Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Коммуникации
Социальная проблематика на страницах нижегородской деловой прессы
(№8 [171] 10.06.2008)
Автор: Марина Толстунова

«Биржа» (издается с 1991 г., главный редактор – В.Лапырин; адрес электронной версии – http://www.birzhaplus.ru/birzha). Анализ содержания «Биржи» показал, что данная газета уделяет социальной проблематике весьма значительное внимание.

«Биржа» позиционирует себя как «еженедельник нижегородских предпринимателей». В соответствии с обозначенной целевой аудиторией, в ней регулярно освещаются социальные проблемы малого бизнеса и частных предпринимателей. В публикациях «Биржи» анализируются и комментируются изменения в законодательстве, касающиеся малого бизнеса («Маленьких скушают» - поправки в законодательстве о финансовом обеспечении туроператорского бизнеса, № 4, 2007; «Не закон, а декларация» - новый закон о малом и среднем бизнесе, № 40, 2007), проблема аренды торговых помещений для предпринимателей («Кому вершки, а кому корешки», № 21, 2007). Постоянной темой в «Бирже» являются взаимоотношения бизнеса и власти. В большинстве публикаций на эту тему действия властей по отношению к бизнесу оцениваются обозревателями и экспертами «Биржи» (В.Носков, Е.Борматова, С.Кочеров, Е.Царева, В.Шпаковский, О.Чупаченко) весьма негативно, с использованием кода иронии, сарказма, с резкой критикой в адрес первых лиц города и области. Острые заголовки материалов красноречиво свидетельствуют о недовольстве предпринимателей деятельностью нижегородских «власть имущих»: «Перепад скоростей», № 1, 2007, «Месячник ожиданий», № 10, 2007, «У мэра новая идея», № 23, 2007, «Кому поверит предприниматель», № 31, 2007, «Обдирон», № 45, 2007, «И знать не хотят…», № 45, 2007, «По мини-маркетам проехались», № 47, 2007, «Город для русских», № 49, 2007, «Бизнес для власти», № 50, 2007, «Льготы и заботы», № 50, 2007. В ряде материалов нашли отражение проблемы, неоднократно поднимавшиеся в газете на протяжении 2006 г.: конфликт городской администрации с предпринимателями, занимающимися уличной торговлей цветами («За что убили цветочников?», № 4, 2007 – по одной из рассмотренных в данном материале версий, убийство владельца и продавца одного из нижегородских цветочных мини-маркетов связано с тем, что предприниматель «активно защищал права своих коллег в конфликтах с городской администрацией»; «Новый передел», № 4, 2007; «90 тысяч за место», № 5, 2007; «Вне конкурса», № 6, 2007); проблемы взяточничества, коррупции местных властей («Закон и коррупция: кто кого», № 48, 2007); проблемы рестораторов, владельцев летних кафе («Знак согласия», № 4, 2007); противостояние администрации и предпринимателей, торгующих в подземном переходе на Московском вокзале («В тоннеле неспокойно», № 5, 2007).

«Биржа» продолжила начатую в 2006 г. публикацию материалов из цикла «Школа Зотикова» (авторы В.Лапырин, А.Казанский), рассказывающих о проблемах малого бизнеса на примере предпринимателя Д.Зотикова из Сокольского района (№ 2, 3, 11, 13, 24, 2007). В № 39, 2007 «Биржи» была опубликована статья Д.Зотикова «Люди как «щепки», в которой предприниматель оценивает действия властей как недальновидные и авторитарные, губящие малый бизнес. Уничтожение малого бизнеса идет, по мнению Д.Зотикова, вполне целенаправленно, по приказу «сверху»: «Мелкий предприниматель хотя и мелкий, но при этом свободный. Может быть, как раз это и раздражает нашу власть? Может, ей вполне достаточно нескольких десятков миллионов людей, обслуживающих нефтяную трубу — главный источник дохода? А остальным куда — на выход с вещами?... Я готов поверить, что наши чиновники очень хотят организовать нашу жизнь как можно лучше. Но только почему всегда силком?!». В том же номере представлен материал «В лесу без леса» (авторы – О.Чупаченко, Е.Борматова, В.Шпаковский), рассказывающий о том, что в северных районах Нижегородской области местные представители деревообрабатывающего бизнеса терпят убытки и трудности с сырьем из-за прихода в область крупных иностранных инвесторов.
Несмотря на то, что «Биржа» обращена, в первую очередь, к нижегородским предпринимателям, на ее страницах регулярно поднимаются социальные проблемы, касающиеся широких слоев населения. Одна из самых актуальных проблем для большинства российских граждан – получение достойного жилья. В связи с этим в материалах «Биржи» обсуждаются проблемы ветхого фонда, социальной ипотеки: «Планов – громадье», № 9, 2007, «Хотим как лучше, а что получится?», № 18, 2007, «Доступность жилья в кооперативном подходе», № 18, 2007, «Недоступное жилье», № 28, 2007, «Обсчитались…», № 46, 2007. Авторы этих публикаций (О.Мигачева, Ю.Воронцова, С.Залуговский) делают весьма неутешительные выводы: стоимость жилья на первичном рынке в Нижегородской области очень высока (самый высокий уровень в ПФО), подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» не выполняется в полном объеме, темпы застройки – невысокие (из-за административных препон, с которыми сталкиваются нижегородские строительные фирмы при получении земельных участков). Планы мэра В.Булавинова ликвидировать за пять лет ветхий фонд в Н.Новгороде, при отсутствии четкой схемы финансирования этой программы, оцениваются обозревателем О.Мигачевой как «амбициозные».

В публикациях «Биржи» находят отражение и различные проблемы ЖКХ и городского благоустройства: капитальный ремонт жилых домов («Разобраться бы и рассчитаться бы», № 2, 2007, «Битва за капремонт», № 3, 2007, «Отремонтируют все!», № 43, 2007, «В погоне за миллиардами», № 48, 2007), автостоянки («Мэр взялся за парковки», № 3, 2007), плохое качество дорог, не убранный с проезжей части снег («Снег идет – город стоит», № 6, 2007); автомобильные пробки («Перекроить и проследить», № 31, 2007), затянувшийся ремонт на центральных улицах города («Сезон авралов», № 28, 2007). Обозреватель В.Носков в своем материале «За заявлениями-то что?» (№ 26, 2007) задает ряд вопросов, касающихся использования выделенных на городское благоустройство муниципальных денег, ответов на которые он не получил ни на пресс-конференции, проведенной первым вице-мэром С.Гладышевым, ни на официальном сайте городской администрации. «Как налогоплательщик я хочу все-таки знать, кто, как и в какие сроки будет осваивать три с лишним миллиарда рублей муниципальных денег. Хотя из-за подобных вопросов Сергей Гладышев недавно пожаловался на меня областному прокурору», - пишет В.Носков. Тем самым очередной раз констатируется «непрозрачность» власти, ее неготовность отчитываться за свои действия перед гражданами.

Большое количество откликов в «Бирже» вызвала ситуация вокруг парка «Дубки», который мэр Н.Новгорода В.Булавинов решил отдать самарским предпринимателям под строительство торгово-развлекательного центра, против чего выступили жители города. Журналисты и эксперты «Биржи» - В.Носков, С.Кочеров, О.Мигачева, О.Чупаченко, А.Семина, Л.Дубинина (журналист газеты «Биржа плюс свой дом», в которой также подробно освещалась названная выше ситуация) и А.Каюмов, директор экологического центра «Дронт», встали на защиту парка, поддержав жителей Ленинского района. В серии публикаций отразились перипетии взаимоотношений власти и общественности, борьба за «Дубки» велась с переменным успехом: «Топоры над дубками», № 1, 2007; «Кого мэр высечет», № 14, 2007, «Кому парк достанется?», № 16, 2007, «Перейдем ли Рубикон?», № 19, 2007 (в этом же номере была опубликована резолюция собрания жильцов), «Дубки снова выстояли», № 20, 2007, «На милость инвестора сдали депутаты гордумы парк «Дубки», № 24, 2007, «Дубовый результат», № 24, 2007, «Дубки не сдаются», № 28, 43, 2007, «Восхитительная стремительность мэрии», № 32, 2007. В ответ на статью Л.Дубининой «Для кого город: для жителей или для инвестора?» (№ 44, 2007) поступило письмо читателя В.Ионова, заслуженного работника культуры РСФСР, которое было опубликовано под заголовком «Интерес в интересе: письмо в номер» (№ 45, 2007). В.Ионов отвечает на поставленный в статье Л.Дубининой вопрос предельно откровенно: «Хозяева города – Инвестор и Администрация», а вовсе не Житель. В октябре 2007 г. районный суд отказал жителям, которые требовали отменить постановление городской думы о смене зонирования территории парка «Дубки» - по этому постановлению, треть территории парка передавалась под строительство торгово-развлекательного комплекса (№ 44, 2007). «Борьба» за «Дубки» продолжается и в 2008 г.: жители подали иск в Нижегородский областной суд, который, в свою очередь, принял решение о повторном рассмотрении дела («Пас назад», № 2, 2008). В статье «Топорная работа» (№ 12, 2007) В.Носков упрекает городские власти в том, что они надумали ввести «драконовские штрафы» для предпринимателей, вырубающих деревья и кустарники около своих торговых точек, однако сами, «не считаясь с мнением жителей, отдают под застройку торгово-развлекательных центров и жилых домов-гигантов парковые площадки». Сохранение парков и зеленых насаждений в городе имеет не только эстетическую, но и экологическую значимость. В.Носков не без основания связывает самую высокую смертность жителей Н.Новгорода среди городов-«миллионников», наряду с другими причинами, с явным недостатком зеленых насаждений, парков и скверов в нашем городе.
Ряд публикаций «Биржи» посвящен проблемам здравоохранения: эпидемиологическая ситуация в Нижегородской области («В клещах», № 24, 2007, «Переболели», № 41, 2007), проблема качества и доступности медицинских услуг для населения («Научить, чтобы не лечить», № 17, 2007; «Кардиология в инфаркте», № 30, 2007; «Кричи не кричи…», № 37, 2007; «Как здоровье, товарищ?», № 39, 2007; «Возвращение Карцевского», № 45, 2007). Обозреватели «Биржи» (О.Мигачева, В.Носков) довольно скептично оценили намерение областного правительства выделить на строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов) миллиарды бюджетных рублей, в то время как во многих селах и деревнях нет больниц и поликлиник, люди не могут «сдать по месту жительства анализ крови, сделать рентген, полечить зубы» («Мы за ценой не постоим», № 18, 2007; «Больные подождут», № 20, 2007).
Неоднократно обсуждался в публикациях «Биржи» вопрос о низком уровне жизни большей части российского населения: «Хуже американских нищих», № 43, 2007; «Вырваться из «петли бедности» должно помочь людям родное государство», № 43, 2007; «Дорогая моя Москва», № 47, 2007. Статья В.Носкова «До счастья пока далеко» (№ 2, 2007) начинается с цитирования слов губернатора Нижегородской области В.Шанцева, признающего, что размер потребительской корзины в нашей области «на уровне блокадного Ленинграда». «Мечта губернатора увеличить областной бюджет вряд ли будет иметь значение для многих местных жителей, если их лишают бизнеса, не дают самостоятельно выбраться из бедности, - считает обозреватель, - Ведь если не будет малого предпринимательства, то не скоро и «нормы блокадного Ленинграда» будут преодолены». В «Бирже» регулярно публикуются аналитические отчеты о социально-экономическом развитии страны, ПФО и Нижегородской области: «Стабилизация», № 4, 2007; «Область оцифровали», № 8, 2007; «Квартал на квартал», № 18, 2007; «Кому в ПФО жить хорошо», № 44, 2007; «Развиваемся, однако», № 45, 2007. Кроме того, в этой газете публикуются результаты соцопросов населения, проводимых НИСОЦ: «Опасный Нижний», № 1, 2007, «Опасная доступность», № 15, 2007 (транспорт), «Живем на «троечку», № 17, 2007; «Лучше в кредит», № 19, 2007; «Надоело жить в «хрущевках», № 21, 2007; «Скажи мне, что ты ешь», № 33, 2007; «Ни поработать, ни отдохнуть», № 37, 2007; «Забракованные», № 45, 2007 (семья, брак) и др.
В публикациях обозревателей также поднимались проблемы пенсионной реформы («Пенсия по карточкам», № 21, 2007; «Голосовать или голосить?», № 29, 2007); образования (о введении ЕГЭ - «Поиграли – и бросили?», № 6, 2007; о сокращении бюджетных мест в вузах - «Бюджетных стало меньше», № 26, 2007; о неоправданно высокой цене товаров для школьников - «Недетская математика», № 33, 2007); скудного питания, которое получают в школах, больницах и детских учреждениях Н.Новгорода («Как в закрытом городе», № 13,2007); разгула преступности («Криминалитет разгулялся», № 18, 2007; о кражах мобильных телефонов - «Мобильный беспредел», № 19, 2007; «Мздоимцы», № 25, 2007; о коррупции в сфере образования - «Экзамен без взятки», № 25, 2007). Интересны статьи эксперта А.Макарычева, в которых он размышляет о роли государства в решении социальных проблем населения («Тело и политика», № 4, 2007, «Пермский либерализм», № 16, 2007). В статье с интригующим названием «Тело и политика» эксперт оперирует термином «биовласть», введенным французским философом М.Фуко. «Биовласть» означает, что «любое государство управляет не только некими абстрактными «процессами» и безликими «структурами», но и живыми людьми». В связи с этим власти должны более последовательно решать такие проблемы общества, как наркомания, СПИД, инвалидность, демография.

В «Бирже» есть колонка А. Мовшевича, школьного учителя, который в эссеистской манере пишет о проблемах школьного и вузовского образования, об отношениях государства и человека, о «среднем классе», о современной молодежи, о дорогах и о многом другом: «Если получаешь как профессор…», № 14, 2007; «Новый русский…учитель», № 15, 2007; «А ты кто такой?», № 18, 2007; «Мудрый шах и усталый евнух», № 19, 2007; «Трамвай желаний», № 21, 2007; «Переход через улицы как переход через Альпы», № 42, 2007; «Любимый предмет», № 44, 2007; «Все проходит», № 47, 2007; «Как я стал нужен государству», № 48, 2007. Одна из важнейших проблем, затронутых автором этих публикаций, - низкий уровень жизни преподавателей вузов и школьных учителей, не соответствующий высокому социальному статусу педагога. Как иронически заметил А.Мовшевич, государство вспоминает о педагогах только во время очередных выборов (№ 48, 2007).

В ноябре 2007 г. в редакции «Биржи» состоялся «круглый стол» - заседание Нижегородского экспертного клуба, на которое был приглашен мэр города В.Булавинов (итоги заседания опубликованы в материале «Нижегородская мечта», № 45, 2007). На заседании обсуждался ряд «наболевших» проблем, связанных с реализацией нацпроектов и городским благоустройством. Кроме того, в газете публиковались интервью с представителями власти (мэром В.Булавиновым, председателем ОЗС Е.Люлиным) и общественных организаций (Б.Титовым, председателем общероссийской предпринимательской организации «Деловая Россия»), в которых обсуждались проблемы малого и среднего бизнеса и населения города Н.Новгорода и области в целом («Вадим Булавинов: «Свои обещания я выполняю», № 4, 2007, «В поиске баланса», № 10, 2007; «Капитализма в России еще не было», № 27, 2007).

Подводя итоги, можно констатировать критический настрой большинства публикаций «Биржи» по отношению к социальной политике властей. На страницах «Биржи» практически не встречается материалов, свидетельствующих о социальных улучшениях, редкие примеры – краткие информационные заметки: «Нижний снова с теплом», № 3, 2007 (о ликвидации аварии на теплотрассе), «Мартовский лед», № 8, 2007 (о завершении Борской администрацией «самого крупного инвестиционного проекта в социальную сферу региона» – Дворца спорта на Бору). Проблемные статьи «Биржи» часто вызывают живые отклики читателей на форуме сайта этой газеты: «Не закон, а декларация», № 40, 2007, «Мэр взялся за парковки», № 3, 2007, «На милость инвестора сдали депутаты гордумы парк «Дубки», № 24, 2007 и др. Читатели, как правило, поддерживают критические оценки авторов «Биржи». Все это свидетельствует о напряженности в отношениях местных властей с предпринимателями и, в целом, населением города и области, недовольстве значительной части населения деятельностью «власть имущих».

Таким образом, регулярное освещение широкого спектра социальных проблем региона, касающихся не только предпринимателей, но и населения в целом, активная гражданская позиция авторов сближают деловую газету «Биржа» с общественно-политическими изданиями и позволяют отнести ее к социально ориентированной прессе.

«Курс Н» (издается с 1993 г., редактор – О.Антонова; адрес электронной версии – http://www.kurs-n.nnov.ru). Газета «Курс Н» имеет постоянные разделы - «События недели», «ЖКХ», «РаКУРС», «Национальный проект», «Налоги», «Транспорт», «Земля», «Строительство», «АПК», которые, в свою очередь, делятся на рубрики.

В разделах «Национальный проект», «Строительство», «АПК», «РаКУРС» регулярно публикуются материалы о реализации приоритетных национальных проектов на региональном уровне. Больше всего публикаций посвящено проекту «Доступное жилье», в том числе проблемам расселения ветхого фонда, развития социальной ипотеки: «Доступное жилье» как связующее звено», № 2, 2007,«Решения из области арифметики», № 3, 2007,«Для обманутых дольщиков», № 31, 2007, «Будем строить малоэтажки», № 5, 2007 (в данном материале упоминается о разработке программы «Социальная ипотека жилья», реализуемой в настоящее время в республике Татарстан), «Прощаясь с «ветхим фондом», № 23, 2007, «Жилье шаг за шагом», № 40, 2007,«Жилье для молодых», № 46, 2007, «Блага цивилизации для всех», № 49, 2007. В № 20 в газете был размещен специальный раздел «Малоэтажное строительство» («Дом, который построят Вам…», № 20, 2007). В статье «В ожидании первого звонка», № 31, 2007 обсуждались проблемы образования (школы, вузы, детские сады).

«Курс Н» - одна из немногих нижегородских деловых газет, которая регулярно обсуждает на своих страницах социально-экономические проблемы села (раздел «АПК»): «Проблемы села», № 40, 2007 (кадровый «голод», разрушение церкви, низкий уровень жизни и др.), «Дивиденды на возрождение», № 40, 2007; в специальном разделе «Связь» - «Ликвидировать неравенство», № 25, 2007 (проблема обеспечения доступа сельских жителей к современным телекоммуникационным услугам и информационным ресурсам), «Положение обязывает», № 44, 2007 (изложение отчета министра сельского хозяйства об итогах сельскохозяйственного сезона, о проекте программы, касающейся молодых специалистов сельского хозяйства), «В помощь сельхозпроизводителям», № 47, 2007. В разделе «Бытовое обслуживание» - «БОНус для села», № 31, 2007. Однако чаще всего эти публикации представлены в форме интервью с руководителями сельскохозяйственных предприятий (СПК), которые делятся своим положительным управленческим опытом.

В разделе «ЖКХ» (иногда и в разделе «РаКУРС») еженедельно публикуются проблемные и рекомендательные статьи: «Оплата на выбор», № 1, 2007 (о различных способах оплаты ЖКУ), «Управдом в помощь», № 9, 2007, «Как изменить психологию?», № 7, 2007,«Стать Хозяином в своем доме», № 50, 2007 (обсуждение реформы ЖКХ, в частности, создание ТСЖ). Газета сообщает о мерах, которые предпринимают местные власти для решения проблем населения. Например, когда у жителей возникли проблемы с водоснабжением, власти «не оказались глухи к жалобам населения» и открыли «горячую» телефонную линию по этим вопросам («Реакция на жалобы», № 1, 2007). Подобная информация о приемах граждан должностными лицами и «горячих» линиях по тем или иным социально-бытовым, правовым вопросам публикуется регулярно. В № 5, 2007 был опубликован отчет по работе с гражданами губернатора и правительства Нижегородской области («К власти за помощью»).

В публикациях газеты «Курс Н» обсуждались и проблемы городского благоустройства и капитального ремонта жилья: «По главной улице с надеждой», № 51, 2007; «Посоветуйтесь с населением», - призывает власть Александр Косовских», № 4, 2007 (А. Косовских – депутат Законодательного собрания, заместитель председателя комитета по жилищной политике и градостроительству ОЗС Нижегородской области – прим.авт. ); «Недоверие в цифрах», № 4, 2007, «Поезд отошел, но еще можно вскочить на подножку», № 46, 2007.

Журналисты «Курс Н» уделяют большое внимание актуальным экологическим проблемам региона: «Погибнет только рыба?», № 11, 2007, «Уровень воды в реках», № 9, 2007 (о приближающемся паводке). В отдельных номерах выходит специальный раздел «Экология»: «Жесткими мерами» - вывоз мусора, очистка рек; «Мусор для переработки» (о способах экономичной и экологически безопасной утилизации бытовых отходов), № 17, 2007; «Жить не одним днем», № 44, 2007 (загрязнение рек и воздуха, утилизация твердых бытовых отходов, браконьерство).

В ряде публикаций отмечаются проблемы низкого уровня жизни населения, необходимости повышения социальных льгот: «Поддержим матерей», № 9, 2007; «Зарплата, на которую не проживешь», № 45, 2007; «Политическое мужество губернатора», № 45, 2007 (о введении звания «Ветеран труда Нижегородской области», что позволяет расширить число льготников на 100-120 тысяч человек), «Пенсии бюджетников вырастут», № 46, 2007, «Социальные расходы увеличатся», № 49, 2007, «Больше получаем – лучше работаем?», № 51, 2007. Статья «В списке не значатся», № 1, 2007 посвящена «теневым» («серым») зарплатам в частных фирмах, ведущим к социальной незащищенности работников - они зачастую не могут воспользоваться социальными выплатами (оплата больничных листов, пособие по уходу за ребенком, отпускные, выходные пособия и др.), а также лишены достойной пенсии в будущем. Этот материал был подготовлен не журналистами, а ИФНС России по Советскому району Н.Новгорода. В статье «Сэкономили на людях», № 46, 2007 (специальный раздел «Кризисное управление») рассказывалось о том, как руководство одного из нижегородских предприятий, обанкротившись, оставило 130 бывших работников без заработной платы и компенсаций. Сотрудники предприятия подали обращение к губернатору Нижегородской области В.Шанцеву, а копию письма прислали в редакцию газеты «Курс Н», опубликовавшую его в очередном номере.

В разделе «Транспорт» отслеживается ситуация, связанная с пассажирским транспортом, дорожным хозяйством города и области. Журналисты еженедельника отмечают ряд позитивных изменений в этой сфере: строительство новых дорог, «сдвиги» в решении проблемы городских пробок, пополнение автобусного парка, дальнейшее развитие метрополитена и международного аэропорта в Нижнем Новгороде, выпуск на линию дополнительных трамваев и троллейбусов и продление режима работы общественного электротранспорта до 12 часов ночи («И поедем, и полетаем», № 1, 2007; «Трамвай для позднего пассажира», № 4, 2007; «В автобусе с комфортом?»; «Как создать фундамент отрасли», № 5, 2007; «Да будет мост и не только», № 47, 2007; «Маршруты душевного комфорта», № 51, 2007).
Появлялись на страницах газеты «Курс Н» и отдельные материалы, посвященные проблемам малого и среднего бизнеса, взаимоотношениям бизнеса и власти (раздел «РаКУРС»). В отличие от еженедельника «Биржа», в «Курсе Н» данная тема стоит отнюдь не на первом месте. В публикации Н.Мироновой «Взаимное непонимание, или Ограниченные возможности русского языка», № 14, 2007 вспоминаются события 2006 г., связанные со сносом мини-маркетов и торговых павильонов на ул.Литвинова в Нижнем Новгороде. Н.Жукова, председатель нижегородского объединения предпринимателей «Единство», у которой журналист берет интервью, с горечью говорит о том, что проблемы малого бизнеса до сих пор не решены и власть, к сожалению, не готова к конструктивному диалогу: «47 предпринимателей в свое время объединялись, чтобы цивилизованно строить диалог с властями и защищать свои права. Сейчас их половина. Неверие (на деле люди оказались бесправными перед не желающими [их] слушать чиновниками) сократило организацию вполовину». Еще одна публикация, заслуживающая внимания, - «Любовь за деньги?», № 44, 2007: в ней обсуждались не только взаимоотношения бизнеса и власти, но и (тема, редко затрагиваемая в деловой прессе) взаимоотношения предпринимателей и СМИ. Представители местного бизнеса, собравшиеся на семинаре, организованном Нижегородским инновационным бизнес-инкубатором, упрекали нижегородские СМИ в том, что они проявляют к бизнесу «большей частью денежный интерес», отказываются бесплатно освещать позитивные итоги предпринимательской деятельности: «Наши успехи никого не интересуют. Причем, чем больше мы делаем для города, для нижегородцев, тем дороже обходятся нам публикации и телесюжеты… Все-таки предпринимательство свою социальную миссию выполняет, совершенно не стремясь к сенсациям, — это рабочие места, достойная зарплата и как следствие достойная жизнь». Публикация «Женщины руководят лучше», № 9, 2007 начинается следующим абзацем: «Давно прошло то время, когда принято было считать, что у бизнеса — не женское лицо. Сегодня женщина — директор, предприниматель — вовсе не редкость. Более того, статистика утверждает, что они чаще преуспевают на аналогичных руководящих постах, нежели мужчины». Далее сообщается о том, что нижегородская делегация женщин-директоров приняла участие во всероссийском конкурсе «Женщина – директор года» и выступила весьма достойно. После возвращения делегации из Москвы в Н.Новгороде состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам взаимодействия власти и женского бизнес-сообщества. Президент Нижегородского женского союза Л.Хохлачева, выступая на пресс-конференции, отметила большую позитивную роль предпринимательских объединений в налаживании диалога между бизнесом и властью, в одиночку предпринимателям действовать намного сложнее: «Деловым людям надо уметь договариваться с властью, которая справедливо требует от предпринимателей платить все налоги, сделать зарплату «белой», призывает бизнес стать социально ориентированным. Соответственно мы заинтересованы в том, чтобы предпринимателей не дергали по пустякам, упростили процедуру открытия фирм, не облагали поборами, создавали режим наибольшего благоприятствования». В некоторых информационных заметках отмечались мероприятия, направленные в поддержку бизнеса, например, о принятии закона, позволяющего предпринимателям на приоритетных началах приобретать государственное и муниципальное имущество («Предпринимателю – приоритет», № 37, 2007).

В газете «Курс Н» появляются комментированные отчеты или расширенные информационные заметки об итогах социально-экономического развития Нижегородской области. В материале «Не все идеально», № 1, 2007 (отчет полпреда А.Коновалова перед Президентом РФ о социально-экономическом развитии ПФО в 2006 г.) отмечен ряд нерешенных проблем. Цитируются слова А.Коновалова: «Есть много людей, которые получают зарплату ниже минимального размера продуктовой корзины». Но в целом, «Курс Н» дает весьма оптимистичную картину социально-экономического положения в регионе: «С высоким рейтингом», № 11, 2007, «Положительная динамика сохраняется», № 43, 2007, «Истоки позитива», № 51, 2007, «В тройке лидеров», № 11, 2007 (по итогам подготовки и призыва граждан на воинскую службу), «Зарплаты нижегородцев растут», № 49, 2007. Регулярно публикуются информационные заметки, в которых отслеживается деятельность местных властей по оказанию финансовой помощи медицинским, образовательным, культурным, спортивным учреждениям Н.Новгорода и районов Нижегородской области, указывается, какая денежная сумма и на какие цели направлена: «Открытия Тоншаева», № 37, 2007, «Территориям – поддержку», № 40, 2007, «На ремонт и «на здоровье», № 44, 2007, «Из областной казны», № 45, 2007.

Публиковались в газете «Курс Н» и материалы, посвященные проблемам здравоохранения, развития медицины (чаще всего в разделе «РаКУРС»): «Дела сердечные», № 40, 2007, «Здоровье закладывается сегодня», № 34, 2007, «Медпомощь гарантирована», № 43, 2007, «Физкультура для всех», № 44, 2007. В публикации «Приоритет отдан образованию», в которой автор В.Цветков комментирует проект бюджета Н.Новгорода на 2008 год, обращается внимание на недостаток финансирования здравоохранения, а также сферы спорта и физической культуры, № 40, 2007. «Если же говорить о приоритетах, то плюс сделан в пользу образования. Прогрессивно конечно. Но, выходит, лучше учить, чем лечить? Наверное, все-таки эти категории должны выглядеть поравновесней, посбалансированней, - пишет В.Цветков, достаточно смело и в то же время корректно указывая чиновникам на их «недоработки».

Периодически затрагивались в газете «Курс Н» и проблемы преступности, ДТП, безопасности в быту и на производстве: «МЧС предупреждает», № 1, 2007 (об увеличении количества техногенных пожаров в регионе), «Без потерь не обошлось», № 1, 2007, «Проблема вызрела», № 45, 2007, «Неутешительные итоги», № 5, 2007. Источники этой информации – официальные учреждения.
В целом, газете «Курс Н» не свойственны острая критика, иронические выпады против представителей власти. Для этого издания характерно лояльное отношение к «власть имущим». Губернатор В.Шанцев, мэр Н.Новгорода В.Булавинов, полпред А.Коновалов предстают в материалах «Курса Н» как деятельные, внимательные к проблемам населения чиновники. Критические замечания в адрес власти, сравнительно редко встречающиеся в публикациях этой газеты, не касаются конкретных личностей и подаются в «смягченной» форме. Журналисты «Курс Н» стараются делать акцент на том, что хорошего предпринимается властями в решении тех или иных проблем. «Курс Н» позиционирует себя как деловой, «экономический еженедельник», однако, на наш взгляд, проблемы малого и среднего бизнеса освещаются в этой газете недостаточно регулярно. А ведь целевой аудиторией делового издания универсального типа, по определению, являются предприниматели, руководители высшего и среднего звена. Несомненно, накладывает отпечаток на формирование информационной политики издания тот факт, что учредителями «Курс Н» являются Министерство госимущества и земельных ресурсов Нижегородской области и Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации Н.Новгорода (т.е. государственные и муниципальные власти).

Журнал «Деловая неделя» (издается с 2000 г., главный редактор – И.Батраков; адрес электронной версии - http://www.extra-n.ru/dn) использует практику подготовки тематических номеров. В 2007 г. в 11 номерах из 24 (журнал выходит раз в две недели) социальная проблематика как таковая не была затронута. В остальных же номерах мы выявили ряд материалов социальной проблематики, соответствующих теме того или иного выпуска.
В журнале регулярно публикуются комментированные отчеты о социально-экономическом положении региона: «У нас хорошо, но у лидеров лучше», № 5, 2007, «В чем мы лидеры?», № 10, 2007. Рост инвестиций и промышленного производства в Нижегородской области не смог радикально повлиять на уровень жизни и доходы населения, как сообщается в данных материалах, а по уровню инфляции, стоимости первичного жилья и уровню смертности наша область, к сожалению, в числе «лидеров». Скачок потребительских цен, низкий уровень жизни большей части населения обсуждались в ряде материалов № 23, 2007 (тема номера - «Скачок инфляции»): «В лидерах по производству и по инфляции», «Регион накормит», «О социальных продуктах».
Проблемы малого и среднего бизнеса, взаимоотношений бизнеса и власти нашли отражение в критических публикациях: «Поддержка в новых рамках», № 21, 2007 (новый закон о поддержке малого и среднего бизнеса, июль 2007 г.), «А ну-ка выкупи!», № 23, 2007 (мелкие предприятия оказались незащищенными при аренде муниципального жилого фонда).

В тематическом номере «Острые углы образования» были опубликованы материалы, касающиеся актуальных проблем российского образования – сотрудничество вузов и бизнеса, соответствие уровня и характера подготовки студентов в вузах требованиям работодателей: «В вуз не только за знаниями», «Образован и востребован», «Преодолеть отставание вместе», «Найти выпускника несложно», № 7, 2007.
В других номерах обсуждались: пенсионная реформа («Реформу продолжать!», № 15-16, 2007, «Время копить на старость», № 15-16, 2007), медицинское страхование для сотрудников частных фирм («Фирма платит за здоровье!», № 4, 2007), качество дорог и автомобильные «пробки» («Увидеть пробки на ладони», № 18, 2007, «Проехать по дорогам», № 19, 2007), создание ТСЖ и рейдерство в сфере ЖКХ («Жилье под прицелом», № 3, 2007), неудовлетворительное качество ЖКУ («В ожидании исполнения», № 21, 2007 – опыт частного лица, судившегося с коммунальной службой), преступность («Закон не успевает за преступностью», № 5, 2007). Статья «Отдам ребенка в частные руки!», № 5, 2007 была посвящена одному из видов социального бизнеса – созданию частных детских садов.

«Нижегородская деловая газета (издается с 2002 г., редактор – П.Чурухов; адрес электронной версии – http://www.kuriermedia.ru). В 2007 г. вышло 18 номеров газеты (периодичность – раз в месяц, а также спецвыпуски). Большую часть каждого номера этой газеты составляют «имиджевые» статьи и модульная реклама. Тем не менее, почти в каждом номере публикуются 1-3 материала социальной проблематики.

Проблемы малого бизнеса были затронуты в публикациях «Мобильные в первых рядах» (интервью с В.Казаковым, министром поддержки и развития предпринимательства, потребительского рынка и услуг) – в этом интервью была обозначена необходимость помощи и так называемому семейному бизнесу, «Малышам» сулят поддержку» (№ 6, 2007), «Продавцов по осени считают» (№ 3, 2007), «Товарный вид наших базаров нашел одобрение в Нижегородской мэрии», «Взлетная площадка для туризма» (№ 2, 2007). «Нижегородская деловая газета» практикует подготовку тематических номеров, тема № 2, 2007 - «Средний класс как сословие». Однако материалов, соответствующих данной теме, в номере было, к сожалению, мало.

На страницах «Нижегородской деловой газеты» обсуждались различные аспекты реформирования системы высшего образования («Бюджетников в вузах станет меньше», № 1, 2007; о Болонском процессе - «Что лучше: широко или узко?», № 6, 2007), национальный проект «Здоровье» («Где у волшебной палочки начало?», № 7); ликвидация ветхого фонда («Ветхому фонду дали пять лет», № 4, 2007). Интересна статья «Гениальное детство» (№ 7, 2007), написанная психологом О.Аникеевой, - о том, как общаться с одаренным ребенком, как решить проблему его социализации.
Экологические проблемы, в частности, судьба парка «Дубки», нашли отражение в материале «Мир – бетону, война – деревьям» (№ 4, 2007). В публикации «Смесь бельгийского с нижегородским» (№ 14, 2007) журналист М.Иванова в одном из своих вопросов В.Альперну (директор представительства бельгийской химико-фармацевтической компании «Solvey» в России и СНГ – прим.авт. ) упоминает о неблагоприятной экологической обстановке в Кстово, где иностранные инвесторы вознамерились строить завод по производству ПВХ. В.Альперн уверяет в безопасности как самого материала, так и отходов по его производству, подвергающихся переработке.

Проблемам автомобилистов и безопасности на дорогах были посвящены материалы «И будет у нас автопаркинг…» – о потребности в парковочных местах в Нижнем Новгороде, «Ребенка пристегнули?» - о вступившем в действие законе, обязывающем автолюбителей перевозить детей в специальных сиденьях, в лиде этого материала отмечается, что «количество ДТП, где жертвами становятся дети, на российских дорогах очень высоко» (№ 1, 2007). В публикации «Узкое горлышко автомобильной «пробки», № 16, 2007 обсуждались перспективы решения проблемы «пробок» в Н.Новгороде.

Злободневна статья, опубликованная в № 11, 2007, - «Россия как инкубатор неравенства», в которой излагаются результаты исследования, проведенного экспертами Программы развития ООН в России. Речь идет о социальном неравенстве в России, о большом разрыве между обеспеченными и дотационными регионами, а также между богатыми и бедными, который продолжает увеличиваться: «…некоторые российские регионы находятся на европейском уровне, а некоторые – на уровне африканских стран». По выводам экспертов, чем богаче регион, тем сильнее дифференциация его населения и тем сильнее притесняются здесь женщины (неравенство зарплат с мужчинами, низкий показатель политического представительства). Политика регионального развития, по мнению экспертов, должна носить не директивный, а стимулирующий характер (в частности, необходимо стимулировать мобильность российского населения) и учитывать самобытность каждого региона.

«Нижегородский предприниматель» (издается с 1997 г., редактор – П.Ермолаев; адрес электронной версии – http://www.innov.ru/np). Большая часть материалов в этом издании представляет собой имиджевые статьи – рассказы о компаниях или интервью с руководителями различных предприятий и фирм Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Однако в журнале есть постоянная рубрика «Из первых уст», в которой публикуются проблемные интервью с представителями местной власти на актуальные темы: положение малого и среднего бизнеса («Территория трудной свободы», № 1, 2007), реализация национального проекта «Доступное жилье» («Строительство набирает темп», № 3, 2007), проблемы сельского хозяйства («Перспективы аграрного комплекса», № 7, 2007), здравоохранение («Здравоохранению – качественный уровень», № 4, 2007), поддержка ученых, занимающихся прикладными исследованиями в технической сфере («Инноваторы обретают поддержку», № 8, 2007). В этих интервью высокопоставленные нижегородские чиновники демонстрируют свою готовность поддерживать малый и средний бизнес, решать проблемы малообеспеченных слоев населения и отмечают те или иные улучшения в социально-экономической жизни региона. В материалах рубрики «Вести из ТПП» раскрываются положительные тенденции в налаживании диалога между бизнесом и властью, освещаются меры, принятые ТПП для улучшения экономических, правовых и социальных условий для ведения бизнеса («Союз бизнеса и власти», № 1, 2007, «Бизнес и право», № 3, 2007). Следует учитывать, однако, тот факт, что журнал «Нижегородский предприниматель» издается при участии губернатора и правительства Нижегородской области. В журнале практически не встречаются критические материалы, направленные против «власть имущих», иронические высказывания по поводу тех или иных событий, явлений социально-экономической жизни нижегородчины.

Газета «Капиталист» (издается с 2005 г., редактор И.Еникеева) имеет подзаголовок «Инвестиционное обозрение». Информационное наполнение каждого номера сосредоточено на бизнесе и инвестициях. Материалы, максимально прагматичные по своему содержанию, рассказывают о том, как организовать бизнес в той или иной сфере: о том, как открыть медицинский центр, как организовать книжную торговлю и т.д.

В целом социальная проблематика не характерна для этой газеты. В выпусках за 2007 г. мы выявили всего лишь несколько материалов, непосредственно касающихся социальных проблем бизнеса: «Плата за детскую безопасность, или Как отразятся новые правила дорожного движения на бизнесе?», № 3, 2007; «Меньше квот! Нижегородским предпринимателям ослабили социальную нагрузку», № 32, 2007. Взаимоотношения бизнеса и власти нашли свое отражение в публикации «Мэрия против «Европы»: Противостояние продолжается», № 3, 2007. В статье идет речь о конфликте мэрии с нижегородским предпринимателем А.Климентьевым, который в центре города арендует помещение под магазин и отказывается платить городской администрации за аренду, в то же время получая плату от сдачи этого помещения в аренду третьим лицам. Мэрия неоднократно судилась с ним, но все решения суда А.Климентьев оспаривал. В данной публикации предприниматель предстает отрицательным героем: автор статьи О.Блинков называет его «дельцом», дав в скобках ремарку («почему-то господина Климентьева язык не поворачивается назвать бизнесменом») и указывает на то, что пока длится это противостояние, десятки розничных сетей ожидают тендера на право аренды или продажи помещения в центре города, «где, как известно, весьма туго с продовольственными супермаркетами».

Если иногда в новостных сообщениях все-таки затрагивается социальная сфера, акцент в подаче информации, как правило, делается на финансовой, инвестиционной стороне вопроса. Характерный пример – информационная заметка «В парке «Дубки» построят семейно-досуговый центр», № 6, 2007. После краткого сообщения в лиде о том, что суд удовлетворил иск жителей к администрации против выделения участка под строительство ТРК, в основной части заметки рассказывается о компании, которая собирается строить на территории парка семейно-досуговый центр, об условиях реализации и стоимости данного бизнес-проекта.

В некоторых публикациях журнала «The Chief – Нижний Новгород» (редактор нижегородского выпуска – М.Сухоруков) обсуждалось негативное отношение к бизнесменам в российском обществе, непонимание властями социально-экономической роли бизнеса и, как следствие, «убогая социальная сфера» в России. Генеральный директор группы компаний «Столица Нижний» О.Сорокин в своем интервью заявил следующее: «Наше государство зачем-то сознательно внушает людям, что бизнес – это некая обособленная от всего общества категория людей, которая сама себя кормит. И на этом взаимоотношения государства и бизнеса заканчиваются… у нас к бизнесу еще не научились относиться как к созидательному процессу» (№ 5-6, 2007). Остро стоит проблема личной безопасности преуспевающих бизнесменов, преодоление социальной зависти к ним других слоев населения («Контролируй свою безопасность», № 5-6, 2007). В рубриках «Chief’s help» и Chief’s health» обсуждаются проблемы сохранения здоровья и эмоционального благополучия деловых людей, вынужденных много работать в стрессовом режиме («Парадоксы имиджа: богатые, но больные», № 3, 2007), рассматриваются варианты соцпакетов для сотрудников («Здоровье в пакете», № 7, 2007). Один из материалов был посвящен социальной рекламе («Социальной рекламе определили процент», № 1-2, 2007).

Для журналов «Деловой квартал. Нижний Новгород» (главный редактор нижегородского выпуска – В.Браун), «Наши деньги. Нижний Новгород» (редактор нижегородского выпуска – С.Пичугин), «Businessmania» (шеф-редактор - Н.Санина) социальная проблематика в целом не характерна, материалы такого рода являются скорее исключением из правила. Например, в интервью «Ярослав Савин: Женщине пора перестать формулировать мечты в виде SMART-задач» (Деловой квартал. Нижний Новгород, № 19, 2007) обсуждаются социально-психологические проблемы «карьеристок» и «бизнес-леди» (потеря женственности, своего «Я», неуверенность в себе, проблемы со здоровьем), материал «В поисках Мэри Поппинс», рассказывающий о том, как выбрать няню для ребенка, носит прикладной характер («Наши деньги. Нижний Новгород», № 9, 2007). Публикация «Конкурентные преимущества» («Businessmania», № 6, 2007) посвящена роли современной российской женщины в бизнесе: участницы опроса – успешные «бизнес-вумен», отстаивали право женщины на самореализацию, финансовую самостоятельность – «ведь женщина не ограничивается кухней».
Все вышеназванные нижегородские издания относятся к одному типу – универсальной деловой прессе. Однако проанализировав содержание нижегородских газет и журналов этого типа, мы убедились, что объем и характер подачи социальной проблематики в этих изданиях различны. По объему и уровню освещения социальных проблем бизнеса (целевой аудитории деловой прессы), а также широкого спектра проблем, касающихся всего населения Нижегородской области, лидирующее положение занимает еженедельник «Биржа».
_______________________________
© Толстунова Марина Андреевна

Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Мир в фотографиях. Портреты и творчество наших друзей
Фотографии из Фейсбука, Твиттера и присланные по почте в редакцию Relga.ru
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum