Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Творчество
У чего «неженское лицо»? или «Война и Мир» (не по Толстому)
(№4 [167] 15.03.2008)
Автор: Нина Огнева
Нина  Огнева
Во многих языках имена существительные разделяются по родам. Это, например, французский, немецкий, итальянский, русский. Считается, что прямой связи между грамматическим родом слова и полом живого существа, которое им обозначено, нет. Например, слово зверь – мужского рода, но так можно назвать как самца, так и самку животного. А женский род слова дядя вовсе не подразумевает под дядей тетю. У филологов и лингвистов на этот счет свое мнение, а у социопсихологов – иное.

Язык нации формируется постепенно, на протяжении веков, а то и тысячелетий. Неравенство в положении мужчин и женщин, в частности на территории нашей страны, тоже имеет вековые традиции, и только в самые последние времена происходят положительные сдвиги, хотя бы на законодательном уровне. Вопрос, что первично – материя или сознание, до сих пор не нашел кардинального решения. Но приоритет сложных социальных взаимоотношениям в сообществе относительно второй сигнальной системы (членораздельная речь) – безусловен. Вывод: менталитет нации в большей степени управляет формированием языка, а не наоборот. И весьма вероятно, что разгадка пресловутой «загадочной русской души» кроется именно в принципах родовой классификации основных языковых единиц – существительных.
Чтобы не отнимать хлеб у специалистов и не шокировать их самонадеянным умничаньем, проведем наше исследование в форме игры. Вообразим себя режиссерами спектакля по сказочному сценарию, персонажами которого являются неодушевленные предметы и понятия. Соответственно грамматическому роду, распределим роли между мужчинами и женщинами.

Для разминки откроем театральный сезон бытовой пьеской из жизни мебели. Тотчас замечаем интересную особенность: дамы-актрисы будут вынуждены проникнуться нюансивными переживаниями предметов домашней обстановки, на которых можно полежать. Таких, например, как кровать, тахта, оттоманка, козетка, банкетка, раскладушка, просто койка и обобщенное постель. Из стройного ряда выпадает диван, но этот вальяжный парень явно восточного происхождения, а восток, как известно, дело тонкое.
Актерам-мужчинам, соответственно, достанутся роли всего остального, что составляет наш мебельный гарнитур: шкафов, сервантов, буфетов, комодов, столов, как обеденных, так и письменных, а также телевизоров, холодильников, телефонов, магнитофонов (аудио и видео), компьютеров и кухонных комбайнов, замещающих одновременно мясорубку, соковыжималку, терку, кофеварку, хлеборезку и …

Что-то симптоматичное просматривается в таком разделении ролей.
Расширим репертуар: драма на производственную тему. Весьма волнительно наблюдать за перипетиями и коллизиями взаимоотношений двуручной пилы, отвертки, дрели… далее память тормозит и на ум приходят молоток, гвоздь, топор, рубанок, фуганок, шерхебель, отвес, нивелир, коловорот, гвоздодер, перфоратор, шуруповерт в сопровождении орды шурупов, винтов, шпунтов, шкивов, шпинделей… впрочем, эти – уже из другой оперы. Но – мужское начало явно преобладает в столярно-слесарной тематике, что заметно невооруженным глазом.
Как-то попахивает дискриминацией по признаку пола и в предметном мире. Но – не будем торопиться с выводами.

На сцене нашего провинциального театра «гвоздь сезона» – шедевр отечественной классики, «Война и Мир» (не по Л. Н. Толстому). Действующие лица – основополагающие явления, как то: жизнь, смерть, молодость, старость, мудрость, вера, надежда, любовь, ненависть, радость, печаль, красота, зависть, ревность, обида, свобода, воля, религия, наука, техника, планета – Земля, а также Азия, Европа, Антарктида… далее по учебнику географии. Кстати, об учебниках: где география, там и история. А рядом философия, филология, лингвистика, химия, физика, математика с ее основными разделами – алгеброй, геометрией, тригонометрией, математической статис… н-да! Впечатляет? Вот вам и статистика! Пусть не очень математическая, но насыщенная своеобразным колоритом.

Умышленно пропускаем персонажей среднего рода, это особая статья. Однако заждались своей очереди господа актеры. Скучают «отец семейства» и комик. Близки к творческому кризису резонер и «герой-любовник». Не предлагать же им унизительное «кушать подано»: слуга (роль третьего плана, по престижности непосредственно перед мимансом – массовкой) – тоже существительное женского рода. В нашей вселенской эпопее (кстати, вот же и вселенная!) роли, право, распределяются с некоторой тенденциозностью. Вам тут в одном ряду и вселенная со всеми галактиками, черными дырами и сверхновыми (закроем глаза на такой мизер, как астероиды вкупе с метеоритами и какими-то там болидами –это суть космическая пыль), и, как ни забавно, – дяди, дедушки и даже папы, не исключая римских (грамматически – женский род!).
Какие же роли наш родной русский язык, сформированный родным русским менталитетом (не без участия пресловутой души), предложит остальному составу труппы?

Безусловно, в ежемесячной зарплате наш мужской кордебалет обижен не будет. Под руководством балетмейстера по имени Наука Философия, при участии сценографа по имени Политика он исполнит «танец с -измами». Правда, к русским народным песням и пляскам этот хореографический номер имеет весьма условное отношение: заметно тлетворное влияние запада, в частности – латыни (существительное ж. р.). Но списывать со счетов ни материализм, ни идеализм, ни экзистенциализм, ни, тем более, релятивизм с корпускулярно-волновым дуализмом в придачу, никак нельзя. А уж о коммунизме с социализмом и прочем нечего и говорить!

Однако, будем справедливы: в афише черным по белому написано «Война и Мир» – Мир, заглавная роль в нашем триллере с антифеминистским уклоном. Что же мешает герою взять бразды правления в свои руки и осчастливить человечество? Ну конечно, извечные его антагонисты: война, вражда, ненависть, неприязнь, жестокость, злоба, ссора, свара… продолжите ряд самостоятельно, и если отыщете незаимствованное существительное мужского рода, то примите мои поздравления.

Ах, женщина! Сосуд греха! Вот с чьей подачи, оказывается, творится на земле зло (ср. р.)! Впрочем, и добро (ср. р.) тоже. Вернитесь несколькими строками выше: любовь, жизнь, мудрость… верность, преданность, честь… совесть, порядочность, доблесть… Однако – ум! С умом что-то не складывается. Впрочем, рассудительность, смекалка и трезвость обнадеживают. Они-то с нами в одном ансамбле и мы еще споем под занавес.
Антракт. Продолжение следует…
____________________
© Огнева Нина Сергеевна
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum