Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Философия антропологизма как ориентир педагогической деятельности преподавателя высшей школы
(№2 [182] 01.02.2009)
Автор: Ирина Викторенко
Ирина  Викторенко
Философская антропология в системе гуманитарного знания позиционируется как учение о природе и сущности человека, его физическом, психологическом и духовном началах, о силах и потенциях, которыми он обладает. Задача философской антропологии – восстановить целостность человека, которую Л.Фейербах усматривал как одну из основных характеристик человека.

В философской антропологии человек рассматривается как существо свободное, независимое и самостоятельное, способное к самоопределению, осуществлению индивидуального выбора и самореализации. Потому антропологический принцип все чаще числится в ряду методологических принципов педагогического знания вообще, как и принципов профессиональной педагогической деятельности преподавателя высшей школы, управления педагогической подготовкой будущего учителя – в частности.

Отечественная система высшего образования, сложившаяся в последние полтора десятилетия, в полной мере отражает сложность социально-культурной ситуации, в которой оказались государства на пост-социалистическом пространстве. Это произошло вследствие не только политико-экономических изменений в конце прошлого столетия, но и глобального гуманитарного кризиса, вызванного массовыми миграционными процессами, угрожающими потерей национальной самобытности, привнесением в отечественное социокультурное пространство чужих, инородных ментальных жизненных идеалов, целей, ориентиров.

Кроме того, как отмечалось ранее, «последнее десятилетие ХХ столетия оказалось насыщенным многими политическими событиями, в результате чего выделилась национальная система образования. Появление на отечественном политическом пространстве многих партий, потеря доминирующего положения одной политической партии стали началом ощутимых изменений не только в обществе, но и в национальном образовательном топосе. В первую очередь эти изменения коснулись трансформации взглядов на место образования в обществе вообще и его значение в развитии личности ... » [2, с. 3] преподавателя высшей школы и, в частности, содержания его профессионально-педагогической подготовки.

Заметим, что изменения, происходящие в системе образования, являются составляющей более масштабного процесса – трансформации социокультурных и экономических оснований гуманитарной сферы современного общества. В этом контексте понятно, что трансформация системы образования и, в частности, реформирование национальной высшей школы в целом, должны происходить в контексте глобальных инновационных процессов не только в образовании как социальном институте общества, но и в сознании его субъектов.

Вопрос трансформации социокультурных и экономических оснований гуманитарной сферы современного общества, в частности антропологические аспекты подобных процессов в разные времена привлекали внимание философов (И. П. Аносов, Д. И. Дубровский, С. В. Кулешов, А. Гелен, П. Тейяр де Шарден и прочие), социологов (Ф. И. Минюшев, Н. Луман), культурологов (С. П. Гурин, Л. Л. Зеленская, Т. Ю. Федорова и прочие), педагогов (А. Я. Баталина, Б. М. Бим-Бад, Н. М. Забелина, Г. М. Коджаспирова, М. Лидтке, К. Д. Ушинский и прочие), но говорить об исчерпывающем рассмотрении хотя бы части из них, наверное, рано.

С течением времени меняются приоритеты общества, его представления о социокультурной ценности знаний, экономической значимости образования вообще и, в соответствии с этим происходят изменения в образовательных ориентирах как на уровне методологии определения и решения стратегических задач, так и на парадигмальном уровне.

Общеизвестно, что "переходный период от одной системы общественно-экономических отношений к другой всегда связан с большими трудностями. Специфика проблем профессиональной подготовки в современном вузе определяется необходимостью освоения нового социально-экономического и профессионального опыта. Отношение к педагогической профессии существенно изменилось в общественном и индивидуальном сознании людей. Раньше идеальный образ учителя во многом был связан с примером конкретных людей и их профессиональной биографией, с определенными профессиональными ценностями. Сейчас "идеальный образ профессионала" заменился на "идеальный образ жизни" ... Неопределенность ценностных представлений о самой профессии ... смещает акценты на выбор предпочитаемого, желаемого образа жизни с помощью профессии, которая выступает средством достижения этого образа жизни, а не только самореализации личности в обществе" [5, с. 50].

Расхождения с реалиями настоящего, возникающие вследствие традиционного подхода к определению содержания, структуры и социокультурной ориентации профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей школы, требуют существенных коррективов в управлении процессом подготовки специалистов на методологическом уровне, который непременно ведет к необходимости проектирования и построения модели подготовки преподавателя высшей школы на антропологических началах.

Если исходить из того, что "последовательное применение философского принципа антропологизма к ... анализу процесса профессиональной подготовки в педвузе проявляется в приоритетном рассмотрении индивидуальной жизнедеятельности субъекта, внутренних условий его развития – фокусировании внимания на его потребностях, отказе от функционализма в оценке его труда" [5, с. 50] и т.п., то мы с неизбежностью придем к выводу о необходимости концептуальной разработки современных представлений о профессиональном развитии личности преподавателя высшей школы в условиях информационной интеграции на всех уровнях системы высшего образования.

Прежде всего обратим внимание на то, что "... культурные и социальные формы человеческого бытия самореферентны: их явным или неявным основанием служит "представление себя". В содержании культурных процессов и социальных институтов непосредственно выражается то, как мыслится (явно) или мниться (неявно) человек сам по себе" [9, с. 127]. Простое признание этого обстоятельства, – по мнению С. Е. Ячина, – и следует понимать как антропологический принцип в философии и социальных науках, в частности, педагогике.

Понятно, что общее понимание антропологического принципа в педагогических науках требует и конкретно-прикладного толкования, которое может и должно касаться разных сторон педагогического процесса, в частности и той его составляющей, которая определяет содержание профессионально-педагогической подготовки современного преподавателя высшей школы.

Детализируя этот тезис, В. В. Латюшин целиком справедливо отмечает, что " ... в системе управления профессиональной подготовкой будущих учителей принцип антропологизма в его современной трактовке позволяет выбрать направление, концентрирующееся на учете личностных потребностей субъектов управления. Им может быть особый тип задач, решаемых в рамках антропологической парадигмы ... " [5, с. 50]. В частности, такими задачами могут быть "выявить и описать механизмы преобразования человеком природных и социальных предпосылок, культурных и духовных условий в средства своего развития и саморазвития ... " [там же, c. 50].

И хотя сейчас "обсуждение проблем образования все еще идет на уровне идеологий, ... отчетливая попытка выхода за его пределы выражена сегодня в идее гуманитаризации (гуманизации) образования. Господствовавший во многом и теперь прагматический принцип в образовании приходит здесь к своему пределу. Это выражается в том, что идол эффективности, этот "столп" прагматического подхода, сталкивается с невозможностью прямого решения своей главной задачи: дать человеку такие знания и навыки, которые бы он мог непосредственно использовать в последующей профессиональной деятельности. Проще говоря, оказывается неэффективным давать человеку односторонне-профессиональные (ориентированные на эффективность) знания. Признание необходимости формирования ... целостного человека, – а в этом и состоит идея гуманитаризации, – есть побочный продукт прагматического подхода, подрывающий его собственные основания" [9, с. 128] и непременно трансформирующий существо профессионально-педагогической подготовки в педагогическом вузе к антропоцентрованным основаниям (для обсуждения особенностей антропологического подхода к организации учебного процесса в педагогическом высшем учебном заведении могут служить классические теории мотивации К. Левина, Г. Моррея, Ф. Хайдера, Х. Хекхаузена), направляя ее (подготовку) на воспитание личности преподавателя как специалиста высшей квалификации, способного к внедрению в учебную деятельность методических и технологических инноваций, креативной мыследеятельности в процессе информационных взаимотношений с субъектами обучения.

В условиях современных образовательных изменений важнейшим фактором развития личности специалиста есть осознание им необходимости изменений в собственном мировосприятии, личностных оценках полезности профессионально ориентированной информации, необходимости постоянного функционирования и развития внутренних информационных фильтров (психологического, морально-этического, дидактического и т.п.), что в комплексе разрешало бы выделять в пределах образовательной области те знаниевые единицы, которые имеют опережающую профессиональную ценность.

"Антропоцентрированое управление в том виде, как мы его себе представляем, – по мнению В. В. Латюшина, – наделяет свободой выбора ... позволяет ... [субъекту] ощущать себя самодетерминированным, приводят "к интернализации локуса каузальности" ...

Поэтому уже сегодня степень управляемости общественными системами, в частности профессиональной [педагогической] подготовкой в вузе, во многом зависит от действенности таких регуляторов как культура, традиции, нормы морали, зрелость сознания, научность и целостность мышления и т.п. Их значение постоянно возрастает, меняется сам характер управленческих отношений, которые все в большей мере освобождаются от жесткого воздействия и регулирования и обусловливаются культурными, научными, нравственными регулятивами" [5, с. 51].

Следует заметить, что евроинтеграционные процессы, которые развиваются сейчас на всех уровнях общественных отношений, послужили причиной объективного поиска отношений нового типа между людьми, аксиологизации статуса человека в окружающем его мире. Но "в выборе приоритетов между социумом и личностью, человеком и человечеством, восходящим есть человек, а не общество и не государство" [8, с. 9]. К сожалению, сегодня в образовании еще имеет место именно приоритет общественных и государственных, но не личностных норм.

Тем не менее, в период развития общественных отношений, ориентированных на окружающую социокультурную среду и евростандарты, происходит переосмысление роли человеческого фактора во всех сферах жизни общества.

Приоритетным должно быть формирование личности преподавателя высшей школы, на которого возлагается задача подготовки специалистов, которые будут работать в будущих образовательных и иных структурах.

Это в свою очередь "предполагает переосмысление цели и содержания образования, его особого места в решении как глобальных общецивилизационных проблем, так и вопросов, связанных с ... развитием целостной личности" [4, с. 3], т.е. речь идет об антропоцентрированном подходе в подготовке специалистов в высшей школе, в том числе и преподавателей, на которых возлагается решение задачи формирования личности, способной быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, личности, которая не только характеризуется высоким профессионализмом, а и имеет развитую эрудицию, широкий кругозор, стойкие моральные качества.

В соответствии со сказанным выше, в пределах антропоцентрированного подхода можно говорить о совокупности интегрированных требований, ориентированных на обеспечение эффективности управления профессионально-педагогической подготовкой преподавателя высшей школы. Среди них, по нашему мнению, можно выделить следующие:

•     внедрение в образовательное пространство инновационных технологий, опирающихся на личностные внутренние потенции индивида (активность, самостоятельность, сознание, креативность), уровень его мыследеятельностной зрелости и т.п.;
•     обеспечение перехода к субъект-субъектной модели управления педагогическим процессом, которая призвана обеспечить раскрытие сущностных сил человека, овладевающего избранной специальностью;
•     обеспечение антропологического направления программы профессиональной подготовки будущего преподавателя через внедрение в учебный процесс интегрированных знаний о человеке как био-психо-социо-культурной системе и ее потенциальных возможностях в информационных процессах;
•     акцентирование внимания на развитии и саморазвитии личности, овладевающей программой подготовки преподавателя высшего учебного заведения, ориентация ее на непрерывное самообразование в течение жизни.

Понятно, что указанными требованиями возможный перечень не исчерпывается и в условиях происходящих социокультурных изменений в обществе эти требования приобретают тенденцию к вариативной трансформации с учетом тех факторов и оснований, которые будут приниматься обществом как стандарты.

Но какие бы изменения в национальной системе образования ни происходили в ближайшее время, реализация указанных условий должна открывать возможность развития в профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы способностей к активному самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию, самообразованию, креативной методической деятельности, а также понимания личностных преимуществ и устремлений субъектов информационных отношений, в том числе и в учебном процессе.

Литература:
1.     Аносов І. П. Антропологізм як чинник гуманізації освіти (теоретико-концептуальні основи): Дис. … докт. пед. наук: 13.00.01. – Київ, 2004. – 438 с.
2.     Вікторенко І. Л. Особливості професійної підготовки вчителя в умовах соціокультурної трансформації суспільства // Індустрія інтелекту. – Київ, 2007. – 11 с. – Деп. в Науковому видавництві «Індустрія інтелекту» 02.10.2007 / Аннот.: Энциклопедия: Библиотечно-библиогра¬фическая БАЗА ЗНАНИЙ и ОПЫТА / ГОСУДАРСТВО. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.atlas-w.com/client/docs_check. php?id=95219&type=2.
3.     Гомілко О. Освіта як антропологічний феномен // FULBRIGHT ALUMNI ASSOCIATION [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.fulbright.kiev.ua/gomilko/index.htm
4.     Ирхина И. В. Антропологические основания развития дидактической системы учителя в общеобразовательной школе. – Автореф…дис. докт. пед. наук. – Белгород, 2005. – 41 с.
5.     Латюшин В. В. Антропоцентрированный подход к профессионально-педагогической подготовке будущего учителя // Педагогика, 2003. –№ 9. – С. 50-58.
6.     Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. – 1999. – № 6. – С. 47-49.
7.     Саков В. От педагогики к антропотехнике: о проблематике, исследовательских направлениях и проектировании в образовании // PRISS-LABORATORY [Електронний ресурс]. – Режим доступа: http://priss-laboratory.net.ru/T.E.X.T.S.-/from-peda...
8.     Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сборник научных трудов / Под ред. А. В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 300 с.
9.     Ячин С. Е. Антропологический принцип и идея образования (продолжение) // Высшее образование в России. – 2005. – № 3. – C. 127-129.

____________________________
© Викторенко Ирина Леонидовна

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum