Абсолютно согласен с Ольгой Морозовой, автором статьи «Новый импульс Евразии?» в газете «Южный Федеральный» № 9 (326) 12-18.03.2008.
Предлагаемый «ЛенморНИИ проектом» к рассмотрению вариант строительства канала действительно еще ухудшит экологическую ситуацию на прилегающей территории.
Такая катастрофическая ситуация сложилась сто лет назад и усугублена строительством в последующие десятилетия водоподпорных плотин Веселовского, Пролетарского (Маныч-Гудило) и Чограйского водохранилищ.
Географ, (француз) исследовавший реку Маныч сто лет назад, обвинил географа (немца), исследовавшего реку двести лет назад, в том, что тот там не был, и описание реки того времени придумал. (Фамилии исследователей назвать не могу, так как, в связи с кончиной СССР и мелиорации, свои записи по их публикациям выбросил). Причина обвинений объяснима.
Миллионы гектаров пашни и интенсивно используемых пастбищ кардинально изменили природный ландшафт Кумо-Манычской впадины и прилегающих склонов. Полное отсутствие дренирования территории привело к образованию солончаков, соленых озер, деградации почвенного покрова пастбищ и еще возделываемой земли. А реки превратились в пересыхающие ручьи. Миллионы кубометров почвенного грунта, вынесенного левым притоком Егорлык, при впадении его в реку Западный Маныч, образовали пересыхающее летом «озеро» Маныч–Гудило.
«Невежество земледельца» (по словам Василия Докучаева) и сложившуюся практику строительства сотен тысяч прудов и водохранилищ на юге России не исправить призывами экологистов (не экологов) – «не трогать и сохранять мать-природу».
Мой призыв – настало время не сохранять, а исправлять уже невыносимую для человека среду обитания, конкретно, на территории Кумо-Манычской впадины и республики Калмыкия. На опустынивающихся пространствах нет воды питьевого качества (с минерализацией менее 1 г/л), и ее приходится возить автотранспортом или строить так называемые групповые водопроводы, протяженностью в сотни километров.
Крайнюю необходимость судоходного сообщения между Каспийским и Азовским морями целесообразно использовать для исправления крайне неблагоприятной экологической обстановки.
Канал «Евразия» должен пройти в глубокой выемке в отметках уровня Азовского моря, обеспечивая возможность дренирования прилегающей территории. Вместе с Сарпинским дренажным коллектором и «Системой управления водным режимом территории» (патент РФ №2117725) на прилегающей водосборной площади это строительное мероприятие гарантированно обеспечит водой и шлюзование к Каспию, и другие потребности, включая питьевое водоснабжение населения и скота. С ликвидацией водохранилищ и сотен прудов сократятся (на многие кубокилометры в год) потери на испарение воды в регионе.
При впадении канала в Азовское море должен быть устроен шлюз, ориентировочно с напором до 2 м, обеспечивающий проход судов при сгонно-нагонных явлениях в Таганрогском заливе.
Проблемы сохранения участков нетронутой степи, мустангов, гнездовий водоплавающих и мест отдыха перелетных птиц будут решаться за счет строительства канала.
Есть такая строка в Федеральном законе Об охране окружающей среды: «Вред, нанесенный окружающей среде, должен незамедлительно устранять тот, кто навредил. Ответственность – вплоть до уголовной.»
Те, кто навредил, и земледельцы, и строители прудов и водохранилищ, их очень много и невозможно привлечь к ответственности. Большая удача – использовать строительство канала «Евразия» для исправления экологической ситуации в регионе.
________________________
© Лавринов Анатолий Павлович