Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Образование
Проблемы журналистского образования в Польше
(№16 [161] 15.11.2007)
Автор: Мариан Геруля
Мариан Геруля
Исторически сложились две модели обучения журналистов. Одна из них нацелена на преподавание будущим сотрудникам СМИ общих гуманитарных знаний, здесь гораздо меньше внимания уделяется практическим упражнениям. Такое обучение предлагается в университетах и других высших учебных заведениях. Вторая модель ориентирована на обратное: обучение журналистов основывается главным образом на практике. Так обычно происходит в редакциях средств массовой коммуникации.

Польский опыт всегда представлял собой нечто среднее между практически полезным английским и теоретико-прессоведческим немецким образцом.
Действующий стандарт вузовского обучения журналистов в Польше на уровне лиценциата это 6 семестров и 2100 часов, на уровне магистра это 4 семестра и 1000 часов. Стандарт покрывает только 40% часов. Он состоит из трех программных блоков.

Первый из них содержит общие предметы широкой гуманитарной тематики. В рамках блока ведутся занятия по философии и социологии, психологии, экономии и политологии.

В блоке основных предметов занятия концентрируются вокруг теоретических вопросов, связанных с теорией общения, экономикой СМИ, теорией массового общения, методами журналистских исследований, общественным и культурным влиянием СМИ, а также международным и межкультурным общением. Поскольку в большинстве высших школ подготовка журналистов является специализацией программы по политологии, в этом блоке преподаются предметы, относящиеся к функционированию политической системы на внутригосударственном и международном материале.

Третий блок содержит специальные дисциплины, непосредственно связанные с профессиональным образованием будущего журналиста. Здесь можно выделить несколько частей. Первая из них – это группа историко-теоретических предметов. Студент получает знания, в равной мере охватывающие историческое развитие средств массовой информации, функционирование современных медиасистем в разных странах и международный массово-информационный обмен. Важной частью этого блока является группа предметов, касающихся журналистских жанров, культуры речи, журналистской риторики. На занятиях даются как теоретические знания, так и практические навыки. Важным элементом третьего блока являются дисциплины, раскрывающие юридические и этические аспекты деятельности журналиста как личности и средств массового общения в целом. Поскольку вузовское обучение журналистов в Польше развивается в рамках направления «Журналистика и общественная коммуникация», в блоке специальных дисциплин представлены проблемы рекламы, PR, общественного мнения, деятельности пресс-служб. При этом ставится задача подготовить выпускника к освоению разных профессий, связанных с широко понимаемой областью общественной коммуникации. Конечно, в рамках этого блока проводится много семинарских и практических занятий, посвященных технике труда, в том числе под руководством журналистов-практиков. Большое внимание обращается на изучение иностранных языков. Кроме того, после очередного года учебы студенты проходят четырехнедельную практику.

Сейчас в Польше постепенно осуществляется идея двухступенчатого высшего образования. В случае обучения журналистов, профессиональное образование на уровне лиценциата направлено на подготовку студента к исполнению обычных функций редакционного сотрудника. Основной целью журналистики как профессии должно быть получение и распространение сведений, которые вызывают дискуссию сначала в прессе, а затем среди публики, благодаря чему у общественности складывается ориентация в окружающей действительности и ее понимание. Учеба же на магистерском уровне по направлению «Журналистика и общественная коммуникация» должна расширить знания о журналистской профессии и СМИ в современном мире. Выпускникам необходимо получить основы знаний, дающих возможность управлять массово-информационными предприятиями, как отдельными редакциями, так и большими организационными структурами.

Те компоненты обучения, которые не определяются образовательным стандартом, должны содержать дополнительные гуманитарные, обществоведческие и экономические знания о СМИ и массовом общении, обеспечивающие понимание этой сферы социальной жизни и ее важности для жизнедеятельности современного общества. В программу включаются знания не только о функционировании периодики, но и о других, родственных областях практики, чтобы тем самым гарантировать выпускникам мобильность на быстро изменяющимся рынке труда.
Журналистское образование сталкивается с большими сложностями, оказывающими влияние на подготовку профессионалов. В этой статье я хочу обратить внимание на некоторые из них.

Первая сложность связана с организационными сторонами обучения. Эта проблема имеет, по меньшей мере, два измерения. Во-первых, какие формально-организационные структуры являются наилучшими для подготовки будущих журналистов?

В Польше обучение этой профессии происходит в основном в трех формах. Наиболее развитой формой является дневная и заочная подготовка в университетах и других высших учебных заведениях, как государственных, так и частных. Она, как уже было сказано, реализуется в виде отдельного направления «Журналистика и общественная коммуникация». Надо подчеркнуть, что в Польше лишь в 1997 году, после нескольких лет настойчивых усилий журналистское обучение обрело правомочия отдельного направления. Поэтому данная форма подготовки не является самой распространенной – из-за малого количества преподавателей. Чтобы открыть направление на уровне лиценциата, требуется 4 квалифицированных научных работника (профессора или доктора). В случае с магистратурой это количество увеличивается до 6. Кадровая проблема еще долго будет предопределять возможность обучения журналистов на уровне высшего учебного заведения. Слишком мало насчитывается научных работников (особенно профессоров и докторов), исследовательские интересы которых связаны с наукой об общественной коммуникации.

В последнее время некоторые государственные университеты вводят у себя болонскую систему образования и начинают обучать журналистов в магистратуре. В состав квалифицированных научных работников там, как правило, входят представители филологических наук. В остальных вузах – как государственных, так и частных – обучение журналистов развивается как специализация в рамках других направлений, чаще всего социально-гуманитарных, – например политологии, польской филологии, культурологии, библиотековедения или социологии. Однако можно встретить обучение журналистов и в экономических школах или школах управления. Лишь с недавних пор становится популярным журналистское образование на уровне лиценциата, особенно в частных школах. Правда, до 2005 года не существовало какого-либо строгого образовательного стандарта. Поэтому встречались весьма различные программы, выстроенные в зависимости от характера конкретного высшего учебного заведения. Существенным фактором, предопределяющим это различие, были научные интересы работников, входящих в тот или иной коллектив. В маленьких центрах, особенно в частных, заметный процент преподавательских кадров обычно составляли журналисты, работающие в СМИ. Эти обстоятельства непосредственно влияли на качество учебного процесса и уровень подготовки будущих журналистов.

Второй формой подготовки журналистов в Польше является последипломное образование. Оно развивается почти исключительно в государственных высших учебных заведениях – там, где имеется дневное обучение журналистике. Студентами этой формы обучения (условием поступления для них является диплом об окончании высшего учебного заведения) становятся специалисты других направлений или журналисты, работающие в редакциях, но не имеющие профильного образования. Учебная программа, как правило, строится по примеру очного отделения, действующего в данном вузе. Чаще всего она продолжается 2 года и завершается получением диплома.

Третьей формой обучения являются разного рода курсы повышения квалификации. В большинстве своем они ориентируются на то, чтобы учащиеся овладели определенными умениями или какой-нибудь тематической специализацией. Их организуют отдельные редакции, пресс-концерны или журналистские ассоциации. На занятиях преподаются знания, относящиеся к таким, например, областям, как написание текстов в разных жанрах, исследовательская работа с документами, управление СМИ, этические и юридические вопросы в практике журналиста или новые технологии в функционировании СМИ. Курсы такого рода обычно сосредоточивают внимание на личности журналиста и психологических проблемах профессии.

Представляется, что в связи с появлением все новых технических средств получения, переработки и доставки потребителям информации переподготовка журналистов становится существенным вопросом. Он требует тесного сотрудничества преподавательских коллективов и медийной индустрии.

Приватизация преобладающей части рынка масс-медиа в Польше и развитие медийной отрасли производства создали многие проблемы, влияющие на обучение журналистов. Во-первых, частные СМИ в очень малой степени принимают участие в процессе вузовского обучения журналистов. Это касается как кадровой, так и организационно-финансовой сферы. Приглашение журналистов для преподавания очень часто происходит путем личных контактов (как правило, это выпускники) и не имеет официальной основы. Во-вторых, частные СМИ, как, впрочем, и общественные, мало обеспокоены финансированием развития технической базы, обогащающей методику преподавания. Довольно редко заключаются договоры между образовательными учреждениями и медийными предприятиями. В-третьих, хотя с отдельными редакциями удается вступать в кооперацию по поводу стажировки студентов, все-таки чаще вузам отказывают в таком сотрудничестве. Важной проблемой является и сам ход практики в редакциях СМИ. Это касается в равной степени частных и общественных СМИ. Даже если начальство соглашается на практику, к студентам относятся как к потенциальным конкурентам, представляющим опасность для ныне работающих сотрудников. Очень трудно найти в редакции людей, которые согласились бы руководить практикантами и делиться своим профессиональным опытом. Немалую роль здесь играют организация деятельности редакций, соперничество в трудовом коллективе, постоянная тревога о месте работы, которое все чаще находится под угрозой. Вот почему практики характеризуются все меньшей эффективностью с точки зрения учебно-воспитательного процесса.

Проблемы обучения возникают и в связи с содержанием работы преподавателей. Обогащение информационных потоков вызывает спрос на гораздо более глубокие знания будущих журналистов. Сейчас в редакциях все чаще уже не находится места для репортеров, занимающихся всем понемногу, которых можно переводить из одной области журналистского творчества в другую. Теперь корреспондентам нужно обладать более солидными знаниями, чем в прошлом. Центры обучения журналистов должны им в этом способствовать.

Одним из вариантов, которые можно использовать в высших учебных заведениях, является углубленная специализация, осуществляемая как направление перед окончанием периода обучения. Она дается, как правило, в двух разновидностях. В первом случае усилия концентрируются на расширении круга познаний, связанных с особенностями определенных каналов информации, например печати, радио, телевидения или Интернета. Причем такая специализация затрагивает не только канал, в общем и целом, но и отдельные его типы и сегменты практики. Примером могут служить занятия, посвященные специфике функционирования ежедневников, адресованных массовому потребителю или избранным аудиторным группам. В случае с журналами учитывается своеобразие отдельных их типов: по-разному пишут в молодежных журналах, женских или спортивных. Применительно к аудиовизуальным СМИ необходимо знание отличия общественного вещания от коммерческого. Различная специфическая подготовка необходима в зависимости от того, будет ли журналист работать, скажем, в газете или на радио, или станет действовать только в пространстве Интернета. Вторая разновидность специализации отражает тематику будущей работы. Понятно, что в разных знаниях нуждаются парламентский корреспондент и судебный репортер, политический комментатор отличается от обозревателя, специализирующегося на анализе проблем культуры или экономики, и т. п.

Другой сложностью в обучении журналистов стала постановка, при которой студенты умели бы пользоваться возможностями, предоставляемыми электронными носителями информации, и в то же время научились избегать риска, связанного с развитием он-лайн журналистики. Современный Интернет содержит очень много публичных сообщений, доступных массовому пользователю. Эта констатация точно характеризует совокупность журналистских материалов со всего мира, которые представлены на сайтах данного средства массового общения.

Часть из них распространяется в виде традиционных журналистских произведений, передаваемых с помощью компьютерных сетей, причем нередко со ссылками, указывающими, где можно найти более подробную информацию. Существует, однако, часть материалов, которые только внешне напоминают журналистику или принимают вид информации СМИ. В действительности они представляют собой соединение фактов, статистики, всякого рода анонимных и подписанных текстов, включая рекламу. Словом, это мало прозрачная смесь сообщений, личных интерпретаций, отчетов, комментариев и выжимок из многих, неизвестных нам источников. Очень часто мы совершенно не в состоянии проверить получаемые факты и мнения.

Мы имеем дело с опасностью того, что журналистика сведется к задачам поставщика информации узкому кругу лиц, малым группам, которым специально адресуется ее трансляция, так как пользоваться различными инструментами обработки данных стало необыкновенно легко. Низкое качество большого объема информации в Интернете грозит уничтожением качественных стандартов журналистики и вредит уровню квалификации журналистов. В последнее время разрастается явление смешивания журналистских сообщений с информацией, приходящей из отделов PR разного рода учреждений. Возникает опасный информационный гибрид, не имеющий ничего общего с журналистским творчеством. Это явление опасно не только для самих журналистов, но, прежде всего, для получателей информационного потока, которые обычно не разбираются в характере направленных к ним посланий. У его происхождения имеется много причин. Думается, что важнейшая из них – это легкость доступа и возможность снижения расходов на приобретение информации. Последний фактор для СМИ, озабоченных экономической прибылью, начинает играть существенную роль. Как следствие, складываются ситуации, когда журналист не только не проверяет сетевые сообщения, но и публикуют их в той первоначальной, неизмененной форме, в какой он их получил. Если принять во внимание, что практически каждый желающий может быть отправителем, то Интернет просто идеально подходит для такой практики. Журналисты, перешедшие на работу в PR-службы и знающие об экономическом давлении и решающем значении времени для бывших товарищей в редакциях, готовят свои материалы в такой форме, чтобы они без каких-либо изменений и сокращений могли быть опубликованы в СМИ. Данная тенденция приобретает повсеместный характер и несет в себе угрозу объективности СМИ. Основной становится проблема определения того, кто на самом деле является источником распространяемых сведений.

С другой стороны, он-лайн журналистика и поиск информации в Сети должны стать наиболее существенными элементами современных программ обучения журналистов. Развитие информационно- коммуникативной техники и технологий ведет к тому, что многие молодые журналисты на будущей работе будут вынуждены сотрудничать в сетевых СМИ. Следовательно, существует необходимость их качественной подготовки к такого рода деятельности. В частности, важно, чтобы в программы обучения включались занятия, призванные формировать уважение к этическим и иным профессиональным стандартам, – так, чтобы выпускники могли сопротивляться частым угрозам, ожидающим их на сайтах WWW.

Будущих журналистов надо также обучать умению сотрудничать в нескольких видах СМИ. Они должны получить знания о специфике разных носителей информации: печатных, визуальных, звуковых и аудиовизуальных. Думаю, что особенно следует обращать внимание на овладение студентами интерактивных средств общения с аудиторией. Есть основания предполагать, что интерактивность станет одной из наиболее быстро развивающихся черт журналистики он-лайн. Она влечет за собой необходимость использовать горизонтальные модели общения, суть которых заключается в том, что журналист включен в процесс обмена информацией в роли модератора дискуссии он-лайн.

Кроме того, пришло время готовить будущих журналистов к поиску материалов он-лайн, учить их справляться с огромным количеством сообщений, с их отбором и группировкой при соблюдении определенной иерархии степени важности.

Журналистам новой формации предстоит научиться работать главным образом в составе группы и в иной общественной среде. Результат журналистского труда все чаще будет воплощаться в произведениях не отдельных авторов, но целых коллективов. Одним из эффектов технологии он-лайн является то, что корреспонденты все больше времени будут проводить вне редакции. Независимо от того, работает ли человек в штате или на основе договора о сотрудничестве, выполняет ли он задание в домашних условиях или, находясь на объекте, все больше журналистов будут вынуждены действовать социально в одиночестве, а профессионально – в коллективах. Виртуальные редакции становятся фактом, а рутинные занятия, к которым журналисты уже привыкли и без которых почти не представляют себе свою работу, начинают исчезать. Поэтому надо разрабатывать новые методики редактирования, планирования и выполнения редакционной работы.

Резюмируя размышления об обучении современных и будущих журналистов, укажем, какими чертами должны обладать люди, желающие заниматься этим делом.

- Журналисты должны правильно понимать современный мир, его сложность, взаимозависимость разных сфер социальной жизни. Отсюда требование к журналисту – иметь общее образование высокого уровня и качества;

- Журналисты, учитывая все возрастающую сложность отражаемой действительности, должны глубоко исследовать конкретную проблематику. Это значит, что журналистское обучение должно создавать возможность для специализации, в том числе на академическом уровне;

- Журналистам необходимо думать творчески и автономно, из чего следует, что преподаватели – как теоретики, так и практики – обязаны ставить их в ситуации выбора и предоставлять возможность мыслить критически. Эта задача является особенно существенной ввиду все возрастающей коммерциализации СМИ, под давлением которой основным критерием успеха становится экономическая выгода. Не менее существенной является взаимозависимость СМИ и политической жизни. Связи экономического и политического мира с системой средств массовой коммуникации представляют опасность для независимости журналиста и его самостоятельности в подходе к отображаемой действительности.

- Журналисты должны оценивать значимую роль, которую СМИ играют в развитии демократии. Соответственно, в процессе образования надо приучить студентов понимать профессиональную этику как часть их личных поступков, а не как малозначимый свод общих принципов. С другой стороны, они должны осознавать, что сами подвергаются оценке и критике.

- Журналист обязан помнить, что самым важным в его работе является потребитель, которому он направляет свои информационные послания. Журналистика, как профессия общественного доверия, имеет свои привилегии, но, прежде всего, – обязанности по отношению к обществу.
__________________
© Геруля Мариан
Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum