Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Коммуникации
Гражданская журналистика: шаг вперед или опасная игра?
(№5 [185] 01.04.2009)
Автор: Каринэ Чобанян
Каринэ Чобанян
Теракт 11 сентября 2001 года... Все знают продолжение этой кровавой истории... Однако для журналистики в этот печальный день было положено начало новой эры... Те роковые кадры самолета, влетающего в здание одной из башен-близнецов, были сняты не телеканалами Нью-Йорка, а обычными прохожими, в руках которых оказалась любительская видеокамера. С тех пор телевидение открыло новый неисчерпаемый ресурс – Вас, гражданина, на время ставшего журналистом.
Казалось бы, что может быть проще и почему никто об этом раньше не подумал – эффективный способ бесплатного получения информации, да ещё и с картинками?! Будущее у него действительно огромное, однако не окажется ли этот новый ресурс ящиком Пандоры?
10 минут до эфира... План передачи готов, последние сценарии дописываются, 80% видеомонтажа готово к эфиру... Вдруг шеф-редактор передачи просит меня найти время для «какого-нибудь iReport» – видео, отснятого и присланного одним из зрителей... Я в то время – продюсер CNN, и в моей часовой программе новостей каждая секунда на вес золота. Найти время для дополнительных 30 секунд за 10 минут до выхода в эфир значит выкинуть из программы 30 секунд других новостей (скорее всего, снятых профессионально) или урезать время, отведенное прогнозу погоды либо включению корреспондента в прямом эфире из горячей точки. Но что делать - если просит шеф-редактор, значит, ему идёт указание от главного редактора всего канала... Я быстро просматриваю пришедшие в тот день и утвержденные к эфиру кадры... Новостных по существу среди них нет, но зрителю важно показать, что мы ценим его участие. Нахожу компромисс – прошу нашего метеоролога включить красивые картинки со снегом от одного из зрителей в прогноз погоды. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.
Остановимся на примере CNN. Феномен гражданской журналистики получил свою популярность и «раскрутку» именно на этой телекомпании. Сначала обратная связь со зрителем достигалась с помощью электронной почты: в начале передачи задаётся вопрос зрителям, а затем их ответы и комментарии зачитываются в эфире.

Технологический прогресс значительно расширил возможности такого визуально скучного диалога. Современные мобильные телефоны, фотоаппараты, веб-камеры позволяют практически каждому, умеющему общаться с техникой, став очевидцем какого-либо события, быстро передать свои кадры (видео, фото, комментарии) любимой телекомпании. В этой схеме обоюдная выгода: телекомпания в оперативном режиме бесплатно получает кадры событий, а рядовой зритель получает свою минуту славы – ведь его сюжет выставляется на сайте, показывается по телевидению, а если очень повезет, то его попросят дать интервью в прямом эфире!
Настоящего бума это явление на CNN достигло в 2008 году. Неожиданный смерч в Атланте, многочисленные ураганы, лесные пожары, убийство Беназир Бхутто, протесты в Белграде, теракт в аэропорту Глазго – всё это и многое другое было снято и передано в эфир рядовыми гражданами. А выборы президента США привнесли новый поворот в феномен гражданской журналистики – не обязательно снимать какие-то события, можно просто сесть перед веб-камерой и сказать, кого ты поддерживаешь и почему. И не обязательно для этого быть американцем – мнение зарубежного зрителя по этому вопросу еще интереснее.
Вопрос популярности гражданской журналистики сомнения не оставляет. От непомерного наплыва таких материалов CNNпришлось завести отдельную страничку в интернете – www.ireport.com (раньше этот раздел был простой рубрикой на основной странице CNN – www.cnn.com). На начало марта 2009 года, согласно данным CNN, граждане-журналисты прислали более 239000 сюжетов, только в феврале этого года их поступило 1308.
Как же разобраться в таком наплыве информации? Ведь некоторые зрители в погоне за краткосрочной славой не гнушаются ничем – скачивают фотографии с интернета и выдают их за свои, искусно пользуются Photoshop’ом и подделывают реальность. Такие случаи были, и немало.
Чтобы избежать таких случаев, CNN разработало процесс проверки каждого такого материала перед выпуском в эфир. Во-первых, при передаче материала каждый «гражданин-репортер» заполняет форму, оставляя свое имя, контактную информацию, подробно описывая, где и при каких обстоятельствах он снял присланный материал. Сотрудники CNN проверяют подлинность наиболее интересных сюжетов: обязательно звонят автору материала, повторно спрашивая, был ли он очевидцем происшедшего, при каких обстоятельствах, где, когда и кем был получен материал, дает ли он (или она) СNN разрешение использовать свой материал и полное имя в эфире и т.д. После этого материал разрешается выпускать в телеэфир (на нем ставят пометку “OnCNN”). Заметим, что такая вторая ступень контроля производится только для телеэфира. Материалы, остающиеся на веб-сайте, проверку на подлинность не проходят (просто физически невозможно охватить весь объем). Поэтому СNN предупреждает, что не несёт ответственности за достоверность всех материалов сайта, что материалы эти присланы не профессиональными журналистами, а обычными пользователями интернета, и что удостоверены и прошли в эфир только те, что соответствующим образом отмечены(«On CNN»).

Многие материалы «гражданских журналистов» заставляют задуматься об их новостной ценности. Например, пара молодоженов рассказывает о своей жизни вместе с родителями – в полуподвал их дома авторов этого материала заставил перебраться финансовый кризис. Или фотографии из отпуска в Греции – кадры красивые, спору нет, но является ли чей-то отпуск в Греции новостью национального масштаба?
Так или иначе, а феномен «гражданской журналистики» в США породил целую культуру. Авторы материалов на сайте www.ireport.com - своего рода знаменитости. С наиболее популярными можно даже познакомиться – на главной странице сайта их фото и краткая характеристика. Ввиду чрезвычайной популярности iReportканал CNNInternational даже ввел специальную должность –iReportcorrespondent, корреспондент по «гражданским журналистам», в задачу которого входит просмотр присланных материалов, выбор наиболее интересных, установление обратной связи с авторами, интервью с ними в записи или в прямом эфире (кстати, Skypeз начительно облегчил эту задачу), подготовка итоговых видеороликов об «урожае» дня и т.д.

Надо отметить, что в последнее время CNNпытается максимально приблизить «гражданских журналистов» к условиям работы настоящей редакции. На главной странице «гражданских журналистов» в Интернете введен раздел заданий (assignmentdesk), где даются темы материалов, наиболее интересующих CNN в этот день. Например, пользователей просят прислать кадры экстремальных погодных условий, ответить на вопрос о том, что они сокращают из своего бюджета в сегодняшних экономических условиях и т.д.
Итак, направление гражданской журналистики, безусловно, является перспективным и эффективным: это дешёвый способ получить информацию, а главное, видео или фотоматериалы непосредственно от очевидцев событий, это «глаза и уши» в тех точках, куда порой невозможно в оперативном режиме выслать собкора. Однако в этом океане новых возможностей следует опасаться своих подводных рифов. Современные технические возможности безграничны, и порой техника позволяет «гражданам-журналистам», не имеющим журналистского образования, не владеющим основными принципами и этикой журналистики, выдавать желаемое за действительное (иногда неосознанно, а иногда намеренно, в погоне за славой). Любая серьезная редакция должна тщательно проверять такие материалы перед выпуском в эфир, обязательно помечать их «от гражданских журналистов», с указанием имени автора.

В заключение хочется предостеречь будущих “граждан-журналистов” от заражения “синдромом iReport», бродящим по Интернету. Оказывается, увлечение сбором информации с помощью своего мобильного телефона или компьютера с доступом в интернет может перерасти в серьёзную зависимость. Один из таких «журналистов» - под интернет-псевдонимом nevenera, FMD (FakeMedicalDoctor, т.е. Фальшивый Доктор Медицины) – даже провел своего рода юмористическое исследование, где он (или она) пытается распознать симптомы этой зависимости и наиболее эффективные методы борьбы с ней. Автор даже приводит тест для определения этого синдрома. Среди вопросов теста – «Как часто Вы забываете о своих домашних обязанностях ради того, чтобы провести больше времени онлайн на iReport?», «Как часто Вы предпочитаете iReport интимным отношениям со своим партнером?», «Как часто Вы жертвуете сном ради того, чтобы подольше оставаться онлайн на iReport?» и т.д. Автор предрекает, что чрезмерное увлечение iReport повлечет за собой проблемы в семье, учебе и на работе. В качестве профилактики автор советует практиковать противоположное, ставить перед собой цель, воздерживаться от интернета, провести инвентаризацию личного имущества и т.д.
Эта шуточная, на первый взгляд, статья вызвала оживленную дискуссию. Пользователи рассказывают о том, что они полностью согласны с такой зависимостью и гордо описывают свои симптомы, как например, сколько раз они начинают предложение со слов «Я читал сегодня на iReport…». Один из них – под псевдонимом «OCGirl» - считает, что виной всему слабая экономика, потому что в условиях кризиса «хорошо все, что бесплатно».
__________________________
© Чобанян Карина Вартановна


Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum