Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Будет по-нашему, близится время перемен!
Статья о необходимости усиления социальной активности в обществе и реальной защи...
№01
(354)
20.01.2019
Культура
О возрожденной лексике в современном русском языке (на материале православных журналов «Фома», «Альфа и Омега» и «Нескучный сад»)
(№8 [171] 10.06.2008)
Автор: Екатерина Суровцева
Екатерина Суровцева
Исследователей уже привлекала проблема возрожденной лексики русского языка. Под возрожденной лексикой понимаются слова, возвращенные в активное употребление [1, 47; 7]. Это лексемы, относящиеся к разным сферам жизни (например, религиозной [ Бог, Евангелие, инок, крест, молитвословие и др.], политической [ лоббизм, либерал и т.д.], экономической [ акция, вексель, казна, консорциум и др.], сфере образования [ бакалавр, магистр и др.] и многим другим сферам). Каждая такая лексема имеет отношение не только к возрождению языка, но и к возрождению культуры.

В связи с изучением данной проблематики закономерно обращение к произведениям современной художественной литературы [1], а также к текстам интервью видных деятелей культуры, таких, как Э.Радзинский, Н.П.Бехтерева, М.Б.Пиотровский и другие, «которые могут служить достоверным и объективным подтверждением значимости возвращенной лексики для носителей современного языка» [1, 47 – 48]. Не менее важный аспект, являющийся логическим продолжением обозначенной выше темы, – изучение возрожденной лексики на материале современных православных журналов, таких, как «Фома», «Альфа и омега», «Нескучный сад». Ведь «не будучи составной частью культуры, язык СМИ воздействует на нее самим фактом своего существования» [5, 5]. «…Распространение информации "призвано" способствовать оценке окружающего мира, определенным образом воздействуя на общественное сознание и моделируя соответствующую картину мира» [2, 24].

Перечисленные нами издания резко выделяются на общем фоне наших печатных СМИ не только высоким качеством издания. К сожалению, традиционная система ценностей носителя русского языка зачастую подвергается деструктивному воздействию со стороны СМИ [3]. «…Свобода слова, избавив журналистику от множества прежних пороков, сохранила, а то и преумножила в ней мощный заряд безнравственности», – именно об этом безответственном воздействии-манипулировании написал в своей заметке А.Плутник [6]. В отличие от подобного рода изданий, перечисленные нами выше православные журналы, рассказывают об основах православной веры и культуры, говорят о Боге, разъясняют значение основных церковных понятий. Эта тематика раскрывается в самых разных жанрах – статья, интервью, эссе, даже путевые заметки. Вот предварительный (естественно, неполный) перечень лексем, возвращающихся в русский язык во многом благодаря православным журналам.

Нажмите, чтобы увеличить.

Автокефалия (Васильева О. Православная церковь в Америке: к вопросу об автокефалии // Альфа и Омега. 2004. № 2);
Ад, геенна огненная (Ткаченко А. Взбесившийся ротвейлер, или что такое геенна огненная // Фома. 2006. №6);
Антихрист (Бухарев Ф. Учение апостола Павла об Антихристе // Альфа и Омега. 1997. № 2);
Апокриф (В.Л. Что такое апокриф // Фома. 1997. № 1);
Аскетизм (Тертышников Г. Аскетизм // Альфа и Омега. 1999. № 3);
Бесы (Ткаченко А. Рога и копыта. Кто такие бесы и нужно ли их бояться // Фома. 2008. № 2);
Венчание (Ведерников Н. Слово на венчание // Альфа и Омега. 2006. № 2; Ткаченко А. Восполнение любви // Фома. 2006. № 10);
Грех (Мацан К., Прогнимак Е., Киктенко Е. Опрос на тему «Не согрешишь – не покаешься?»);
Духовни к (Как я встретил духовника // Нескучный сад. 2006. №4; Шатов А. Духовник и психолог: в чем разница? // Нескучный сад. 2004. № 1);
Житие (Данилова Ю. Интервью с Д.Орловским. Житие и жизнь // Нескучный сад. 2004. № 1);
Икона (Дронов М. Библейское мышление и язык иконы // Альфа и Омега.. 1994. № 3; № 3 журнала «Фома» за 2003 год целая рубрика посвящена иконе – «Икона и человек» – в нее входят следующие материалы: Митрополит Сурожский Антоний. Мысли об иконе, Богданова В., Демина О. Хранители: как беречь иконы, Гурболиков В. Интервью с иконописцем А.Белашовым. Раньше я думал, это мода…, Богданова В. Интервью с искусствоведом Г.Колпаковой. Небо на земле, Успенский Л. Смысл иконы: изобразить красоту – подобие Божие; Федотов А. Мерная икона: хорошо забытое старое // Фома. 2006. №1; Икона для малой церкви // Нескучный сад. 2006. № 6; Васютина С. Чем икона отличается от портрета? // Нескучный сад. 2008. № 1);
Исповедь (Букуров П. Интервью со священником А.Тимаковым. Один на один с Богом. Об исповеди в Православной Церкви// Фома. 2001. № 1; Прогнимак Е. Исповедь в истории // Фома. 2007. № 3);
Конфирмация (Легойда В. Что такое конфирмация // Фома. 2001. № 1);
Литургия (Уминский А. О литургии // Альфа и Омега. 2004. №№ 2, 3. 2005. №№ 1 – 3; Кульба А. Детская Литургия // Нескучный сад. 2004. № 2);
Молитва, молитвословие (Никифоров-Волин В. Молитва // Фома. 1997. № 1; Степанова Е., Реутский А. Можно ли молиться своими словами? // Нескучный сад. 2007. № 8);
Монастырь, скит (Власова Е. Оранский монастырь и скит // Альфа и Омега. 1997. № 2);
Мощи (Мощи – от слова «мощь» // Нескучный сад. 2006. № 6);
Нимб (Северюхин А. Аура или нимб // Фома. 2006. № 3);
Паломничество (Рындач К. Интервью с В.И.Хотиненко.Паломничество в Вечный город // Фома. 2006. № 3; Тарусин А. Афонские будни // Фома. 2006. № 11 – 12, 2007. № 2);
Пост (Ткаченко А. Семь недель без наркоза // Фома. 2007. № 2);
Причащение (Десницкий А. Выдумали ли православные таинство Причащения // Фома. 2007. № 9);
Пророк, пророчество (Десницкий А. Кто такой пророк? // Фома. 2007. № 5; Десницкий А. Что такое пророчество // Фома. 2007. № 6);
Рай (Максимов Ю. Образ рая в христианстве и исламе // Альфа и Омега. 1999. № 2);
Распятие (Кураев А.А знаете ли вы, что такое распятие // Фома. 1998. № 1);
Регент (Кустовский Е.С. Профессия: регент // Нескучный сад .2004. № 3);
Святые, святость (Ершова Е. Святые: кто они? // Фома.2003. №2);
Секта (Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Секта как диагноз времени // Фома. 2006; Понятие тоталитарной секты, Хроника «Христианский семинар ”Тоталитарные секты в России”», Итоговое заявление Христианского семинара «Тоталитарные секты в России» // Альфа и Омега. 1994. № 2);
Страшный Суд (Кураев А. Страшный Суд // Фома. 2000. № 2; Митрополит Сурожский Антоний. Диалог об атеизме и последнем суде // Фома. 2002. № 1);
Чудо (Максимов Ю. Понятие чуда в христианстве и исламе // Альфа и Омега. 2001. № 1).
Кроме того, «Фома» и «Нескучный сад» регулярно публикуют материалы об основных церковных праздниках – Рождестве, Пасхе, Благовещении, Вознесении, Троице, Сретении и других (в наибольшей степени подобная просветительская работа свойственна «Фоме», в рамках которого существует регулярная рубрика «Даты», в которой рассказывается об этих праздниках, а также о днях почитания святых, в том числе и новомучеников, что немаловажно для возвращения в наш культурный обиход забытых страниц нашей истории).

Религиозная лексика, о которой шла речь выше, исчезла из обихода по идеологическим причинам – в Советском Союзе, как известно, религия была под запретом. Но некоторые слова стали непонятными не из-за цензурных запретов. Причина их забвения – в падении нравственного уровня нашего общества. Например, многим представителям молодежи приходится объяснять, что такое целомудрие (Меркулова Е. Ловушка интимных отношений // Фома. 2001. № 4; опрос на тему «Что такое, по-вашему, целомудрие? Возможно ли оно в наши дни?», проведенный «Фомой», № 4 за 2004 год), напоминать о том, почему недопустимы ложь (Уминский Л. О лжи // Альфа и Омега. 2003. № 1) и сквернословие (Шмелев А.Д. Мертвое слово // Нескучный сад. 2008. № 1), что такое милосердие (Козлов М., Смирнов Д., Шатов А., Емельянов А. Что такое милосердие? // Нескучный сад. 2001. № 1), милостыня (О милостыне // Нескучный сад. 2002. № 3), сострадание и благодарность (Журинская М. Ой, они нарвутся! О сострадании и благодарности // Фома. 2007. № 10); что явление, «политкорректно» именуемое «гражданским браком», имеет совершенно иное название – блуд (Журинская М. Бессмыслица, или Гражданский брак // Фома. 2008. № 2).

На наш взгляд, к возрожденной лексике примыкает еще один пласт русского словарного запаса. Дело в том, что в русском языке есть ряд слов, не исчезавших из употребления, но «получивших» несвойственные им значения и коннотации. Задолго до Рождества Христова Конфуций предупреждал, что мир изолгался, слова потеряли смысл, и нужно заново давать имена вещам и понятиям. Мы и сегодня часто смешиваем смирение и кротость с комплексом неполноценности, с мягкотелостью и бесхребетностью, храбрость – с наглостью, щедрость – с глупостью, покаяние – с самобичеванием, самоуничижением и тоской. Это, на наш взгляд, связано с уже упоминавшимся моральным упадком нашего общества. Так что приходится восстанавливать былое значение этих понятий, например, покаяния и гордости (Мацан К. Интервью с Е.Мироновым. Унижение гордости // Фома. 2007. № 3; Борисова М. Интервью с В.Шмалием. Жизнь в отсвете пасхальной радости // Фома. 2007. № 3; Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Талант покаяния // Фома. 2007. № 6).

Но есть и другие причины искажения значений лексических единиц. Вот что говорит об этом явлении Ю.Н.Марчук, размышляя о негативных сторонах влияния СМИ на общественное сознание: в СМИ происходит «4. Ассоциирование определенных лексических единиц только с отрицательными или, в лучшем случае, нейтральными представлениями. Так, слово "русский" чаще всего используется со словами "водка", "рулетка" и пр., и никогда в положительном смысле. 5. Попытки заменить систему национальных ценностей (кстати, слова "национальный", "патриотизм" и пр. используются только в отрицательном смысле) смещают семантику целых лексических пластов в "нужном" для пропагандистской и идеологической обработки направлении. Так, содержание понятия "права человека" очень сильно зависит от того, кто и в каких целях его употребляет» [4, 22]. Оставляя в стороне определение понятия «права человека» и подобных ему, подчеркнем, что в обоих пунктах затрагивается вопрос об искажении исконных значений важнейших понятий. Здесь же исследователь рассуждает, какими способами можно корректировать это негативное воздействие: «по пункту 4 – культивированием положительного отношения к русской истории, русским ментальным ценностям, отказом от их огульного охаивания; по пункту 5 – установлением действительной свободы слова, отказом от монополии правящего информационного класса на радио и телевидении (и в печатных СМИ – добавим мы от себя – Е.С.) – да будет выслушана и другая сторона» [4, 23]. На наш взгляд, православные журналы целиком и полностью соответствуют этим требованиям. Они успешно справляются с этими задачами и плодотворно ведут работу по восстановлению исконных значений искаженных понятий. Так, «реабилитируется» понятие патриотизма («Фома» 2006 № 11 включает в себя целую рубрику под названием «Православие и патриотизм», в которую входит интервью В.Легойды с Н.Михалковым «Патриотизм в капиллярах» и опрос, проведенный Л.Мехонцевой и С.Ульяновой на тему, вынесенную в название рубрики; «Фома» 2007 № 8 – материал про Смоленск, в который входит три статьи: «Бойцы невидимого фронта» А.Соколова, «Хранить и защищать» Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и «Щит на пути бездуховности» В.Маслова). В смысле «культивирования положительного отношения к русской истории, русским ментальным ценностям» большую роль играют публикации «Фомы» – начиная с № 4 за 2007 год журнал в своей новой рубрике «Смысловая география» регулярно публикует различные материалы о жизни российских регионов – как о современности, так и об истории; сходную функцию выполняют публикации «Нескучного сада» о делах милосердия в различных епархиях нашей страны (номера за 2006 – 2007 годы).
Возвращение важных для русской культуры лексем в активный обиход имеет неоценимое значение как собственно для языка, так и всей культуры в целом.

Литература:

1. Андрейченко Е.В. Возрожденная лексика русского языка в пространстве и времени культурного контекста // Болгарская русистика. София. 2006. № 3 – 4. С. 46 – 53.
2. Володина М.Н. Язык СМИ – особый язык социального взаимодействия // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. Часть 2. М.: Издательство Московского университета, 2004. С. 11 – 39.
3. Любимова А.А. Традиционная система ценностей носителя русского языка как объект деструктивного воздействия средств массовой информации // III Международный Конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность». 20 – 23 марта 2007 г. Труды и материалы. Составители М.Л.Ремнева, А.А.Поликарпов. М.: МАКС Пресс, 2007. С. 523.
4. Марчук Ю.Н. О возможной корректировке негативного воздействия языка современных СМИ // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования. Тезисы докладов Международной научной конференции. Москва, филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, 25 – 27 октября 2001 года. Под общей редакцией М.Н.Володиной, М.Л.Ремневой. М.: Издательство Московского университета, 2001. С. 21 – 23.
5. От редакции // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. Часть 2. М.: Издательство Московского университета, 2004. С. 5 – 7.
6. Плутник А. Свобода слова или недержание речи? // Общая газета. 2001. 2 – 8 августа; рубрика «Искусство жить достойно».
7. Толковый словарь русского языка конца XX века. Под редакцией Г.Н.Скляревской. СПб.: Астель: Аст, 1998.
___________________________________
© Суровцева Екатерина Владимировна


Где работала обезьяна
Иронические рассуждения о происхождении человека, частной собственности и государстве в эпоху интернета
Встреча Нового года в Голубых горах Австралии
Рассказ о встрече Нового, 2019 года в Национальном парке "Голубые горы" недалеко от Сиднея.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum