Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Трудное прощание
Статья о завершении выпуска научно-культурологического журнала Relga.ru на сайте...
№07
(375)
01.07.2020
Общество
Кризис - проблема науки и культуры
(№3 [183] 20.02.2009)
Автор: Юрий Русинов
Юрий Русинов
Кризис показал, насколько мы все зависим от всех и все от каждого. Механизм этой зависимости нуждается в исследовании, что в компетенции науки, а правила игры, основанные на знании механизма, могут доводиться до подсознательного автоматизма средствами культуры. Кризис - это еще и "время перемен", возможность крутых поворотов и открытий. В данном сообщении предлагается посмотреть на проблему с позиции алгоритма самоорганизации (он же алгоритм сохранения симметрии приращений).

Наиболее отчетливо этот алгоритм прослеживается в самоорганизации физических структур, где при отклонениях системы "объект - среда" от гармоничного равновесия симметрия приращений сохраняется посредством электромагнитных напряжений, либо посредством реализации напряжений в расширения и сжатия, а при достижении критической величины - в диссипативный распад (http://sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/9391.html). В процессе эволюции этот же алгоритм онтологически распространялся на самоорганизацию биологических, экологических и социально-экономических систем, где, при отклонениях производства и потребления от гармоничного соотношения, симметрия приращений сохраняется посредством нервных напряжений. Если, при этом, напряжения дисгармонии не имеют свободу реализации на восстановление гармоничного равновесия, то сублимируют в болезни, войны, преступления и другие формы разрушительного бунта (http://schelenberg.livejournal.com/48008.html (перепечатка из "RELGA" № 23, 2006)). Причинно-следственные связи во всех процессах прослеживаются на уровне механизмов самоорганизации.

В современном мире "Предметом конкуренции становятся ценности и модели развития" (В. Путин). Этому направлению соответствуют предложения Ю. Крупнова по проблемам Афганистана (http://afghan.idmrr.ru), где утверждается, что "Новый Средний Восток невозможен без культивирования новой системы ценностей". При этом обозначена приоритетная позиция, с которой рассматривается проблема, - геокультура и геоэкономика. Действительно, средствами культуры можно создавать ориентиры развития социума решительно эффективнее, чем силовыми, а в процессе интеграции в мировую экономику адаптивно нарабатываются правила игры, приемлемые для всех сторон (справедливые, взаимовыгодные). Исключить кризисы из геоэкономики нам поможет знание механизмов самоорганизации и соответствующие правила игры, которые адаптивно должны вытеснить не только дикий, но и преступный рынок, выраженный, в частности, наркобизнесом. (Прогрессивные медики лечат не болезнь, а человека.)

Человек не может существовать без ориентиров, без ответов на вопросы: где он и кто он. Поэтому на планете сложилось множество культурных образований, основанных на религиозных, идеологических или научных представлениях, определяющих отношения, поведение и правила игры (культуру). Всякой культуре свойственна инерция, которая, с одной стороны, - необходимое условие общежития (единые правила игры и предсказуемое поведение), а с другой - это накопление противоречий с изменяющейся средой и напряженные противостояния с "другими" культурами, где потенциальная энергия поляризации в любой момент может преобразоваться в "кинетическую" - если толерантность не доведена до уровня культуры.

В гештальтпсихологии есть понятие - "замыкание информационного поля" (инсайт). Интенцию (стремление познать) алгоритм объясняет нервным напряжением, сохраняющим симметрию приращений образно-эстетической и интеллектуально-логической (право- и левополушарной) информации. Образ немедленно требует код, а код - образ. Вместе они образуют инертное знание (http://comm.federalspace.ru/Docs/Rusin_Obraz-Kod.doc.... Чем длиннее цепочки из звеньев "образ-код", тем устойчивее "знание" (научное, идеологическое, религиозное). На основе того или иного "знания" нарабатываются соответствующие отношения, поведение и правила игры, которые доводятся до подсознательного автоматизма и становятся устойчивой (инертной) культурой.

"Замкнутое" "знание" сохраняется даже тогда, когда противоречия с опытом накапливаются до явного абсурда ("оппоненты не сдаются, оппоненты умирают"). По причине этой инерции, мы часто бываем несправедливы в семейных, социальных и международных отношениях. Сожгли Джордано Бруно, вместо того, чтобы выслушать. Болеем экспансией или, даже, претензией на мировое господство и воюем, вместо того, чтобы договариваться на конференциях о взаимовыгодном сотрудничестве. Вся обозримая история Европы заполнена религиозными войнами. Даже в старой доброй Англии еще недавно гремели взрывы и выстрелы всего лишь из-за разночтения одной и той же легенды. Решение научных или культурологических проблем силовыми средствами - явно неадекватная реакция. Тем более, что в культурообразовании имеется более продуктивное средство, чем военная сила. Это сила эстетической информации.

Образно-эстетическая информация - метаязык природы, программирующий отношения в растительном, животном мире и в социальных отношениях. (Например, цветок программирует поведение насекомого, собаки издалека программируют друг друга на драку или игру.) Посредством образно-эстетической информации, нормальных людей обращали в фашистов, "коммунистов", сионистов и т.д., и этой же силой можно воспользоваться для установки прогрессивных программ. Например, эффект сближения народов в детском музыкальном конкурсе "Новая волна", показанном по телевидению в новогодние праздники, эквивалентен многолетним стараниям политиков. (Этот концерт предлагается издать большими тиражами на всех языках мира.) Зная силу эстетической информации, зная механизм инерции и образования культуры, политики могут вносить новые правила игры по принципу суперпозиции - без конфликта с ранее сложившейся культурой, вытесняя при этом несовместимые правила игры и сохраняя имеющееся культурное разнообразие. (При отсутствии разнообразия, развитие, например биосферы, остановилось бы на одноклеточных.)

При наличии уже замкнутых цепочек из звеньев "образ-код" коды трансформируются в образы, а образы в коды, и то же происходит с эстетической информацией, где отношение может программироваться кодом (например, крокодил - добрый, заяц - опасный). Несоответствие слов делу (несоответствие кодов и образов, лицемерие), замалчивание фактов или двусмысленность формулировок трансформируются в эмоциональную реакцию, которая разрушает доверие во всех прочих отношениях и в случае "замыкания" может подсознательно сохраняться долго и стать стержнем политики. И это при отсутствии объективных причин для противостояния - всего лишь по причине минутного настроения или безответственности какого-нибудь одного политического "игрока". Такова сила эстетической информации.

Алгоритм показывает жесткую взаимозависимость в системе "объект-среда", где решение проблем "объекта" возможно посредством изменений параметров "среды". (Вспомним знаменитое выражение: "среда определяет сознание".) В свою очередь, с изменением объекта происходят изменения в среде. Если, например, свести на нет спрос на наркотики в "среде", то его перестанут производить на "объекте" ("спрос определяет предложение"). Осталось определить причину "спроса" наркотиков. (По алгоритму любые проблемы могут быть решаться на уровне причины, на уровне следствий "решаются" до бесконечности по экспоненте к разрушению.)

Известно, что люди тянутся к курению, алкоголю или наркотикам при возникновении "нерешаемых" проблем (страусовая реакция - голову в песок и нет проблемы). Если проследить происхождение "нерешаемых" проблем в России, то можно обнаружить, что их источник (причина) - субкультура российского чиновника, прослеживаемая со времен Ивана I. В этой субкультуре государственные интересы замещены личными, а целесообразность - куражом. Кураж выражен и на законодательном уровне, например, гиперболизированной отчетностью и налогами, загнавшими "народ" в тень в 90-х годах. "Народ" поставлен в двусмысленное положение - по Конституции правила игры должны быть одни, а по субкультуре российского чиновника - другие. Некоторые это "подвешенное состояние" (неопределенность, противоречивость) отождествляют с национальным менталитетом, а в действительности это конфликт рационального мышления с реликтовой субкультурой российского чиновника - "нерешаемая" проблема.

Инициированные Президентом антикоррупционные законы могут остаться на бумаге, если не обеспечить им культурологическую поддержку (проблемы культуры можно решить только средствами культуры). Предполагается, что это можно сделать культивированием ценностей, приемлемых для всех сторон, исключающих субкультуру чиновников. Для этого новая ценностная ориентация должна быть яркой (сильной), однозначной (не допускающей разночтение) и объективно обоснованной.

Сегодня уже никто не спорит, на чем держится Земля - на черепахе, слонах или китах - все приняли модель шара в космосе. Человек, затратив немалые усилия, добыл объективное знание. Из-за отсутствия объективного знания о себе и мире мы имеем разные модели развития, каждая из которых навязывается или защищается "сильными" аргументами - мечами, гранатометами, бомбами или "ядерными зонтиками". Для обеспечения устойчивого развития, цивилизация должна иметь объективный (однозначный, приемлемый для всех) ответ на вопрос: "Кто мы, где мы?".

Стихия рынка привела нас к потребительской (хватательно-жевательной) культуре, а это - сверкающая фейерверками магистраль в пропасть. "Развитие экономики" сопровождается движением к экологической катастрофе (из докладов на конференциях). "Мы уронили свое достоинство до уровня плесени, разрушающей планету" (по определению известного публициста Вильяма Олтманса в частном разговоре, в 1977 г.). Алгоритм самоорганизации показывает быстрое приближение космической катастрофы (за 50 лет границы "экваториальной аномалии" в ионосферном "зеркале" F2 приблизились к экватору почти в два раза, моменты замыкания таких "зеркал" выражены взрывами звезд и планет; http://sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/9207.html).

Зная механизмы самоорганизации, мы можем снимать опасные напряжения в космосе и можем приручить рынок - сделать его цивилизованным, управляемым, так же как, в свое время, приручили (и помирили!) диких лошадей и волков. Можем корректировать культуру, не доводя ее противоречия с изменяющейся средой до кризисов. По инерции культуры и науки мы духовно отстали от развития техники - это опасный перекос в развитии цивилизации. Об этой опасности предупреждал авиаконструктор И.И. Сикорский: "Если тот или иной вид не достигнет в своем развитии такой высоты чувств и побуждений, которые необходимы при уровне уже достигнутого им умственного развития, то он обречен на деградацию или вымирание" (Нью-Йорк, 1949; www.russkymir.ru).

Организация Объединенных Наций сделала замечательный шаг в сторону становления единой культуры цивилизации (геокультуры) - она объявила 2009 год Годом Астрономии. Предлагается всем активно отметить этот год популяризацией космических фотографий и знаний (образов и кодов), с целью культивирования планеты Земля и каждого человека как уникального явления Вселенной - на основании объективного критерия ценности - редкости. В процессе знакомства с космосом мы увидим взрывы звезд, пояс астероидов (остатки планеты Фаэтон) и взрыв другой планеты, который наблюдался с орбитального телескопа им. Хаббла. Следы катастроф имеются и в геологических разрезах. Резкие изменения планет происходят чаще, чем мы предполагали, и, возможно, только на Земле эволюция хватательно-жующих достигла человека познающего.

Осознание ценности планеты и каждого человека интеллектуально уже обозначено во "Всеобщей Декларации Прав Человека" и в "Конституции РФ", но это не обеспечено соответствующей образно-эстетической информацией и поэтому не доведено до уровня культуры (до подсознательного автоматизма). Эту миссию можно было бы возложить на СМИ и на министерство образования, но те и другие либо не понимают своей ответственности за культуру цивилизации, либо это чья-то недальновидная политика. На эту мысль наводит изъятие астрономии из школ и внедрение религии, культивирование потребления и волевое сокращение вузов (это в то время когда в Японии и Финляндии планируется всеобщее высшее образование (бесплатное!)). Даже фантасты, будучи во власти хватательно-жевательной культуры, заполняют космос "звездными войнами" и агрессивными кораблями-монстрами (познакомьтесь с вариантом мирной эстетики корабля: http://comm.federalspace.ru/Docs/Rusin_BTS-2.doc).

Необходимо иметь ввиду, что господствующая ныне потребительская (хватательно-жевательная) культура цивилизации сложилась до прорыва человечества в космос. Продолжая господствовать по инерции, она накопила противоречия с опытом до критического значения и должна уступить место космическому мировоззрению. Министерство образования должно вернуть во все учебные заведения астрономию, а СМИ должны поддержать инициативу ООН и заполнить информационное поле россиян астрономией - чтобы каждый человек сам сориентировался, где он и кто он - по объективному критерию редкости. В толпе и суете мы себя не видели!

Вспомним слова Томаса Пейна: "Моя Родина - весь мир, моя религия - сеять добро". Сегодня мои знакомые и родственники живут по этому принципу на всех континентах планеты как у себя дома. Это признак развития приоритета Прав Человека, где национальность, границы, религия или социальное положение утрачивают свое значение. Права народов на самоопределение было обозначено еще в преамбуле Декларации Независимости США: "В ходе человеческой истории для одного народа оказывается необходимым расторгнуть политические связи, соединяющие его с другим народом, и занять среди держав мира особое и равное положение, на которое он имеет право согласно законам природы и ее творца". Но на Кавказе политики США явно нарушили этот базовый принцип своей страны. С этой платформы приоритет ценности "труб", плацдарма или административных границ, относительно прав человека, предлагается рассматривать как нарушение Всеобщей Декларации.

Не следует отождествлять американских политиков с Америкой. Основной массе американцев свойственна самокритичность, уважение достижений и достоинства конкурентов. Это показывает естественное стремление к адекватной оценке реалий, и это необходимое условие для адекватного взаимодействия (отсюда - прагматизмом в американской культуре).

Алгоритм самоорганизации показывает, что гармоничное развитие любой системы возможно только в условиях свободы. Идея свободы была реализована гражданами Америки сначала в освободительной, а затем, гражданской войне. Известный символ Свободы в форме статуи (подарок Франции!), стал маяком для всей планеты. Этот символ, неявно, на уровне подсознания, помог преодолеть расизм. Свобода была условием капитуляции Западной Германии и Японии. И заметим, свобода стала частью культуры этих стран, не нарушая их многовековые традиции (порядок и организованность в Германии, культ мастера и культ природы в Японии). Но в политике нельзя допускать трафарет. То, что было приемлемо для Германии и Японии оказалось неприемлемо для Ирака. То, что было приемлемо в ХХ веке, то неприемлемо в XXI. Каждая проблема в каждое время уникальна и требует уникального решения. "Нельзя решить проблему тем же мышлением, которым она была создана" (Эйнштейн).

Вспомним про известный "российский космизм" (этот космизм, в частности, выражался доверчивостью к "варягам"). Из "российского космизма" произошли Циолковский, Кондратюк, Королев и др.. Значение космического мировоззрения для культуры цивилизации предвидел французский астроном Камилл Фламмарион: "Когда люди узнают, что такое Земля и ознакомятся со скромным положением своей планеты в бесконечности, когда они лучше оценят величие и красоту природы, они перестанут быть бездумными, такими грубыми с одной стороны, и такими легковерными с другой; тогда они будут жить в мире, в плодотворном изучении Истины, в созерцании Прекрасного, в делании Добра, в стремлении развития Разума, в благородном употреблении своих высших духовных способностей" ("Популярная астрономия", Франция, 1880, с.16). И здесь я вновь должен обратить внимание политиков и общественности на необходимость вернуть в школы России астрономию.

Причинно-следственные связи в алгоритме самоорганизации нигде и никогда не прерываются, распространяются в пространстве и времени на всю планету, на каждого человека и уходят в бесконечный космос. В соответствии с этим алгоритмом проблемы России или Афганистана не могут рассматриваться отдельно от США или отдельно от цивилизации в целом и от физического состояния планеты и космоса. Мы должны объединить усилия для становления и развития приемлемой для всех геокультуры, для приручения геоэкономики и для спасения планеты в режиме чрезвычайной ситуации (http://sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/9207.html).
_____________________
© Русинов Юрий Ильич

Не осознают себя и не понимают мира вокруг
Известный экономист и финансист о своей жизненной позиции – с критикой людей, осуждающих либерально мыслящих п...
Владивосток – город студентов
Интервью доцента Вадима Агапова об истории высшего образования во Владивостоке.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum