Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Посткоронавирусный социальный синдром: регулируемый капитализм и кризис дем...
В статье изложены представления автора о том, какими будут социально-экономическ...
№06
(374)
23.05.2020
Коммуникации
Начиная войну с коррупцией снаружи, СМИ нужно почиститься внутри
(№15 [178] 05.11.2008)
Автор: Владимир Касютин
Владимир  Касютин
«От хладных финских скал до пламенной Колхиды сенаторские ревизии и газетные разоблачения открывают обширные гнезда крупных, тучных, насосавшихся денег взяточников, а около них кружатся вереницы взяточников более мелких, более скромных, более тощих».
Из статьи в журнале "Русский мир", начало ХХ в.


Журналисты наперебой жаловались на непомерные аппетиты гаишников, не обращающих внимания на красные корочки, выданные областной властью. – Так обнажите же зубы - подключите общественность, проведите рейд, выйдите на милицейское начальство, - стал я перечислять возможные варианты обороны. Коллеги жалостливо вразумили: «Да они же совсем жизни не дадут».
Словно Илья Муромец мы все сидим на печи и с тоской взираем на движения за окном, скрывая дремлющую силу. Тем временем, коррупция в России возведена в ранг национального бедствия.

1. Часть зла

Наши электронные ящики забиты спамом от доброхотов, помогающих обойти колья закона: Мы знаем, куда идут нормальные герои, те, кто бережет время и нервы, уклоняясь от тычков и зуботычин государства. Не подмажешь – не поедешь, так в ветхих глубинах было завещано нам праотцами. С тех пор мажем и мажем неповоротливые шестеренки регулирующих механизмов. Ау! Отзовись, человек, ни разу не дававший, не бравший!
Страдают все. Региональный олигарх теряет здоровье и деньги, попав в руки злодеев-врачей. Губернатор сокрушается дерзости постовых, обирающих его водителя. Чиновник из окружения президента не способен спасти приятеля от налоговиков-рейдеров. В странах, которые принято называть цивилизованными, функцию крокодила, пугающего мздоимцев, выполняют средства массовой информации. У нас на обвинения публично реагируют редко, но под ковром могут настучать, а то и убрать критика.
Наша профессиональная репутация редко конвертируется в доходы. Похоже, что мы окончательно махнули рукой на профессиональные нормы и правила, переведя на понятия язык зарубежных коллег. Медиабизнес стал шантажом и заказухой, а свобода слова – манипуляциями для избранных.
Авторитарные рефлексы не только чиновников, но и всех нас, вышедших из одной шинельки, профессиональная некомпетентность, законы, не обеспечивающие защиту принципиальных и неравнодушных, с методичностью мясорубки перемалывают наше желание быть честными.
Срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пешкеш, бакшиш, хабар, магарыч – процесс растления в нашем словаре - богат на имена. О коррупции варят статьи и пекут телепрограммы, под маской борьбы мы нередко видим знакомые гримасы - заказы сильных мира сего, мажущих дегтем конкурентов.
Как бороться со злом, когда ты сам часть этой силы? Наша профессия, как и другие, имеющие доступ к публичности, жадно впитала токсины коррупции.

2. Батальон Дон-Кихотов

«Уровень коррупции в СМИ разный. В некоторых это главный или заместители главного редактора, остальным «джинса» возбраняется под угрозой увольнения, - говорит журналист С. Гериханов. - В других - конкретные отделы. В третьих, - можно договориться напрямую с журналистом, который пишет по вашей теме. Иногда журналисты сами выходят на потенциального «клиента» и предлагают свои услуги».
Говоря юридическим языком, журналист не может быть коррупционером, поскольку человек пишущий или снимающий не является чиновником и должностным лицом, хотя и открывает дверь к тысячам глаз и ушей. Вот редактор государственного СМИ, где доля участия государства существенна, вполне может быть осужден по закону.
Не каждому по плечу доспех Дон Кихота или мундир Монте Кристо - одиноких героев; расследования – удел отважных. Копание в тлении требует недюжинных способностей и изрядного мужества инвестигейтора. Громкие сенсации производят мощный очистительный эффект, но вряд ли заменят регулярную гигиену всего организма. Местные СМИ могут начать войну с коррупцией внутри и снаружи, используя простое и надежное оружие.

Начинаем с мобилизации – привлекаем в соавторы полк непрофессионалов. Наша самодостаточная вкусовщина, безальтернативные точки зрения – верный путь к заказухе, «джинса» предпочитает монологи. Спектр мнений по обсуждаемым проблемам не только снижает риск нашего подкупа, но и укрепляет фундамент издания, преумножает доверие аудитории. Для того, чтобы объективность стала нормой, надо внести в стандарты качества материалов обязательное сбалансированное представление противоположных точек зрения по обсуждаемым темам. Развитие толерантности и равенства возможностей для всех, а не только для чиновников, бизнесменов и журналистов, устранение коммуникационных барьеров – мощный залп по позициям окопавшихся в наших рядах вымогателей.
Оружие для нанесения следующего удара – информационная кампания. Определяем сферу, наиболее разъедаемую коррупцией, и начинаем регулярное публичное обсуждение и поиск выходов к свету. Если берем медицину, то без устали спрашиваем врачей и сестер, в том числе и погрязших в поборах, а также их пациентов, чиновников и самых уважаемых людей, что они думают о взятках, нужно ли бороться и как бороться с ними. Ищем неподкупных и бескорыстных, рассказываем о них, открываем общественную дискуссию о методах противодействия коррупции, даем информацию обучающего характера.
Вряд ли это поле станет стерильно чистым, но если цель кампании реальная – не искоренить поборы медиков за месяц, а создать информационный фон, вызывающий тревогу местного сообщества от увеличения коррупции в здравоохранении, заставляющий вымогателей время от времени отдергивать руку, словно при боязни ошпариться кипятком, - потеснить беду можно. В качестве промежуточных задач кампании может быть определено число конкретных предложений по противодействию коррупции, которое способно разработать и распространить по различным каналам (газета, Интернет, ТВ, массовые мероприятия и др.) местное сообщество за полгода.

3. 40 лет по пустыне

Вряд ли следует ограничиваться лишь публикациями, местные СМИ могут выступать в роли общественных центров, объединяя все непораженные гнилью силы, без устали ведя к призрачной цели. Можно провести общественный форум, предложив партнерство местным чиновникам (пусть попробуют оспорить инициативу Президента) и общественникам. Взяв в союзники комитет по делам молодежи, попробуйте поработать в учебных заведениях, в дискуссии добавит пороху привлечение молодых неформалов.
Вооружите предпринимателей и руководителей предприятий знанием права и умением отражать наезды бесчисленных контролеров, для чего проведите семинар с приглашением экспертов. Как премию получите лояльность потенциальных рекламодателей. Продолжит тему сборник материалов «Стандарты здорового бизнеса» (материалы экспертов, опубликованные и обсужденные в газете и Интернете), который можно выпустить на cd и бумаге.

Доносительство у нас исконно считается делом неприличным, но почему бы не взяться за создание базы данных о случаях коррупции, методично публикуя номера телефонов, электронных адресов, куда могут сбрасывать информацию все желающие.
Не все решается в рамках закона, жизнь не загонишь в загон. Счищая налипшую грязь, нам не обойтись без такого скребка, как профессиональные стандарты поведения. Корпоративные и этические кодексы, увы, тоже захватаны липкими пальцами нечистых коллег, поучающих нравственности и сжимающих грязные деньги. Кодекс этики может стать путеводным компасом, следуешь ему - идешь по фарватеру, свернул – рухнул камнем на дно или сел на мель.
Кодекс может стать противоядием от втягивания в грязные схемы, когда в редакции все - от директора до охранника знают на какую сумму можно принимать подарки, с кем обедать, с кем спать, с кого и как брать деньги. Инструмент саморегулирования должен не висеть фиговым листиком на стене, но работать, подвергая остракизму отступников, формируя здоровую атмосферу, указывая ориентиры. Главное - определить общие моральные принципы, вспомнить традиции, адаптировать ценности к реальности.

4. Снимаем всех

«Я могу закрыть любую газету и снять любого редактора», - заявил знакомый чиновник на встрече с журналистами. Несмотря на определенную долю пафоса, он не кривил душой, под каждого из нас при желании или потенциальном заказе подведут статью контролеры. Нелицензионный софт, безопасность рабочих мест, цифирь из гроссбухов, и главное – рекламные потоки.
Несложный эксперимент. Возьмите линейку – обмерьте модули и статьи, подпадающие под определение рекламы, политической или экономической – не суть важно. Умножьте площади на расценки и сравните с суммой доходов, обозначенных в строке редакционного бюджета. Лечение от этой болезни может быть добровольным, а может принудительным в виде аудита рекламных площадей, как соответствующими службами, так и профессиональными сообществами, с преданием гласности «вероотступников».
В сельской небогатой газете то и дело вспыхивали войны за кабинет у лестницы. Деревенские жители, входя в сумрак редакции, робко трогали ближайшую дверь и попадали в объятия сотрудника, радостно принимавшего рубли за объявление о пропаже козы или продаже мотоцикла. Каждый сотрудник имел свои кровные за «привлечение рекламы».
Для прозрачной рекламы нужна стерильная системы оплаты агентов. Хороший пример – поступок директора региональной телекомпании, честно выплатившего комиссионные коллеге, продавшему рекламу на сотни тысяч рублей. Долго не решался расщедриться на супергонорар, решившись, но сделал из этого праздник с торжественным вручением расписного конверта. Не сомневаюсь, мотивация и честность персонала сделали крутой рывок вверх.
Системное формирование экономики редакции снижает внутренние коррупционные риски. Корпение коллективом над одной газетой для всех – примета прошлого, поиск легальных доходов от набора информационных проектов на традиционных носителях и в Интернете – шаг в будущее.
Наверное, полезным делом стало бы распространение профессиональным сообществом и государственными органами информации о передовиках фронта борьбы с коррупцией – выделение вставшим в белые ряды специальных грантов и субсидий. Напротив - редакции, которых уличили в публикации заказных материалов (это непросто, но возможно) должны лишаться права участия в тендерах на оказание услуг за счет бюджета, получать гранты.

Словно туман, окутавший долину в предрассветный час, над нами клубится коррупция. Взятка помогает решать наши вечные бытовые проблемы; мы имеем такой маленький бонус от государства, время от времени прикрывающего усталые глаза на наши мелкие нарушения законов и инструкций. Жить с болезнью можно, иногда очень долго, но для этого все-таки надо посещать врачей и принимать горькие лекарства. Наше профессиональное сообщество, все глубже погружающееся в пучины коррупции, должно найти в себе мужество для того, чтобы начать путь к твердой земле.

_________________________________
© Касютин Владимир Леонидович

Ранее опубликовано: http://www.4cs.ru/materials/publications/wp-id_411/



Девять мер красоты. Путевой очерк
Очерк о поездке автора из Мельбурна через родной город Одессу в Израиль. Автор делится своими впечатлениями от...
Мир в фотографиях из социальных сетей и фото наших авторов
Фотографии из социальных сетей периода публикаций в апреле-мае 2020 года и фото наших авторов.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum