Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Вне рубрики
О человеке и человековедении
(№3 [166] 25.02.2008)
Автор: Владимир Деревянко
Владимир Деревянко
1. О многообразии представлений о человеке

Существующие представления о человеке отличаются большим разнообразием, как и науки, изучающие его со всех сторон, но не дающие цельного и объективного знания ни его сущности, ни смысла его существования, которые взаимосвязаны. Разве, что веками складывавшиеся религиозные учения более определенно, но отнюдь не научно трактуют человека, как творение Божье. В остальном все, что ни говорится и пишется о человеке и его социуме, не может быть достаточным ни для определения его сущности и оценки его действий, ни, тем более, для их оптимизации. Получается, что человек - явление менее определенное, чем космос или многообразная природа? Не странно ли это, как и то, что природу изучают весьма серьезно и системно, а человека - не надо? Но человеком движет стремление найти смысл своего существования /В. Франкл/ и, если он его не находит или утрачивает, возникает так называемый "экзистенциальный вакуум". Увы, это стремление не всегда формируется и поддерживается в человеке - чему только не обучают детей, но не познанию их сущности и смысла жизни, без которого древо познания как бы лишается ствола. Без человековедения, которое помогло бы понять человеку смысл его существования, развития и образования, обучение нередко остается формальным, а учащиеся не стремятся к целенаправленному и сознательному познанию, смысл которого по словам К.Д. Ушинского стал бы "мотором их духовного и морального развития". "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его также во всех отношениях," - говорил он, признавая целостность человека и неделимость его тела и духа. Идеи антропологизации педагогики явились следствием повышения общего интереса к человеческой экзистенции, поиска системного подхода к изучению человека /1/. Методологическое значение целостности человеческой жизни чрезвычайно велико, позволяя интегрировать тело и разум, индивидуальное и социальное, природное и культурное, эмоциональное и рациональное. Но пока нет науки, сумевшей объективно и системно объединить разные начала человека. Показательна в этом смысле философская антропология, которая, казалось бы, призвана сделать это. Отмечая, что философское понимание человека в разные эпохи не оставалось неизменным, она толкует /2/, что "в самых глубоких своих истоках человек - это борьба. Вместе с тем он целостен и человеческая природа как некая данность безусловно существует." Но "мы не в состоянии представить ее конкретную расшифровку ибо человек находится в авантюре собственного преображения." При этом "философская антропология обнаруживает обостренный интерес к проблемам методологии. Она ищет собственный путь герменевтического понимания феномена человека." В отсутствие социального заказа найти его трудно или невозможно, если играть словами или пытаться соединять трудно соединимое метафизически без реальной жизненной основы. Не секрет, что жизненная ориентация людей сейчас хозяйственно-техническая, - и человек и общество акцентируют свое внимание на экономических процессах и научно-техническом прогрессе, а не на развитии человека и его духовно-нравственной сферы. Должно быть понятно, что при такой ориентации людей весьма трудно сформировать и наполнить объективным и конструктивным содержанием представление об их сущности, как и мотивировать потребность и, тем более, необходимость в ее познании и эффективной реализации. Впрочем, она постепенно созревает и тому подтверждением признание многими научными дисциплинами факта реальности человеческой природы и способности человека к развитию. Современное человековедение, как синтетическая и прикладная наука, может реализоваться на основе конструктивной комплементарности лучших достижений всех наук о человеке /3/. Человек как объект исследования и целенаправленного воспитания должен рассматриваться во всей временной, пространственной и социоприродной перспективе в его онто- и филогенезе. При этом не столь существенно, кто и как его создал, насколько человек философски единичен или целен, абстрактен и конкретен, хотя это интересно и по-своему важно, а какова сущность человека, как природно-социальное и системное явление, и составляющие ее основания и свойства, как некие реализующие ее подсистемы и элементы, которые имеют свои имманентные цели и логику реализации. Опершись на них, можно приблизиться к действительному пониманию человека и смысла его существования.

2. Человек, его жизнь и проблемы

Современный мир многополярен и противоречив ибо таков человек и его представления о себе и других. ХХ-й век с его колоссальными научно-техническими достижениями и экономическим подъемом, с одной стороны, и глобальными социальными катаклизмами - с другой, показал очевидное несоответствие жизненных ценностей и поведения человека его сущности и пользе. Существующее материальное и социальное неравенство и разобщение людей, привычное и несправедливое, наводит на мысль о превосходстве желаний и силы над необходимостью и разумом человека. Допустимое при меньшей численности населения и при более низком уровне развития производительных сил, теперь это несоответствие обостряется и проявляется серьезными индивидуальными и социально-экологическими проблемами, которые являются не только тормозом развития человечества, но и ощутимой угрозой его существования. Заслуживает внимания значительный дефицит гуманитарных знаний в их общем объеме, которые по данным В.П. Казначеева составляют менее 1% при том, что на знания о неживой природе приходится 95-98%. Показателен и пример школьных программ, в которых очевидно явное преобладание естественных наук и дисциплин. Природоведение и естествознание изучаются давно, а человековедение или человекознание появились недавно и далеко не везде. Не имея признанного научного статуса, содержание этих курсов фактически продолжает психологию, реже валеологию, не давая системных знаний о человеке и смысле его жизни, его сущности и ее эффективной реализации. Но как верно оценить человека и его действия, чтобы не оказаться в плену заумного теоретизирования и словоблудия, фантазий и заблуждений на этот счет? Если опереться на то, что вобрала в себя философская антропология, которая призвана быть своеобразным итогом познания человека, то получится некий эклектический набор разнородного материала о человеке, как опасном, противоречивом и неуравновешенном в самых глубоких своих истоках существе, не поддающемся теоретическому определению потому, что изначально оно ничего собой не представляет /?!ВД/ и его нельзя рассматривать только, как объект познания ибо он прежде всего субъект жизни /2/. Если же оттолкнуться от реальной жизни, императивом которой являются стремление людей к выживанию, обогащению и господству, то о человеке можно говорить, как о животном с развитым мозгом, наиболее приемлемым способом самореализации которого является захват возможно больших жизненных ресурсов и достижение более высокого положение в социуме, то есть по сути реализации модели поведения животного, хотя и в более сложно организованных и отчужденных от природы формах и с использованием больших энергии и средств. Последнее позволяет сделать два важных вывода: человек по реализации заложенных в него возможностей, намного опережает животных, но потенциально реализует их еще далеко не в полной мере /5/. Продолжая и интерпретируя эти выводы, можно даже не предположить, а утверждать, что человек близок к животным не только потому, что биологические отправления составляют значительную часть его существования. Естественная общность с приматами накладывает отпечаток на организацию жизни людей, иногда напоминающую джунгли, которая весьма проблематична, потому что недостаточно разумна... Впрочем, последнее совсем неочевидно для многих людей и является основой многообразия представлений о сущности и смысле жизни человека, с одной стороны, и его проблем - с другой. Обращаясь к проблемам современной жизни, естественно полагать, что они возникли и существуют не сами по себе, а являются производными неоптимальных индивидуального поведения людей и социальной организации. Кажется, далекие и не связанные между собой военно-политические и социально-экономические, ресурсно-энергетические и экологические, материальные и информационные, национальные и нравственные, жилищно-бытовые и психофизиологические проблемы предстают звеньями цепи несовершенства и неразумности, которая пока сковывает и отчуждает людей, порождая массу противоречий между ними и ограничивая их возможности.

3. Чего не хватает для решения проблем?

С жизненными проблемами сталкивается каждый человек независимо от его возраста и возможностей. Одни из них более остры, например, серьезные заболевания или последствия терроризма/войн, а другие менее, - недостаточная зарплата или нелюбимая работа/жена/муж. Третьи в большей степени зависят от собственного поведения людей, - неудачи и вредные привычки, четвертые - от неверных действий окружающих или природно-социальных обстоятельств, - преступность, техногенные и природные катаклизмы. Некоторые из них решить возможно или легче, скажем, бытовые или производственные проблемы. Другие же, например, экологические, военно-политические, проблемы терроризма, преступности, безработицы, наркомании в современных условиях принципиально нерешаемы. Рассматривая важнейшие современные проблемы, естетственно связывать их с поведением людей и их жизненными интересами и ценностями, которые определяют направление и мотивацию усилий, характер производства и использования жизненных ресурсов и энергии, взаимодействия с окружающим миром. Анализируя интересы людей, можно удивляться тому, насколько они бывают не полезны, а вредны для них, например: многие дети не хотят учиться, агрессивны и разрушительны, курят и пьют, а не наоборот? Многие люди, зная о необходимости движения, мало двигаются и страдают от гиподинамии или, желая быть здоровыми, вспоминают о здоровье, когда его теряют? А самая большая проблема состоит в том, что люди, желая лучшей жизни, не улучшают себя или, имея разум, не используют его в полную силу и примитивизируют свое поведение, уступая вредным привычкам, самообману или обману, или, проявляя чудеса приспособления к реалиям современной жизни, сами идут на обман и насилие?.. А книга рекордов Гиннеса, хотя бы отчасти, разве не похвала человеческой неразумности? Некоторые проблемы людей постепенно решаются, другие - не решаются десятилетиями и к ним прибавляются новые. Кто бы ни брался за их решение, всегда сталкивается с тем, что они сложны, взаимосвязаны и для их решения недостаточно средств. В этой проблемной триаде находятся и причина и следствие: сложны потому, что недостаточно и, что не менее важно, системно изучены. Взаимосвязаны потому, что связаны с людьми и их действиями. Наконец, недостаточно средств потому, что люди разобщены и господствует частная собственность, адекватная развитию людей и социума. Проблемы чаще всего пытаются "решать" с позиции силы, а они воспроизводятся вновь потому, что так их не решить ибо для этого должны быть познаны и устранены причины и обстоятельства их возникновения. Нетрудно видеть, что пока люди в массе своей недостаточно разумны и действуют нередко, как дети, которые сначала подерутся, а потом может быть подумают о том, что надо было бы решить свой спор иначе - разумно и мирно. Для этого у них должно быть некое объединяющее начало, общие интересы, дружеские чувства... Жизненные интересы и ценности увязывают в систему весь комплекс проблем современного человека и являются основанием для их анализа и решения. Должно быть понятно, что решение этих проблем предполагает рационализацию жизненной ориентации человека, которая производна его развитию и представлениям о сущности и смысле жизни. Последнее - сверхпроблема человечества, осознание которой весьма непросто и объективно более важно для людей, чем проблема мироздания. В общем случае, чтобы решить проблему, надо понять причину ее возникновения, найти решение, иметь средства, сформировать энергию и начать действовать. Применительно к проблемам человечества надо заметить, что все они имеют общую основу, корни которой находятся в сознании человека и производны его развитию. Из этого следует, что, пытаясь решить в принципе какую-либо из современных проблем, человек будет вынужден сознавать их самую суть, обращаться к своим основам, думать о своих необходимости и пользе, соприкасаясь со своим несовершенством. Он сам или с помощью других людей может постичь их, но без согласия с окружающим миром, частью которого он является, никогда не сможет их решить ибо такова его сущность...

4. О необходимости системного изучения и знания человека

Если опереться на имеющиеся знания о человеке, то не удастся найти какой-то их системы, а ведь еще М. Шеллер говорил о том, что познание человека предполагает выработку новой методологии и создания новой науки. Где же она? Думается, - ее нет потому, что эта наука не востребована ибо людей пока занимает другое... Вспомним, что для всех нас наиболее ценны богатство и власть или, говоря иначе, - зарплата и должности/звания - в таком контексте познание человека никому, кроме, разве что исследователей-энтузиастов, не нужно по очень простой причине: эти знания не способствуют достижению указанных целей! К тому же они сложны и их накопление требует больших усилий и подвижничества. Наконец, господствующие жизненые ценности ведут к отчуждению и разобщению людей, которые искажают объективное восприятие человека. Современный капитализм, активизируя и культивируя корыстно-эгоистическое начало человека, подчиняет его действия достижению материальной выгоды. Допуская и даже провоцируя насилие или обман одного человека другим, формируя противоречивую основу существования в социуме и природе и сопровождаясь кризисами и нерациональным использованием жизненных ресурсов, так называемый, свободный мир не обеспечивает действительно свободного и адекватного их сущности волеизъявления людей. Однако, это не означает необходимости его уничтожения по той простой причине, что придется уничтожать людей - носителей корыстно-хозяйственных устремлений, что и имело место в новейшей истории... Последнее подводит к очень важному выводу, определяющему кардинальное направление решения современных проблем: необходимо систематизировать существующие представления о природе /сущности/ и поведении человека и создать их цельное системное знание. И чем оно - это знание о человеке будет полнее и конструктивнее, тем лучше люди смогут познавать себя, развиваться и оптимальнее себя вести, наконец, тем ближе они будут к пониманию и осуществлению своей жизненной необходимости, взаимопониманию и решению своих проблем. Рассуждая об этом, можно говорить о несовершенстве человечества, находящегося на раннем этапе развития цивилизации, для преодоления которого нужно набраться терпения и осторожности, чтобы не помешать естественному течению жизни, не стать политическим авантюристом или виновником, даже косвенным, серьезных потерь человечества. Чтобы объективно и глубоко постичь происходящее, следует обратиться к человеку, его сущности и разуму, формирующему то или иное представление о необходимости и полезности устремлений и действий, индивидуальных и в социуме, на основе которых складываются определенные жизненные ценности. Впрочем, это некоторое забегание вперед и теоретический посыл, в то время, как в жизни идет естественный процесс коррекции существующего положения вещей - через законотворчество и выборы новых политиков-руководителей, социализацию экономики и демократизацию жизни, отражающий накопление и постепенное разрешение противоречий в той или иной сфере интересов и деятельности человека. По странному стечению обстоятельств считается, что улучшить жизнь, и на этом строится политическая борьба, можно за счет социальных преобразований, изменения отношений собственности и перераспределения ресурсов и средств. И это отчасти верно, но вторично, будучи следствием несвободы или зависимости человека от своей неинформированности и беспомощности. Одновременно это и принципиально ошибочно потому, что действительно решить проблемы и улучшить жизнь, не изменив-улучшив самого человека, - нельзя! А это не приходит в голову людям в силу другой их жизненной ориентации и потому, что нет цельного и объективного представления о человеке и его сущности, как нет и такой науки.

5. О предмете и методах человековедения.

Чтобы реально улучшить жизнь людей, надо, чтобы изменились сами люди! А для этого следует не только хорошо знать свою сущность, способы и средства ее реализации, надо, чтобы каждый человек развивался и совершенствовался вместе с другими людьми, действуя адекватно своей сущности! Только и всего-то?.. Но для этого людям предстоит осознать вполне, что их отличает от животных и, действовать по-человечески - разумно! Суждение Б. Паскаля о неспособности человека постичь соединение духа с телом, как и представления философов о биологической ущербности или психологической субъективности человека, по-видимому, не случайны, отражая общий уровень развития человека и его видение себя и мира. Однако, независимо от нашего желания и представлений по этому вопросу дух и тело человека соединяются между собой в удовлетворении его потребностей и достижении жизненных целей и без этого он невозможен! Так вот, способны мы или нет соединить эти две составляющих сущности, а получается, что это не так уж и важно, она проявляется объективно в наших действиях, которые в той или иной мере - ей адекватны. И вот это уже очень важно для того, чтобы не только судить о поведении человека, но и оптимизировать его, реализуя и культивируя то, что выделило его из животного мира, а мы в этом нисколько не сомневаемся, - его разумность и развитие. Имея разум и не интересоваться своей сущностью /вспомним В. Франкла/, - значит быть неразумным животным, которое по жизни ведет инстинкт - некая закрытая для оперативной оптимизации программа. Но иметь разум, - еще не перестать быть животным, - человек биологически остается им от рождения и до смерти... Благодаря развитому и активному разуму, человек открыт для развития и способен действовать со значительно большей пользой для себя, чем животное, жить гораздо лучше и дольше в любых, даже неблагоприятных условиях. С помощью разума он может опереться на свою сущность и, сознавая свои жизненные необходимость и пользу, стремиться к достижению высшей пользы, гармонизируя свои духовное и телесное/животное начала во взаимодействии с окружающим миром людей и природы, органической частью которого он является. Сделать это непросто, но это не только возможно, а жизненно необходимо! И в этом людям должно помочь человековедение, которое не рассуждает о том, способен или не способен человек постичь соединение духа и тела, ущербен он или субъективен, а помогает ему активнее использовать разум для того, чтобы познавать и лучше реализовать себя ибо в этом и состоит человек разумный и его жизненная необходимость и это определяет предмет без преувеличения самой важной и полезной для человека науки - человековедения. Итак, предмет человековедения - это познание и рациональная реализация сущности человека. Даже, если поначалу определить ее неадекватно, а в этом нет ничего удивительного ибо процесс познания идет от примитивных к более совершенным знаниям, то это уже хорошо тем, что дает опорные точки для анализа поведения человека и его оценки. И такие точки-понятия: основания и свойства сущности человека, - например, обмен веществ, движение и разумность, категории - жизненной необходимости и пользы, процессы - самопознания и развития, самореализации и природосообразного поведения формируют теоретический и прикладной аппарат человековедения, с помощью которого человек может постигать себя и, что самое главное, рационализировать свое поведение. А это есть то, благодаря чему только и возможно улучшить жизнь его самого и других людей! Что же касается метода человековедения, то определить его однозначно трудно, хотя бы потому, что сущность человека биосоциальна, познаваться она может теоретически и практически, а ее реализация - биопсихический и социоприродный, информационно-логический и хозяйственный процесс! Разумеется, методология человековедения не ограничивается исследованием социальных отношений /4/, которые акцентирует марксизм, подразумевая совокупность методов человековедения, выделяя особо методы познания и реализации сущности человека, которые естественно расширяются методами кибернетики и синергетики, педагогики и психологии, социологии и экономики, экологии и валеологии... Методология человековедения включает и использует методы многих наук, которые синтезируются в системе природосообразного поведения человека на принципиальной материалистической детерминистской основе. Необходимо отметить важную и принципиальную особенность человековедения - конкретность и конструктивность - все в нем должно быть подчинено познанию и эффективной реализации сущности человека в его непротиворечивом взаимодействии с людьми и природой для улучшения всего человеческого вида. Это определяется возможностями разума человека, который способен все более оптимально организовать свою жизнь и ее ресурсы в контексте осознания и осуществления жизненной необходимости и достижения высшей пользы.

Литература

1. Чистяков В. Homo totus - феномен педагогического человековедения. Реферат по философии, 2006
2. Гуревич П. Философская антропология сегодня. Доклад на Всемирном дне философии в ИФ РАН. 2005г.
3. Снетков В. Человековедение как единство светской и христианской психологии. Межвузовская ассоциация "Покров", 2006
4. Парцвания В. Метод исследования в человековедении, В сб-ке статей: Отчуждение человека в перспективе глобализации мира. Вып. 1. Изд-во "Петрополис", 2001
5. Деревянко В. Основы человековедения. 6-я ред. М., Рукопись, 2007
_____________________
© Деревянко Владимир Иванович

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum