Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Вниз по палочке. О кризисе в СМИ
(№3 [183] 20.02.2009)
Автор: Владимир Касютин
Владимир  Касютин
«Пачками закрываются малотиражные местные газеты».
Из статьи, посвященной финансовому кризису.


Финансовый кризис съедает не только деньги. Он пожирает остатки доверия соотечественников к СМИ. Одни подозревают, что журналисты скрывают страшные тайны. Другие уверены, что СМИ разжигают огонь на воде. Лишь третьи, тех которых менее трети, довольны нашей работой .

«Этот кризис, напоминает букву «L». В 1998 году была буква «V»: сначала мы упали, и тут же – отскок наверх, все пошло на лад. А тут буква «L», и мы сейчас находимся на ее вертикальной палочке, и конца падения пока не видно», - говорит Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН .

Как любое природное или искусственное явление, кризис несет не только потери, но и приобретения. Попробуем всмотреться, куда ведет нас вертикальная палочка. Две точки зрения – оптимиста и пессимиста.


I. КОМЕДИЯ ИЛИ ДРАМА

1. Власть

Оптимист: Многие коллеги помнят, насколько легче дышать было в начале девяностых. Денег - меньше, но свободы больше. Власть тушила маленькие и большие пожары, ей некогда было читать, смотреть, а главное – контролировать журналистов. Не за горами возвращение либеральных времен - денег для покупки лояльности, как регионов, так и конкретных структур все меньше.

Пессимист: Власть, пытаясь максимально контролировать ситуацию, будет усиливать давление на СМИ. Многие уже получили пинки за «разжигание паники».

2. Качество

Оптимист: В киосках бизнес потеснил глянец, в транспорте читают об экономике. Кризис – это санитар, который очистит от макулатуры нашу среду, пробьет путь качеству.

Пессимист: Нагрузка на тех, кто «выжил в катаклизме сокращений» растет. Качество материалов падает. Мгновенный ребрендинг не по плечу продремавшим не один год за крошки «с барского стола».

3. Деньги

Оптимист: Собственники и издатели возьмутся за оптимизацию расходов, меньше бюджетных денег будет тратиться на халтуру.
Снизятся расценки в федеральных СМИ и реклама пойдет в регионы. Продающая реклама вытеснит самодеятельность за счет бизнеса.

Пессимист: Спонсоры, как государственные, так и частные, сохранят карманные СМИ, независимых станет еще меньше.
Экономия отразится прежде всего на зарплатах рядовых сотрудников. Падение покупательной способности наложится на рост стоимости периодики, компенсирующей рекламные потери.
Бизнес до корня срежет рекламные бюджеты или уйдет к другим носителям. Эффективных копирайтеров в провинции с гулькин нос.

4. Кадры.

Оптимист: Пафос псевдозвезд и запредельные гонорары останутся в прошлом. Редакции очистятся от бездельников. За креативными выстроится очередь.
Журналисты развернутся лицом к народу, начнут борьбу за его любовь для повышения реальных тиражей и рейтингов.

Пессимист: кризис – лучшее средство борьбы с «неугодными». Попавшие под сокращение уйдут в другие отрасли, либо дисквалифицируются. Кадров станет еще меньше.

5. Будущее

Оптимист: Рынок СМИ, перегретый дармовыми деньгами, обретет нормальную температуру. Ускорится модернизация местных проектов, газеты и телеканалы потянутся в Интернет.

Пессимист: Финансовый кризис ускорит кризис печати, снизит роль журналиста в СМИ.


II. ТОВАРИЩИ ПО ОРУЖИЮ

Скорее всего, сбудутся прогнозы и оптимистов, и пессимистов, и тех, кто помалкивает, скрывая знание. Кто-то использует открывшиеся возможности, кто-то растеряет последние ресурсы.

На мой взгляд, у нас есть несколько мощных антикризисных инструментов. Не будем говорить об очевидном – сокращении издержек и налоговой поддержке государства не только для избранных.

Первое и самое важное – это инвестиции в тренинги и управление переменами. Надо инвестировать в интеллектуальный капитал – обучение кадров медиа, а не в сами медиа, а также в повышение квалификации чиновников. Корень многих конфликтов прессы с властью не в плохом характере конкретного начальника или журналиста, а в неумении и того, и другого работать с информацией по правилам XXI века.

Второе – это создание сетей вокруг СМИ, активизация работы с аудиторией, продукты для разных сегментов.

Третье – активизация присутствия в Интернете, открытие дополнительных бизнесов, внедрение новых технологий в управление и организацию труда.

Кризис – это не только стресс и потеря денег. У российской журналистики появился шанс выскочить наконец из круга, очерченного ее отцом-основателем. Пойти дальше, не размахивая булавой над головами, не прячась от каждого шороха, освещая путь мириадами светлячков.
___________________
© Касютин Владимир Леонидович
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum