Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Образование
Учитель Рогальский: две ставки, четыре коровы, нацпроект...
(№9 [172] 30.06.2008)
Автор: Анна Колобова
Анна Колобова
А для души - экологические экспедиции

Два небольших села - Волошино и Генеральское - расположены в семи километрах друг от друга. В каждом из них есть школа. А в каждой школе - свой призёр Всероссийской олимпиады.
Дело здесь, как легко догадаться, в особенностях местной экологии. Точнее, в том, что в обеих школах экологический кружок ведёт один и тот же человек – учитель химии и биологии Константин Александрович Рогальский.

Урок на Тузловке

33-летний Рогальский слегка похож на молодого учёного из советского фильма. Что не мешает ему вести обычную жизнь сельского учителя: две ставки в школе, четыре коровы дома. Работы – выше крыши: даже выходной случается не каждую неделю. Но (вот тут Рогальский и впрямь похож на тех учёных, у которых «понедельник начинается в субботу») есть вещи, на которые ему не жалко потратить даже долгожданный выходной. Например, школьная экспедиция по исследованию местной речки Тузловки.
Можно сколько угодно рассказывать ученикам о «влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду». Но совсем другое дело, когда ребята вместе со своим учителем возьмут пробы воды, подсчитают, сколько рыбы, раков и прочей живности водится в реке. А потом, обработав результаты в школьной лаборатории, сами увидят, насколько чище речная вода за пределами села Генеральского, чем в его центре. Или, исследовав окрестные луга, подсчитают, насколько меньше насекомых водится там, где пасётся скот.
В результате работы учеников Рогальского Антона Крыщенко и Марины Зайцевой, написанные по результатам собственных исследований, заняли призовые места на районной и областной олимпиадах. А затем принесли авторам дипломы третьей степени на Всероссийской олимпиаде в Геленджике.
- Наверное, если бы другие школы последовали вашему примеру, можно было бы составить экологическую карту области, - предполагаю я.
- А это идея! – загорается Рогальский.

«Мы и музыку одну слушаем»

У одиннадцатиклассника волошинской школы Антона Крыщенко всероссийский «бронзовый» диплом – уже второй по счёту. Первый он заработал в прошлом году – на олимпиаде в Сочи. Первые-вторые места, полученные на районных и областных олимпиадах, с ходу сосчитать не может: тут и экология, и физика, и математика, и обществознание…
Нажмите, чтобы увеличить.

Как призёр всероссийских олимпиад Антон имеет право поступить в любой государственный вуз – даже в МГУ. Он, правда, ещё не определился: ехать ли в Москву или учиться поближе, в Ростовском ЮФУ. Пока что выбрал лишь факультет – механико-математический.
- А как же экология?
- На экологию я, может быть, тоже поступлю – только на заочное.
По словам Антона, большинство ребят, участвовавших в олимпиаде, - городские жители. Это вполне укладывается в обычный стереотип: городское образование – получше, сельское – похуже. Но зато у сельского образования есть свои преимущества.
- В городской школе в классе – человек двадцать пять-тридцать. А у нас – семь, - говорит Антон. – Там человек отвечает у доски несколько раз в месяц. А у нас – чуть не каждый день. Почти индивидуальное обучение получается!
- С Антоном мы общаемся на равных, - добавляет Рогальский. – Мы и музыку слушаем одну и ту же, обмениваемся записями. Да и взгляды на жизнь у нас во многом совпадают.
И правда, трудно себе представить, чтобы Константин Александрович читал Антону нудную педагогическую нотацию, а тот в ответ канючил: «Я учи-и-ил». Они разговаривают совсем по-другому – как два интеллигентных человека, увлечённых одним делом.

Не стригите под одну гребёнку!

В рамках нацпроекта «Образование» в генеральскую и волошинскую школы завезли много всякого оборудования. Правда, мнением учителей при этом не сильно интересовались.
Константину Александровичу, например, выдали много химикатов для опытов и компьютер – это, конечно, хорошо. Но ему бы нужна была вытяжка, чтобы не дышать химикатами во время опытов. Вытяжку не дали, а вместо неё привезли портреты великих учёных.
Портреты пока лежат нераспакованными – ждут проверок. Коллеги из другой школы оказались не столь предусмотрительными: они разобрали полученное учебное пособие – модель цветка. И были вынуждены собирать всё обратно под бдительным оком комиссии: а ну как учитель присвоит какой-нибудь пестик или тычинку?
- Проверять, конечно, нужно, - говорит Рогальский. – Но нужно же и меру знать.
Рогальский вообще не из жалобщиков. Он и районной администрации благодарен (деньгами помогают, нужна машина для экспедиции – тоже нет проблем) и обоим своим директорам «памятник из золота поставил бы». Потому что именно их в первую очередь замучили проверками, а зарплату почему-то поднимать не торопятся. Но он не может понять: как можно стричь под одну гребёнку огромную школу в мегаполисе и сельскую – на 80-100 учеников?
- «Тревожная кнопка» нужна в большом городе. Но 80 тысяч рублей, которые ушли на установку такой кнопки в Генеральском, можно было потратить разумнее, - говорит Рогальский. - Так ли нужна она в маленьком селе, где все - на одном пятачке?
Требования, которые выставляют сельским школам всевозможные контролирующие организации, бывают просто невыполнимы, считает Константин Александрович:
- Санэпиднадзор предъявляет претензии волошинской школе: здесь спортзал расположен над столовой. Говорят, что во время занятий пыль с потолка сыплется в кастрюли. Но ведь школу строили 15 лет назад – и тогда проект согласовывали с санэпиднадзором! А эта бесконечная проверка журналов - не приписали ли мы себе лишних часов? Да не принято это в сельских школах – тут же все друг у друга на виду!

«Богатый учитель»


- Мне нравится то, чем я занимаюсь, - говорит Рогальский. – Не нравилось бы – давно бы бросил. Честно говоря, бывали такие мысли, когда поначалу получал такие гроши…
Сейчас за две учительских ставки набегает около пятнадцати тысяч. По сельским меркам - «богато».
- Я иногда слышу за спиной: «Живут же люди!», - смеётся Рогальский. – Но ведь бешеная же нагрузка! Да и попробуйте прокормить семью на эти деньги. У нас с женой растёт пятилетняя дочка. О втором ребёнке пока думать не рискуем…
Осенью, правда, Рогальский как один из лучших учителей России должен получить «немыслимые» деньги - стотысячный грант.
- Если сумею заполнить банковские документы, - полусерьёзно уточняет Рогальский. – Для меня это – самое страшное.

с. Волошино – с. Генеральское, Родионово-Несветайский р-н, Ростовская область.
_________________________
© Колобова Анна Петровна

Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Мир в фотографиях. Портреты и творчество наших друзей
Фотографии из Фейсбука, Твиттера и присланные по почте в редакцию Relga.ru
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum