Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
День поминовения: в мире отметили 100-летие окончания Первой мировой войны
Репортаж с церемонии международной встречи по поводу 100-летия Первой мировой во...
№18
(351)
20.11.2018
Культура
О возрожденной лексике в современном русском языке (на материале православных журналов «Фома», «Альфа и Омега» и «Нескучный сад»)
(№8 [171] 10.06.2008)
Автор: Екатерина Суровцева
Екатерина Суровцева
Исследователей уже привлекала проблема возрожденной лексики русского языка. Под возрожденной лексикой понимаются слова, возвращенные в активное употребление [1, 47; 7]. Это лексемы, относящиеся к разным сферам жизни (например, религиозной [ Бог, Евангелие, инок, крест, молитвословие и др.], политической [ лоббизм, либерал и т.д.], экономической [ акция, вексель, казна, консорциум и др.], сфере образования [ бакалавр, магистр и др.] и многим другим сферам). Каждая такая лексема имеет отношение не только к возрождению языка, но и к возрождению культуры.

В связи с изучением данной проблематики закономерно обращение к произведениям современной художественной литературы [1], а также к текстам интервью видных деятелей культуры, таких, как Э.Радзинский, Н.П.Бехтерева, М.Б.Пиотровский и другие, «которые могут служить достоверным и объективным подтверждением значимости возвращенной лексики для носителей современного языка» [1, 47 – 48]. Не менее важный аспект, являющийся логическим продолжением обозначенной выше темы, – изучение возрожденной лексики на материале современных православных журналов, таких, как «Фома», «Альфа и омега», «Нескучный сад». Ведь «не будучи составной частью культуры, язык СМИ воздействует на нее самим фактом своего существования» [5, 5]. «…Распространение информации "призвано" способствовать оценке окружающего мира, определенным образом воздействуя на общественное сознание и моделируя соответствующую картину мира» [2, 24].

Перечисленные нами издания резко выделяются на общем фоне наших печатных СМИ не только высоким качеством издания. К сожалению, традиционная система ценностей носителя русского языка зачастую подвергается деструктивному воздействию со стороны СМИ [3]. «…Свобода слова, избавив журналистику от множества прежних пороков, сохранила, а то и преумножила в ней мощный заряд безнравственности», – именно об этом безответственном воздействии-манипулировании написал в своей заметке А.Плутник [6]. В отличие от подобного рода изданий, перечисленные нами выше православные журналы, рассказывают об основах православной веры и культуры, говорят о Боге, разъясняют значение основных церковных понятий. Эта тематика раскрывается в самых разных жанрах – статья, интервью, эссе, даже путевые заметки. Вот предварительный (естественно, неполный) перечень лексем, возвращающихся в русский язык во многом благодаря православным журналам.

Нажмите, чтобы увеличить.

Автокефалия (Васильева О. Православная церковь в Америке: к вопросу об автокефалии // Альфа и Омега. 2004. № 2);
Ад, геенна огненная (Ткаченко А. Взбесившийся ротвейлер, или что такое геенна огненная // Фома. 2006. №6);
Антихрист (Бухарев Ф. Учение апостола Павла об Антихристе // Альфа и Омега. 1997. № 2);
Апокриф (В.Л. Что такое апокриф // Фома. 1997. № 1);
Аскетизм (Тертышников Г. Аскетизм // Альфа и Омега. 1999. № 3);
Бесы (Ткаченко А. Рога и копыта. Кто такие бесы и нужно ли их бояться // Фома. 2008. № 2);
Венчание (Ведерников Н. Слово на венчание // Альфа и Омега. 2006. № 2; Ткаченко А. Восполнение любви // Фома. 2006. № 10);
Грех (Мацан К., Прогнимак Е., Киктенко Е. Опрос на тему «Не согрешишь – не покаешься?»);
Духовни к (Как я встретил духовника // Нескучный сад. 2006. №4; Шатов А. Духовник и психолог: в чем разница? // Нескучный сад. 2004. № 1);
Житие (Данилова Ю. Интервью с Д.Орловским. Житие и жизнь // Нескучный сад. 2004. № 1);
Икона (Дронов М. Библейское мышление и язык иконы // Альфа и Омега.. 1994. № 3; № 3 журнала «Фома» за 2003 год целая рубрика посвящена иконе – «Икона и человек» – в нее входят следующие материалы: Митрополит Сурожский Антоний. Мысли об иконе, Богданова В., Демина О. Хранители: как беречь иконы, Гурболиков В. Интервью с иконописцем А.Белашовым. Раньше я думал, это мода…, Богданова В. Интервью с искусствоведом Г.Колпаковой. Небо на земле, Успенский Л. Смысл иконы: изобразить красоту – подобие Божие; Федотов А. Мерная икона: хорошо забытое старое // Фома. 2006. №1; Икона для малой церкви // Нескучный сад. 2006. № 6; Васютина С. Чем икона отличается от портрета? // Нескучный сад. 2008. № 1);
Исповедь (Букуров П. Интервью со священником А.Тимаковым. Один на один с Богом. Об исповеди в Православной Церкви// Фома. 2001. № 1; Прогнимак Е. Исповедь в истории // Фома. 2007. № 3);
Конфирмация (Легойда В. Что такое конфирмация // Фома. 2001. № 1);
Литургия (Уминский А. О литургии // Альфа и Омега. 2004. №№ 2, 3. 2005. №№ 1 – 3; Кульба А. Детская Литургия // Нескучный сад. 2004. № 2);
Молитва, молитвословие (Никифоров-Волин В. Молитва // Фома. 1997. № 1; Степанова Е., Реутский А. Можно ли молиться своими словами? // Нескучный сад. 2007. № 8);
Монастырь, скит (Власова Е. Оранский монастырь и скит // Альфа и Омега. 1997. № 2);
Мощи (Мощи – от слова «мощь» // Нескучный сад. 2006. № 6);
Нимб (Северюхин А. Аура или нимб // Фома. 2006. № 3);
Паломничество (Рындач К. Интервью с В.И.Хотиненко.Паломничество в Вечный город // Фома. 2006. № 3; Тарусин А. Афонские будни // Фома. 2006. № 11 – 12, 2007. № 2);
Пост (Ткаченко А. Семь недель без наркоза // Фома. 2007. № 2);
Причащение (Десницкий А. Выдумали ли православные таинство Причащения // Фома. 2007. № 9);
Пророк, пророчество (Десницкий А. Кто такой пророк? // Фома. 2007. № 5; Десницкий А. Что такое пророчество // Фома. 2007. № 6);
Рай (Максимов Ю. Образ рая в христианстве и исламе // Альфа и Омега. 1999. № 2);
Распятие (Кураев А.А знаете ли вы, что такое распятие // Фома. 1998. № 1);
Регент (Кустовский Е.С. Профессия: регент // Нескучный сад .2004. № 3);
Святые, святость (Ершова Е. Святые: кто они? // Фома.2003. №2);
Секта (Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Секта как диагноз времени // Фома. 2006; Понятие тоталитарной секты, Хроника «Христианский семинар ”Тоталитарные секты в России”», Итоговое заявление Христианского семинара «Тоталитарные секты в России» // Альфа и Омега. 1994. № 2);
Страшный Суд (Кураев А. Страшный Суд // Фома. 2000. № 2; Митрополит Сурожский Антоний. Диалог об атеизме и последнем суде // Фома. 2002. № 1);
Чудо (Максимов Ю. Понятие чуда в христианстве и исламе // Альфа и Омега. 2001. № 1).
Кроме того, «Фома» и «Нескучный сад» регулярно публикуют материалы об основных церковных праздниках – Рождестве, Пасхе, Благовещении, Вознесении, Троице, Сретении и других (в наибольшей степени подобная просветительская работа свойственна «Фоме», в рамках которого существует регулярная рубрика «Даты», в которой рассказывается об этих праздниках, а также о днях почитания святых, в том числе и новомучеников, что немаловажно для возвращения в наш культурный обиход забытых страниц нашей истории).

Религиозная лексика, о которой шла речь выше, исчезла из обихода по идеологическим причинам – в Советском Союзе, как известно, религия была под запретом. Но некоторые слова стали непонятными не из-за цензурных запретов. Причина их забвения – в падении нравственного уровня нашего общества. Например, многим представителям молодежи приходится объяснять, что такое целомудрие (Меркулова Е. Ловушка интимных отношений // Фома. 2001. № 4; опрос на тему «Что такое, по-вашему, целомудрие? Возможно ли оно в наши дни?», проведенный «Фомой», № 4 за 2004 год), напоминать о том, почему недопустимы ложь (Уминский Л. О лжи // Альфа и Омега. 2003. № 1) и сквернословие (Шмелев А.Д. Мертвое слово // Нескучный сад. 2008. № 1), что такое милосердие (Козлов М., Смирнов Д., Шатов А., Емельянов А. Что такое милосердие? // Нескучный сад. 2001. № 1), милостыня (О милостыне // Нескучный сад. 2002. № 3), сострадание и благодарность (Журинская М. Ой, они нарвутся! О сострадании и благодарности // Фома. 2007. № 10); что явление, «политкорректно» именуемое «гражданским браком», имеет совершенно иное название – блуд (Журинская М. Бессмыслица, или Гражданский брак // Фома. 2008. № 2).

На наш взгляд, к возрожденной лексике примыкает еще один пласт русского словарного запаса. Дело в том, что в русском языке есть ряд слов, не исчезавших из употребления, но «получивших» несвойственные им значения и коннотации. Задолго до Рождества Христова Конфуций предупреждал, что мир изолгался, слова потеряли смысл, и нужно заново давать имена вещам и понятиям. Мы и сегодня часто смешиваем смирение и кротость с комплексом неполноценности, с мягкотелостью и бесхребетностью, храбрость – с наглостью, щедрость – с глупостью, покаяние – с самобичеванием, самоуничижением и тоской. Это, на наш взгляд, связано с уже упоминавшимся моральным упадком нашего общества. Так что приходится восстанавливать былое значение этих понятий, например, покаяния и гордости (Мацан К. Интервью с Е.Мироновым. Унижение гордости // Фома. 2007. № 3; Борисова М. Интервью с В.Шмалием. Жизнь в отсвете пасхальной радости // Фома. 2007. № 3; Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Талант покаяния // Фома. 2007. № 6).

Но есть и другие причины искажения значений лексических единиц. Вот что говорит об этом явлении Ю.Н.Марчук, размышляя о негативных сторонах влияния СМИ на общественное сознание: в СМИ происходит «4. Ассоциирование определенных лексических единиц только с отрицательными или, в лучшем случае, нейтральными представлениями. Так, слово "русский" чаще всего используется со словами "водка", "рулетка" и пр., и никогда в положительном смысле. 5. Попытки заменить систему национальных ценностей (кстати, слова "национальный", "патриотизм" и пр. используются только в отрицательном смысле) смещают семантику целых лексических пластов в "нужном" для пропагандистской и идеологической обработки направлении. Так, содержание понятия "права человека" очень сильно зависит от того, кто и в каких целях его употребляет» [4, 22]. Оставляя в стороне определение понятия «права человека» и подобных ему, подчеркнем, что в обоих пунктах затрагивается вопрос об искажении исконных значений важнейших понятий. Здесь же исследователь рассуждает, какими способами можно корректировать это негативное воздействие: «по пункту 4 – культивированием положительного отношения к русской истории, русским ментальным ценностям, отказом от их огульного охаивания; по пункту 5 – установлением действительной свободы слова, отказом от монополии правящего информационного класса на радио и телевидении (и в печатных СМИ – добавим мы от себя – Е.С.) – да будет выслушана и другая сторона» [4, 23]. На наш взгляд, православные журналы целиком и полностью соответствуют этим требованиям. Они успешно справляются с этими задачами и плодотворно ведут работу по восстановлению исконных значений искаженных понятий. Так, «реабилитируется» понятие патриотизма («Фома» 2006 № 11 включает в себя целую рубрику под названием «Православие и патриотизм», в которую входит интервью В.Легойды с Н.Михалковым «Патриотизм в капиллярах» и опрос, проведенный Л.Мехонцевой и С.Ульяновой на тему, вынесенную в название рубрики; «Фома» 2007 № 8 – материал про Смоленск, в который входит три статьи: «Бойцы невидимого фронта» А.Соколова, «Хранить и защищать» Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и «Щит на пути бездуховности» В.Маслова). В смысле «культивирования положительного отношения к русской истории, русским ментальным ценностям» большую роль играют публикации «Фомы» – начиная с № 4 за 2007 год журнал в своей новой рубрике «Смысловая география» регулярно публикует различные материалы о жизни российских регионов – как о современности, так и об истории; сходную функцию выполняют публикации «Нескучного сада» о делах милосердия в различных епархиях нашей страны (номера за 2006 – 2007 годы).
Возвращение важных для русской культуры лексем в активный обиход имеет неоценимое значение как собственно для языка, так и всей культуры в целом.

Литература:

1. Андрейченко Е.В. Возрожденная лексика русского языка в пространстве и времени культурного контекста // Болгарская русистика. София. 2006. № 3 – 4. С. 46 – 53.
2. Володина М.Н. Язык СМИ – особый язык социального взаимодействия // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. Часть 2. М.: Издательство Московского университета, 2004. С. 11 – 39.
3. Любимова А.А. Традиционная система ценностей носителя русского языка как объект деструктивного воздействия средств массовой информации // III Международный Конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность». 20 – 23 марта 2007 г. Труды и материалы. Составители М.Л.Ремнева, А.А.Поликарпов. М.: МАКС Пресс, 2007. С. 523.
4. Марчук Ю.Н. О возможной корректировке негативного воздействия языка современных СМИ // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования. Тезисы докладов Международной научной конференции. Москва, филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, 25 – 27 октября 2001 года. Под общей редакцией М.Н.Володиной, М.Л.Ремневой. М.: Издательство Московского университета, 2001. С. 21 – 23.
5. От редакции // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. Часть 2. М.: Издательство Московского университета, 2004. С. 5 – 7.
6. Плутник А. Свобода слова или недержание речи? // Общая газета. 2001. 2 – 8 августа; рубрика «Искусство жить достойно».
7. Толковый словарь русского языка конца XX века. Под редакцией Г.Н.Скляревской. СПб.: Астель: Аст, 1998.
___________________________________
© Суровцева Екатерина Владимировна


Символ Веры. Рассказы
Шесть новых рассказов нашего автора Николая Ефимовича Ерохина
ТАСМАНИЯ. Путевой очерк
Очерк нашего автора, жителя Австралии Ильи Буркуна об увлекательном путешествии на уникальный остров Тасмания
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum