Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Гонка вакцин. Интервью профессора Василия Власова
Профессор Высшей школы экономики Василий Власов о том, кто спасет человечество о...
№08
(376)
22.09.2020
Образование
В Америку за опытом
(№2 [165] 05.02.2008)
Автор: Евгений Ахмадулин
В канун Нового года группа деканов и заведующих кафедрами Южного федерального университета побывала в Мичиганском университете, чтобы познакомиться с системой подготовки бакалавров и магистров, образовательными технологиями, научными разработками и бизнес-проектами одного из крупнейших вузов Соединенных Штатов Америки.

В сутках 33 часа

Именно столько продолжалось это воскресенье, 9 декабря, пока мы добирались до маленького университетского городка Ист-Лансинга в штате Мичиган. «Боинг» летел из Москвы на запад через Петербург, Финляндию, Швецию, Исландию, Гренландию… Вся эта география не была видна из-за облаков, а лишь отражалась на табло самолета. Над океаном мы видели бесконечный закат, догоняя и перегоняя солнце по часовым поясам.
С легкой руки турфирмы, которой администрация ЮФУ доверила «прокладку» нашего маршрута, мы пересекли Канаду и пролетели над искомым штатом далеко на юг – аж в Атланту. В Москве была морозная ночь, а здесь светило послеполуденное солнце того же воскресенья, 9 декабря, и при 18-градусном тепле местный контингент пассажиров носился по аэропорту в шортах и майках.

Аэропорт Атланты надо видеть: масштабы, архитектура, дизайн, сервис – все восхитительно! Достаточно сказать, что здесь не менее десяти терминалов, каждый из которых раза в три больше Ростовского аэропорта. Сообщение между ними осуществляется с помощью подземной электрички (метро).
От Атланты туроператор проложил нам маршрут до Чикаго, вместо Детройта в Мичигане, и мы пять часов добирались в автобусе с веселым белорусом за рулем до Ист-Лансинга. Далеко за полночь нас расселили в небольшой, но очень уютной гостинице «Марриот», одиноко стоящей на отшибе от мест общежития местных аборигенов. Каждому достался номер с двуспальной кроватью, мягкой и немягкой мебелью, включая компьютерный стол с Интернет-подключением, ванной и кухней, оснащенной всем необходимым, включая тостер и посудомоечную машину.
Утром (по-местному в 10, а по-нашему в 2 часа ночи), перекусив чем бог послал (овсянка, сэр, йогурт, бананы) и выпив холявного кофе в фойе, мы отправились с местными опекунами знакомиться с университетом.
Нажмите, чтобы увеличить.


Спартанцы в Мичигане

Руководитель нашей программы Норманн Грэхем вез нас в микроавтобусе по бесконечному периметру университетского кампуса. Территория его составляет 5200 кв. акров (23 кв.км.) земельной площади, отданной более полутора века назад в собственность университета. За окном мелькали фермы-полигоны агротехнического колледжа (свинарники, коровники, конюшни, птичники), учебные корпуса, лаборатории, научные и медицинский центры, музеи и церкви различных конфессий, общежития и коттеджи, сады, мосты, стадионы (американского и европейского футбола, хоккейный, баскетбольный, волейбольный, тенисный), гольфплощадки, парковки, автобусный парк, и бог знает, что еще… Большой город в маленьком городке.
Здесь учится 35 тыс. бакалавров, 13 тыс. магистров и аспирантов (докторантов), в том числе 3 тыс. иностранцев из 130 стран мира. На каждого преподавателя приходится 17 студентов (в других вузах США поменьше, у нас – 1:10, добиваемся соотношения 1:4).

В центре университетского городка стоит скульптура
Нажмите, чтобы увеличить.
мужественного спартанца из легендарной греческой Спарты. Это символ Мичиганского университета. Все стадионы, все спортивные команды, клубы, магазины носят название «Spartan», а зеленый цвет и символическое «S» украшает здесь все: вымпелы и флаги, папки и буклеты, майки и бейсболки, канцтовары и сувениры, клубы и рестораны. Спартанцы прочно осели в Мичигане.

Что мы видели?

Огромную библиотеку с запредельным фондом и компьютерным залом, шикарный историко-этнографический музей университета, расположенный в старинном здании викторианской эпохи. Если электронный аналог библиотеки я уже видел в Таганрогском радиотехническом, то музей можно сравнить только с нашими лучшими краеведческими. Здесь, кажется, было все: от ископаемых мамонтов и динозавров, разнообразных представителей фауны, гармонично вписанных в ландшафтные диорамы, экспонатов индейского быта и народного творчества аборигенов Мичигана, до современных образцов техники и научных достижений нынешних «спартанцев».

Нажмите, чтобы увеличить.
Еще нам показали циклотрон: огромное здание с двумя мощными ускорителями, лабораториями, оснащенными всевозможными приборами, сепараторами, гелиевой регенерационной установкой, мастерскими и …зимним садом. Сами ускорители мы не видели – шел очередной эксперимент. Но наш гид Алишер – аспирант из Ташкента – на чистом русском языке подробно рассказывал о технологии исследования экзотических частиц, одну из которых он изучает и уже «поймал» ее на лабораторной мишени во время своего первого эксперимента. Кстати, каждый такой эксперимент обходится свыше миллиона долларов. (Что-то загрустил декан нашего физфака Лев Михайлович Рабкин).

Что мы слышали?

Занятия проходили в одной из аудиторий Международного центра, где принимают такого рода делегации, как наша, юфушная. Кажется, до нас здесь уже побывали петербуржцы, и местная профессура относилась к нашей профессуре с достаточным пиететом.
Лекции читались при наличии презентации (простенькой, на наш взгляд, но непременной) на большом экране и обилии раздаточного материала, который при отсутствии «языка» походил на красивую макулатуру. В очередной раз пожалел, что учил немецкий, да и тот теперь помню на уровне того энкаведешника из «Чонкина», которого в качестве немецкого шпиона взяли в плен в селе Красном. В этом плане огромная нагрузка легла на хрупкие плечи наших Наташ-переводчиц (не переводчиц даже, а университетских преподавателей английского), особенно Наталью Гребенникову, за что мы им очень благодарны. Из нашей же профессуры английским владели в совершенстве Павел Николаевич Ермаков да Ирина Андреевна Цатурова, побывавшие ранее в этих местах.
Нажмите, чтобы увеличить.

Кратко о сути услышанного

Университет управляется попечительским советом (как правило, богатые спонсоры и представители власти) и президентом. Роль последнего сводится к представительским функциям и бизнес-менеджменту. Весь учебный процесс контролируется достаточно автономными коллежами и департаментами в их составе (по-нашему – факультетами и кафедрами). Подчеркиваю: колледж – не техникум, а своеобразное многопрофильное и финансово самостоятельное университетское подразделение, где обучают бакалавров, магистров и аспирантов (докторантов), ведут научные исследования и осуществляют бизнес-проекты.

Например, самый престижный в университете Колледж коммуникации готовит журналистов, пиарщиков, рекламистов и торговых работников. Здесь имеется своя полиграфическая база, выпускается ежедневная газета с приложениями и ряд журналов. Журналисты обеспечивают кампус телевизионными программами своей студии, а независимое даже от университета радио вещает на весь штат. Студенты-рекламисты занимаются коммерческой рекламой, пиарщики участвуют в различных акциях, а торговцы реально торгуют в университетских магазинах. Все это приносит прибыль. Колледж коммуникации считается самым рентабельным в университете, ибо на 1 доллар вложенных средств прибыль составляет 65 центов. На втором месте экономисты – 59 центов прибыли. Половина колледжей датируется (например, медицинский).
На первый курс абитуриенты поступают при щадящих испытаниях (практически все желающие при наличии средств), лишь ориентируясь на определенный колледж (а то и без всякой ориентации), но без выбора специальности. На первом курсе программа для всех одинаковая – общеобразовательные (обязательные) дисциплины и азы технологий, правил, традиций (пользование электронной библиотекой, навыки Интернет-общения с преподавателем, тестирования и написания учебного эссе).
Нажмите, чтобы увеличить.


В это время на ведущих профессоров обзорных дисциплин ложится неведомая нам нагрузка. При свободном выборе в кредитно-модульной системе в аудиториях собирается от 600 до 1000 и более студентов. Удержать внимание такой аудитории довольно трудно. По этому поводу во всех университетах США проводятся исследования, пишутся монографии и учебники для преподавателей. В Мичиганском университете работают постоянно действующие курсы (ежедневные - 3 часа, обязательные ежемесячные и семестровые) повышения квалификации преподавателей. Их обучают риторике - искусству публичной речи, включая артикуляцию, жесты и актерские навыки; технологии и психологии интерактивного общения со студентами и многому другому, чему бы и нам неплохо поучиться.
Главная задача для лекторов в многолюдных аудиториях – вовремя уловить падения интереса студентов к излагаемому материалу (считается,что каждые 15 мин.) и приступить к интерактивному общению и даже к контролю за усвоением прочитанного. Нам демонстрировали действие таблет-компьютера системы I-clicker. Каждый студент за 30 долларов приобретает пульт этой системы и регистрирует его у преподавателя. Когда во время лекции на экране вдруг возникает тест из пяти или меньше вопросов, каждый из студентов нажимает соответствующую его пониманию кнопку (как депутаты в Госдуме, но со значительно большим разнообразием). Компьютер тут же суммирует все ответы и выдает на экран диаграмму (как в подсказке аудитории в программе «Хочешь выиграть миллион»). Если большинство ответов не верны, лектор еще раз разъясняет материал. В конце лекции тесты повторяются и, в зависимости от ответов, компьютер с помощью преподавателя (или наоборот) выставляет заработанные баллы каждому студенту персонально. Это позволяет держать слушателей в тонусе в течение всей лекции.
В учебном процессе широко используется Интернет (программы учебных курсов, расписание лекций и семинаров, интерактивные занятия с группами студентов, консультации, тесты, зачеты, просто общение преподавателей и студентов).

Вообще лекторы восхищали своим внешним профессионализмом (содержательно оценить не берусь - барьер): слова отскакивали от зубов, жесты завораживали, голосовые модуляции и перепады темпа изложения держали в напряжении.
Нажмите, чтобы увеличить.
Семидесятилетний профессор бегал по аудитории и прыгал у доски, пугая своими выкриками, не хуже любого американского телеведущего шоу-программ.
Выбор специальности студенты делают после окончания первого курса с помощью тьюторов (некая смесь начальника курса, куратора, наставника, воспитателя и психолога) и в силу проявленных способностей, склонностей, рейтинга и профпригодности.

Образование платное и одинаковое во всех колледжах – в среднем 10 тыс. долларов для бакалавров(для своих, мичиганских, - меньше, для иноштатных и иностранных – больше) и 12 тыс. – для магистров (в Гарварде студент платит 40 тыс. в год). Для студентов из малоимущих семей существуют социальные стипендии от университета и штата, а особо одаренным выплачиваются грантовые стипендии, полностью покрывающие их расходы на учебу.

Отчислений из университета за академические задолженности практически нет, т.к. зачетно-модульная система позволяет учиться бесконечно (были бы деньги). В академический отпуск студенты уходят, чтобы заработать на дальнейшую учебу. «Вы занимаетесь обучением, а мы бизнесом», - заявила нам одна из руководительниц международных программ.

Мани, мани …

Деньги американцы умеют добывать, любят считать и гордятся, рассказывая об этом. Все официальные университеты штатов (федеральных в Америке нет) в той или иной мере финансируются правительствами тех штатов, где они располагаются. Сельскохозяйственный и мануфактурно-целюлезный Мичиган с административным центром в Лансинге – отнюдь не самый богатый штат. Из крупных городов здесь только автомобильный Детройт, да и тот в кризисном состоянии из-за японской конкуренции на авторынке. Поэтому штат покрывает университету только 30% необходимого бюджета (раньше было 70%), остальную часть дает плата студентов за обучение. Все вместе составляет основную (расходную) часть бюджета в 900 млн долларов.
Но представители ректората говорят о годовом бюджете в 1,6 млрд долларов. Сюда входят гранты на исследования, которые университет буквально выколачивает из федерального правительства в Вашингтоне, содержа трех своих представителей при Конгрессе (это представительство позволило увеличить объем грантовых поступлений со 100 до 200 млн в год). В целом ежегодный бюджет на исследования составляет 350 – 400 млн долларов. В университете имеется Центр международного бизнеса и образовательных программ, а также специальная служба продвижения и реализации (по-нашему, внедрения) полученных результатов исследовательских программ – разработок и изобретений на международный рынок. Работники этой службы отслеживают как ход научных разработок на кафедрах и в лабораториях университета, так и спрос на инновации в крупных корпорациях Америки, Германии, Англии, Франции и других странах для продвижения университетских разработок или их инициирования.
Нажмите, чтобы увеличить.

Здесь сложилось своеобразное отношение к авторским правам на интеллектуальную собственность. Мичиганцы считают все, сделанное в стенах университета при соответствующем финансировании, принадлежит университету. Служба анализирует разработки ученых на их пригодность к рыночной адаптации, затем передает разработки или изобретения независимой экспертной фирме для изучения патентоспособности, параллельно изучая рынок востребованности, а затем ведет переговоры с корпорациями о покупке лицензии, заключает договора на отчисление университету 15% от дохода. Хорошая лицензия позволяет зарабатывать в год до 5 млн долларов. Из них треть получает автор, другую треть – кафедра, остальное идет на нужды университета. Особенно большую прибыль приносит программный продукт. Так, только программа обучения математике дала 2 млн долларов прибыли.

Другим источником дохода университета является благотворительность, т.е. спонсорские взносы выпускников и корпораций, с которыми они связаны. Директор университетского благотворительного фонда Джулия Дуке подробно рассказала нам о деятельности 150 штатных фонвейзеров (собирателей денег), работающих под ее руководством, и добровольных помощников из студентов и преподавателей. В среднем благотворители дают по 300 млн долларов в год. Иногда одноразовые акции по целевому сбору пожертвований дают гораздо больше. Например, в ходе кампании на поддержку студенческих стипендий было собрано 1,2 млрд долларов.
Фонд не пускает благотворительные деньги на текущие университетские расходы, а выгодно вкладывает их. Накопленная за многие годы сумма, исчисляемая в миллиардах, приносит университету солидные проценты. Поэтому многие выпускники и преподаватели вкладывают свои сбережения сюда под проценты, зачастую в пожизненное пользование. Благотворители, внесшие одноразово более 60 тыс. долларов, составляют сообщество под названием «300 спартанцев», количество членов которого давно перевалило за число легендарных защитников Фермопил. Только с 1 июля 2006 по 30 июня 2007 года эти самые спартанцы внесли кругленькую сумму на счета фонда: 3 взноса по 10 -15 млн долларов, 13 – от2,5 до 7,5 млн, 47 – от 500тыс. до 1,5 млн, 91 – от 100 тыс. до 500 тыс. и 637 – от 10 тыс. до 100 тыс.долларов (Ау-у, где вы, наши богатенькие Буратины?). Жертвуют не только деньгами, но ценными экспонатами для музеев (картины для музея искусств), оборудованием для колледжей, постройкой зданий и спортивных сооружений. Это выпускники, которых в базе данных университета 400 тысяч человек. Самые активные из них входят в Ассоциацию выпускников.

Мичиганцы повсюду

Ассоциация выпускников Мичиганского университета насчитывает в своих рядах 46 тыс. человек. Это по существу международная общественная организация со своим штатом и клубной системой ячеек в каждом штате Америки и за границей. В Ассоциацию входит 117 клубов. Живет она на свои средства и частично на университетские. Бюджет формируется из вступительных взносов (45 долларов с человека и 55 – от группы) и ежегодных членских взносов по 25 долларов с члена. Популярна форма пожизненного членства, когда выпускник вносит единовременно 700 долларов и получает процент от этой суммы. Ежегодный бюджет Ассоциации 3,6 млн долларов. Накопления в размере 4 млн лежат в банке под проценты. Стратегию работы определяет совет директоров, тактику – исполнительный директор Ким Киттон, пять ее помощников и 24 координатора, а 93 добровольца обеспечивают связь университета с клубами.
Ассоциация выпускает три раза в год свой журнал, информируя своих членов о событиях в кампусе, о карьерном росте бывших питомцев университета, о благотворителях и их взносах. Имеется свой сайт и база данных, позволяющая отмечать поздравлениями все важные события в жизни выпускников, их семей, вплоть до любимых животных.
Клубы выпускников проводят совместные вечеринки, дегустации, посещения театров и концертов, межклубные спортивные состязания, туристические походы и круизы. Затратные мероприятия клубов финансируются Ассоциацией. Она же оказывает материальную помощь нуждающимся магистрам, помогает новоиспеченным выпускникам в определении карьеры, прохождении первых интервью.

Иногда выпускники возвращаются в университет поучиться снова (поиграть в студентов), вносят плату и посещают вечерние занятия по интересующим их предметам и проблемам: искусство, политика, философия, литература, агрономия и т.п. Некоторые таким образом учатся пожизненно.
Каждый год Ассоциация устраивает праздничный уикенд для выпускников 50-й давности. Обычно на такие праздники приезжают семьями: жены, дети, внуки и даже правнуки.

Ростовские спартанцы

Получив сертификаты об успешном окончании курсов повышения квалификации в Мичиганском университете, наша группа тоже поговаривала о создании в Ростове клуба мичиганцев-спартанцев во главе с Владиславом Захаревичем, первооткрывателем Мичигана, и войти в Ассоциацию. Пусть финансируют. А нет, так мы сами чего хочешь продегустируем.
А команда у нас подобралась солидная (если профессора, то не менее 150 тыс. годовых, как у американцев, разница лишь в курсах рубля и доллара).

Напутствуя нас перед отъездом, ректор ЮФУ Владислав Георгиевич Захаревич призывал всех наладить тесные контакты с американскими коллегами, вникнуть в систему самостоятельной работы студентов, взять все полезное и адаптируемое к нашей системе образования... Мы старались. Но наши настоятельные просьбы и письменные заявки на встречу с коллегами из колледжей-факультетов по существу
Нажмите, чтобы увеличить.
игнорировались. Американцы строго следуют намеченному плану, а его надо было оговаривать до поездки. Единственный раз, когда нам вручали сертификаты об окончании курсов и значки «спартанцев», на фуршет заглянули некоторые представители факультетов. В фуршетном гаме и при наличии одной переводчицы, которую буквально рвали на части, мне удалось передать два своих учебника по журналистике с переводом основных положений коллеге Эрику Фридману с просьбой сделать ответный жест в виде учебных планов и пособий (заданий) для самостоятельной работы студентов-журналистов. Коллега, действительно прислал мне много полезных материалов по почте. Многим повезло меньше: «Коллега не вышел на связь, явки провалены».

Наши занятия заканчивались в пятницу 14 декабря. В этот день университет «уходил» на рождественские каникулы. Нас предупредили, что будет ланч. При ленивом трепе мы наблюдали как в комнате напротив нашей аудитории накрывали стол. Сначала разные люди носили разную еду, а затем еще более разные люди стали ее разносить, нагребая в одноразовую посуду. Почувствовав угрозу остаться без дармового обеда, мы ринулись к шведскому столу. Нам достались-таки: суши, крылышки, фрикадельки, бобы и пироги, запеканки и фруктовые пудинги, рождественские выпечки и кока-колла. И когда все наелись до отвала, поступила информация, что такие же столы (для всех) накрыты на всех этажах и даже в подвале. Из чистого любопытства во главе с нашим старейшиной Львом Михайловичем Рабкиным мы спускались с этажа на этаж, дегустируя индеек, муссы, желе, бисквиты и что-то там еще, что уже никак не входило в объем желудка. В подвале пили кофе, лениво смотрели на запоздавших едоков-энтузиастов и с отвращением думали о предстоящем ужине в «Старом Чикаго».

Гудбай, Америка !

В последние дни Интернет нас и радовал, и пугал. Радовал тем, что наш (имею ввиду ЮФУ) главный попечитель выдвинут кандидатом в Президенты России; а пугал непредсказуемостью погоды. За три дня до нашего отлета аэропорт Чикаго был закрыт из-за снежного бурана, задержав более 500 рейсов. В ночь перед отлетом пурга дошла до Ист-Лансинга, и наш автобус с тем же водителем-белорусом с трудом добрался до Чикаго. До Атланты долетели благополучно. И когда по-русски объявили рейс до Москвы, мы в последний раз достали свой ростовский запас сигарет, и дым отечества был сладок и приятен.
Гудбай, Америка!
__________________________
© Ахмадулин Евгений Валерьевич

Нажмите, чтобы увеличить.






Испанские добровольцы в Красной Армии
История об испанских добровольцах, воевавших в Крыму и геройски погибших в 1943-м году.
Шест ему в руки. Фантастический рекорд
Рассказ о том, как был побит великий рекорд великого чемпиона по прыжкам с шестом Сергея Бубки, который продер...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum