Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Несравнимые поэты. Этюды
Художественное мастерство и проступающие в стихах личностные качества поэтов сто...
№04
(277)
01.04.2014
Коммуникации
Радиожурнал как форма студенческой радиопередачи
(№5 [185] 01.04.2009)
Автор: Анна Колесникова
Анна Колесникова
     Тенденцией последнего времени стал рост числа студенческих радиостанций. Подобные радиостанции существуют в университетах Челябинска, Воронежа, Нижнего Новгорода, Тольятти и др. городов. Студенческое радио, как правило, создается в университетах студенческим сообществом. Чаще всего студенческое радио организуется при кафедрах или факультетах журналистики, основная цель – подготовка радиожурналистов в интеграции науки и практики. В работе радиостанций и создании студенческих радиопрограмм могут принимать участие студенты других специальностей. Существуют другой тип студенческих радиостанций, организованных для самовыражения молодежи. Наиболее распространенное место вещания – корпуса вуза, а время - в большие перемены. Вещание студенческой радиостанции представляет собой, как правило, тридцатиминутные информационно-музыкальные выпуски.
     Рассмотрим особенности студенческого радио как формы вещания на примере работы радиостанции кафедры журналистики Тольяттинского государственного университета.

«Перемена» – первая в Тольятти студенческая радиостанция, вещающая два раза в неделю на больших переменах в одном из корпусов, где расположено несколько подразделений университета, объединенных в Гуманитарный институт. Сегодня радиостанция «Перемена» создает информационно-музыкальные радиопередачи для студентов и служит местом для подготовки радиожурналистов. Особенность данных радиопередач в том, что они полностью делаются студентами, включая подготовку выпусков новостей, постоянных рубрик, музыкальное наполнение и, наконец, монтаж всего выпуска.
По форме вещания выпуски радиостанции «Перемена» представляют собой радиожурнал – «своеобразное периодическое радиоиздание, в котором объединены материалы разных жанров: информационные, аналитические, художественные» (Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – С 261).
В выпусках студенческой радиостанции «Перемена» можно определить следующие признаки, характерные для радиожурнала:
- обращение к определенному кругу слушателей (студенты и преподаватели ТГУ);
- периодичность выхода в эфир (2 раза в неделю);
- продолжительность выпуска (30 минут);
- соединение разнообразной тематики (новости университета, внеучебная деятельность, музыка, книги, театр, спорт и т.д.);
- мобильная структура, которая позволяет использовать разные темы и жанры, сочетать актуальный, развлекательный и музыкальный материал;
- использование различных жанров (опрос, интервью, репортаж, отчет…);
- присутствие ведущего, организовывающего материал в единое целое;
- звуковое оформление: логотип, рубрики, заставки, разбивки, слоганы.
Данный студенческий радиожурнал имеет следующую структуру: новости, 5-6 рубрик, музыкальные композиции. Воедино все это объединяется репликами ведущего, звуковым оформлением (заставка радиостанции, основные слоганы радиостанции, реклама постоянных рубрик).
Таким образом, важным элементом в структуре выпуска является рубрика. Нами выработано следующее рабочее определение, применительно к нашей программе: рубрика – составной элемент радиожурнала, несущий на себе основную информационную нагрузку. Форма радиожурнала позволяет использовать в его структуре выпуска тематически разнообразные рубрики, объединенные направленностью на студенческую аудиторию.

В соответствии с выбранной информационной политикой радиостанции «Перемена» в структуру радиожурнала входят рубрики, освещающие следующие тематические направления:
1. Новости и события Тольяттинского государственного университета. Это направление освещают рубрики: «Новости на первой студенческой», «Событие недели».
2. Повышение культурного уровня студентов. Рубрики, направленные на повышение личностного культурного уровня: Это «Живые классики» - о выдающихся деятелях культуры нашего университета, города, страны, «Киноклуб» - о шедеврах мирового кинематографа, «Прочтение» о новинках качественной литературы и др.
3. Профессиональное становление и обучение. Сообщения о достигнутых студентами успехах, об особенностях профессий, специфике обучения в ТГУ. Это реализуется в рубриках «Колесо фортуны», «Соискатель», «СоС – студентам о студентах» и др.
4. Формирование групповых интересов и осознание своей соотнесенности с ними. Внеучебная деятельность в вузе, студенческие объединения, разрешение различных проблем, возникающих в учебном процессе освещается в рубриках: «Гид по интересам», «Мысли вслух», «Скорая помощь».
5. Внепрофессиональные интересы молодежи: политические, спортивные, досуговые пристрастия. В связи с этим на радиостанции выпускаются рубрики: «Финиш» (спортивные события), «Музразбег» (современная рок музыка).
6. Психологические проблемы молодежного возраста. Этой теме посвящена рубрика «Открытый микрофон», которая последовательно обращается к разного типа проблемам. Темы для такой передачи предоставляет редакционная почта, посредством которой аудитория делает свой заказ на обсуждение. Например, о проблемах взаимоотношений между молодыми людьми говорится в рубрике «Рецепты любви». Здесь помимо мнения эксперта-психолога активное участие в обсуждении проблемы принимает аудитория: проводятся еженедельные опросы по теме каждого последующего выпуска, самые интересные ответы звучат в эфире.
7. События городской жизни, касающиеся молодежи. Самые интересные и важные события городской жизни, интересные люди города в рубрике «Выход в город».
8. Рекреативная тематика. На радиостанции ТГУ как молодежном СМИ такая тематика необходима. В качестве развлекательных сегодня функционируют такие рубрики «Не для записи» («ляпы» ведущих ), «Всякая всячина» (забавные истории студенческой жизни) и др.
В структуру каждого выпуска входят как постоянные рубрики, которые закреплены за определенным днем, так и периодические рубрики, на создание которых нужно либо больше времени (аналитические и документально-художественные материалы), либо они зависят от определенного события.
Остановимся подробнее на рубрике, как основной содержательной единице радиожурнала. Научной или учебной литературы, предлагающей единый свод правил создания рубрики на современном радио, недостаточно, тогда как на радиостанциях за последние годы накоплен значительный опыт, который мало известен за пределами конкретной редакции. Работая над выпусками нашего радиожурнала, мы постарались соединить теорию и практику, чтобы определить некоторые алгоритмы, которые можно транслировать студентам для использования при работе на радиостанции ТГУ, а затем и в будущей профессиональной деятельности.

При создании рубрики в первую очередь определяется ее цель. Зачем нужна данная рубрика на студенческой радиостанции, какую функцию она будет выполнять, к какому тематическому направлению относиться, какова степень ее воздействия на аудиторию и способы взаимодействия с ней. В ходе нашей деятельности мы пришли к выводу, что основными компонентами рубрики являются:
1. Название. Должно быть ярким, лаконичным, емким и понятным слушателю. На студенческой радиостанции ТГУ названия рубрик можно классифицировать следующим образом
- Прямо говорящие об основном тематическом направлении рубрики «Событие недели», «Новости на первой студенческой», «Спорт архив»
- Образно-ассоциативные, указывающие на область, о которой пойдет речь «Прочтение» (книги) «Финиш» (спорт) «Музразбег» (музыка) «Рецепты любви» (взаимоотношения между девушками и молодыми людьми)
- Интригующие «Всякая всячина», «Шпионы», «Не для записи» «Что делать, если…»
2. Слоган нами был расценен как обязательный элемент современной радиостанции: одно - два предложения, поясняющие название и ориентирующие на тематику рубрики, помогут аудитории настроиться на восприятие новой темы. Например, у рубрики «Рецепты любви» основной слоган «Мы проверим ваши отношения на вкус», у рубрики «Музразбег» - «Живой рубрике – живая музыка!», у рубрики «Финиш»: «Если вы докатились, добежали, доехали, доплыли, значит вы – на финише, значит вы – успели!»
3. Структура. В первую очередь необходимо продумать сценарный план рубрики: вступительные слова ведущего, герои рубрики, эксперты, опросы, завершение. Частая смена голосов делает рубрику динамичной, облегчает восприятие. Поэтому в рубрике, помимо ведущих, обязательно присутствие героев. Например, в основе рубрики «Соискатель», рассказывающей о том, как студент может подработать, обучаясь в университете, лежит интервью со студентом, работающим по этой профессии).
- экспертов. Например, в рубрике «Рецепты любви» обязательно участие психолога, который дает профессиональные совет по решению проблем взаимоотношений)
- опроса аудитории. Это украшение каждой рубрики, поскольку позволяет приблизить слушателя к деятельности редакции, сделать его героем программы. Подобный опрос лежит в основе рубрики «Мысли вслух», где студентам предлагается ответить на какой -либо актуальный вопрос. Кроме того, опрос входит в структуру многих других рубрик (Рецепты любви, Гид по интересам, Колесо фортуны и т.д.).
- музыкальные или литературные фрагменты. Так, в рубрике «Музразбег» рассказывается о творчестве рок-группы и предлагается послушать некоторые фрагменты ее музыки. В рубрике «Живые классики» рассказ о жизни и творчестве знаменитых писателей перемежается с цитатами из их произведений. В одной рубрике возможно использование как одного, так и нескольких вышеперечисленных элементов.
4. Звуковое оформление (заставка, перебивки, подложка).
Особое внимание стоит уделять подбору музыки для заставки и подложки. Заставка, то есть музыкально оформленное название рубрики, не должна выбиваться из общего оформления радиожурнала, его тональности и ритма. Желательно использование музыки одного-двух музыкальных направлений. У нас это джаз и рок. Перебивки - звуки, отделяющие один смысловой блок от другого - придают динамику рубрике, делают ее ярче, особенно когда рубрика насыщена информацией, много текста у ведущего. Подложка – музыка, под которую читается текст ведущего - должна соответствовать цели рубрики – просвещать, развлекать и т.д. Она создает особый настрой на программу. Неправильно подобранная подложка может испортить впечатление от всего текста. Например, мы отказались от подложки в опросах и кратких комментариях экспертов (в новостях). Так же мы пришли к выводу, что желательно подбирать музыку без слов, чтобы слова музыкальной композиции не перебивали текст ведущего.
Помимо основных компонентов, при создании рубрики необходимо также подумать и о жанрах, которые будут в ней использоваться. Форма радиожурнала хороша тем, что позволяет использовать и сочетать абсолютно различные жанры радиожурналистики. Наиболее часто в нашем радиожурнале используются следующие жанры: из информационных - радио интервью, радиосообщение, радиоотчет, репортаж, из аналитических - радиокомментарий, радиобеседа, из документально-художественных – радиокомпозиция, радиоочерк.

Максимальную эффективность рубрике обеспечивают ее продолжительность, культура речи ведущих, способы, методы и приемы вовлечения аудитории.
Продолжительность рубрики. В среднем рубрика на радио «Перемена» длится не более трех минут, чтобы не утомлять внимание слушателя. И обеспечить необходимое число рубрик в тридцати минутном радиожурнале.
Существенное значение при подготовке рубрики имеет культура радийной речи. Необходимо помнить об ответственности перед слушателем, так как речь ведущих студенческой радиопрограммы служит для сверстников примером того, как надо говорить, какие употреблять слова. Понимание специфики этой работы - немаловажный элемент успеха не только каждой конкретной рубрики, но и всей радиопрограммы в целом. Ведь выпуски радиостанции слушают не только студенты, но и преподаватели, которые. Также необходимо продумать способы, методы и приемы вовлечения аудитории в процесс создания радиопередачи. В нашем случае это: редакционная почта, опросы студентов (как письменные, так и записанные на диктофон).

Необходимо помнить, что важна не только фактическая информация, поступающая слушателю, но и целостный образ рубрики, который складывается из следующих компонентов:
1. Текст рубрики. Необходимо облегчить восприятие текста, так как у слушателя нет возможности вернуться назад, перечитать фразу, посмотреть текст. Для этого необходимо разбивать куски на смысловые абзацы, между ними делать паузу (коротенькая пауза с выводом музыкальной подложки), а также избегать большого количества имен, названий, дат, которые на слух не воспринимаются.
2. Образ ведущего. Большое значение имеет ролевое поведение ведущего. Наиболее распространенные образы на студенческой радиостанции ТГУ: ведущий – друг (прочтение, соискатель), ведущий – наставник (живые классики), ведущий – психолог (рецепты любви, скорая помощь), или ведущий – «свой парень» («Мысли вслух», «Радиосленг»). Необходимо продумать интонацию и голосовую подачу, соответствующую этому образу.
3. Звуковое оформление рубрики. Грамотное звуковое оформление (заставка, музыкальная подложка, использование шумов и документальных записей) позволяет максимально активизировать внимание аудитории.
Звуковое оформление объединяет все структурные элементы рубрики, помогает расставить смысловые акценты и соответствовать духу аудитории.
Таким образом, рубрика как основная структурная и содержательная единица студенческого радиожурнала должна максимально соответствовать интересам и потребностям аудитории, привлекать внимание слушателя и взаимодействовать с ним.

Наполнение каждого выпуска радиожурнала «Перемена» осуществляется следующим образом. В начале всегда звучит логотип или основная заставка радиожурнала: «Первая студенческая радиостанция города Тольятти Радиостанция Перемена. Большие перемены – к лучшему. Радиостанция Перемена». Далее ведущий говорит приветственное слово, затем идут рубрики. Постоянные рубрики во вторник - это «Новости на первой студенческой» (рассказывается об основных событиях из жизни университета), «Мысли в слух» (опрос студентов на актуальную тему дня), «Живые классики», «Киноклуб», «Рецепты любви», «Не для записи». В пятницу – это также новости, «Мысли вслух» и «Не для записи», помимо этого «Музразбег», «Соискатель», «Финиш». Постоянное место в выпуске имеют только новости – они открывают радиожурнал и развлекательная рубрика «Не для записи» завершающая выпуск и показывающая «изнутри» процесс работы над выпуском. Место постоянных рубрик может меняться в зависимости от тематической направленности выпуска и входящих в его структуру периодических рубрик.
Объединяется весь материал выпуска следующим образом:
1.     Ведущим, который представляет каждую последующую рубрику, тем самым соединяя различные фрагменты.
2.     Перебивками (слоганами) представляющими звуковое лицо радиожурнала, отражающим его настроение и посыл. Например: «Вы слушаете радиостанцию Перемена», «Будь с нами – будь собой. Радиостанция Перемена», «Всегда в движении. Радиостанция Перемена»
3.     Анонсами (рекламой) основных рубрик.

Таким образом, отличительной чертой студенческого радиожурнала является обилие информации, которая дается как в виде кратких сообщений, так и развернутых комментариев, репортажей и обозрений. В программе отсутствует жесткая структура, ее компоновка достаточно свободна – в целом это мозаичная картина событий, представленная в разных жанрах, разными авторами. Форма радиожурнала, на наш взгляд, является наиболее приемлемой формой вещания студенческой радиопередачи. Она позволяет поработать в различных жанрах, затрагивать различные сферы жизни, которые интересуют студентов, задействовать аудиторию в создании радиопрограмм. Включение работы радиостанции в учебный процесс позволяет студентам не только освоить практические навыки работы радиожурналиста, но и проводить научные исследования, опытным путем определяя методические алгоритмы и технологию создания радиопрограмм.
____________________
© Колесникова Анна Витальевна

Археология понятия: размышления над книгой Вольфганга Нойзера
Статья посвящена анализу книги современного немецкого философа Вольфганга Нойзера «Природа и понятие», в котор...
Классика и классицизм в риторике и архитектуре. Две стратегии упорядочения пространства общения
Статья содержит анализ взаимосвязей между архитектурными и языковыми формами в искусстве и в жизни
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum