Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Образование
Персональный сайт преподавателя
(№6 [186] 20.04.2009)
Автор: Юлия Аникеева
Юлия Аникеева
Развитие современных информационных технологий меняет жизнеустройство человека с небывалой скоростью. Всего несколько лет назад мы только читали и слушали рассуждения представителей самых разных мировых СМИ о том, какой будет журналистика в будущем, и какие требования нужно будет предъявлять в связи с этим к выпускникам журналистских факультетов. Специалисты продолжают делать прогнозы и писать об этом статьи. Между тем, современная журналистика уже превратилась в мультимедийную. С ее развитием изменились и методы преподавания.

«В нынешнем мире роль журналистики возрастает, и ее присутствие в нашей жизни расширяется, – говорит автор предисловия к учебному пособию по «Интернет-журналистике» профессор Я.Н. Засурский, – …и конечно, поэтому подготовка журналистов требует иных подходов» [1]. Ясен Николаевич называет компьютерные технологии шагом в развитии всего образования. «При подготовке журналистов мы все еще используем традиционные методы: лекции, семинарские занятия, учебники, – говорит он, – но сегодня уже возможен другой подход: это – дистанционное обучение, при котором учебники и учебные пособия заменяют сайты в интернете и лекции, записанные на СД и доступные через компьютер» [2].

Данная статья не ставит своей целью подробный рассказ о набирающей популярность дистанционной форме обучения в вузах. Речь пойдет об опыте работы со студентами-журналистами заочного отделения Института филологии и журналистики Саратовского государственного университета. Этот опыт связан с разработкой и созданием автором статьи персонального сайта преподавателя «В помощь студентам заочного отделения».

Работа над этим сайтом началась с разработки курса «Интернет-журналистика» для студентов заочного отделения. Этот учебный курс читается в рамках предмета «Основы творческой деятельности журналиста» в первом семестре четвертого года обучения и продолжается во втором. Занятия традиционно проводятся в форме лекций и практических семинаров, а с недавнего времени и в форме интерактивного общения с преподавателем посредством электронной почты и специально созданного для этого сайта.

Идея общаться через Интернет с заочниками появилась еще до того, как стали популярными социальные сети «Вконтакте» и «Одноклассники», где студенты и преподаватели все чаще находят общий язык. «..Абсолютное большинство студентов вузов давно отдают предпочтение монитору компьютера», – утверждают исследователи. Однако, как выясняется на практике, это не всегда так [3].

На каждом первом занятии по интернет-журналистике среди студентов проводится анкетирование, в котором преподаватель просит их написать адрес своей электронной почты, указать количество проводимого в Интернете времени, вспомнить самые посещаемые сайты, а также сайты, с которыми им приходится сталкиваться в рамках профессиональной журналистской деятельности. Это удивительно, но до сих пор на каждом курсе находятся люди, ни разу не посещавшие даже самые популярные поисковые системы в Сети и не имеющие адреса электронной почты.

Дело в том, что среди заочников (особенно на старших курсах) много студентов, которые приходят в вуз, уже имея среднее профессиональное образование. Чаще всего они работают по своей первой специальности. Так, одна из студенток призналась, что вне стен университета она далека от журналистики, потому что работает медицинской сестрой в бригаде скорой помощи. И таких примеров много.

Для того чтобы стимулировать выход в Интернет тех, кто не знаком с ним, и проконтролировать выполнение заданий остальных, и был создан учебно-вспомогательный сайт.

Проект размещен на сервисе «Яндекс.Народ», который предоставляет услуги бесплатного хостинга своим пользователям. Адрес учебно-вспомогательного сайта – www.ulianikolaevna.narod.ru. Сайт является персональной страницей Юлии Николаевны Аникеевой с заголовком «В помощь студентам заочного отделения». Первоначально он назывался «Интернет-журналистика» и был посвящен только этому учебному курсу. Сайт содержал раздел, в котором можно было связаться с преподавателем, а также разделы с подсказками, списком литературы, информацией о курсе, полезными ссылками, заданиями и результатами выполнения заданий.

Работа в рамках курса «Интернет-журналистика» на заочном отделении построена таким образом, что на первой лекции (а в первом семестре их всего две) студенты получают задание зайти на учебный сайт, найти там адрес электронной почты преподавателя, затем в разделе «Задания» выбрать интернет-издание для доклада и отправить преподавателю письмо с указанием выбранной темы и контактной информацией студента. Те, кто не имеет возможности выйти в Интернет дома или на работе, могут сделать это в компьютерном классе института или в библиотеке. На следующем занятии преподаватель подводит итоги этой работы и зачитывает список выбранных студентами тем для докладов, которые затем тоже публикуются на сайте.

Выбор задания, которое студенты должны выполнить к следующему семестру, неслучаен. Занятия по курсу посвящены не просто Интернету, а тем возможностям, которые предоставляет сегодня интернет-журналистам и, собственно, той журналистике, которая сформировалась и продолжает формироваться в Интернете и благодаря Интернету. Сегодня под воздействием новых информационных технологий в обществе происходят значительные изменения. Эти изменения коренным образом влияют на трансформацию современных масс-медиа. Поэтому первая тема курса посвящена основным процессам и тенденциям, лежащим в основе модификации современной системы СМИ. Тема продолжается рассмотрением природы и особенностей веб-среды, изучением типологии интернет-ресурсов, их структуры и наполнения. Задача студентов – по итогам этих занятий подготовить доклад, в котором необходимо проанализировать одно из интернет-СМИ с точки зрения его создания, существования и развития в условиях дигитализации, демассификации и конвергенции современных медиаструктур. Доклады студенты готовят ко второму семестру и представляют их на практических занятиях, которые будут проходить одновременно с лекциями на другие темы курса. При этом каждый студент в любое время может получить консультацию преподавателя, уточнить информацию, просмотреть список литературы и вопросы к контрольному тестированию с помощью учебно-вспомогательного сайта.

В первом семестре на установочных лекциях студенты получают еще одно задание, связанное с Интернетом. Они должны разработать свою персональную страницу в Сети и разместить ее на любом бесплатном хостинге. Выполнение этой работы является необходимым условием для получения зачета по курсу «Интернет в СМИ». Этот курс состоит из практических занятий в компьютерном классе. Его цель – познакомить студентов с технической стороной работы в Интернете. Каждая студенческая персональная веб-страница должна содержать в себе несколько разделов, ссылки на другие сайты, адрес электронной почты, фотографии, счетчик посетителей, рассказ о том, чему посвящен данный сайт и т.д. Это задание также подробно описано на учебном сайте. Здесь студенты могут найти и рекомендации по его выполнению. Есть там и раздел, в котором хранятся ссылки на созданные в разное время студентами персональные страницы.

Опыт общения со студентами через персональный сайт в Интернете показывает эффективность такой формы работы. Это удобно как для преподавателя, так и для его подопечных. И не только в рамках одного курса, непосредственно связанного с Интернетом. Сейчас на персональном учебно-вспомогательном сайте www.ulianikolaevna.narod.ru размещены разделы, посвященные занятиям по радиожурналистике, журналистскому мастерству, журналистским практикам и спецкурсам. И студенты заочного отделения успешно пользуются этими ресурсами, о чем говорит статистика посещаемости сайта. К тому же на сайте есть ссылки на электронные учебники в Интернете, на официальный портал университета, расписание занятий и т.д.

Сегодня все больше преподавателей обращается к подобным способам работы со студентами. «Студент должен иметь возможность выхода на персональный сайт своего преподавателя (инструктора или тьютора), чтобы понять, с кем придется иметь дело, просмотреть часто задаваемые вопросы и открытые демоверсии пособий, участвовать в создании фотоальбома виртуальной учебной группы и так далее», – говорят исследователи. Думаю, что подобные персональные сайты, созданные в учебных целях, могут и должны существовать и на официальных вузовских порталах [4]. Сервис предоставления возможности кафедрам и отдельным сотрудникам организовывать собственные страницы и сайты, которые становятся частью такого корпоративного ресурса, исследователи считают «одним из необходимых» [5].

На портале Саратовского государственного университета www.sgu.ru уже совсем скоро должен появиться сервис, с помощью которого каждый преподаватель сможет построить свою собственную страницу и наполнить ее тем содержанием, которое помогало бы ему в работе со студентами. Тогда и персональный сайт www.ulianikolaevna.narod.ru мог бы разместиться именно там. Тем более что платформа университетского портала дает больше возможности для развития и наполнения учебного сайта, нежели хостинг «Яндекса».

В любом случае учебно-вспомогательный сайт для студентов-заочников, посвященный журналистским дисциплинам, и дальше будет развиваться, наполняться новыми формами обратной связи и различными мультимедийными сервисами, благодаря которым он станет полезен и интересен не только как методическое подспорье для студентов, но и место, где они вместе с преподавателями и журналистами смогут обсуждать самые разные проблемы и инновации, делиться впечатлениями и знаниями, ставить эксперименты, проводить различные исследования и размещать свои публикации, создавая, в том числе, и новые электронные модели учебных СМИ.


Литература:

1. Засурский Я.Н. Предисловие // Калмыков А.А. Коханова Л.А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие. М.: Юнити: Юнити-Дана, 2005. С.3.
2. Там же. С. 4.
3. Мансурова В.Д., Попова Е.В. Электронный учебник: диапазоны интерактива // Современное журналистское образование: технологии и особенности преподавания. М.: Медиа-Мир, 2008. С. 141.
4. Стародубцев В.А, Федоров А.Ф. Персональный сайт преподавателя в системе дистанционного обучения // Сборник трудов XII конференции «Информационные технологии в образовании» (ИТО – 2002) [Электронный ресурс]. Электронные данные. М., 2002. Режим доступа: http://www.ito.su/2002/content.html
5. Васильев Н.П., Чернышев Ю.А. Персональный сайт преподавателя вуза как составная часть образовательного портала [Электронный ресурс]. Электронные данные. М., 2003. Режим доступа: http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/200...

___________________________________
© Аникеева Юлия Николаевна

Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum