализации личности.

Что касается педагогических условий, то они концентрируются в системе обучения и воспитания, которые сами по себе являются системообразующими основами самореализации.

Среди форм самореализации личности можно выделить внешнюю и внутреннюю. Внешняя направлена на самовыражение индивида в различных сферах жизнедеятельности: профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др. В то время как внутренняя обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах.

И, наконец, среди видов проявления самореализации личности необходимо выделить деятельностную, социальную и личностную. Деятельностная самореализация субъекта характеризуется самовыражением в различных видах деятельности и обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции. Причем деятельность не всегда и не обязательно может быть связана с официальной профессией субъекта, это может быть любительский спорт, художественное творчество, учеба и т.д.

Социальная самореализация связана с выполнением гуманитарной миссии, общественно-хозяйственной, общественно-политической, общественно-педагогической либо любой иной общественно-полезной деятельностью.

Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая на первых этапах развитие личностного потенциала: ответственности, любознательности, общительности, трудолюбия, настойчивости, инициативности, эрудиции, креативности, нравственности и т.д.

Таким образом, представленная модель самореализации личности может служить опорой для обоснования единиц анализа самореализации, которые могли бы отражать ее целостное содержание в конкретных проявлениях. Многочисленные исследования (А.И. Крупнов - 2004, 2005, 2006; С.И. Кудинов - 1999, 2005; В.П. Прядеин - 2001 и др.) свидетельствуют о том, что различные личностные образования, взятые в системном рассмотрении, могут раскрываться в мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых составляющих целостной личности. Далее системная структура позволяет анализировать индивидуальное своеобразие самореализации личности в единстве ее ценностно-смысловых, мотивационно-потребностных, инструментальных, эмоционально-волевых и рефлексивно-оценочных характеристик. Единство и взаимосвязь этих характеристик дает возможность не только представить самореализацию как системное психологическое образование, но и раскрыть различные межуровневые связи. Более того, психологическое своеобразие каждого уровня может рассматриваться как система индивидуально-психологических особенностей самореализации личности, раскрывающих ее специфику и уникальность.

И наконец, рассмотрим психологическую структуру самореализации личности. Опираясь на многолетние исследования свойств личности в рамках концептуальной модели профессора А.И. Крупнова (1984–2006) , аргументированно сформулировавшего системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств, представляется необходимым отметить, что самореализация представляет собой сложную функциональную систему представленную комплексом психологических образований (рис.2). С нашей точки зрения, самореализация - это совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик обеспечивающих постоянство стремлений и готовность к самовыражению личности в различных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенеза.

Исходным в данной системе является установочно-целевой компонент, в котором интегрируются конкретные цели, установки, намерения и общая программа инструментально-смыслового обеспечения, и реализация того или иного отношения в конкретных условиях поведения и деятельности.

Мотивационно-смысловой аспект этой системы представлен когнитивными, мотивационными и организационными характеристиками. Он осуществляет селекцию и приоритет тех или иных смыслов предметных отношений и побуждений. Глубину и точность когнитивных значений и их роль в поведении субъекта (креативность-консервативность). Выбор доминирующих побуждений, ориентированных на других людей (социоцентричность) или на себя (эгоцентричность). Определение приоритетной зоны приложения и эффективность самореализации личности в соответствии с поставленной целью и предполагаемым результатом

Нажмите, чтобы увеличить.
Рис. 2 Структурная модель самореализации личности (С.И. Кудинов)


в различных сферах жизнедеятельности: предметно-деятельностной, социально-коммуникативной или субъектно-личностной, конструктивность или деструктивность.

Инструментально-стилевая подсистема представляет собой единство
динамических, эмоциональных и организационных переменных. При этом большинство из них состоит из биполярных, внутренне противоположных признаков. В связи с этим данный аспект самореализации имеет достаточно четко очерченные полюса. Основная роль этой подсистемы связана с обеспечением регуляторно-энергетической функции саморегуляции.

Более того, между отмеченными подсистемами данного психологического образования существуют специфические связи и отношения, указывающие на индивидуальные особенности самореализации индивида.

Перспективность и продуктивность полисистемного подхода связана с тем, что, во-первых, он способствует решению фундаментальной проблемы преодоления разрыва между динамическими, результативными, эмоциональными, регуляторными, мотивационными, когнитивными и установочно-целевыми характеристиками, при изучении самореализации, которые по своей природе являются целостными, системными.
Во-вторых, он открывает возможность познания психологической структуры самореализации и внутренних механизмов взаимодействия ее различных характеристик.
В-третьих, он создает предпосылки для разработки научно-обоснованных технологий оптимизации и коррекции самореализации.

В-четвертых, позволяет учитывать природу различных подсистем самореализации. С одной стороны, инструментально-стилевую, а с другой - мотивационно-смысловую. Первая группа признаков в большей мере обусловлена природными предпосылками, зависит от черт темперамента и свойств нервной системы. Вторая группа в значительной степени зависит от социального окружения, среды, условий деятельности, обучения и воспитания, более подвижна и изменчива.

И, наконец, он дает возможность выявить психологические особенности самореализации личности в зависимости от пола, возраста, социокультурного окружения, национально-этнических и индивидуально-типологических особенностей.

Итак, полисистемный подход в исследовании самореализации предполагает изучение следующих основных аспектов исследуемого объекта:
- системно-признаковый, направленный на выявление элементов самореализации;
- системно-структурный, отражающий способы взаимосвязи, взаимодействия элементов;
- системно-функциональный, предполагающий раскрытие функций целого, выявление причинных отношений, функциональных связей;
- системно-интегративный, включающий механизмы, обеспечивающие выявление новых образований на основе изучения взаимосвязей частей;
-системно-развивающий, позволяющий на основе анализа полученных данных, отражающих соответствие результатов поставленной цели, развивать отдельные признаки и характеристики в структуре самореализации.

Полиситемный подход позволяет выявить место и роль исследуемого явления, в макроцелостности и микроцелостности, что дает возможность увидеть проблему во взаимосвязи с другими. Он способствует всестороннему, более глубокому рассмотрению объекта исследования, проникновению в сущность процесса, выявлению существенных и несущественных связей. Исследованию внутренних и внешних факторов, противоречий, различий и т.д., что поможет исследователю под иным углом зрения рассматривать самореализацию, вскрывать ее существенные стороны. В многообразии конкретного выделяются общие стороны, закономерности, интегральные свойства, которые представляют собой элементы более общей взаимосвязи. Полисистемный подход предполагает изучение объекта с позиций более сложного целого, как органического элемента, а не изолированного от других, связанных с ним объектов. Для этого необходимо знать, что происходит в смежных областях, в других системах.

И, наконец, полисистемная модель обеспечивает установление взаимозависимости частей, элементов, их причинно-следственных отношений, внутренних связей. Эти связи выполняют разные функции и отражают разные формы взаимозависимости. Они помогают установлению существующих отношений между элементами системы, между разными условиями, средствами, методами подчиненности и соподчиненности частей, а также преобладающие тенденции, закономерности. При этом учитываются не абсолютно все существующие связи, а только системообразующие, так как каждое явление находится в таком множестве связей важных и второстепенных, существенных и несущественных, прямых и опосредованных, которые практически исчерпать невозможно.

Литература:
1.     Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
2.     Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
3.     Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности// Автореф. дисс.на соис. ученой степени д.псх.н. – Барнаул: БГПУ, 2002. 43 с.
4.     Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.
5.     Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6.
6.     Крупнов А.И. Психологическая структура образований и свойств личности// Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 2. – М.: Уникум-Центр, 2004, с.3-5.
7.     Крупнов А.И. К вопросу о классификации свойств личности и черт характера// Личность в межкультурном пространстве: Материалы межвузовской научной конференции. – М.: РУДН, 2005, с. 159-163.
8.     Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. – М.: РУДН, 2006, № 1 (3), с.63-74.
9.     Кудинов С.И. Психология любознательности: Теоретические и прикладные аспекты.// Монография. – Бийск: НИЦ, БиГПИ, 1999. 273с.
10.     Кудинов С.И. Целостно-функциональный подход в психолого-педагогических исследованиях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию БиГПИ. Культура. Образование. Духовность. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. – с. 193-200.
11.     Кудинов С.И. Экспериментально-теоретические аспекты исследования базовых свойств личности //Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тольятти, ТГУ,2005, с.95-98.
12.     Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности. // Наука. Образование. Практика. Сборник материалов региональной межвузовской научно-практической конференции. – Уфа : Восточный университет, 2007, с. 37-41.
13.     Коростылева Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке.// Журнал психологические проблемы самореализации личности.- С. Петербург, 1997, с. 3-19.
14.     Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. – 1987. -№ 3. - С.150-158.
15.     Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982, с.108-117.
16.     Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности. – Екатеринбург: УГПУ, 2001.
16. Питерская О.В. Психологические основания успешности самореализации личности в особых видах труда // Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. – Барнаул: БГПУ, 2002. - 22 с.
17. Панов В.И. Введение в экологическую психологию. Уч. пос. Часть 1. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. - 144с.
18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис // Общ. ред. В. Толстых. – М.: Прогресс, 1997. – 340 с.

___________________________________
© Кудинов Сергей Иванович
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum