Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Гонка вакцин. Интервью профессора Василия Власова
Профессор Высшей школы экономики Василий Власов о том, кто спасет человечество о...
№08
(376)
22.09.2020
Коммуникации
Тенденции развития прессы Воронежской области
(№7 [97] 09.08.2004)
Автор: Александр Кажикин
Александр  Кажикин
За недолгий период новейшей истории отечественной журналистики, длящийся чуть менее двадцати лет, воронежская периодика прошла сложный путь. За эти годы в системе печати Воронежской области наметился целый ряд тенденций, характеризующих наиболее существенные стороны эволюции региональной прессы, ее современный облик и определяющих вероятностные направления ее дальнейшего развития. Остановимся на них подробнее.

1. Обращение к дореволюционным традициям местной журналистики как в отношении содержания, так и в отношении форм, возобновление ряда изданий, существовавших в Воронежской области в XIX – начале XX веков можно назвать одной из явных тенденций развития воронежской журналистики в последние десятилетия. Как отечественная беллетристика в 90-е годы пополнилась огромным количеством так называемой возвращенной литературы, так и воронежская журналистика пополнилась в этот же период рядом возвращенных изданий.

В 1995 году под учредительством Воронежско-Липецкой епархии Русской православной церкви было возобновлено издание альманаха «Воронежская беседа», история которого тесно связана с именем известного воронежского поэта И.С. Никитина, благодаря чему можно говорить о своеобразном возрождении культурного наследия региона, продолжении публицистических традиций воронежской журналистики.

Еще одним ярким примером возобновления издания дореволюционных печатных органов может служить журнал «Филологические записки», который многие исследователи по праву относят к заметным явлениям в истории не только воронежской, но и российской журналистики. Основателем «Филологических записок» в 1860 году стал местный учитель Алексей Андреевич Хованский. Именно он в течение долгих лет был идейным вдохновителем, бессменным издателем и редактором журнала. Для XIX века журнал оказался на редкость долгоживущим изданием. Его выпуск прекратился лишь в начале 1917 года. Спустя 76 лет, в 1993 году, когда, казалось, общество погрузилось в череду переделов собственности, глубокий культурный и духовный кризис, под эгидой филологического факультета Воронежского государственного университета выпуск «Филологических записок» был возобновлен.

Другая попытка возобновления воронежского дореволюционного издания – «Воронежский листок» – оказалась менее успешной. В 2002 году редакция общественно-политической еженедельной газеты «Берег» предприняла попытку выпуска данной газеты в качестве приложения к своему основному изданию. Этот период характерен тем, что крупный конфликт между администрациями города Воронежа и Воронежской области повлек за собой перестановки в двух лагерях, на которые, соответственно, поделилась практически вся общественно-политическая периодика региона. Оказавшись на стороне главы города А.Я. Ковалева, газета «Берег» в качестве одного из новых способов поддержки официальных властей предприняла издание нового приложения. В подтверждение наших слов можно отметить, что первый номер «Воронежского листка» больше чем наполовину состоит из одного крупного материала – отчета главы города о проделанной в 2001 году работе и перспективных планах на будущее. В этом же номере редактор «Берега» и одновременно «Воронежского листка» Святослав Иванов говорит во вступительной статье: «Маленькая и дешевая газета для большого города. С тем минимумом информации, без которого горожанин не сможет стать гражданином. Замысел такого издания мы вынашивали давно. И совсем не ожидали, что “Воронежский листок” выйдет в дни своего… юбилея. Дело в том, что газета с таким же названием стала издаваться в Воронеже ровно 140 лет назад. Первый номер “Воронежского листка” вышел в свет 13 января 1862 года. <…> “Воронежский листок” опять востребован временем, ситуацией, городской властью, городским обывателем».

В ноябре 1999 года в Воронеже прошел регистрацию и начал выходить в свет общественно-политический еженедельник «Донъ». Сохранение редуцированного знака «ять» в названии газеты убеждает читателя в том, что и в данном случае издатели обратились к истории воронежской печати, попытавшись возобновить еще один некогда существовавший периодический орган. Окончательно подтверждают претензии на преемственность элементы логотипа возобновленной газеты, где утверждается, что основателем издания является Г.М. Веселовский, выпускавший газету с аналогичным названием в XIX веке. Отсчет своего существования редакция опять же ведет не с 1999, а с 1868 года, когда под руководством Веселовского вышли в свет первые номера данной газеты. Организованное им издание ставило перед собой задачу всестороннего освещения местной экономической и общественной жизни, деятельности земских учреждений, публикации правительственных распоряжений, местной юридической хроники. Значительное место отводилось вопросам народного просвещения, здравоохранения, истории родного края, культурной жизни города. «Донъ», выходивший в XIX веке, по праву признают одним из ярких явлений всей провинциальной печати дореволюционной России. Современный «Донъ» сохранил общественно-политическую направленность. Вместе с тем стоит констатировать тот факт, что влиятельность и значимость данной газеты на региональном рынке гораздо ниже по сравнению с одноименным изданием, выходившим в XIX веке. Небольшой тираж в 1000 экз. свидетельствует об отсутствии интереса со стороны читателей к данному периодическому органу. Будучи в свое время либерально-буржуазной газетой, сейчас «Донъ» придерживается в значительной степени национально-патриотического направления, симпатизируя левым политическим силам страны и региона, и не входит в число ведущих общественно-политических изданий.

Руководство редакции газеты «Воронежский курьер», отдавая дань прошлому воронежской журналистики, с 1993 года до настоящего времени выпускает приложение «Воронежский телеграф». Газета с одноименным названием существовала в Воронеже на протяжении 1869-1918 годов и являлась, наряду с «Доном», крупным провинциальным периодическим органом, который исследователи печати охарактеризовали как буржуазную газету, выступавшую за расширение прав земств и городского самоуправления, за укрепление экономических и политических позиций буржуазии. В настоящее время тематика «Воронежского телеграфа», выходящего в качестве приложения к общественно-политической газете «Воронежский курьер», значительно уже: по сути, все материалы, так или иначе, носят историко-краеведческий характер и посвящены истории родного города, области, известным землякам, прославившим воронежскую землю, а также знаменательным событиям становления Воронежа как центра Черноземья. Выполняя важную задачу сохранения исторической памяти местных жителей, современный «Воронежский телеграф» обращается не только к мнению известных местных краеведов и историков, но и нередко предлагает читателю материалы из частных архивов рядовых воронежцев, у многих из которых до сих пор хранятся важные документальные сведения о жизни и быте населения региона, неизвестные широкой общественности. Прослеживая биографии многих известных общественных деятелей прошлых веков, каковыми были, например, Е.А. Болховитинов, А.С. Суворин, журналисты заново открывают современному читателю богатое культурно-историческое наследие, доставшееся воронежцам от предков.

Еще одним примером обращения к дореволюционным традициям могут служить издания, посвященные казачьему движению в Воронежской области. Регион на протяжении долгих веков служил обороне границ государства, по причине чего южные территории области и берега Дона издавна известны как место поселения казаков. Упраздненное в советское время движение с новой силой заявило о себе в перестроечные годы. Вновь созданные казачьи общества и братства не только возродили культурные традиции своих предков, но и создали ряд периодических изданий, посвященных прошлому и настоящему казачьего движения России. Среди воронежских изданий можно отметить «Казачью газету» и «Казачий вестник», выпуск которых был организован соответственно в 1997 и 1998 годах.

Обращение к опыту прошлых веков в ближайшие годы будет по-прежнему востребовано местными издателями. Благодаря этому, оценивая современное состояние воронежской печати, можно утверждать, что рука об руку в местной журналистике сегодня идут три направления: возрождение традиций местной дореволюционной журналистики, частичное сохранение системы периодики советского периода, создание принципиально новых типов газет и журналов, отвечающих запросам и потребностям современного читателя. Именно это триединство дает повод исследователям российской прессы утверждать, что переходный период в журналистике до сих пор не завершен, ибо старая система до конца не разрушена, а новая еще не построена.

2. Еще одна тенденция, характерная для воронежской региональной печати конца XX – начала XIX веков, связана как раз с принципиально новыми явлениями в отечественной региональной журналистике и заключается в экспансии многих центральных изданий на рынок воронежской прессы. В настоящее время практически все центральные газеты имеют не только представительства в Воронежской области, но и выпускают специальные вкладки в своих федеральных номерах, посвященные жизни Воронежской области или Центрального Черноземья, а также отдельные газеты и журналы, предназначенные для местной читательской аудитории. Среди них издательский холдинг «Комсомольская правда – Воронеж», газеты «Московский комсомолец», «Труд», «Известия», «Коммерсантъ», «Российская газета», «Экономика и жизнь», «Новая газета» и другие. В условиях катастрофического падения тиражей большинства общенациональных газет в первой половине 90-х годов редакции крупнейших центральных изданий приняли решение заняться непосредственным освоением региональных рынков, чтобы хоть как-то приблизиться к массовому читателю. Одними из первых по этому пути пошли в «Комсомольской правде», которая появилась на воронежском региональном рынке в 1993 году. Вначале в Воронеже начали выпускать вкладку в газету «Комсомольская правда» с местной телепрограммой и рекламой, а уже в декабре 1993-го в свет вышел первый номер рекламной газеты «Ва-Банкъ», которая оказалась первым полностью региональным изданием воронежцев, занимавшихся выпуском вкладок в «Комсомольскую правду». Для того времени концепция новой рекламной газеты, огромный тираж которой предполагалось распространять путем бесплатной рассылки, была едва ли не революционной. Однако жизнь показала, что создатели газеты не прогадали: даже в условиях экономического кризиса середины 90-х газета постоянно привлекала рекламодателей и сохраняла высокий тираж (около 100 тыс. экз.). 1994 год ознаменовался появлением воронежского еженедельника «Мое!», который в 90-е годы эксплуатировал невзыскательные интересы массового читателя к темам криминала, насилия, секса, сенсаций и, по сути, представлял образец желтой прессы. По словам А.Е. Богоявленского, «Первый редактор и отец основатель “энциклопедии здоровых инстинктов” (подзаголовок “Мое!”) Лев Комов призывал своих первых сотрудников “прислушиваться к голосу желудка”. Со временем зазвучали голоса и других не менее важных частей нижней половины организма». Задействовав концепцию желтого издания на местной фактологической основе, журналисты «КП-Воронеж» добились в газетном бизнесе еще одного громкого успеха. Сегодня газета «Мое!», претерпев значительные типологические изменения в сторону увеличения объема качественных новостей и оперативных комментариев, относится к тем немногим периодическим изданиям Воронежской области, разовый тираж которых превышает 100 тыс. экз. Поменяв девиз «Энциклопедия здоровых инстинктов» на – «Энциклопедия городской жизни», газета «Мое!» в настоящее время стала больше ориентироваться на социально значимые для местного населения темы. Издатели вовремя уловили смену читательских настроений, так как к концу 90-х вызывающая, одиозная, кричащая журналистика надоела массовому читателю. Что интересно, наиболее отчетливо социальная ориентация газеты «Мое!» проявлялась в периоды предвыборных кампаний. Вообще, социальная политика медиа-холдинга «КП-Воронеж», озвученная в 2002 году шеф-редактором издательского дома П.И. Новиковым, сводится к участию в борьбе за конкретные судьбы отдельных жителей региона, а не к всеобщей абстрагированной защите прав населения. То есть место публикаций, посвященных, например, проблемам нарушения жилищных прав горожан, заняли статьи и даже серии статей, направленные на отстаивание интересов конкретного человека, незаслуженно обиженного властями или какими-либо организациями. Адресная помощь, а не «стрельба по площадям», приносит свои плоды. Как правило, журналисты доводят до конца начатое дело, помогая обездоленным пенсионерам, многодетным семьям. В то же время читатель всегда видит конкретный результат работы журналиста, который доказывает, что не занимается пустословием. Методика «малых побед», практикуемая вот уже несколько лет, позволила читателю вновь увидеть в газете своего помощника, опору, еще одно место, куда действительно можно обратиться за справедливостью. Следует отметить, что этот прием не является новым, он плодотворно применялся журналистами еще советской «Комсомольской правды».

В настоящее время именно благодаря газете «Мое!» воронежский холдинг начал осваивать медиарынки Центрального Черноземья и даже России. Аналоги данного издания под названием «Житье-Бытье» выходят в Курской, Липецкой, Белгородской и Тамбовской областях. А с 2002 года газета «Мое!» выпускается еще и в Волгограде. Планы по дальнейшему расширению зоны влияния медиахолдинга впечатляют: «Разработанная “моешными” стратегами операция “Волга-Дон” ставит ближайшую цель – направить “армию численностью 235 тысяч экземпляров” на завоевание шести регионов с населением 10,5 миллионов человек. Впереди Москва» (Богоявленский А.Е. Указ. соч. – С. 10). Развившись к середине 90-х годов в полноценный холдинг, «КП-Воронеж» организовала собственную службу распространения, которая впоследствии выросла в самостоятельное предприятие «Сегодня-Пресс-Воронеж», имеющее в настоящее время широкую сеть пунктов розничной продажи печатной периодики по всему Воронежу. В 1997 году работники холдинга выпустили в свет первые номера воронежской версии газеты, выходящей во многих регионах России, под названием «Антенна-Воронеж». Будучи ярко выраженным телевизионным еженедельником (телегидом), эта газета составила серьезную конкуренцию одному из старейших изданий Воронежской области с аналогичной типологической концепцией – еженедельнику «Эфир-365».

В 2000 году появляется дочернее издание газеты «Мое!» – «Мое! Сканворды». Через год арсенал издательского дома пополняется полноцветным научно-популярным журналом «Человек и наука», а также специализированной газетой для молодых родителей «Ваш малыш». Расширение типологической палитры в 2002 году было продолжено благодаря началу выпуска специализированной газеты для женщин «Моя прекрасная ЛЕДИ». В настоящее время издательский дом «КП-Воронеж» является одним из самых крупных и влиятельных медиахолдингов не только Воронежской области, но и всего Центрального Черноземья, объединяя двенадцать изданий общим ежемесячным тиражом 2 млн. экз. Одним из его ближайших конкурентов остается другой медиахолдинг, воронежские корни которого также связаны с федеральной газетой. В 1996 году начал выходить в свет «Московский комсомолец в Воронеже».

В 1997 году официально зарегистрирована региональная вкладка «Труд – Черноземье», которая, как указано в выходных данных, является неотъемлемой частью газеты «Труд». 1998 год ознаменовался началом выхода в свет региональной версии «Новой газеты», занимающейся преимущественно расследовательской журналистикой. Выходя еженедельно по вторникам, газета постаралась сохранить типологическую концепцию головного издания, публикуя статьи аналитического характера на темы местной политической и экономической жизни. Несмотря на актуальность и злободневность многих материалов, региональный проект так и не привлек к себе массовой читательской аудитории, оставшись изданием для узкого круга читателей с тиражом несколько тысяч экземпляров.

С 2000 года еженедельно по пятницам на четырех страницах формата А3 стал выходить в свет региональный выпуск «Парламентской газеты» – официального органа Государственной думы и Совета Федерации РФ. География материалов местного выпуска не ограничилась одной Воронежской областью, а охватила все Центральное Черноземье. В этом же году на местный рынок СМИ пришла «Российская газета» – официальное издание Правительства РФ. Первым шагом местного представительства газеты стала организация выпуска еженедельных вкладок объемом одна полоса формата А3 в пятничном номере (так называемой «толстушке»), где сообщались известия за неделю о политической и экономической жизни Центрального Черноземья. Примерно год спустя периодичность была увеличена, благодаря чему одна полоса формата А2, посвященная жизни областей Черноземья, стала выходить в федеральном выпуске «Российской газеты» несколько раз в неделю. В настоящее время полным ходом идет подготовка к тому, чтобы обеспечить ежедневный выход в свет однополосной вкладки.

С 2000 года выходит региональное детище «Экономика и жизнь – Черноземье» центрального делового издания. Издателем газеты выступило ООО «Успех», занимающееся выпуском ряда других воронежских периодических органов, среди которых региональная версия еще одного нового федерального периодического издания – «За рулем. Воронеж», которое выходит с августа 2001 года.

В начале марта 2002 года в Воронеже начала выходить местная вкладка – в национальной газете «Коммерсантъ» – объемом одна полоса формата А2. Первое время небольшой коллектив воронежских журналистов выпускал ее с периодичностью 2-3 раза в неделю. Однако вскоре региональная полоса, посвященная новостям Черноземья, начинает появляться в каждом очередном номере газеты. Структурно тематика местной вкладки отражает концепцию федерального выпуска, в котором главный упор делается на три стороны общественного развития: политику, экономику и криминал. Трудности с образованием корреспондентской сети в областях Черноземья, возникшие на начальном этапе выхода в свет данной вкладки, отразились на географической палитре публикуемых материалов, большая часть которых касалась новостей Воронежской области. В настоящее время региональная вкладка продолжает выходить ежедневно на одной полосе формата А2 и тематически охватывает все области Центрального Черноземья, имея аналогичный ареал распространения.

Отметим, что помимо известных центральных газет общественно-политической тематики воронежский читательский рынок преимущественно во второй половине 90-х годов начали осваивать московские издательские центры, занимающиеся созданием и распространением различной деловой периодики. 21 января 1997 года московское ЗАО «Работа для вас» зарегистрировало в Воронеже и начало издавать местный выпуск одноименной газеты, содержащей справочную информацию об имеющихся вакансиях на региональном рынке труда. В марте 1997 года московское информационное агентство «NORMA» наладило издание в Воронеже центрально-черноземного выпуска специализированной газеты «Стройка», большей частью состоящей из рекламной информации строительных организаций. 9 декабря 1997 года вышел в свет первый номер воронежской версии общероссийской газеты «Из рук в руки», изданием которой занимается московский издательский дом «Пронто-Центр». Закрепившись на региональном рынке, специалисты этой фирмы организовали в Воронеже в 2002 году выпуск еще одной рекламной газеты «Моя реклама», ареал распространения которой в рамках всей страны несколько меньше, чем «Из рук в руки». Наряду с бесплатными объявлениями местного населения данные газеты публикуют платную модульную рекламу, получая, таким образом, доходы как от продажи тиража, так и от привлечения рекламодателей.

В настоящее время можно констатировать, что московские издательские дома, занимающиеся производством и распространением печатной периодики, продолжают интенсивно осваивать региональные рынки СМИ, не ограничиваясь какой-либо одной типологической нишей. Осуществление экспансии при этом происходит, как правило, постепенно: вначале создаются представительные органы, которые организуют инфраструктуру будущего бизнеса, набирают кадры, ищут партнеров, готовых на взаимовыгодных условиях представлять интересы московских структур на местах. После этого начинается реализация самого проекта выпуска вкладок или региональных вариантов целой газеты. Отличительной чертой данной тенденции можно назвать то, что в большинстве случаев региональные вкладки центральных общественно-политических изданий тематически охватывают не одну Воронежскую область, а все Центральное Черноземье. Это связано с тем, что федеральные печатные органы одновременно работают на множестве региональных рынков России, что вынуждает редакции укрупнять ареал работы своих представительств на местах. Вместе с тем именно подобная «работа по площадям», когда вкладка, по сути, не дает сколько-нибудь полного представления о жизни отдельной области, а предлагает беглый обзор по всему Центральному Черноземью, является одной из причин невысокой эффективности региональной политики центральных изданий в целом. В результате федеральные издания не получают роста тиражей, а местные вкладки стабильно отстают от полностью местных изданий по уровню собираемой рекламы. Доли местных газет-рекламоносителей возрастают, а центральных изданий, имеющих местные рекламно-информационные вкладки, падают (например, у «Московского комсомольца»: 7 % в 1999 году, 4 % в 2000-м и всего 3 % в 1 кв. 2002 года).

Тенденция внедрения московских изданий на региональные рынки полностью проявилась к концу 90-х годов, о чем свидетельствуют данные, полученные исследователями журналистики Л.Л. Реснянской и И.Д. Фомичевой: «В нашем экспертном опросе 1995 г. в семи областях России и следов этой проблемы не обнаружилось. Зато на “круглом” столе экспертов из 15 регионов в начале 1998 г. драматическая нота зазвучала вовсю. Эксперты заговорили о “наступлении московских газет на регионы”, об их “внедрении”, об “экспансии центральных газет, за которыми стоят большие деньги и банки”, о “монополизации ими местных рынков прессы”, об “освоении нового рекламного пространства в регионах путем альянса с местными редакциями и рекламными агентствами”, что может изменить ситуацию доминирования на местных рынках». Ситуация на местных рынках периодики действительно серьезно изменилась, но для читателя только в лучшую сторону, так как конкуренция между традиционными региональными изданиями и московскими «агрессорами» позволяет сделать очередной шаг на пути оптимизации и улучшения экономической деятельности редакций, тематического спектра и композиционно-графических моделей местной периодики.

3. В качестве отдельного направления становления новой системы периодики региона можно отметить развитие сети районных изданий. Сегодня можно выделить несколько ключевых тенденций, характерных для районной печати Воронежской области. Первая из них связана с почти стопроцентным сохранением сети советских общественно-политических районных изданий, гибель которым в рыночных условиях предрекали многие. Несомненно, за годы реформ «районки» значительным образом трансформировали свой облик. В начале 90-х годов многие из них сменили патетические советские названия на более нейтральные: «Ленинский путь» стал «Калачеевскими зорями», «Ленинское знамя» – «Лискинскими известиями», «Знамя Ленина – «Голосом Рамони», «Ленинское слово» – «Репьевскими вестями». Исключение составляет только Нижнедевицкая районная газета «Ленинский завет». За счет приобретения настольно-издательских систем, перехода на офсетный способ печатания дизайн районных изданий существенно преобразился и часто не уступает оформлению городских и областных газет. Связана эта тенденция с появлением первых негосударственных районных газет, издателями которых становятся как частные лица, так и коммерческие организации. Так, с 3 января 1998 года ООО «Пресса» издает россошанскую народную газету для семейного чтения «Россошь», в которой находит отражение как жизнь города, так и всего Россошанского района. Это издание можно в определенной степени считать альтернативой районной газете «За изобилие», учредителями которой являются управление по делам печати и средств массовых коммуникаций администрации Воронежской области, а также администрация Россошанского района и которая является наследством советской системы районных изданий, так как начало ее выпуска приходится на далекий 1928 год. Несмотря на свой молодой возраст, «Россошь» достаточно быстро завоевала читательские симпатии и выходит тиражом 6000 экземпляров еженедельно на восьми полосах формата А3. Для сравнения газета «За изобилие» в начале XXI века имела тираж 10000 экземпляров и издавалась на формате А3 объемом четыре полосы два раза в неделю.

С 1997 года в районном центре городе Павловске издается общественно-политическая газета «Вести Придонья», на страницах которой регулярно публикуются новости о жизни Павловского района. По своим типологическим признакам данное издание полностью соответствует современному образцу районного общественно-политического периодического органа: периодичность – три раза в неделю, формат – А3, объем – 4 полосы, тираж – 5500 экз. Как и в Россошанском районе, «Вести Придонья» составляют определенную конкуренцию традиционному районному изданию «Маяк Придонья», учредителем которого являются органы местной власти и которое имеет более долгую историю, ведя отсчет своего существования с 6 апреля 1918 года. Стоит отметить, что новый альтернативный периодический орган в лице «Вестей Придонья» как минимум в три раза превосходит «Маяк Придонья» по тиражу (5500 против 1700 экземпляров соответственно). Аналогичная ситуация и с периодичностью: три раза в неделю против одного раза.

Опыт последних лет показывает, что сеть районных изданий не умирает, более того, в условиях неплатежеспособности сельского населения, низкого уровня его доходов, районная газета становится зачастую единственным печатным изданием, к которому постоянно обращаются местные жители. Несмотря на усилия федеральной власти по прекращению дотирования СМИ и лишению их ряда льгот по налогообложению, администрация Воронежской области продолжает материально поддерживать издания, учредителем которых является. И в первую очередь это касается именно сети общественно-политических районных газет, сохранившихся с советских времен и доставшихся в наследство местным властям.

Тенденция создания новых газет в районах и таким образом установления конкуренции на узком районном рынке информации свидетельствует о том, что в настоящее время районная печать начинает переживать своеобразный период. Старая сеть изданий, сохранившихся с советских времен и существующих до сих пор в значительной степени за счет протекционистских мер органов местных властей, начинает испытывать давление со стороны новых районных изданий, создающихся на коммерческих основах и ставящих перед собой главной целью извлечение прибыли. Естественно, первые проекты новых изданий реализуются, как правило, местными энтузиастами и организациями, которые хорошо знакомы с жизнью района. Крупных издателей данный сегмент рынка в силу его малых масштабов пока не привлекает. Однако первые успехи новых «районок» позволяют с оптимизмом рассматривать будущее данной группы периодики, у которой появился шанс избавиться от жестких тисков районных и областных властей. Последние годы развития системы районных изданий показывают, что в современных условиях издатели могут успешно заниматься не только выпуском традиционных общественно-политических районных газет, к которым население привыкло за прошедшие десятилетия, но и, например, рекламных газет районного масштаба. Так, с 2001 года в городе Лиски группой частных лиц издается местная газета бесплатных объявлений «Я знаю!», распространяемая на территории Лискинского района. Выходя еженедельно на 32 полосах формата А4, данное издание предлагает местным читателям не только объемный раздел бесплатных рекламных объявлений, но и информационно-развлекательную информацию, среди которой специальная женская страничка, сообщения федеральных информационных агентств, гороскоп, кроссворды, анекдоты, подробная программа телепередач. Оставляя рынок местных новостей общественно-политическим районным газетам «Лискинские известия» и «Лискинская газета», периодический орган «Я знаю!» занял свою нишу на, казалось бы, небольшом информационном рынке района. О популярности данного издания свидетельствует достаточно большой для районной прессы тираж – 4400 экз., а также большое количество модульной рекламы, размещаемой местными рекламодателями, которые доверяют новой газете продвижение своих товаров и услуг на местном рынке. На примере Лискинского района можно наглядно увидеть, что периодическая печать гораздо более успешно развивается в экономически благополучных районах области. Помимо рекламно-информационной газеты «Я знаю!» и общественно-политических «Лискинские известия» и «Лискинская газета» в этом районе с 2002 года также выходит еженедельная газета объявлений и рекламы «Егор», выпускаемая на 28 полосах формата А4. Ее идейным создателем и главным редактором, как и в случае с «Я знаю!», является частное лицо. Типологическая концепция, тематика и оформление «Егора» с большой точностью воспроизводят черты своего конкурента – газеты «Я знаю!». Однако, выйдя на рынок позже, газета «Егор» на сегодня имеет меньший тираж – около 2000 экз.

4. Одновременно с внедрением московских федеральных изданий на воронежский рынок в течение 90-х годов XX века шел процесс формирования местных медиахолдингов, которые к настоящему времени играют серьезную роль на рынке региональной периодики. Данное стремление местных издателей к концентрации бизнеса и расширению типологических рамок собственных изданий можно отнести к одной из ключевых тенденций развития местной постсоветской печати.

В конце 1993 года в ведущей общественно-политической газете области «Коммуна», издающейся с 1917 года, произошли кардинальные перемены. Областные органы власти перестали быть учредителями данного издания. Одновременно с этим было образовано ООО «Редакция газеты «Коммуна», которое и стало новым главным учредителем. По сути дела, руководство крупнейшей областной газетой было передано в руки самих журналистов, что на тот момент было обычной практикой не только в журналистике, но и в экономике в целом. Этот этап был поворотным в процессе развития издания, так как коллектив стал самостоятельно определять не только редакционную политику, но и заботиться об экономическом выживании. В непростых условиях кризиса 90-х годов редакция не просто постаралась сохранить ведущие позиции газеты «Коммуна», но и взяла курс на расширение издательской деятельности. К началу реформ журналистский коллектив имел в арсенале два периодических органа: уже упомянутую нами ежедневную «Коммуну» и общественно-политический еженедельник «Воронежская неделя», также имеющий богатую историю и издающийся с 1928 года. С середины 90-х годов организация выпуска новых периодических изданий пошла интенсивными темпами. 23 августа 1995 года в свет вышел первый номер новой специализированной газеты «Колесо», которую издатели адресовали водителям, пассажирам и пешеходам. На 12 страницах формата А3 можно было найти такие постоянные рубрики, как «Авторынок», «Автосалон», «Автомастер», «Хроника», «Автоспорт» и другие. Структура рубрик показывает, что издание в первую очередь ориентировалось на местных автолюбителей, которые в лице недорогого местного издания получили альтернативу дорогим глянцевым федеральным журналам.

Меньше чем через год в январе 1996-го начинает выходить в свет еженедельник «Коммуна плюс». Четкая концепция издания, рассчитанного на малообеспеченные слои местного населения, позволила небольшой газете найти своего читателя и закрепиться на рынке. В маленькой газете формата А3 объемом четыре полосы пенсионеры и обнищавшие после реформ жители области могли получить так называемый информационный минимум – телепрограмму и краткие сообщения о жизни области, имеющие, как правило, социальную направленность. Здесь же журналисты отвечали на вопросы читателей о защите своих прав, что было очень актуально в годы разгула преступности, коррупции, взяточничества. Одна из самых низких розничных цен, установленная на «Коммуну плюс», позволила газете быть доступной для социально незащищенных слоев населения, в которых издатели газеты видят свою целевую читательскую аудиторию.

3 апреля 1996 года (дата регистрации издания) редакция газеты «Коммуна» приступает к созданию своего пятого периодического органа – рекламной газеты «Коробейник», бесплатно распространяемой по Воронежской области. В то время еженедельник объемом четыре полосы имел один из самых крупных тиражей в области – более 100 тыс. экз. Расширив таким образом типологические рамки, молодой медиахолдинг «Коммуна» не остановился на этом. В 1997 году его сотрудники пытаются занять еще одну нишу на рынке местной периодики – на этот раз речь идет о спортивном еженедельнике. Газета «Коммуна спорт», еженедельно выходящая на 12 полосах формата А3, составила достойную конкуренцию другому областному еженедельнику «Игрок», начавшему выходить в 1993 году. В настоящее время в «Коммуне спорт» находят отражение все заметные события физкультурно-спортивной жизни Воронежской области, а также крупные российские и международные турниры. В 1998 году стартовал очередной проект медиахолдинга «Коммуна» – юмористическая газета «Коммуналка». Этот же год ознаменовался созданием еще одной газеты – «Коммуна-реклама», существование которой оказалось недолгим. Начало выпуска данного издания практически совпало с памятным августовским кризисом российской экономики, что и сыграло ключевую роль в недолговечной судьбе новой газеты. Среди изданий холдинга, прекративших существование, есть еще один орган – «Коммуна-глобус» – выходивший в середине 90-х годов в качестве вечерней городской газеты.

К самым последним проектам медиахолдинга относится альманах «Библиотека газеты «Коммуна», зарегистрированный в конце января 2002 года. В небольших выпусках карманного формата А5 печатаются публицистические и художественные произведения журналистов редакции. Практически одновременно с «Библиотекой газеты «Коммуна» 28 января 2002 года прошел регистрацию литературно-художественный журнал «Кольцовский сквер» – последний проект медиахолдинга «Коммуна». Созданный в традициях так называемых «толстых» журналов, «Кольцовский сквер» предлагает вниманию читателей художественную прозу, поэзию местных авторов, причем, как заверяют издатели, опубликовать свои произведения может каждый воронежец, увлекающийся беллетристикой. Помимо традиционных разделов первые номера журнала насыщены новостными публикациями на темы культурной жизни родного края. Возможно, издатели «Кольцовского сквера» были намерены восполнить тот пробел, который образовался в журнальной периодике региона литературно-художественного плана после серьезного спада популярности в 90-х годах «толстого» журнала «Подъем», который в советские годы был известен не только в Воронежской области, но и по всей стране. Что касается остальных изданий медиахолдинга «Коммуна», все они продолжают выходить в свет. Два из них – газеты «Коробейник» и «Колесо» – находятся в «замороженном» состоянии, то есть в целях сохранения их регистрации действительной периодичность сведена к максимально редкой – один или несколько раз в год. При этом «Коробейник», как правило, используется для реализации целевых тематических проектов, которые выполняются по заказу отдельных коммерческих организаций и предприятий. Своеобразная консервация двух изданий связана с отсутствием соответствующих подготовленных кадров, которые могли бы заниматься их выпуском.

Третья издательская группа, вышедшая на воронежский рынок чуть позже и претендующая на статус медиахолдинга аналогичного типа, объединена под эгидой выпуска в Воронеже региональной версии «Новой газеты». С 2000 года местные журналисты, работающие над ее изданием, также занимаются полностью местным проектом – производством специализированной газеты для женщин «Красотка/Pretty women/Красавица». В 2001 году последовало продолжение – вышел в свет первый номер газеты «Красотка/Pretty women/Красавица. Сканворды». Совсем недавно появился третий местный проект – «Красотка/Pretty women/Красавица. Кафе», связанный с кулинарной тематикой. Несмотря на то, что три последних газеты имеют различные тематические направления, создатели постарались сохранить корпоративную идентичность, что нашло отражение как в названии изданий, так и в схожем стиле оформления.

Одним из региональных медиахолдингов второго эшелона можно назвать группу изданий, выпускаемых ООО «Успех-пресс». Данная издательская группа начала активную деятельность на воронежском рынке на рубеже веков. Ее отличительной чертой является преимущественная ориентация на выпуск периодики делового характера. В 2000 году начал выходить в свет региональный деловой журнал «Успех». В августе 2001 года под эгидой медиахолдинга «Успех» вышел очередной проект региональной версии федерального издания – «За рулем. Воронеж». Газета «Деловая жизнь. Черноземье», прошедшая регистрацию в сентябре 2001 года, оказалась уже третьим деловым периодическим органом ООО «Успех». Несмотря на заявленную в названии географию (Белгород, Воронеж, Курск, Липецк, Тамбов), большинство публикаций нового еженедельника формата А3 касаются экономики Воронежской области, что вполне объяснимо, так как коллектив газеты трудится в Воронеже. В 2002 году стартовали два последних проекта – выпуск специализированного рекламного издания «Строительный рынок Черноземья» и региональной вкладки центральной массовой газеты «Жизнь». В данном случае наглядно видно, что медиахолдинг «Успех», как и другие издательские дома, идет по пути диверсификации выпускаемой периодики, пытаясь поэтапно закрепиться в различных сегментах местного рынка прессы.

С 1999 года рекламно-издательское агентство «ПРОспект» приступило к выпуску целого ряда периодических изданий, носящих рекламно-информационный характер и распространяемых по городам Центрального Черноземья. Среди них газета «Моя категория – новости», журналы «Ваш дом и офис», «Две недели», «Медицина для вас» (илл. № 39). Далеко не все из этих изданий соблюдают четкую периодичность выхода в свет. Выбор ниши специализированных рекламных изданий, распространяемых путем адресной рассылки и на выставках, в случае с «ПРОспектом» оказался связан с тем, что агентство параллельно занимается изданием справочников служебных телефонов Воронежа и других городов Черноземья, что помогло наладить контакты со многими коммерческими организациями, создать широкую базу данных предприятий, учреждений и организаций региона.

Отметим, что рекламные агентства довольно активно участвуют в издании целого ряда периодических органов Воронежской области. Как минимум еще два агентства наряду с «ПРОспектом» – «Оптовик Черноземья» и «Информ-сервис» – могут относиться к местным медиахолдингам третьего порядка.

Пилотным проектом рекламно-информационного агентства «Информ-сервис» в 1995 году стал ежегодник «Воронеж торговый», в котором собиралась информация по товарам и услугам региона. 31 марта 1997 года прошел регистрацию еженедельный журнал «Цены Черноземья» (илл. № 63), который более оперативно отражал ситуацию на местном рынке. Кроме того, в новом издании появились перепечатки статей на экономические темы из специализированных центральных изданий, как, например, газета «Экономика и жизнь», журнал «Деньги». Наряду с ними в еженедельнике стали публиковаться и статьи о новостях воронежской деловой жизни. По сути, журнал «Цены Черноземья» стал преемником одного из первых деловых изданий Воронежа «Регион Черноземье», учредителем которого в середине 90-х годов являлась издательско-полиграфическая фирма «Воронеж». Этот дайджест деловой информации просуществовал два года. В 1997 году многие рубрики, уже полюбившиеся читателям «Региона Черноземье», перекочевали в новый периодический орган «Цены Черноземья», издатели которого в дополнение к основным выпускам регулярно готовили специальные приложения, как, например, «Медицина», «Пресс-клуб», «Недвижимость». Однако к 2002 году данное издание фактически прекратило свое существование. К этому времени «Воронеж торговый» прошел перерегистрацию, на этот раз уже в качестве ежемесячного издания «Товары и услуги. Воронеж». Практически одновременно с ним в свет стало выходить еще одно деловое издание РИА «Информ-сервис» под названием «Дайджест-экспресс». Как правило, подобная периодика рекламно-справочного характера на протяжении 90-х годов распространялась в Воронежской и соседних областях путем адресной рассылки или курьерской доставки в организации, коммерческие фирмы, банки, торговые учреждения, поэтому широкому читателю большинство перечисленных изданий мало знакомо. В то же время нельзя недооценивать той роли, которую сыграла подобная периодика. Ведь именно благодаря ей в смутные годы экономических реформ местным коммерсантам, только становящимся на ноги, удавалось наладить новые деловые связи, найти рынки сбыта для своей продукции.

Среди учредителей нескольких региональных изданий можно также отметить ООО «Социум», под эгидой которого в 2000 году стала выходить газета брачных объявлений и знакомств «Один плюс один». В первой половине 2002 года этим же учредителем были зарегистрированы журнал «Черноземочка» (илл. № 65), предназначенный для владельцев приусадебных участков и фермеров, ведущих свое хозяйство, и журнал «Пора отдыхать». А чуть ранее, в апреле 2002 года, ООО «Социум» наряду с другими учредителями также принял участие в организации выпуска ежемесячного регионального делового журнала «ШЕФ», посвященного развитию малого бизнеса на территории Центрального Черноземья.

Процесс концентрации на рынке региональной периодики только набирает обороты.

5. Крушение официальной идеологической монополии времен Советского Союза привело к серьезному укреплению института религии и в частности значительно повысило общественный статус Русской православной церкви, которая получила союзника в лице новых демократических сил во главе с Б.Н. Ельциным. Поддерживаемая реформаторами, вставшими у власти, и массовым населением, обратившимся в годы перемен к религии, церковь в начале 90-х годов активно использовала СМИ для пропаганды традиционных ценностей православия. В этот же период в регионах начали появляться первые религиозные издания, учредителями которых становятся епархии, православные храмы, а также неправославные конфессии, деятельность которых была наиболее активна в середине 90-х годов. Эту тенденцию можно назвать характерной для воронежского регионального рынка печати, который таким образом пополнился еще одним новым типом периодики.

В 1990 году в Воронеже появился один из первых религиозных журналов «Воронежский епархиальный вестник», учредителем которого стала Воронежско-Липецкая епархия Русской православной церкви. Раз в квартал прихожане местных храмов получили возможность знакомиться с публикациями духовно-просветительского характера, в которых освещалась как жизнь местной епархии, так и общие проблемы православного христианства, церковные праздники и т.д. Во второй половине 90-х годов под эгидой епархии начинает издаваться целый ряд религиозных изданий, среди которых возобновленный после длительного перерыва альманах «Воронежская беседа» (выходит с 1995 г.), ежемесячник «Воронеж православный» (1997), газета «Православный паломник» (1997), ежеквартальный журнал «Исторический вестник» (1998). Чувствуя необходимость дифференцированного подхода к прихожанам и просто потенциальным читателям местных православных изданий, в начале 2002 года Воронежско-Липецкая епархия организует выпуск журнала «Молодежь и православие». Созданный при участии Молодежного отдела епархии, данный периодический орган адресован в первую очередь читателям подросткового возраста. Отличительной чертой второй половины 90-х годов стало то, что уже отдельные храмы, церкви, осознав большую роль СМИ в пропаганде православных ценностей, организуют издание собственных небольших газет тиражом до 1000 экз. Подобные издания распространяются, как правило, непосредственно в церквях и приходах, которые являются учредителями. С 1998 года выходит газета «Воскресение» прихода Успенского храма г. Боброва. В этом же году православная воскресная школа г. Борисоглебска выступила инициатором создания небольшого по объему (20 полос) православного журнала для детей «Детский православный журнал». В 1999 году появляется небольшая газета «Благогласник» прихода храма Ксении Петербургской г. Воронежа. Процесс создания религиозных изданий православной направленности продолжается до сегодняшних дней. 2001 год ознаменовался появлением «Лискинского православного вестника», учредителями которого выступили Покровский и Христо-Рождественский приходы г. Лиски. Тогда же приход Казанского храма г. Воронежа начинает издавать газету «Заступница усердная». Наряду с изданиями, учрежденными епархией и отдельными храмами, на рубеже веков также появляются периодические органы, учредителями которых становятся церковные округа – структурные подразделения Воронежско-Липецкой епархии. Так, с 1999 года выходит в свет издание Россошанского благочиннеческого церковного округа «Благовест Придонья». В 2000 году аналогичный орган под названием «Борисоглебск православный» начинает выпускаться Борисоглебским благочиннеческим церковным округом. Таким образом, на сегодня можно говорить, что православная периодика, выходящая под эгидой Воронежско-Липецкой епархии, формируется на трех основных уровнях: периодика отдельных приходов, периодика церковных округов и периодика всей епархии в целом.

6. За годы перестройки и демократических реформ система печати Воронежской области пополнилась многими новыми изданиями. Ряд из них прекратил выход и забыт читателем, другие же, наоборот, укрепили позиции на рынке и заняли свою нишу. В этом процессе, длящемся второй десяток лет, просматривается определенная тенденция, которую мы назвали географической централизацией системы печати региона. Суть ее заключается в том, что подавляющее большинство новых периодических органов, создаваемых с конца 80-х годов и до настоящего времени, выпускается в областном центре – г. Воронеже, который предоставляет редакциям наибольшие полиграфические возможности, широкий выбор квалифицированных кадров, богатую экономическую, информационную инфраструктуру. Из всего многообразия появившейся в период реформ периодики общественно-политические «районки» так и остались основным типом прессы, выпускаемой непосредственно в районах Воронежской области. Рекламные, развлекательные, молодежные издания, которые в период реформ стали издавать и в масштабах района, остаются достаточно редким явлением. Симптоматично, что в 90-е годы областная администрация не раз пыталась перевести подведомственные ей «районки» на централизованный выпуск, то есть осуществлять печать тиражей в областной типографии либо в типографиях районных центров. Желание со стороны учредителя улучшить качество полиграфического исполнения газет также служило общему процессу централизации системы печати. В 2001 году из общего количества зарегистрированной периодики Воронежской области и изданий, выпускаемых без регистрации, около 300 располагались и издавались в г. Воронеже, и лишь 70 – в районах области.

7. Одной из неоспоримых тенденций, сложившихся в 90-е годы на рынке региональной прессы, является стремление многих издателей к расширению географии распространения собственной периодики, в том числе за пределы Воронежской области. Ряд газет и журналов, появившихся в годы реформ, сегодня претендует на статус общефедеральных периодических органов. В подобной маркетинговой политике отчетливо просматривается приверженность экстенсивному способу развития издательского бизнеса, предполагающему увеличение тиражей, популярности, рентабельности за счет освоения новых территорий, новых групп читательских аудиторий. Заполучить новую читательскую аудиторию стремятся не только крупные издательские холдинги, как, например, «Комсомольская правда – Воронеж» или «Московский комсомолец в Воронеже», но и отдельные издания, имеющие в том числе явную социальную направленность. В их ряду воронежская экологическая ежемесячная газета «Бумеранг», которая появилась на свет в 1990 году. За 14-летнюю историю своего существования это издание заняло передовые позиции в региональной экологической журналистике, которая сама по себе стала новым явлением в постперестроечной системе печати. Поддерживаемая учредителями в лице Всероссийского общества охраны природы и Главного управления природных ресурсов по Воронежской области, а также Центром госсанэпиднадзора в Воронежской области, газета на протяжении 90-х годов и до настоящего времени практически не публиковала рекламных материалов, освещая на своих страницах проблемы экологии, и сохраняла при этом одну из самых низких подписных цен, которая на сегодня вместе со спецвыпусками «Будьте здоровы и любимы» составляет 17 руб. 76 коп. за полугодие (в год выходит 16 номеров газеты). Розничная цена также невелика – 50 коп. В выходных данных издание представлено как областная экологическая газета. Подтверждает это и тематика, затрагивающая, в первую очередь, экологические проблемы Воронежа и области. В то же время к настоящему времени «Бумеранг» распространяется в Липецкой, Белгородской, Курской, Орловской и Тамбовской областях, где также можно осуществить подписку на это издание. Именно благодаря широкому ареалу распространения специализированная газета имеет достаточно высокий для области тираж – 10 тыс. экз.

Завоевывать рынок периодики Центрального Черноземья с исключительно воронежской тематикой так же нелегко, как было нелегко в начале 90-х годов центральным изданиям сохранить многомиллионные тиражи, не имея при этом в своем арсенале целевых полос с публикациями регионального характера. Об этом свидетельствует судьба еще одного воронежского специализированного издания «Игрок», посвященного спорту и физкультурному движению в Воронежской области. Выходя с 1993 года, эта еженедельная газета завоевала авторитет и популярность у местных любителей спорта. Подробно освещая успехи и судьбы выдающихся воронежских спортсменов, среди которых немало многократных чемпионов мира, победителей Олимпийских игр, жизнь ведущего футбольного клуба области «Факел», «Игрок» приобрел репутацию серьезного специализированного информационно-аналитического издания. Наладив деловые отношения с коллегами из соседних областей, журналисты издания в последние годы стали периодически сообщать новости о спортивной жизни в Липецкой, Курской, Белгородской областях. В конце 2002 года газета прошла перерегистрацию на федеральном уровне и с 2003 года стала называться «Игрок Черноземья».

Среди других воронежских газет, распространение которых выходит за пределы области, можно отметить группу изданий «Красотка/Pretty Woman/Красавица», доступных жителям регионов России, «Оптовик Черноземья», «Продовольственный рынок Черноземья», «Пчеловод Черноземья», выходящие в областях Центрально-Черноземного экономического региона, газету «Страж Отчизны» (илл. № 56), учрежденную Федеральной пограничной службой РФ и распространяемую помимо Воронежа в подразделениях Западной группы пограничных войск России, малоформатное издание «Черноземочка», адресованное садоводам-любителям, фермерам и крестьянам Центрального Черноземья, и др.

Расширение сферы действия многих региональных редакций и издательских домов свидетельствует об интенсивных интегративных процессах, происходящих на рынках региональной периодики в последнее время. В то же время сегодня нет веских оснований для выделения полноценной группы газет и журналов, которые, издаваясь в регионах, имели бы статус федеральных периодических органов. Думается, на настоящем этапе развития российской системы печати, когда издатели традиционно стремятся к быстрой финансовой окупаемости новых медиапроектов и уже во вторую очередь задумываются о долгосрочных доверительных отношениях со своим читателем, проблема постоянного передела отдельных сегментов рынка останется актуальной, что будет тормозить переход от экстенсивных форм развития журналистики к качественно новым методам работы. Одними из индикаторов данного перехода, вероятнее всего, являются данные о динамике развития рынков периодики России. Иными словами, когда количество изданий перестанет увеличиваться, а процесс обновления элементного состава (умирания и рождения газет, журналов) замедлится, можно будет говорить об относительной стабилизации отечественной системы печати, что позволит журналистам и издателям всерьез задуматься о качественном росте выпускаемых печатных органов.

8. Еще одной тенденцией развития современного рынка воронежской региональной печати является качественное и количественное преобразование ряда газет, именуемых в настоящее время корпоративными. Отметим, что в это понятие мы включаем всю периодику, тематика которой посвящена жизни отдельного предприятия, учреждения, организации. В Воронежской области корпоративные издания имеют преимущественно внутренний характер распространения, то есть предназначены для информирования работников о внутренней жизни, успехах и достижениях трудового коллектива.

Вступление в силу законов рыночной экономики привело к структурным изменениям в системе отечественных СМИ. Многие из них оказались не готовы к самостоятельному выживанию, конкуренции и перестали существовать, другие сумели приспособиться к новым условиям. Заводские многотиражки попали в ту категорию СМИ, которым пророчили скорую гибель в новых рыночных условиях. Однако издания этого типа не просто выжили, но достигли определенного развития в 90-е годы, что подтверждается как отдельными фактами, так и мнением известных российских специалистов, изучающих современную систему печати. Следует отметить, что в связи с интенсивным ростом коммерческой активности в 90-е годы и появлением множества крупных учреждений, среди которых – банки, новые учебные заведения, крупные промышленные холдинги, структура корпоративных изданий претерпела заметные изменения. Именно в этот период становится очевиден совершенно новый подход к данному типу печати, которую издатели начинают воспринимать в большинстве случаев в качестве одного из инструментов внутренней маркетинговой политики организации. В среде исследователей со временем понятие «многотиражная печать» заменяется сочетанием «корпоративная пресса», которое, по сути, обозначает периодику, отражающую интересы корпорации. А, как известно, интересы предприятий в настоящих условиях далеко не всегда совпадают с интересами работников.

На рубеже XX-XXI веков в Воронежской области выходило в свет более 40 корпоративных изданий, которые можно поделить на несколько основных групп, используя в качестве ключевого такой типоформирующий признак, как учредитель. Первую из них составляют традиционные газеты промышленных предприятий, большинство из которых начало выходить в свет еще в советские годы. Вот наиболее известные из них: газета «Вагоноремонтник» вагоноремонтного завода им. Тельмана (выходит с 1929 года), газеты «Воронежшина» одноименного акционерного общества (1954), «За качество» ОАО «Рудгормаш» (1965), «Кировец» ОАО «Воронежсинтезкаучук» (1932), «Новатор» Воронежского акционерного самолетостроительного общества (1949), «Текстильщик» ОАО «Промтекстиль» (1965) и др. Ко второй группе можно отнести внутренние периодические издания высших учебных заведений, которыми издавна богат Воронеж. На рубеже XX-XXI веков издавались такие газеты, как «Вестник ВГПУ» Воронежского государственного педагогического университета (с 1931 г., с 2001 г. называется «Учитель»), «Вестник ВЭПИ» Воронежского экономико-правового института (1999), «Воронежский университет» Воронежского государственного университета (1929), «За кадры» Воронежского государственного аграрного университета (1972), «За лесные кадры» Воронежской государственной лесотехнической академии (1965), «За науку» Воронежского государственного технологического университета (1936), «Медицинские кадры» Воронежской государственной медицинской академии им. Н.Н. Бурденко (1952) и др.

К третьей группе мы относим внутренние периодические издания других организаций, учреждений, среди которых в настоящее время присутствуют банки (газета «Сбербанк России в Черноземье»), властные структуры (газета «Преступление и наказание» Управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Воронежской области) и др.

Востребованность корпоративной печати в условиях отсутствия социалистического соревнования определилась, в первую очередь, тем, что в трудовых отношениях ярко выделились два социальных статуса: работник и работодатель. Администрации предприятий осознали необходимость, как и раньше, воздействовать и влиять на общественное мнение трудового коллектива по вопросам производственной жизни в необходимом для себя русле. Соответственно, сегодня производственные газеты, как правило, существуют в крупных организациях численностью от нескольких сотен до нескольких тысяч работников. Именно там расходы на их выпуск не являются обременительными, а воздействие на аудиторию требует массовости. Как и раньше, пресса этого типа продолжила быть одним из инструментов управления предприятием. В данное время, наверное, уже не следует употреблять такое понятие как «пресса трудовых коллективов», поскольку ангажированность большинства изданий со стороны администраций предприятий очевидна. Несмотря на то, что в выпуске газеты, как правило, участвуют рядовые работники предприятия, идеологию все же определяет тот, кто платит деньги. Производственные газеты ни раньше, ни сейчас не являлись окупаемыми проектами. Но пока существуют большие коллективы и крупные предприятия, корпоративная газета не умрет.

9. Снижение уровня квалификации и ответственности за свой труд, языковой культуры журналистов большинства воронежских изданий стало одной из негативных тенденций развития воронежского регионального рынка периодических изданий. Виной тому целый ряд причин, среди которых ухудшение экономического положения многих региональных изданий в 90-е годы, полная свобода творчества без какого-либо контроля со стороны органов власти, снижение мотивации у журналистов к повышению уровня своей квалификации, резкий количественный рост периодики региона, высокая текучесть кадров и пр. Соглашаясь с данным исследованием периодической печати, стоит признать, что за годы реформ языковая палитра изданий, как и типологическая, значительно обогатилась. И это, несомненно, достоинство системы региональной периодики рубежа XX-XXI веков. Сегодня мы вправе выделять особенную, самостийную языковую культуру религиозных изданий, большинство которых черпает многочисленные приемы, обороты речи в богатой православной культуре. Молодежные издания, пытаясь сблизиться со своей целевой читательской аудиторией, в 90-е годы начали активно использовать на своих страницах молодежный сленг, что до сих пор вызывает немало критических нареканий. Деловая пресса непрерывно пополняет словарный запас заимствованиями из зарубежных языков, пытаясь следовать в ногу с прогрессом в сфере бизнеса. Сегодня исследователи журналистики вправе говорить об относительно самостоятельной языковой культуре и стилистике не только типов газет и журналов, но также отдельных разновидностей этих типов, к которым, например, относится специализированная периодика, посвященная компьютерным и цифровым технологиям. Однако стремительный характер развития отечественных СМИ в годы реформ привел и к негативным последствиям. Пренебрежение нормами родного языка, небрежное отношение к факту наряду с отсутствием мотивации к повышению качества своей работы (в данном случае речь идет не только о творческих, но и о технических работниках) привели к тому, что на рубеже XX-XXI веков языковая культура, культура обращения с фактом как первоосновой журналистики, свойственная советской системе печати, пришла в упадок как на федеральном, так и на региональном уровне.

Сотни новых газет и журналов, появившихся в Воронежской области в конце прошлого столетия, востребовали большое количество пишущих журналистов. Конечно же, при таком резком количественном росте планка профессионального, творческого мастерства значительно упала. Аналогичную ситуацию можно было наблюдать во второй половине 50-х годов, когда развитие телевидения из-за технического прогресса носило «взрывной» характер. С 1955 по 1965 годы в СССР число штатных работников телевидения увеличилось с 402 до 17813 человек. Таким образом, можно утверждать, что резкий количественный рост журналистских кадров, как правило, приводит к ухудшению их качественной подготовки. Наиболее распространенные причины подобного роста бывают связаны с научно-техническим прогрессом, как это произошло в 50-е годы с телевидением, либо с глобальными политическими и/или экономическими изменениями в государстве, на планете. Довольно часто современные региональные издания страдают: 1) грамматическими и языковыми огрехами; 2) ошибками в оформлении и верстке полос; 3) полиграфическим браком; 4) ошибками содержательного плана. Из всего этого многообразия последняя категория, как правило, представляет собой так называемую непреднамеренную ложь, которая появляется в публикации помимо желания самого журналиста. Кроме того, часть языковых и грамматических ошибок также может искажать факты, а подчас и полностью фальсифицировать их. Из перечисленных характерных недостатков особенно опасна непреднамеренная ложь, поскольку ошибки содержательного плана наиболее ярко видны только профессионалам той области, которой журналист касается в своем материале. Именно поэтому подавляющая часть читателей получает информацию, не находя каких-либо изъянов в публикациях. Поскольку СМИ сегодня довольно часто выступают в роли единственного источника новых знаний для обывателя, складывается опасная практика формирования общественного сознания с ложными и противоречивыми представлениями об окружающей действительности. Изучение ряда конкретных случаев подобного непрофессионализма позволяет проследить, на каких этапах издания печатного органа вкрадываются эти самые ошибки и какие меры могли бы способствовать их недопущению.

Трудные экономические условия существования не позволяют сегодня многим редакциям содержать большое количество журналистов, способных хорошо писать в рамках узкой тематики. Вместе с тем, тематическая специализация в творчестве остается одним из способов повышения качества публикуемых материалов. И стремиться к ней можно не только путем создания разветвленной структуры отделов редакции, но, в первую очередь, за счет целенаправленной методической работы по повышению квалификации журналиста в отведенной для него узкой тематике.

Проблемы этики, ответственности за работу в современной региональной журналистике уже непосредственным образом переплелись с таким новым видом деятельности, как связи с общественностью, или public relations. Многие воронежские организации, предприятия, учреждения обзавелись пресс-службами или же, в крайнем случае, выделили в своей структуре штатную единицу, отвечающую за связи со СМИ. Априори подразумевается, что работник пресс-службы обладает более точной и достоверной информацией о деятельности своей организации, нежели журналист. В том собственно и заключается одна из основных задач специалистов по связям со СМИ, чтобы своевременно предоставлять журналистам правдивую, хотя и не всегда полную информацию о событиях в своей организации.

Все субъекты, участвующие в подготовке публикации, начиная с источника информации и заканчивая выпускающим редактором, должны находиться в более тесном контакте. В этой цепочке именно журналист должен играть ключевую роль и страховаться от непреднамеренной лжи на всех этапах: при сборе материала и написании публикации – перепроверкой фактов, обращением к нескольким источникам, при технической подготовке текстов – контролем над работой наборщиков, верстальщиков, корректоров и предварительным согласованием с выпускающим редактором отдельных частей материала, в которых могут возникнуть затруднения.

10. Политизация сегмента общественно-политической прессы Воронежской области является еще одной тенденцией, характерной для региональной системы печати конца XX – начала XXI веков. На смену зависимости от обкомов и райкомов, руководствовавшихся в отношениях с прессой, в первую очередь, приоритетами партии, в 90-е годы пришла зависимость от органов местного самоуправления, которые заботились исключительно о собственных интересах. Одним из поворотных моментов в развитии общественно-политической печати региона стал 1988 год. В сентябре этого года в трех номерах областной комсомольской газеты «Молодой коммунар» была опубликована статья редактора Центрально-Черноземного книжного издательства Л. Коробкова «Россказни» о документальной повести А. Жигулина «Черные камни», посвященной деятельности нелегальной юношеской организации «Коммунистическая партия молодежи», которая существовала в Воронеже в конце 1940-х годов. Инициированная представителями областного руководства попытка пресечь всякое инакомыслие путем резкой критики достаточно смелого произведения воронежского писателя привела к неожиданным последствиям – горячей дискуссии как в журналистских, так и читательских кругах. Это были дни, месяцы колебаний, когда каждый решал, на какой стороне выступить. Вопреки запрету бюро обкома ВЛКСМ на продолжение дискуссии вокруг книги редакционная коллегия «Молодого коммунара» спустя некоторое время практически в подпольных условиях опубликовала интервью с А. Жигулиным и письмо восьми капээмовцев, что незамедлительно привело к снятию с должности главного редактора газеты В. Колобова. События вызвали настоящий резонанс не только в области – 4 декабря 1988 года Д. Муратов в центральной газете «Комсомольская правда» выступил в защиту притесненных журналистов, вслед за чем последовало восстановление бывшего редактора «Молодого коммунара» в должности. Это была одна из первых побед местной общественно-политической журналистики, которая с опаской, но все же решила выступить против партийных директив. В 1990 годы произошло еще более серьезное столкновение журналистов и местной политической элиты. После двух июльских публикаций в «Молодом коммунаре», посвященных квартирным махинациям высшего руководства области, от обязанностей членов бюро обкома освободили председателя облисполкома Ивлева и первого секретаря обкома Кабасина. В сентябре этого же года первым секретарем был назначен И.М. Шабанов. Таким образом, уже на заре коренных политических и экономических преобразований общественно-политическая печать Воронежской области немало способствовала этим преобразованиям, разрушая привычные образцы поведения местных СМИ.

Первые неожиданные успехи в противоборстве с властью подвигли местных журналистов к созданию новых общественно-политических газет. В августе 1990 года в результате раскола редакционного коллектива газеты «Молодой коммунар» восемь человек, имевших наиболее демократические взгляды на происходящие в стране и области события, покинули редакцию и образовали газету «Воронежский курьер», которая стала одной из первых в стране общественно-политических газет, стоящих на новых демократических позициях. Вместе с «Воронежским курьером» в начале 90-х в полный голос заявила о себе новая общественно-политическая газета «Независимый курьер», ставшая первым в Воронежской области полностью частным изданием. Наряду с «Воронежским курьером» и «Независимым курьером» в первой половине 90-х главный тон в общественных настроениях задавали областные газеты «Коммуна» и «Молодой коммунар» – наследники советского времени, а также такие новые газеты, как «Инфа», «Вечерний Воронеж», «Газета с улицы Лизюкова», «Левый берег». Каждая из них прошла путь расцвета и упадка, путь смены типологического облика. Рубеж веков ознаменовал собой качественно новый этап в процессе политизации воронежских региональных изданий.

Общественно-политическая журналистика Воронежской области на протяжении 90-х годов оставалась и остается до настоящего времени в большой зависимости от местных органов власти. Ключевые газеты, как правило, учреждены областной, городскими, районными администрациями и отражают их интересы. Случаи неповиновения тем или иным требованиям чиновников в большинстве своем заканчиваются не в пользу журналистов, которые вынуждены либо искать новое место работы, либо обращаться к новому «покровителю» в лице все тех же чиновников. Существующий на рубеже веков плюрализм мнений в общественно-политической прессе не отражает истинных интересов и потребностей местного населения, так как всего лишь является выражением противоборства группировок власти, решающих свои собственные проблемы. Перспектива развития независимых от власти СМИ сегодня связана не только с переходом на самоокупаемость и самодостаточность соответствующих газет. Опыт выпуска региональных вкладок и местных проектов московских изданий показывает, что наиболее смелую позицию по отношению к власти могут занимать те общественно-политические газеты, которые входят в крупный медиахолдинг и имеют финансовую и другую поддержку благодаря параллельному выходу в свет ряда окупаемых газет других типов. Если же региональная общественно-политическая газета, учрежденная коллективом местных журналистов, пусть даже самоокупаемая, пытается в одиночку противостоять власти, последняя, как правило, находит нужные рычаги влияния.

11. Ориентация на новые целевые читательские группы является отличительной чертой периодической печати рубежа XX-XXI веков. В постперестроечные годы появилось множество газет и журналов, предназначенных для детей, молодежи, пенсионеров, предпринимателей и других целевых читательских групп. В течение 90-х годов новые газеты и журналы постепенно с большим или меньшим успехом занимали не освоенные типологические ниши, оказавшиеся доступными после официального провозглашения свободы слова и печати и либерализации экономики. При этом в отличие от советской системы периодики на рубеже веков новые газеты и журналы стали ориентироваться на более мелкие целевые читательские группы, что на фоне нестабильной экономической ситуации также привело к уменьшению тиражей.

С приходом новых рыночных отношений в начале 90-х изменилась не только структура общественно-политических изданий Воронежской области, но и появились газеты, журналы, ориентированные на принципиально новые группы читателей. В первую очередь, стала активно развиваться деловая печать. Первые издания с деловой информацией, как, например, «Инфа», «Газета с улицы Лизюкова», «Воронежскiй презентъ», появившиеся в этот период, не ориентировались исключительно на деловую информацию. Наряду с ней в них можно было найти публикации развлекательного характера (анекдоты, кроссворды), а также общественно-политическую тематику. Таким образом, первыми получили распространение универсальные массовые деловые газеты, которые предлагали вниманию читателя как рекламные объявления разного рода, так и информационные материалы о деловой, общественно-политической жизни страны, региона. Кроме этого в начале 90-х многие газеты, в том числе недавно образованные, организовали выпуск собственных деловых приложений. «Молодой коммунар», сменивший в первой половине 90-х годов название на более нейтральное – «Утро», выпускал приложение «Для вас», «Воронежский курьер» – «Утюжок», «Левый берег» – «Деловой Воронеж». Становление деловой журналистики происходило постепенно, методом проб и ошибок. Вторая половина 90-х ознаменовалась появлением деловой периодики с узкой специализацией. В декабре 1996 года вышел в свет первый номер журнала для предпринимателей «Бизнес & налоги», ориентированный в первую очередь на освещение нормативно-правового регулирования в сфере бизнеса. В 1997-м начала издаваться специализированная рекламная газета «Воронежский мастер», посвященная строительству, ремонту помещений, обустройству приусадебных участков. В 1998-м появилась «Воронежская недвижимость». Одним из значительных явлений в региональной деловой журналистике стал выпуск журнала «Содействие», издание которого было организовано при участии главного экономического управления администрации области, Ассоциации экономического взаимодействия областей «Черноземье», Воронежского областного комитета госстатистики и Воронежского государственного университета. Отличительной чертой нового издания стал аналитичный характер публикуемых статей, широкий тематический спектр, а также уникальность фактических данных о многих организациях области. Благодаря целевому проекту журнала по рекламированию потенциальных возможностей воронежской промышленности ряд предприятий получил значительные инвестиционные средства на развитие собственного производства.

Расширение типологической палитры деловых изданий Воронежской области продолжается до сих пор. С 2000 года начали выходить в свет газета «Строительство & недвижимость в Воронеже», универсальный деловой журнал «Успех». В 2001 году свет увидел первый номер специализированного журнала «Бухгалтерские заметки. Учет и налогообложение по-воронежски». С этого же года начали издаваться универсальная деловая газета «Консультант Черноземья», предлагающая информацию о новых финансовых и правовых документах, юридические советы, рекламные материалы, газета «Запрос», типологическая концепция которой во многом сходна с «Консультантом Черноземья». Журнал «Развитие», появившийся на свет в 2001 году при поддержке отдела по работе с молодежью администрации Воронежа, оказался целиком сориентирован на начинающих предпринимателей, среди которых молодежь занимает подавляющее большинство.

Отдельные типологические ниши заняли издания для детей и пожилых людей.

12. Нестабильность прессы явилась причиной хаотичного, непрофессионального подхода в типологическом моделировании новых периодических органов, многие из которых не просуществовали и года, либо вовсе остались в виде нереализованных проектов. Для последней группы появилось свое обозначение – потенциальная журналистика. Ее учет в исследовании современного состояния систем печати крайне важен, так как наряду с уровнем динамичности развития рынка прессы представление о задуманных, но не удавшихся газетах, журналах позволяет судить о том, насколько интенсивными темпами и в каких направлениях развивается периодика. Кроме того, нередко издания, вышедшие всего одним или несколькими номерами, могут впоследствии возрождаться. Воронежские издатели и журналисты не раз организовывали выпуск периодических органов, жизнь которых ограничивалась несколькими выпусками. Среди них газета «Воронежская застава» (1999), приложение к общественно-политическому еженедельнику «Берег» «Воронежский листок» (2002), общественно-политическая газета «Общество» (2001), «Воронежская элита» (2000), журнал «Воронежский путешественник» (2001). В 2002 году информационное агентство «Наше» приступило к выпуску городской еженедельной газеты с одноименным названием.

К потенциальной журналистике также необходимо относить издания, которые прошли регистрацию, но так ни разу и не вышли в свет. Констатируя высокий уровень нарушений в области СМИ, руководитель Центрально-Черноземного межрегионального территориального управления Министерства по делам печати, телерадиовещания и средствам массовых коммуникаций Л.А. Макеева отмечает, что большая их часть связана с несоблюдением зарегистрированными газетами определенной законом периодичности (не реже одного раза в год). Примеров зарегистрированных, но так и не вышедших в свет изданий, достаточно много: «Голос юриста», «Женскiй архив», «Путь к истине», «Советы доктора», «За знаком зет» и др. Наличие большого количества потенциальных, не реализованных проектов в области печатной журналистики рубежа XX-XXI веков свидетельствует о том, что региональный рынок печати за годы реформ сформировался не до конца. Процесс ротации, круговорота в системе периодики Воронежской области представляется неизбежным процессом не только в ближайшие годы, но и на более далекую перспективу, поскольку сама экономика и законодательная база государства предопределяют данный процесс.

13. Следствием, напрямую связанным с системой печатных СМИ Воронежской области, стало появление большого числа изданий, которые можно отнести к понятию «псевдожурналистика». Под этим термином мы понимаем политические рекламно-агитационные материалы, обличенные в газетную форму и имитирующие собой традиционное общественно-политическое издание. Рекламная листовка, состоящая из характерных для газеты элементов (названия, системы публикаций с заголовками, авторскими подписями, иллюстрациями, колонтитулов и т.д.), использующая колоночное построение всего материала, стала популярным средством предвыборной борьбы за голоса избирателей. Сам факт неоднократных продолжающихся попыток эксплуатации газетной формы наряду с привычными рекламными листовками, плакатами заслуживает внимания. Сразу отметим, что данная тенденция характерна как для регионов, так и для центра страны. Листовки в форме газет используют на всех уровнях политической борьбы за власть: от выборов в городской совет до избрания Президента страны и членов Государственной думы. Несмотря на заметно упавший за годы реформ авторитет института СМИ в глазах большинства читателей, доверие к нему все-таки выше, чем доверие к прямой рекламе. Учитывая это, а также то, что газетная форма удобна для раскрытия личностных, профессиональных качеств того или иного кандидата во властные структуры, выражения ключевых пунктов программы партии, движения, избирательные штабы нередко принимают решение о выпуске одного или нескольких номеров сборников агитационных материалов, обличенных в газетную форму. Для большей правдоподобности чисто рекламные публикации могут перемежаться настоящими новостными, проблемными журналистскими материалами. Иногда используется метод «пристройки» к имиджу известных общественно-политических изданий. Так, в 1999-м в ходе предвыборной кампании по избранию депутатов Воронежской областной думы штабом одного из кандидатов, С.С. Реброва, был подготовлен и распространен по избирательному округу разовый выпуск издания «Газета с улицы Остужева». В данном случае рекламисты не просто использовали газетную форму в целях политической агитации, но и осуществили «пристройку» к популярной в областном центре общественно-политической газете «Газета с улицы Лизюкова», попытавшись таким образом вызвать положительные ассоциации в сознании избирателей и привлечь их внимание. Среди других примеров псевдожурналистики можно привести такое издание, как «Голос «Виктории», несколько номеров которого вышли весной 2001 года. К отличительным чертам подобных листовок относится не только разовый характер выхода в свет. К читателю они попадают в преддверии тех или иных выборов, то есть само явление носит пульсирующий характер. При этом тираж таких изданий зависит от статуса выборов и финансовых возможностей кандидата, а распространение, безусловно, всегда остается бесплатным и чаще всего адресным. Подобные листовки нельзя смешивать с другими формами агитационных материалов, получивших распространение в конце 90-х – начале 2000-х годов и имеющих отношение к печатной периодике. Это, в первую очередь, газеты политических партий, выходящие на регулярной основе, периодические органы отдельных представителей власти (депутатов), также соблюдающие определенную периодичность, и спецвыпуски известных воронежских газет, полностью посвященные тому или иному кандидату (партии). Подготовкой спецвыпусков известных газет, направленных в поддержку того или иного кандидата в депутаты, занимаются профессиональные журналисты, для которых подобная форма сотрудничества, с одной стороны, является хорошим способом дополнительного заработка, а с другой – составляет определенный риск, так как репутация газеты, приобретенная годами кропотливого труда, фактически продается, что не может не смущать постоянного читателя. Как правило, кандидаты обращаются в редакции известных общественно-политических газет, массовых еженедельников области, таких как, например, «Воронежский курьер», «Эфир-365», «Воронежские вести» и др. Подобные спецвыпуски могут распространяться платно, как и обычные номера издания, либо бесплатно с помощью адресной рассылки. Возвращаясь к псевдожурналистике, стоит отметить, что фактически она не относится к системе периодической печати, так как носит разовый характер и приурочивается к тем или иным выборным кампаниям. Тем не менее мы упоминаем издания подобного рода, так как они помогают составить более полноценное представление о развитии общества и его подсистемы – прессы.

Перечисленные тенденции развития воронежской системы печатных изданий рубежа веков представляют собой отдельные направления более глобальной тенденции, которую исследователи назвали регионализацией СМИ. Важно отметить, что она не является исключительно российским феноменом. Развитие системы воронежской периодики на рубеже веков позволяет утверждать, что со временем в экономически благополучных регионах России, имеющих развитую информационную инфраструктуру, могут сформироваться своеобразные медиацентры по производству и распространению периодики, охватывающие своим влиянием близлежащие области. Их основой должны стать региональные издательские холдинги, которые со временем смогут составить достойную конкуренцию на рынках периодики страны московским медиагруппам.

В 90-х годах развитие воронежских региональных СМИ проходило не по пути увеличения объемов рынка, а по пути его дробления на более мелкие сегменты, заполнения пустующих типологических ниш, ориентированных, как правило, на узкую целевую читательскую аудиторию. Данный процесс не мог не сказаться на статусе отдельного периодического издания, который в рамках целой системы СМИ значительно понизился. В результате на рубеже веков система печатных СМИ недостаточно адекватно соответствовала уровню развития самого общества, которое значительно дальше продвинулось в деле перехода на рыночные принципы существования. Экономический, технологический, политический факторы, инициировавшие в 90-е годы XX века бурные преобразования в системе СМИ, к настоящему времени в различной степени начинают оказывать противодействие поступательному развитию рынка периодических изданий, не позволяя издателям вести свой бизнес на независимой основе, использовать в полной мере технологические новшества производства печатной продукции, загоняя многие издания в жесткие рамки административного контроля и фактической гласной или негласной цензуры. Количественное и типологическое разнообразие воронежской журналистики не соответствует качественному уровню многих газет и журналов, подавляющее большинство которых (около 90 %) выходит тиражом до 10 тысяч экземпляров. Новые принципы функционирования системы СМИ, базирующиеся на рыночной конкуренции и экономической самостоятельности, до сих пор не имеют должного применения. В то же время затянувшимся переходом к новым формам существования отечественная региональная журналистика обязана, в первую очередь, социально-экономическому положению субъектов РФ, многие из которых до сих пор являются дотационными и не обладают эффективной развитой экономической инфраструктурой. Адекватному развитию региональной журналистики должен способствовать не только окончательный переход на рыночные принципы существования, но и кропотливое воспитание думающего читателя, которого за годы реформ потеряла отечественная журналистика. В этом процессе способны участвовать все пишущие журналисты. Именно читатель является основой существования рыночной прессы. Когда из объекта манипуляций он превратится в равноправного собеседника, субъекта двусторонних взаимоотношений «журналистика – общество», тогда развитие системы печати приобретет продуктивную форму, в которой будут учитываться интересы всех сторон.

Изучение дальнейшего становления региональных рынков печати, проблем, решаемых современной журналистикой, – дело недалекого будущего и объект новых исследований, которые без сомнения будут востребованы.

____________________________
© Кажикин Александр Александрович
Шест ему в руки. Фантастический рекорд
Рассказ о том, как был побит великий рекорд великого чемпиона по прыжкам с шестом Сергея Бубки, который продер...
Мир в фотографиях из соцсетей
Подборка фотографий из соцсетей, в основном, твиттера и фейсбука за август-сентябрь 2020
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum