Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Интернет-телевидение выигрывает войну за внимание
(№8 [171] 10.06.2008)
Автор: Алексей Гарматин
Алексей Гарматин
Как ксерокс и принтер, которые сделали из человека с копиркой полноценного издателя, так, интернет с первых дней 21 века сделал рядового пользователя сети полноценным вещателем. Свобода выбора телепрограмм, признаться, была у каждого зрителя еще с середины 20 века – границы свободы ограничивались лишь набором кнопок на приемнике и числом вещательных госкомпаний, которые даже не надо было считать на пальцах. Новый век принес беспрецедентный набор свобод, которые как и в эпоху Возрождения поставили человека в центр интернет-вселенной. Свобода авторства, свобода творчества, свобода распространения стали движущими силами интернет-сообщества. Интернет стремительно занял позиции не столько средства обмена информацией, сколько медиасреды, закрепившись во всех областях жизнедеятельности, а дальше - больше, создав виртуальные миры, где каждый отвечает на вопрос не «кто он», а «кем он хочет быть».

Нажмите, чтобы увеличить.


Интернет-телевидение выигрывает войну за внимание с условно традиционными СМИ (эфирным, кабельным и спутниковым ТВ, радио, газетами и журналами). Согласно исследованиям eMarketer (www.emarketer.com), проведенным в 2007 году, в США 70 процентов пользователей смотрят видео онлайн, а 20 процентов делают это ежедневно. Аудитория эфирного телевидения в России также значительно сократилась за счет интернета. По мнению аналитиков, в 2008 году темпы роста видео в интернете составят 74 процента.

ТЕРМИНОЛОГИЯ


Возможности интернета как средства и как медиасреды зачастую вводят в заблуждение не только исследователей, но и пользователей. Открытая среда интернет стала одновременно доступна и крупным мировым телевещателям, и рядовым креативным пользователям. И те, и другие были заинтересованы в создании своего неповторимого телевидения, используя интернет. Различные возможности привели к разным подходам к телевещанию в сети интернет – Internet-TV и IPTV.
Интернет-телевидение (internet-TV) - это открытая, постоянно развивающаяся сеть, в которой множество мелких и средних видео-производителей предлагают авторский контент. Это целый мир разностороннего и многообразного видеоматериала, созданного независимыми студиями, группами и людьми во всех уголках земного шара.
IPTV представляется набором закрытых проприетарных телесистем, которые используются операторами кабельных сетей, доставляющими видео с помощью защищенных IP-каналов. В большинстве случаев по IPТV распространяются видеоматериалы, произведенные профессиональными студиями и каналами. “IP” в случае IPTV означает метод передачи информации через защищенную управляемую сеть.
В рамках этого материала мы рассмотрим специфику именно интернет-телевидения, так как именно internet-TV наиболее близка модель современной сети: каждый может опубликовать информацию, которая глобально доступна, вещателем может стать как теле- или кинокомпания, так и любитель.
В интернете существуют и развивают различные виды ресурсов, которые предоставляют видеоматериалы. Это и видеохостинги, и независимые интернет-телеканалы, и традиционные (эфирные) телеканалы, дублирующие вещание в сеть. Все эти виды ресурсов зачастую относят к интернет-телевидению, хотя в каждом есть свои особенности и возможности. Попробуем договориться о терминах.
Понятие интернет-вещание (internet-broadcasting) включает в себя передачу по сети интернет видео- и аудиоинформации. Вещание может осуществляться в потоке (streaming), что является неким подобием прямого эфира в эфирном, кабельном и спутниковом телевидении. Кроме того, вещание может осуществляться по запросу (on demand), что можно условно сравнить с просмотром записанной ранее программы. Отметим, зачастую в интернете используется сочетание двух видов вещания – в потоке и по запросу. Кроме этого, многие сайты используют телевизионное и радийное интернет-вещание вместе с публикацией текстовых и фотоматериалов, что является продуктом конвергенции. Подобные сайты предлагается обозначить как интернет-каналы.
Интернет-канал - это интернет-СМИ, которое распространяет массовую информацию посредством интернет-вещания, используя аудиовизуальные средства.
Видеохостинг – интернет-сервис, предоставляющий услуги хостинга видеоматериалов. Пользователи видеохостинга могут добавлять, просматривать по запросу и комментировать видеозаписи. Видеохостинги могут заниматься также и потоковым вещанием.
Традиционный (эфирный) интернет-канал – интернет-каналы, дублирующие или модифицирующие свое вещание в интернете.
Независимый (сетевой) интернет-канал – интернет-каналы, которые вещают только в интернете, не имеющие эфирного аналога.

ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИЯ


Интернет-телевидение по определению предоставляет более широкий выбор медиа-продуктов, программ и передач, чем зрители привыкли видеть на обычном ТВ. Internet-TV использует открытые стандарты и форматы, которые позволяют каждому пользователю стать вещателем. Открытая платформа гарантирует, наряду с эфирными каналами, фактически неограниченное число авторских или независимых интернет-каналов.
Вещатель сразу получает прямой канал коммуникации со зрителем, независимо от интернет-провайдера или кабельного оператора. Любое техническое решение интернет-телевидения оказывается максимально независимым от пользовательского оборудования. Вещание интернет-телевидения трансгранично, рассчитано на глобальную аудиторию, если это не противоречит праву на распространение контента.
Интернет-телевидение интегрируется в жизнь пользователей так же, как и большинство сервисов интергируются в веб: почта, текстовые и графические редакторы, дневники. Сегодня видео – это неотъемлемая часть интернета, как и графика во время становления сети. А механизмы работы с видео – съемки, монтажа, вещания – максимально доступны пользователям, которые за считанные дни становятся авторами, репортерами, режиссерами, вещателями нового телевидения.
Модель интернет-телевидения ориентируется не на массовую аудиторию, а на бесконечное количество каналов, максимально близких интересам целевой аудитории. В результате происходит сегментация интернет-вещания, что приводит к появлению узко специализированных каналов, например, канал для адвокатов, занимающихся только арбитражными делами. Так, в интернет открылся сайт DanceJam, созданный специально для танцоров, которые могут выложить свои танцевальные видео, сгруппированные по рубрикам. Футбольный клуб Челси предоставляет услуги по подключению к собственной широкополосной вещательной системе. Кроме интернет-трансляций, подписчики будут первыми получать новости клуба, а также смогут вступать в переписку по e-mail с игроками любимой команды.
Модель интернет-телевидения можно представить следующим образом: глобальное распространение, конвергенция, мультиканальность и мультиязычность в рамках одного вещателя, неограниченный архив информации, дополнительные сервисы, персонализация вещания, низкозатратная технологическая цепочка, интерактивность.

ИСТОРИЯ


Разделяя взгляды одного из идеологов Веб 2.0, Тима О’Рейлли, развитие интернет-телевидения можно разделить на два периода – до 2000-2001 годов («бума доткомов») и после 2001 года (вооружение вещателей инструментами Веб 2.0). Если первому этапу характерны эксперименты с видеотрансляциями, а также попытки крупных корпораций использовать интернет для вещания, то на втором этапе интернет-телевидение переживает новое рождение за счет социализации, появление видеосообществ, а также все растущей доступности видеооборудования, например, конвергенции телефона и видеокамеры.
На первом этапе процесс развития вещательных сайтов представлял собой ряд экспериментов. Первые упоминания о тестовых интернет-трансляциях видеопотока в США содержатся в Хронологии Интернета и датированы ноябрем 1992 года. Один из первых опытов интернет-вещания был осуществлен студентами факультета журналистики университета штата Мэн на выставке «Экспо–1998» в Ганновере, США. Организованные студентами программы посмотрело около 16 тысяч человек. Каждый день в эфир выходило по 5 программ. Две из них представляли собой 10-минутные новостные блоки, остальные были целиком посвящены анализу экспозиции той или иной компании.
В сентябре 1999 года был создан интернет-проект «NetAid» специально для трансляции в сети «Интернет» нескольких концертов мировых поп-звезд. В 1999 г. канадский интернет-проект «iCraveTV» начал транслировать 17 американских телеканалов в Интернете. Руководство «iCraveTV» не занималось ни производством, ни закупкой видеоконтента. По большому счету, бизнес-модель «iCraveTV» была очень близка к бизнес-модели подпольных телесетей. В феврале 2000 года руководство «iCraveTV» было вынуждено закрыть сайт, чтобы не нарушать действующее канадское законодательство.
Параллельно с экспериментами интернет-вещания стало представлять и коммерческий интерес. В 1998 году американский миллиардер Марк Кьюбан запустил мультимедийный интернет-проект Broadcast.com, на котором разместил видео- и аудиофайлы, делая особый упор на спортивные события. Сайт Broadcast.com предлагал посетителям единый портал для доступа к последним новостям, спортивным матчам и судебным слушаниям. Одновременно компания продавала рекламные ролики, привлекая рекламодателей тем, что сайт посещают умные, образованные и богатые люди. Стоит отметить, что в 1998 году интернет-соединение, достаточное для просмотра видео в Интернете, мог позволить себе только богатый человек. Компания Broadcast.com позволяла принимать через интернет-программы 500 радио- и 65 телестанций. В 1999 г. владелец компании Марк продал Broadcast.com компании «Yahoo!» за 5,7 млрд. дол.
В начале 2000 года компания «Yahoo!» запустила собственный сетевой телеканал. Канал «Yahoo! FinanceVision» и представлял собой типичный образец финансового телеканала, ведущего вещание в режиме реального времени. В штате канала работали профессиональные телеведущие, операторы, корреспонденты и другие специалисты. Редакционные команды компаний «Forbes», «CBS MarketWatch», «The Industry Standard», «Red Herring» приняли участие в интернет-проекте. В июне 2002 года канал «FinanceVision» был закрыт. Телеканал поддерживался за счет рекламодателей и крупных финансовых вливаний. Однако в момент ухода с интернет-рынка крупных игроков (доткомов) финансовые потоки «Yahoo! FinanceVision» иссякли.
Российские вещатели столкнулись с менее развитой в сравнении с западными странами инфраструктурой телекоммуникаций. Это увеличило отставание страны от развитых телекоммуникационных стран. В 1995 году Телеком-Центр начал первые эксперименты с телевизионным интернет-вещанием. В 1998 году Телеком-Центр презентовала проект «Русмедиа» для организации высокоскоростных подключений к Интернету центральных телекомпаний, информационных агентств и радиостанций. Это было время активного внедрения сетевых технологий и мультимедийных приложений в производственные процессы редакций новостей. В 2000 году Телеком-Центр создал компанию «Русмедиацентр», которая начала работу по организации специализированных интернет-проектов для телерадиовещателей. Технологии потокового интернет-вещания были испытаны во время интервью С. Кириенко в Институте космических исследований в июле 1998 года. Камеры телекомпаний в зал допущены не были. Это был удачный эксперимент. Телекомпании заинтересовались этой технологией и выразили желание иметь свое вещание в интернете.
Эфирные телеканалы также начали вкладывать деньги в интернет. В конце 1999 года российский олигарх Владимир Гусинский реализовал проект Ntv.Ru, предлагающий, наряду с оперативной новостной информацией, кадры и видеосюжеты телекомпании «НТВ» – первое русскоязычное СМИ, сделавшее ставку на полноценную мультимедийность при подаче информации. В 2001 году, после реорганизации телеканала «НТВ», редакция сайта отделилась и продолжила свою деятельность под брэндом и адресом NTVRu.Com, а затем под NEWSRu.Com .
2001 год стал дебютом для развлекательного вещания в интернете. Круглосуточная прямая трансляция через Интернет обеспечила успех интернет-ресурса реалити-шоу «За стеклом» канала «ТВ-6». За девять дней сайт программы «За стеклом» достиг третьего места в рейтинге «Rambler's Top100», поставив тем самым рекорд скорости роста популярности ресурса в Рунете. Это перевернуло бытующие представления о «несерьезности» вещания в Интернете. Реклама в сети помогла ТВ-6 заинтересовать часть аудитории других каналов, обратив на себя внимание наиболее активной их части, что вызвало «цепную реакцию». В момент, когда эфирное вещание канала «ТВ-6» было прекращено, в Интернете продолжались трансляции шоу «За стеклом–2».
В 2002 году при Всероссийской государственной телерадиокомпании была создана интернет-дирекция. Проект государственного интернет-канала «Россия» включал создание региональных интернет-каналов на базе местных ГТРК. Каждый интернет-канал предоставляет оперативную информацию в режиме реального времени в текстовом и видеоформатах. А отдельные ресурсы, например, Dontr.Ru сразу начали вещание как видео, так и аудио по запросу. Наиболее интересные материалы попадают на федеральную ленту новостей – www.vesti.ru.
В 2004 году в сети начинает вещание телеканал «RTVi». В 2005 году московский интернет-провайдер «Корбина Телеком» запустил сервис под названием «Виртуальный видеомагнитафон», позволяющий пользователям записывать и смотреть телевизионные передачи в любое время дня, на работе и дома. В дальнейшем сайт www.corbina.tv расширился до полноценного видеохостинга, на котором представлены различные каналы – от подборок рекламных и социальных роликов до архивов различных телепрограмм.
История развития интернет-вещания прошла значительный этап от дублирования эфирного видео до оригинальных авторских проектов с богатыми интерактивными возможностями. Но 2005 год принес нечто большее, чем новые неэфирные интернет-каналы, в сети стремительно завоевывали популярность видеохостинги, в частности YouTube. Их технические разработки для организации и популяризации вещания стали в равной степени доступны как крупным корпорациям, так и домашним пользователям.

В 2005 году в статье «Что такое Веб 2.0» Тим О’Рейли связал появление большого числа сайтов, объединенных некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Веб 2.0., в противовес «старому» Веб 1.0. Если веб первого поколения был построен на венчурных инвестициях, крупных вливаниях денег в интернет-проекты и минимального участия пользователей в производстве контента, то веб второго поколения дал каждому все инструменты, чтобы почувствовать себя издателем или вещетелем.
Одни из главных принципов, который существенно перевернул представление о распространении информации, это возможность социализации, создания личной зоны – блога или видеоблога, который можно использовать для распространения текстов, фото и видео. Каждый может почувствовать свою уникальность, создать свой видеоканал, получить обратную связь с читателями и зрителями. Второй принцип – «концепция длинного хвоста», авторство которой принадлежит главному редактору журнала Wired Крису Андерсону. Он заметил, что нишевые продукты способны принести равную или большую прибыль компании, чем продукты-бестселлеры. Новой технологией распространения информации, в том числе видео, стала веб-синдикация - одновременная публикация одного и того же материала на различных страницах или веб-сайтах. Для этого используются RSS-потоки, содержащие заголовки текстовых материалов, аудио- или видеоматериалов. Первоначально эта технология использовалась на новостных ресурсах и в блогах, но постепенно сфера применения расширилась и сейчас широко применяется для распространения аудио- и видеоподкастов.
Принципы построения модели Веб 2.0 привели к следующим тенденциям:
- большое количество контента создается самими пользователями, бесплатно, но с удовольствием (например, на YouTube);
- горизонтальные связи максимально эффективны, и каждый может в считанные часы найти коллегу, друга по профессиональному или любому другому интересу с тэгам или специальным сообществам (например на lifejournal.com);
- интернет как платфома позволяет хранить неограниченное количество информации удаленно, а также пользоваться веб-приложениями, заменяющими большинство платных программ (например, docs.google.com);
- открытые веб-ресурсы ориентируются на коллективный разум, нежели на экспертную оценку (например, Wikimedia.org);
- развитие блогосферы позволило журналистам избежать самоцензуры, а гражданской журналистики помогло простым пользователям оперативно акцентировать внимание на актуальных социально-политических вопросах (например, ohmynews.com).

СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕВИДЕНИЯ


Интернет-каналы на базе корпораций
Несмотря на практически полную монополию эфирных каналов над телеприемниками и внимание миллионов, руководство федеральных каналов не хочет упускать также и динамично развивающийся интернет-рынок и его социально активную аудиторию. К 2008 году практически каждый эфирный федеральный канал осваивает интернет-пространство.
В конце 2007 года «Первый канал» запустил тестовое вещание пяти собственных разнообразных каналов: эфир Первого канала, а также четыре интернет-каналов: «Фабрика звезд» - лучшее из семи сезонов проекта, «Лучшее на Первом» - самые рейтинговые передачи телеканала, «Спорт на Первом» и «Первый документальный».
Деловые новости в интернете уже несколько лет предоставляет канал РБК. На сайте доступно потоковое вещание, а также видео-по-запросу всех выходящих в телеэфир программ. В целом, информационное интернет-вещание опирается на традиции, заложенные ntv.ru и потом newsru.com. С 2002 года ВГТРК осваивает мультимедийное вещание, открывая практически в каждой региональной госкомпании мультимедийный проект и объединяя видеоматериалы на главном мультимедийном сайте компании «Вести.Ру». В новой версии сайта, которая была запущена в 2007 году, предлагаются наиболее актуальные информационные видеосюжеты программы "Вести" телеканала "Россия", РИК "Вести", региональных ГТРК, а также возможность просмотра прямого эфира информационного канала "Вести". Кроме этого, реализована возможность для зрителей отправлять свои видеосюжеты в открытый раздел «Мобильный репортер». Лучшие репортажи попадают в телеэфир.
Телеканал «Спорт», входящий в структуру ВГТРК, также начал интернет-вещание в конце 2007 года. Sportbox.ru обладает лицензионными правами и осуществляет интернет-вещание ведущих спортивных событий. На портале можно посмотреть как архивное видео, так и прямые трансляции.
Спутниковые телеканалы дублируют вещание в интернет. Так, общественно-политический канал RTVi вещает через спутник для зрителей Америки, Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и Австралии. Видеотрансляция канала доступна в интернете. Телеканал Rambler предлагает в интернет-эфире специальную подборку программ - лучшие документальные сериалы и фильмы известных студий мира. Кроме того, на сайте по запросу доступны избранные эфиры различных программ.
Британская телекорпорация BBC создала собственный видеосерсис для организации интернет-вещания программ, подготовленных каналами, входящими в холдинг. Сервис iPlayer http://www.bbc.co.uk/iplayer/ позволяет пользователям скачивать популярные программы через семь дней после их трансляции по телевидению. Однако просмотр программ доступен только с компьютеров, подключенных в Великобритании.
Телеканал ТНТ первым из общедоступных российских каналов заключил соглашение с популярным видеопорталом YouTube. Ранее лишь кабельный канал Russia Today так продвигал свой видеоконтент. Общефедеральные каналы пока надеются лишь на свои собственные сайты. Для телеканала ТНТ появилась дополнительная возможность "дать попробовать на вкус" свои продукты и приобрести еще больше поклонников нового юмора. Здесь размещены промо- и рекламные ролики канала, избранные фрагменты шоу Comedy Club, скетч-кома "Наша Russia", шоу экспериментального юмора "Смех без правил", "Убойная лига" и многое другое.
Эфир телеканалов, которые не организовали вещание в интернете самостоятельно, транслирует интернет-провайдер «Корбина Телеком». В потоке доступны трансляции СТС, Рен-ТВ, ТВ-Центра и др.

Сетевые интернет-каналы
Интернет-каналы, существующие только в сети, могут рассматриваться отдельно от дублирующих эфир в сеть уже потому, что они сочетают профессиональные стандарты телепроизводства с новаторскими подходами, принесенными эпохой Веб 2.0.
Одним из наиболее динамично развивающихся интерет-каналов является Joost, тестирование которого началось в начале 2007 года, а 1 октября уже была открыта регистрация для всех желающих. С технологической точки зрения это довольно сложная пиринговая система, со стороны пользователей Joost —простейшая клиентская программа, которая позволяет выбрать телеканал из списка и посмотреть его. Большинство представленных видеоматериалов в проекте созданы профессионалами. По словам разработчиков, сервис содержит 1500 шоу в 250 каналах. Для просмотра канала необходимо скачать программу-плеер, затем зарегистрироваться на сервере. Это позволит персонализировать пространство в проекте, а также голосовать за понравившийся материал. Надо отметить, что Joost показывает рекламу. Интерфейс проигрывателя интуитивно понятен. Видео проигрывается в полноэкранном режиме в более высоком качестве, чем, например, в YouTube. Пользователь может включить любой канал – Анимация, Комедии, Документалистика, Драма, Развлечения, Фильмы, Образ жизни, Музыка, Шоу, Новости, Спорт и игры - и дальше выбрать по запросу программу. Передачи являются предварительно записанными, это облегчает процесс кэширования.
DNAStream (http://dnastream.tv) – один из интернет-каналав, элементы интерфейса которого очень сильно напоминают Joost. Однако пользователям не придется скачивать дополнительное приложение, интерфейс выполнен на базе флеш-технологии. Еще один проект Babelgum (http://www.babelgum.com) реализован по тем же принципам что и Joost, также требует наличие клиентской программы. Однако панель управления просмотром выполнена в стиле классического пульта дистанционного управления. Каналы Babelgum категоризированы посредством тегов.
В октябре 2007 года в Рунете официально стартовало интернет-телевидение «ТВ-Клик» (www.tvclick.ru), которое позиционируется создателями как крупнейшая сеть тематических нишевых телеканалов, позволяющая пользователю выбирать что и в какое время смотреть. Компания «ТВ-Клик» основана топ-менеджерами российского телевидения и профессионалами в области новых медиа и вирусного маркетинга. Формат «ТВ-Клик» — это пятиминутные передачи, периодичность выпуска — от одного до трех раз в неделю. Тематика телеканалов: офисная жизнь («Клерки»), отношения мужчин и женщин («Девушка в поиске»), автомобили («Блондинка за рулем»), музыка (авторский канал Артемия Троицкого), спорт и другие. 50 процентов контента "ТВ-Клик" планирует заказывать профессиональным комьюнити – студентам, аспирантам ВГИКА, молодым режиссерам, сценаристам, для которых "важнее денег, проявить себя и засветиться". 10 процентов программ собственного производства, 30-40 процентов программ будут закупаться, в том числе и в регионах.

Видеохостинги
Аккумулировать лавинообразный поток авторского и профессионального видео, креативных проектов, рекламных роликов, клипов, а также разного рода видеомусора удалось видеохостингу YouTube. Сегодня это самый цитируемый видеохостинг в интернете с ежемесячной посещаемость 68 миллионов уникальных пользователей. Они могут добавлять, просматривать и комментировать видеозаписи, создавать собственные каналы, искать видеоматериалы по ключевым словам, трансляции ролика на внешних ресурсах, подписывать на видеоканалы.
С 2005 года за счет быстрого роста количества пользователей YouTube удалось собрать самую большую видеотеку. В настоящее время на YouTube размещено более 100 миллионов видеоклипов. У YouTube множество договоренностей о партнерстве с такими поставщиками содержания как CBS, BBC, Universal Music Group, Sony Music Group, Warner Music Group, NBA, The Sundance Channel.
13 ноября 2007 года компания YouTube объявила о запуске русской версии YouTube (www.youtube.ru). Cервис YouTube полностью переведен на русский язык, имеет локализованную домашнюю страницу и систему поиска. С запуском новой версии YouTube русскоязычные пользователи Сети стали частью мирового YouTube-сообщества и получили доступ к российскому и глобальному видеоконтенту.
Огромный вклад в популяризацию видеохостинга оказывают блоггеры и пользователи социальных сетей, которые используют видеоролики в своих дневниках. На каждое видео для пользователя есть HTML-код, созданный для вставки видео на другие веб-страницы.
В марте 2008 года YouTube анонсировало, что планирует до конца года начать потоковое телевещание в интернете. При помощи нового сервиса миллионы пользователей портала смогут транслировать в прямом эфире свое видео в сеть на протяжении 24 часов в сутки. Таким способом можно будет организовать видеотрансляцию с вечеринки или свадьбы для тех, кто не смог ее посетить. Последние увидят все происходящее в прямом эфире в интернете.
Повторить успех YouTubе в Рунете пытается российский видеохостинг RuTube - российский online-сервис для обмена, показа и трансляции видео, созданный в 2006 году. Сейчас хостинг ежедневно доставляет видео для 300 тысяч пользователей интернета и производит более 35 млн. видеопоказов в месяц. Обеспечивает трансляцию в интернет для нескольких телеканалов и радиостанций, а также предоставляет своим пользователям возможность создания и ведения видео-блогов и собственных виртуальных телеканалов. Rutube.ru организовал прямые видео-трансляции с десятков мероприятий из разных интересных мест, таких как ГосДума, Общественная Палата, музыкальные фестивали, openair, клубные вечеринки, концерты, уличные шествия, кинопремьеры, конференции и съезды. По договору с ДТВ, лучшие ролики за день показываются в прямом эфире на канале.
С появлением понятий «видеошеринг», «видеоблоггинг» возникло довольно много проектов — как позже, так и раньше, чем YouTube. Некоторые проекты буквально копировали интерфейс YouTube, но отличались лишь бизнес-моделями – платными и бесплатными сервисами, использованием рекламы. Видеохостинг Viddler вынужден конкурировать с YouTube c помощью расширения функциональности. Viddler позволяет просматривать видео в полноэкранном режиме, размещать свои ролики таким образом, чтобы указывать с какого именно места должно стартовать видео при показе. Это очень полезно, когда ролик довольно длинный, а фрагмент, на который вы хотели бы обратить внимание зрителей – где-нибудь ближе к концу. Кроме того, можно оставлять свои комментарии не только к клипу, но и к любому его фрагменту. Особенно подчеркнем, что Viddler, в отличие, например от Veoh, является самым быстрым видеохостингом, то есть предоставляет самую быструю закачку файлов. Жители России, которым важна скорость загрузки видеоматериалов, могут пользоваться хостингом VideoRadar, который даст фору многим зарубежным аналогам. Если важна не скорость загрузки, а комплексный популярный сервис, то можно обратиться на Video.Mail.Ru. Еще один российский игрок на рынке видеохостинга – Rambler Vision (Video.Rambler.ru).
Видеохостинги активно начинают осваивать формат высокой четкости. Хостинг Vimeo пока единственный сервис, поддерживающий загрузку и показ видео в HD.
Способствует распространению видео в сети и такое направление как видеоподкастиг - способ публикации медиа-потоков (каналов) в сети, при котором они анонсируются через rss-ленты. Это позволяет автоматизировать загрузку новых выпусков на устройство воспроизведения. Для подписки на большое количество каналов используются различные плееры – iTunes, Miro, KatchTV, Open Media Network. Схема работы с подобными плеерами выглядит следующим образом: пользователь скачивает плеер, выбирает подкаст, просматривает материалы, подписывается на подкаст, чтобы быть в курсе новинок. Также плееры позволяют отслеживать видео на видеохостингах или локальном компьютере, скачивать интересующие материалы, составлять плейлисты. Плеер в данной схеме выполняет роль интернет-браузера по видеоконтенту.

Социальные сети и видео
Аккумулируют видеоматериалы таже и социальные сети – Facebook, в котором на конец ноября 2007 года на сайте было зарегистрировано 55 миллионов активных участников. Российская социальная сеть Vkontakte открыла раздел видео в июне 2007 года. Сервис дает пользователям возможность загружать на сайт свое видео. Внедрение этой функции превратило Контакт одновременно и в сервис видеохостинга. На сегодняшний день видеохостинг содержит более 20 миллионов видеороликов. На сайте существует поиск видео с возможностью добавления в собственные видеозаписи. Сервис позволяет отмечать на видео своих друзей.

Авторское потоковое вещание
В мире, в котором эффект присутствия становится, а коммуникация и периодичность выхода воспринимается только в режиме реального времени, появляется острая необходимость в организации прямого личного вещания. На сайте JustinTV реализована возможность организации авторского потокового вещания. Автор сервиса Джастин Кэн привлек внимание общественности тем, что начал круглосуточное интернет-вещание с камеры, которая была прикреплена к кепке, которую тот постоянно носил. На сайте JustinTV пройдя регистрацию, пользователь получает возможность открыть свой постоянный канал. Подключив веб-камеру и микрофон, можно вести интернет-трансляцию. Дополнительные функции – чат, комментарии, возможность вставить трансляцию в блог или на любой внешний сайт. Вещатель может записать потоковую трансляцию на сервере и впоследствии обращаться к ней по запросу. Сервис позволяет также производить монтаж записанного видео. Пользователь может составить сетку вещания и регулярно выходить в прямой эфир.

Конвергенция (Интернет-TV и СМИ)
С момента объединения текста и фотографий на страницах первых газет интернет стал идеальной средой для дальнейшей конвергенции. Видеотрансляции в интернете освоили не только телеканалы, но и радиостудии и даже газеты. Главный редактор «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов ведет видеоблог на актуальные темы, программы Александра Плюшева «Разворот» и Argentum транслируются в потоке и доступны по запросу. Также на сайте радиостанции открыт специальный раздел «Видеорадио», в который попадают эксклюзивные съемки редакционной жизни (например, выборы главного редактора) и общественно-политические события (например, пресс-конференция Ковтуна и Лугового).
Редакции газет «Коммерсант» и «Ведомости» тоже двигаются в сторону визуализации информации. Так, корреспонденты газеты снимают видеорепортажи и иллюстрируют ими тексты c «Марша несогласных», рассказывают о тонкостях ипотечного кредитования и комментируют выборы президента в США.
Конвергенция произошла не только в рамках СМИ, в сети с постоянной периодичностью появляются такие проекты как театральные интернет-фестивали, короткометражное интернет-кино и сериалы для вещания на мобильные телефоны.

ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРНЕТ-ТЕЛЕВИДЕНИЯ


Интернет-телевидение развивается вместе с развитием инфраструктуры интернета. С распространением технлогии ADSL-подключения улучшается и качество. Интернет-телевидение становится доступным не только с помощью компьютеров, но и с помощью мобильных устройств – КПК, мобильных телефонов. Однако у интернет-телевидения есть ряд проблем. Одна из основных проблем – качество видеоизображения и звука. Вещатели должны сами адаптировать видео к трансляции в сети и компрессировать его, что негативно влияет на качество. Основными факторами, которые влияют на качество видео в интернете, является скорость подключения пользователей к сети и цена за трафик. Толчком к развитию интернет-ТВ становится постепенная либерализация цен на безлимитное подключение к сети. Это изменяет пользовательские предпочтения контента так же, как и переход с dial-up на ADSL-подключения.
Кроме этого, существует ряд проблем с авторскими и смежными правами на видеоматериалы. Большинство традиционных телеканалов, в том числе «Первый» и BBC, ограничивают интернет-вещание своих программ в интернете территорией страны, так как не имеют прав на трансграничное вещание. В свою очередь правила YouTube запрещают закачивать на сайт видео, содержимое которого запрещает закон США об авторском праве. Часто сотрудники компании удаляют пиратский контент. Однако, несмотря на это, на сервис продолжает закачиваться огромное количество видео, защищенного авторским правом. Сотрудники компании могут обратить на него внимание только после жалобы со стороны правообладателей или пользователей сервиса. Однако иногда жалобы пользователей приводят к тому, что законные видеоролики помечаются как пиратские.

БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ


Скорость развития интернет-технологий обычно опережает эволюцию теоретических представлений о них. Однако некоторые тенденции очевидны. В 2008 году, по прогнозу eMarketer, в сети существенно увеличится предложение видеоконтента, как от профессиональных игроков рынка, таких, как телевизионные каналы, так и от многочисленных любителей. Крупнейшие игроки рынка онлайнового видео, такие, как Google, Microsoft и телеканалы, будут поддерживать свои сервисы и видеоконтент, покупая небольшие компании, которые будут заниматься рекламой в этой области.      В России холдинг "Газпром-медиа" также готовит к запуску интернет-канал, пользователи которого смогут смотреть оригинальные программы, произведенные по заказу канала, в том числе на НТВ и ТНТ. Открытие интернет-канала ожидается в сентябре.
В мире, ожидается, что YouTube станет важным политическим инструментом. YouTube уже привлекает наибольшее количество трафика в сети и постоянно занимает первые позиции в списке наиболее любимых американскими пользователями интернета социальных медиа. YouTube уже играет важную роль во время президентской избирательной компании. Так, предвыборная кампания одного из кандидатов в президенты США Барака Обамы оказалась под угрозой после того, как выяснилось, что один из его сотрудников выложил на сайт YouTube видеоролик, унижающий оппонента Обамы Хиллари Клинтон.
Видеотехнологии также распространяются и в виртуальных мирах. В одном из наиболее популярных трехмерных миров – Second Life, насчитывающем более 7,5 миллионов аккаунтов, уже открыто официальное представительство Reuters. Более чем логично ожидать всплеск новых форм интернет-виртуального-телевидения именно в этих мирах.
___________________________________
© Гарматин Алексей Алексеевич
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum