Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Гонка вакцин. Интервью профессора Василия Власова
Профессор Высшей школы экономики Василий Власов о том, кто спасет человечество о...
№08
(376)
22.09.2020
Общество
Современная семья в исламе: теоретико-эмпирический анализ
(№17 [162] 05.12.2007)
Авторы:
 Гузель Галиева, Лидия Карцева
Лидия Карцева
Мусульманская семья, прежде всего, - социальный институт, выполняющий своё особое предназначение в обществе. Его роль состоит в том, что люди, исповедующие ислам, получают возможность в частной, приватной жизни реализовать религиозные заповеди в той мере, в которой эти заповеди ими усвоены, интериоризованы. Для мусульманской семьи, следовательно, свойственны определённая структура, особые социальные функции. Её отличают специфические поведенческие нормы, социальные установки и ценностные ориентации её членов.

Кроме того, мусульманская семья на микроуровне представляет собой малую группу, посредством которой индивид реализует свою репродуктивную потребность, а общество – потребность в биологическом воспроизводстве своих членов и их социализации. В качестве малой первичной группы мусульманская семья и семейные отношения отличаются глубокой интимностью, доверительностью, эмоциональной привязанностью членов друг к другу и верой в сверхъестественное.
Учёные-исламоведы подчёркивают уникальность данной модели брачно-семейных отношений: «Мусульманская семья – это особый тип довольно замкнутой социальной системы, которая зиждется на исламе и шариате, где существует четкая сакрализованная иерархия, узаконенное Всевышним распределение обязанностей и ролей. Она выступает как форма религиозного служения, рождение и воспитание детей в духе ислама всегда было, есть и будет обязанностью каждого здорового члена общества» [1, с. 100-101]. При этом подчёркивается одно из главных условий необходимости семьи в исламе - фундаментальная идея Корана об одномоментном акте творения мужчины и женщины, об их изначальной парности, вне которой они теряют свою полноценность.
Мусульманский автор Абдель Рахим Омрана (1992) пишет, что «семья – базовая социальная единица исламского общества, а брак – основной исламский институт» [2, с. 158]. Коран учит, что многоженство высоко вознаграждается в исламе, что целью замужества «является порождение детей, а дети – украшение жизни» [2, с. 159].

В целом о роли религии в мусульманской семье принято судить по степени религиозности не только супругов, но и их детей, а также по взаимоотношениям в семье, стилю воспитания детей, образу жизни семьи. В последнее время критикуются количественные подходы к описанию уровня религиозности. По мнению Ш. Акинер, «сила его (ислама) не в количестве его нынешних приверженцев, а в его живучести. Ислам силен не своим количеством, а качеством» [3, с. 12]. То есть мусульманская семья как социальная группа определяется не столько степенью выполнения религиозных обрядов, предписанных исламом, сколько эстетическими, духовными качествами самого человека.
Идеальной моделью традиционной мусульманской семьи, с нашей точки зрения, является расширенная (многопоколенная), многодетная семья, которая строит своё функционирование вокруг обрядов и обычаев, предписанных в Коране. По сути своей, это традиционная структура, в которой женщина играет предписанную ей самой природой роль матери и домохозяйки, а мужчина направляет развитие семьи и обеспечивает её функционирование. Во взаимоотношениях между супругами мужчина выступает в качестве формального лидера. Женщина в мусульманской семье должна во всем подчиняться мужу и выполнять все его пожелания, по крайней мере, официально. В реальности же жена, супруга играет роль неформального лидера, к голосу которого прислушивается лидер формальный. Дети растут в такой семье в послушании и помогают в хозяйстве своим родителям, копируя их поведенческие модели.

Поскольку первичная социализация начинается в семье, то именно мусульманская семья обучает определенным правилам поведения, воспитывает истинного мусульманина. Данный тип семьи выделяется по одному структурному основанию – принадлежности к определённой конфессии обоих супругов. Это главный, объективный критерий определения типа семьи верующих.
Объективным критерием является и состав семьи мусульманина. Как известно, состав семьи мусульманина отличается от семей других конфессий тем, что мужчина может иметь до четырёх жен. При этом сохраняется одно важное условие коммунального проживания всех членов такой семьи - необходимость справедливого отношения мужчины к своим женам, сохранения равноправия между ними. Не следует понимать это так, что Коран поощряет многоженство или рассматривает его как идеал [4, с. 13]. Точнее говоря, Коран допускает или позволяет многоженство, не более того. На практике же семьи с двумя и более жёнами в России встречаются нечасто, в основном на Северном Кавказе среди мусульманских народов. Данная ситуация во многом зависит от менталитета населения и, в немалой степени, от местных традиций, интеграции культур и, главное, от ограниченности материальных средств.
В частности, по поводу опроса, проведённого в феврале 2005 года в 100 населённых пунктах 44 субъектов Российской Федерации на 1500 респондентах, один из его авторов - Е. Вовк отмечает: две трети россиян убеждены в том, что по-настоящему любить сразу двоих невозможно. Хотя противоположного мнения придерживаются 22% опрошенных [5, с.26-33]. Исследователь приводит тот факт, что большинство ответивших (62 %) отрицают саму идею многожёнства в её возможном юридическом преломлении на территории России, 23 % воспринимают подобное новшество безразлично, и лишь 10 % респондентов воспринимают вариант введения многожёнства в России положительно. Сторонники введения многожёнства считают, что она противоречит российским традициям, культурным устоям, менталитету, воспитанию, религии, здравому смыслу. В многожёнстве видят отсутствие исключительности любовных отношений, а значит и отсутствие любви, это во-первых. Во-вторых, опрошенные находят подобное поведение безнравственным, распущенным. В-третьих, подобные браки унижают женщину, убеждены ответившие. Женщина низводится из положения равноправного партнёра в положение зависимого, бесправного существа. Женщина отдаёт себя мужчине целиком, тогда как мужчина даёт ей лишь часть своего внимания, заботы, досуга, зарплаты и т.п. К тому же современному российскому мужчине невозможно содержать две и более семей, обеспечивать финансовое благополучие женщин и их детей.

Сторонники многожёнства приводят, по словам Е. Вовк, иные аргументы. Первый – забота о демографическом состоянии российского общества, второй – позволение свободного выбора типа брачных отношений для каждого человека, третий видят в узаконении многожёнства признания сложившейся в России практики и решения проблемы внебрачных детей.
Вывод из проведённого исследования таков: концепции брака и семьи у сторонников и противников многожёнства различаются. У первых это решение демографических проблем, у вторых – решение проблемы личностного характера.
Между тем практика функционирования мусульманских семей требует разграничения их, по крайней мере, на две больших группы – на семьи традиционные и современные. Различия между ними существенны. В традиционных мусульманских семьях существует крепкий нравственный фундамент. Чаще всего это расширенные, многодетные семьи. В сознании истинных мусульман заложено, что необходимо помогать близким, взрослые дети должны жить вместе с родителями, опекать их в старости. В современных мусульманских семьях можно увидеть обратное, когда молодые супружеские пары с самого начала создания семьи стараются отделиться и жить «своим умом». Эмоциональные связи с ближайшими родственниками сохраняются, однако дистанция между поколениями увеличивается.
Подобные же противоречия касаются и статусно-ролевых позиций в «чисто» мусульманской семье. Воспитание детей основано на послушании младших старшим, авторитарном режиме взаимодействия. Лидерство в традиционной мусульманской семье обусловлено распространением патриархальных отношений. [6, с.87-89]. Наиболее уважаемыми являются пожилые люди, с мнением которых все считаются. В быту существует обычай вставать при входе в дом более старшего, не курить в присутствии отца и оказывать другие знаки внимания старшим. В осовременившихся мусульманских семьях представители молодых поколений имеют определённую свободу выбора. При внешне уважительном отношении к старшим членам семьи при принятии жизненно важных решений последнее слово остаётся за молодым человеком.
Ценностные ориентации традиционной мусульманской семьи связаны, прежде всего, с верой в Аллаха, выполнением его предписаний, обрядов, традиций. Ценностные конфликты на ментальном уровне собственно мусульманским семьям не свойственны, так как Коран регулирует поведение верующих до мелочей. Так, например, в нём предполагается, что супруги должны быть верными друг другу, и это будет угодно Аллаху. Правильные взаимоотношения родителей и детей в семье, воспитание детей в духе религиозной морали и нравственности также являются одним из важнейших исламских принципов семейной жизни. Бытовые вопросы не являются проблемой для их членов - строгий порядок, чистота в доме, дисциплина во взаимоотношениях являются основой семейно-бытового уклада мусульманской семьи.
В современных условиях мусульманские семьи становятся всё более эгалитарными. В принятии решений участвуют все члены семьи - в отличие от традиционных семей, в которых никто, кроме старшего мужчины, права голоса не имеет. Ценности молодых мусульман распространяются за пределы ислама – на сферы досуга, культуры, образования, а также и материальную, экономическую сферу. Телесные удовольствия привлекают молодых людей, исповедующих ислам, не в пример сильнее, нежели их старших родственников. Любовь к противоположному полу, личное счастье всё чаще становятся для них не менее привлекательными категориями, нежели преданность идее Бога.

В целом особенности функционирования современной мусульманской семьи значительно отличают её от мусульманской семьи в её идеальном варианте. Можно сказать, что современная мусульманская семья остаётся мусульманской лишь в её внешнем, видимом выражении. По сути же её структурно-функциональные особенности всё заметнее нивелируют различия между семьями верующих и неверующих, сохраняя лишь ритуальный характер воплощения идеи Бога.
Собственно говоря, мусульманская семья выполняет специфические функции, свойственные институту семьи как таковому, - репродуктивную, социализационную, воспитательную. Вместе с тем одной из главных функций мусульманской семьи остаётся передача духовного наследия предков, сообщение каждому новому члену рода религиозных традиций и обычаев, направленных на трансляцию культуры ислама. Практика показывает, что именно эту функцию современные мусульманские семьи выполняют всё менее и менее активно.
На сегодняшний день происходит смена ролей. Если в традиционном обществе мужчина должен прокормить семью, а женщина, в свою очередь, занималась домашним хозяйством, то в современных рыночных условиях женщина эмансипировалась, стала более раскрепощенной и, наряду с мужчиной, а в некоторых случаях даже превосходя его, обеспечивает семью материальными средствами.
В 2004-2006 гг. нами было проведено социологическое исследование, посвящённое проблеме отношения к исламу в современных российских семьях. В 2004 г. выборочная совокупность составила n=50. В 2005 году были опрошены (n=100) представители городского (70%) и сельского (30%) населения Республики Татарстан (жители Азнакаевского, Балтасинского, Кукморского, Сабинского районов республики). В опросе приняли участие лица, представляющие различные социальные группы по полу, возрасту, образованию и социальному статусу, как мусульмане, так и немусульмане. Анкетный опрос 2006 года (n=200 человек) охватил жителей нескольких районов Республики Татарстан, представив городское и сельское население поровну. Исследование ставило целью выявить ценностные ориентации семей, относящих себя к мусульманским, а также отношение к мусульманским семьям среди немусульман.
Позиции, которые избраны нами для анализа полученных данных, обозначают основные параметры жизнедеятельности мусульманской семьи. Среди них – полигамия или моногамия, принадлежность к определенной конфессии, лидерство в семье (статусно-ролевые отношения), отношение к детям, отношение к институциональным характеристикам семейной жизнедеятельности (регистрация брака, его освящение через апелляцию к религии - никах), удовлетворенность семейной жизнью, причины конфликтов в семье.
Как показало исследование, религия для половины опрошенных – не столько выполнение обрядов, сколько наличие веры в сверхъестественное, чистые помыслы. Часть тех, кто идентифицирует себя с мусульманами (28%), стараются выполнять религиозные обряды по мере возможности, не ставя данный процесс в центр своей жизнедеятельности. Для некоторых (10 %) ислам – это образ жизни, хотя есть и такие, для кого религия не имеет большого значения (15 %).

К многоженству большинство респондентов (67%) относятся негативно, четверть (24%) опрошенных – нейтрально, что в целом совпадает со всероссийской выборкой. Интересен тот факт, чем выше уровень образования, тем больше становится людей с положительным мнением о многоженстве. Однако в Казани семей, где муж-мусульманин имеет несколько жен (по негласной статистике), всего порядка двадцати.
В настоящее время большинство (44%) мусульманских семей составляют малодетные семьи с двумя детьми. У 21% мусульман в семье один ребенок, у 12% опрошенных – трое детей. Лишь 3% мусульман (статистически незначимое число!), проживающих в сельской местности, имеют четверо и более детей. Это говорит о том, что многодетность «ушла» в сельскую местность, но и там встречается крайне редко. Традиционные расширенные, многодетные мусульманские семьи становятся нуклеарными, малодетными, что способствует демографическому кризису. К сожалению, это зависит не только от сознания мусульман, но и от материальных благ, физических недостатков супругов, взаимоотношений в семье и т.д.
Распределение семейной нагрузки в современных сельских семьях разделяется по принципу свободного от работы времени – кто успел, тот и сделал необходимое (30%). Следовательно, в настоящее время на селе супруги не распределяют строго свои обязанности, как это было раньше, когда жена должна была варить еду, вести домашнее хозяйство, а мужчина являлся кормильцем семьи. Городское население, напротив, придерживаясь сложившихся традиций, подчеркивает, что работа делится на мужскую и женскую (27,1%). Кроме того, горожане подчёркивают: в семье одними делами заведует муж, другими – жена (18,6%).
В воспитании детей, полагает большинство мусульман (39,8%), должны участвовать оба родителя. Практически столько же мусульман (33%) утверждают, что традиционно уход за ребёнком должна осуществлять мать, а игры и развлечения – это обязанности отца (10,2%). Кроме того, существует некоторая категория лиц (4,5%), которая обязанности воспитания своих детей перекладывают на собственных родителей. Следовательно, согласно позициям опрошенных, воспитанием детей в современном обществе должны заниматься либо оба родителя, либо по преимуществу мать, что говорит о большем эгалитаризме среди мусульман, нежели это следует из предписаний Корана.

Воспитание детей жителями города значительно отличается от практики сельских семей. Так, например, мусульмане, проживающие в городе, утверждают, что у них воспитанием детей занимаются одновременно оба родителя (40,3%). Второе место в иерархии занимают ответы тех респондентов, которые указали, что детьми должна заниматься мать (29%). В сельской местности наоборот: у большинства респондентов уход за ребенком осуществляет мать (42,3%), чуть меньшее число респондентов (38,5%) указали, что у них в семьях воспитанием занимаются оба супруга. Почти пятая часть опрошенных (19,2%) сельчан считают, что воспитание и уход за детьми должно всегда осуществляться родителями поровну. То есть в вопросе о воспитании детей сельские семьи придерживаются традиций, согласно которым эти роли должна выполнять женщина, городские же семьи более современны.
Позиции пожилых людей и молодежи в плане воспитания детей совпадают – они современны и либерализированы в том, что детьми должны заниматься оба супруга. Лишь возрастная категория от 31 до 50 лет думает иначе, более традиционно, как это принято у мусульман. Дети – забота матери, такова суть этой позиции.
По вопросу о лидерстве 44% респондентов считают, что отношения в мусульманских семьях являются традиционными, с половозрастным разделением труда. Характерно, что в данной подгруппе оказывается и молодежь, что говорит о наследовании этнических и конфессиональных традиций. В современных молодых семьях мужчина всё чаще выступает в качестве главы семьи, что с равным одобрением встречают как сами мужчины, так и женщины – их избранницы.
Вместе с тем к равноправию, эгалитаризму тяготеют 34% респондентов возраста от 31 до 50 лет – фактически каждый третий опрошенный зрелых лет. Если учесть, что речь идёт о респондентах-мусульманах, то можно видеть, что традиции ислама поколеблены, и новые стили, формы социальных отношений сменяют привычные, вековые традиции. Мнения людей более старшего возраста (51 год и более) разделились поровну между двумя альтернативами – равноправием и доминированием мужчины в семье. Молодежь, не смотря на то, что взгляды её более современны, считает, что в мусульманской семье мужчина является главой семьи (52,6%). Немалая часть опрошенных (18,4%) подчеркнули, что женщина во всем должна подчиняться мужчине. Отсюда следует, что точки зрения молодежи становятся всё более традиционными, что уравнивает их со старшим поколением.
Интересен также тот факт, что большинство респондентов, которые не относятся к мусульманской конфессии, ответили, что мужчина является главой семьи (67%), тогда как более трети мусульман, напротив, утверждали, что у них в семье равноправие (36, 2%).

Если лидерство в современной мусульманской семье рассмотреть по такому критерию как образование, то можно сказать, что половина опрошенных с высшим образованием (50%) считают, что в настоящее время мужчины и женщины полностью равноправны, в то время, как половина мусульман с незаконченным высшим (50%) утверждают, что мужчина является главой семьи. Отсюда можно сделать следующий ввод, что люди с более высоким уровнем образования настроены на эгалитарные отношения, с более низким - на традиционные.
Наше исследование подтвердило: в повседневной жизни к обязанностям мужчины относится, в первую очередь, материальное обеспечение семьи (93%), во вторую - организация досуга, отдыха семьи (49%). Из этого факта следует, что модель исламской семьи в условиях трансформации российского общества претерпела изменения. На материальную, хозяйственно-бытовую сторону семейных отношений приходится обращать всё большее внимание. Духовное содержание семейного функционирования остаётся на втором плане и «оживает» лишь в праздничные периоды.
Надо сказать, что работы по дому женщины выполняют без принуждения, поскольку для них такая работа естественна. Следуя Корану, муж должен помогать жене в работе по дому, чинить свою одежду и принимать участие в домашнем труде. Разумеется, этот признак в разделении внутрисемейных обязанностей в современных мусульманских семьях отсутствует.
Ислам не требует, чтобы воспитанием детей занималась только женщина, это занятие возлагается, как уже отмечалось, на обоих родителей. Однако большая часть ежедневных занятий с детьми чаще всего выпадает на долю женщины, мужчина же в реальности ограничивается собственными властными полномочиями, отвечает де-факто за благосостояние, но не за поведение всех членов семьи. Таким образом, обязательство для мужа и жены по созданию в доме высокодуховной атмосферы, выбора правильного подхода к воспитанию детей выполняется отнюдь не в полной мере и не в каждой семье.
В результате нашего исследования было выявлено также, что главными обязанностями женщины являются как воспитание детей (81%), так и уборка дома (56%), ведение домашнего хозяйства (49%), покупка продуктов (27%), организация досуга семьи (15%) и её материальное обеспечение семьи. То есть роли мужчины и женщины в сфере хозяйства в мусульманских семьях и в настоящее время остаются неизменными – традиционными. Мужчина должен прокормить семью, женщина – воспитывать детей и вести домашнее хозяйство.
Для определения существующих и доминирующих жизненных ценностей в сознании современных мусульман мы провели контент-анализ татарстанской прессы. Были проанализированы публикации молодёжных изданий – популярных среди молодёжи республиканских газет, выходящих на русском и татарском языках, - «Молодежь Татарстана» и «Татарстан яшьлэре») за период с января 2005 по декабрь 2006 года. Объектом исследования выступили социальные ценности как таковые, предметом – иерархия жизненных ценностей мусульман, проживающих в Татарстане.
Результаты контент-анализа печатных изданий показали: для русско-язычных читателей на первом месте стоят воспитание и образование детей и молодёжи. Для татароязычной аудитории более актуальными являются проблемы этничности, нации, национальной культуры, языка. Это говорит о том, что издания на татарском языке более националистичны, что отражает состояние сознания татароязычного населения на этнической родине татар. К тому же в них чаще, чем в других печатных изданиях, встречаются статьи о религии, духовных ценностях и религиозной морали.

Подводя итог сказанному, отметим: супружество в исламе - это особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены,. Здесь муж - непременно глава семейства, ментальный лидер, а жена - полноценная хозяйка дома, лидер неформальных отношений и коммуникаций, что в совокупности делает их равно ответственными за ситуацию в семье и её способность сохраняться на протяжении длительного времени.
Следует заметить и то обстоятельство, что мужчины часто недооценивают роль женщины в семье (44%), из-за чего возникает недовольство межличностными отношениями. Между тем совмещение женщиной профессиональных и семейных ролей двояко отражается на её духовных возможностях (39%). С одной стороны, работа способствует обогащению личности, а с другой – ведение хозяйства и воспитание детей, сочетаясь с работой, ограничивает социальное общение и обогащение личности. Женщины испытывают дискомфорт, возникают конфликтные ситуации, разрушающие общение и социальное взаимодействие в семье.
Интересно и то обстоятельство, что шестая часть респондентов считает, что нежелание или неумение быть матерью/отцом, мужем/женой может явиться причиной, порождающая конфликтные отношения между супругами в мусульманской семье.
Кстати, по мнению немусульман, главной причиной конфликтов в мусульманских семьях является правовая незащищенность супругов. Данный показатель вдвое превосходит долю ответов по проблеме главенства в семье. Немусульмане убеждены в том, что в мусульманских семьях женщины не информированы о своих правах и оказываются в числе подавляемых своих мужьями.
Выход из конфликтных ситуаций многие респонденты (72%) видят в обсуждении точек зрения обоими сторонами. Так считают большинство женщин (82,3%) и почти половина мужчин (55,3%). Иначе говоря, и в исламских кругах намечается стремление к равноправию полов, как бы парадоксально это ни звучало.
Опрос показал, что наиболее религиозной группой среди жителей Республики Татарстан оказываются мусульмане от 31 до 50 лет. Чем менее образован человек (среднее, среднее специальное образование), тем более традиционны, патриархальны его позиции. Современные взгляды на религию, отношения в мусульманской семье в настоящее время сохраняются у двух возрастных категорий - у молодежи до 30 лет и у поколения за 50 лет. Это говорит о том, что зрелые люди приспосабливаются к меняющемуся обществу, их взгляды на семейную жизнь трансформируются.
Возникает убеждённость в том, что институт мусульманской семьи в настоящее время трансформируется, как и институт семьи в целом. Женщина-мусульманка в современном российском обществе довольно самостоятельна и рассчитывает на то, что её самостоятельность признает мужчина. Мужчина-мусульманин – её партнёр в браке, в определённой степени инфантилен, поскольку ждёт, что женщина ему уступит в споре и при этом возложит на свои плечи основной груз домашних дел и забот.

Модель же мусульманской семьи достаточно ясно выступает из ответов респондентов. Это семья традиционная, патриархальная, но чисто внешне. Внутри неё происходят те же «подвижки», что и в немусульманских семьях, однако сами респонденты не осознают данного противоречия. Они верят в Аллаха, чтят его предписания, по мере сил и возможностей, и выставляют свои семейные нормы в качестве жизненных принципов в общении с неверующими. Очевидно, что религиозная составляющая является для представителей мусульманских семей одним из средств противостояния российской бездуховности, аномии, падению нравов и деградации всех и всяческих авторитетов. Ислам становится той защитной силой, тем духовным орудием, благодаря которому наши современники сопротивляются уродующему личность воздействию западных норм и правил социального бытия.

Литература:
1.     Балтанова Г.Р. Экономические и политико-правовые аспекты положения женщины в традиционных исламских странах: научное издание /Г.Р. Балтанова. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2003.
2.     Карлсон А. Общество – Семья – Личность: Социальный кризис Америки. Альтернативный социологический подход / Перевод с английского под ред. профессора А.И. Антонова /А. Карлсон. М., 2003.
3.     Alkiner S. Islamik people of the Soviet Union / S. Alkiner. – London. 1986.
4.     Аляутдинов Ш. Он и она /Ш. Аляутдинов. – М.: Фонд «Мир образования», 2003.
5.     Вовк Е. Каноны любви и законы брака: россияне о многожёнстве / Е. Вовк / Социальная реальность. 2006. № 12. С.26-33.
6.     Федотова Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания / Н.Ф. Федотова /Вопросы психологии. 1983. №5. С.87-89.

___________________________________
© Карцева Лидия, Галиева Гузель
Испанские добровольцы в Красной Армии
История об испанских добровольцах, воевавших в Крыму и геройски погибших в 1943-м году.
Мир в фотографиях из соцсетей
Подборка фотографий из соцсетей, в основном, твиттера и фейсбука за август-сентябрь 2020
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum