Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Вне рубрики
О Национальном плане противодействия коррупции
(№11 [174] 10.08.2008)
Автор: Владимир Римский
Владимир  Римский
Национальный план противодействия коррупции был опубликован на сайте Президента РФ 1 августа 2008 года, а подписан днём ранее, 31 июля.

Необходимость противодействия коррупции в нашей стране уже давно признана Президентом РФ Дмитрием Медведевым, Председателем правительства РФ Владимиром Путиным и другими руководителями страны. Одной из важнейших причин их внимания к проблеме коррупции является то, что она существенно снижает эффективность государственного и муниципального управления, приносит большие потери бюджетам всех уровней, снижает темпы экономического развития нашей страны и возможности роста благосостояния большинства российских граждан, содействует росту уровня преступности и т.п. В результате и руководители нашего государства, и всё наше общество всё более определённо связывают снижение уровня конкурентоспособности России в мировой экономике и даже политике с ростом уровня коррупции в нашей стране. Необходимы поэтому срочные меры противодействия коррупции, снижения её уровня.

Национальный план противодействия коррупции представлен общественности как согласованная система мер, направлений государственной политики, а также первоочередных задач органов власти в этой сфере. Такая система мер, политик и решаемых задач, безусловно, должна быть согласованной, потому что иначе российские коррупционеры сумеют найти способы адаптироваться к новой ситуации, и уровень коррупции в стране не снизится.

В современной российской ситуации план противодействия коррупции должен быть именно национальным, в том смысле, что участвовать в его обсуждении и реализации должны все наши граждане. Только совместными усилиями всего общества можно выработать понимание того, как следует понимать коррупцию и как ей противодействовать, но главное - обеспечить выполнение целой системы норм, правил, ограничений, условий исполнения должностных обязанностей в государственном и муниципальном управлении, в управлении частными бизнесами, некоммерческими и общественными организациями. Эти нормы, правила, ограничения и условия будут неудобны для подавляющего большинства должностных лиц. И нельзя надеяться на то, что должностные лица будут их выполнять без определённого, иногда довольно сильного принуждения. Такое принуждение не способны обеспечить руководители этих должностных лиц, потому что с высокой степенью вероятности они сами являются коррумпироваными. По той же причине такое принуждение не способны обеспечить российские правоохранительные органы и суды.

В нашей стране, тем не менее, наиболее эффективным таким принуждением считается обеспечение наказаний коррупционеров со стороны правоохранительных органов и судов, а также постоянное усиление санкций за коррупционные действия. Практика показывает, что ужесточение наказаний и уголовные преследования за коррупцию не может её уровень снизить в долгосрочной перспективе. Так, по-видимому, в период сталинских репрессий в СССР уровень коррупции был невысоким, но через 10-15 лет после его смерти в период правления Леонида Брежнева стал довольно быстро расти. Одна из важнейших причин роста коррупции в том, что репрессии не исключали условий, которые постоянно воспроизводили и воспроизводят коррупцию в нашей стране.

Одно из важнейших средств изменения условий воспроизводства коррупции – широкий гражданский контроль деятельности органов власти при высоком уровне публичности их собственной деятельности и их взаимоотношений с частными бизнесами, некоммерческими и общественными организациями. Фактор давления граждан и их объединений на должностных лиц с целью вынуждения их выполнять нормы, правила, ограничения и условия своей деятельности, обеспечивающие снижение уровня коррупции, в нашей стране никогда не становился значимым, хотя бы на уровне значимости противодействия коррупции в деятельности правоохранительных органов и судов. В представленный Национальный план противодействия коррупции деятельность граждан и их объединений включена, но является подчинённой по отношению к деятельности органов власти. Об этом можно судить по тому, что сам Национальный план противодействия коррупции был разработан только органами власти без широких общественных обсуждений, и что возможности гражданского контроля органов власти предполагается ограничить, исключив «возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих ». Не следует сомневаться, что правовые ограничения вмешательства граждан и их объединений в контроль деятельности государственных служащих будут установлены такими, чтобы не возникало существенных помех в осуществлении коррупционных действий. Ведь если российская бюрократия разрабатывает планы и программы собственного реформирования, то делает это исключительно в собственных интересах. Ещё ни разу не было и никогда не будет такого, чтобы это реформирование проводилось в интересах граждан, частного бизнеса, решения крупных общественных проблем и т.п.

В Национальном плане противодействия коррупции довольно подробно описаны меры совершенствования законодательства . Но ведь одним из значимых коррупционных эффектов в нашем государственном управлении, частном бизнесе и гражданской активности является несоблюдение норм законов, «правовой нигилизм» по выражению Президента РФ Дмитрия Медведева. Тем не менее, представленные меры в Национальном плане противодействия коррупции по вынуждению всех членов нашего общества соблюдать нормы законов явно недостаточны. В частности, нужно понимать, что именно коррумпированые органы власти и управления будут осуществлять, в частности, меры по регламентации использования государственного и муниципального имущества, обеспечению справедливой конкуренции на товарных и финансовых рынках, регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд и другие аналогичные . Некоррумпированных органов власти и управления в нашей стране в силу системности российской коррупции просто не осталось. Поэтому меры по изменению норм законодательства неизбежно будут адаптироваться коррупционерами, чтобы иметь возможность продолжать осуществлять, возможно, в других формах, коррупционные действия.

Исследования показывают, что в нашей стране существенны и некоторые нематериальные стимулы участия в коррупционных действиях. Так во многих случаях коррупционные действия осуществляются с целями утверждения и сохранения доминирования одних социальных групп, в частности, государственных и муниципальных служащих, над другими. Чаще всего, это проявляется во взятках, которые становятся обязательными демонстрациями подчинённого положения граждан. После дачи взятки государственные или муниципальные служащие выполняют свои обязанности, нередко тем лучше, чем выше был размер взятки. В таких случаях нередко нет вынуждения давать взятки: обе стороны взаимодействия понимают, что без взятки социальные взаимоотношения будут неадекватными, а со взяткой всё исправится. В таких случаях осуждение участников коррупционных действий бессмысленно, необходимо так изменить их взаимоотношения, чтобы не требовалось подтверждения подчинённого социального статуса граждан. Необходимо так изменять условия взаимодействий государственных и муниципальных служащих с гражданами и бизнесменами, чтобы обеспечивать реальное, а не декларируемое равенство их социальных статусов. Ни один раздел Национального плана противодействия коррупции не содержит указаний на возможность систематического учёта таких социальных условий осуществления коррупционных действий. А ведь такого рода социальные условия могут стать непреодолимыми препятствиями осуществления всех других антикоррупционных мер.

Сложность российской коррупции ещё и в том, что она при наличии многих общих характеристик, в деталях непохожа на коррупцию ни в одной другой стране мира. Следовательно, нашему обществу и государству необходимо не копировать те или иные способы борьбы с коррупцией, которые хорошо себя показали в других странах, а искать собственные, наиболее эффективные для российских условий, методы противодействия коррупции.

Ситуация с коррупцией в России не является безнадёжной, но она сильно запущена. Было бы очень желательно, чтобы в нашей стране сформировалось общественное согласие в том, что как и в других странах мы способны сами преодолеть свою коррупцию, потому что хорошо её знаем и потому что она нам не нравится, она снижает нашу эффективность и конкурентоспособность. Но способы противодействия коррупции нужно искать в широких общественных обсуждениях с последующими анализами их результатов специалистами.

Если решения по противодействию коррупции будут готовиться только теми или иными должностными лицами, можно прогнозировать, что реализация такого противодействия коррупции приведёт только к росту её уровня. Причина в том, что общество не будет вовлечено в это противодействие, будет пытаться коррупционными средствами сохранить старые способы социальных взаимодействий. Следовательно, противодействие коррупции будут осуществлять сами должностные лица, принявшие соответствующие решения. Но в силу системности российской коррупции они смогут эти свои решения исполнить, только прибегая к тем или иным коррупционным практикам. К сожалению, такого понимания особенностей противодействия коррупции в нашей стране у граждан, должностных лиц частного бизнеса, государственного и муниципального управления пока не сформировано.
______________________________
© Римский Владимир Львович

Опубликовано на сайте www.frip.ru
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum