Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
История
Истоки европейской культурной общности
(№6 [169] 25.04.2008)
Автор: Ольга Морозова
Ольга Морозова
Распространена точка зрения, в соответствии с которой общей колыбелью западной цивилизации считается Древняя Греция, чьи традиции стали базисными для европейской культуры. Национальная культура немцев, французов, испанцев одинаково апеллирует к образам героизма в лице Геракла, верности и дружбы – Патрокла, служения людям - на примере Прометея. Другим основанием генетической общности является совместное использование наследия Древнего Рима и, прежде всего, гражданского кодекса, ставшего фундаментом европейского законодательства. Третьим феноменом, определившим общность черт европейских национальных культур, стало христианство. Оно привило прежде языческим народам новый взгляд на исторический процесс, свод моральных предписаний. На античное уважение к закону как воле большинства органично легло древнееврейское представление о законе как божественном предписании, высшем императиве жизни каждого смертного.

Но на наш взгляд, истоки культурно-исторической общности европейских народов уходят еще дальше в глубь веков. В этой связи древнейшие факторы культурного единства европейских народов можно разделить на два источника – это достижения первых средиземноморских цивилизаций и реликтовые черты индоевропейской общности, просматриваемые в обрядности, божествах языческого пантеона, сезонных праздниках явно земледельческого календаря.

I. Наследие древнейших средиземноморских цивилизаций. Таковыми можно считать древнеегипетскую, крито-микенскую и финикийскую цивилизации. В рамках заупокойного культа Древнего Египта, когда загробная жизнь признавалась как более ценная, чем земная, произошло составление первого морального кодекса, т.е. правил поведения, при соблюдении которых человек попадал в счастливую страну мертвых: не лгать, не завидовать, не причинять зла и пр. Элементы похоронных традиций причудливым образом переплетаются в культуре разных народов. Так, египетская дата сорокового дня (окончание обряда бальзамирования) была воспринята христианами как день поминовения усопших, у католиков развилась в доктрину о чистилище. В Египте началось монументальное каменное строительство культовых сооружений: но храмы не были предназначены для верующих, это были дома богов. Считалось, что часть божественной субстанции живет в золотой статуэтке, находящейся в алтаре. Тогда же возникло понятие авторства – известны первые имена зодчих, строивших храмы и гробницы: Имхотеп (28 в. до н.э.), Сенмут (15 в. до н.э.).

Финикийцы – подлинные творцы древней единой Европы. Гибель прервала более ранние попытки критской талассократии объединить восточное Средиземноморье. В конце II тыс. до н.э. на этот путь встали города-государства Финикии. Они освоили прибрежные территории по всему периметру моря, способствовали вовлечению в торговый обмен многих туземных народов. Финикийцы передали им алфавит, оставили большое число топонимов, пополнили образами своих богов пантеоны этих племен, финикийская лексика обогатила словарный запас других этносов.
Существенным было влияние финикийцев на молодую греческую цивилизацию в период совместного освоения Кипра и активных контактов – VIII-VII вв. до н.э. Видимо тогда греки воспринимают восточное представление о храме как жилище бога, традицию жертвоприношений на площадке перед ним (так же, как в храме Соломона). Тип строения, ставший классическим, – периптер («окрыленный», т.е. окруженный колоннадой), имеет более древние аналогии в архитектуре Египта и Ближнего Востока.

Греческая религиозная обрядность пронизана восточными элементами.
1. Слово мистерии – религиозные представления – произошло от арамейского mistorin – таинственность. В семитских языках этот корень s.t.r – скрывать – весьма распространен, что свидетельствует о его восточном происхождении.

2. Персонажи Великих Дионисий, изображающих смерть и воскресение бога Диониса – козлоногие сатиры являлись тезками саира [sair] – демона-козла из Ветхого Завета, чье имя в дословном переводе означает волосатый. Близкий праздник «пробуждения» Мелькарта был известен еще раньше в Тире. Этот финикийский бог, так же как и Дионис, был воплощением светлого начала.

3. Возможно, Афродита не случайно родилась из пены в бухте Пафос на Кипре, там с давних времен было святилище богини Астарты, отождествляемой с нею.

Лексическое влияние. 1. Древнесемитское слово idan, означающее период времени, цикл, эпоху, созвучно латинскому idus – иды – полнолуние, середина месяца в древне¬римском календаре. Версию о финикийских корнях укрепляет словарь античности Й.Ирмшера и Р.Йоне. В нем подчеркивается туманное происхождение явно не латинского слова и предполагается, что оно этрусское.
2. Восточные корни имеет также слово юбилей. Уже в одной из самых древних частей Ветхого Завета в книге Иисуса Навина (6:5-6) есть фраза, использующая это слово: «когда затрубят в jovel – бараний рог». Здесь виден изначальный смысл слова баран, вожак стада. Так же называли особое трубение в честь наступления 50-летнего цикла. Народу объявляли об отдыхе полей, освобождении рабов и возвращении отторгнутой за долги недвижимости первоначальным собственникам (Левит, 25:10). Этот источник являются более древним, нежели латинские, и в нем просматривается этимология слова. Поэтому споров о том, где заимствование, быть не может.

II. Признаки индоевропейской общности. Наиболее ярко это проявляется в народных праздниках и обрядах, напр., Рождество Иоанна Предтечи, или Иван-Купала. Иногда его связывают с сохранившимся в индийской традиции праздником летнего солнцестояния – гопала. Midsummer Day – такой же праздник летнего солнцестояния кельтов Британии и Ирландии – имеет близкую ко дню Купалы символику и обрядность, что говорит об общем источнике, сложившемся не позже 5-6 тыс. до н.э. – в период индоевропейского единства. Древнерусское название этого праздника – Купало. Некоторые исследователи видят сходство семантики этой языческой традиции с культом Аполлона (Купало = Appolo). Ф.И. Буслаев видит здесь древний корень куп-кип – кипучий, горячий. Греческая Артемида, в ранних скульптурах изображаемая с медведем, видится «родственницей» Артура, который был в действительности не легендарным королем-рыцарем, а древним кельтским зооморфным богом-медведем. Подтверждает связь общий корень art.
_______________________
© Морозова Ольга Михайловна
Предсказуемость планетарной эволюции
Эволюционный ракурс рассмотрения будущего позволит логически связать историю, настоящее и необычные проявления...
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum