Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Как побороть рак в культуре?
(№6 [186] 20.04.2009)
Автор: Ирина Коняева
Ирина Коняева
Взгляд из-за рубежа на съезд Союза писателей России

На съезд я ехала в «литературном» вагоне столичного метро и на стенах вместо рекламы читала изречения классиков. Гоголь, Пушкин, кое - кто из европейцев – и все на русском! Хороший знак: на родине «великого и могучего» не надо волноваться за судьбу родного языка. Но оказалось, что причин для беспокойства более чем достаточно.
Главная - в России(!) принижается значение русского языка как явления культуры. На словах же все прекрасно. Вот в приветствии съезда от Госдумы говорится: «литература во все времена была и остается фундаментом отечественной культуры». А что на самом деле происходит с «фундаментом»? В школе отменен обязательный выпускной экзамен по литературе. Он не укладывается в тестовый формат! Против родной культуры в открытую не пойдешь. Но приемы по степени иезуитства схожи с теми, что применяются в зарубежье, когда там затевают наступление на русский язык. Как заметил на съезде Альберт Лиханов, более четверти выпускников заваливают экзамен по русскому языку. И все это - на фоне давления массовой культуры и внедрения в язык огромного количества иностранных слов.
Поэтому понятно беспокойство, которое сквозило в докладе главы Союза писателей Валерия Ганичева. В нем отчетливо заявлена гражданская позиция организации по главным вопросам духовной жизни общества. Очевидно, именно благодаря ей и сам Союз дожил до ХIII съезда. В своем выступлении Валентин Распутин признал, что был неправ, когда предрекал скорый распад писательского союза. На съезде отмечали: писательская организация выжила, потому что не превратилась в профсоюз литераторов, а ставила задачи, важные для всех думающих людей страны. Вот и сейчас съезд записал в резолюцию: «Главным в деятельности Союза писателей было и остается сохранение единого духовно-культурного пространства России, утверждение исторических ценностей национального самосознания и защиту родного слова – Русского языка, как основного носителя культурной памяти народа».
Важно, что эта формулировку поддержали представители национальных литератур России. На съезде отмечали: союз писателей по сути взял на себя функции министерства по делам национальностей – потому что отстаивает сохранение традиций, носителями которых являются языки национальных меньшинств.
Те, кто знают ситуацию изнутри, понимают: если русский язык в противостоянии с глобализмом сохранит свои позиции как явление культуры, то и у литератур малых народов будут перспективы развития. Русская культура в России - как оборонительный щит, за которым культуры национальных меньшинств чувствуют себя в относительной безопасности.

Поэт сейчас не больше, чем поэт

Увы, это реальность. Духовный авторитет слова в современном российском обществе исчез. Не потому, что поэты стали менее талантливы или исписались. Причина другая – оказались перекрыты каналы, которые связывали большую литературу с обществом. Интернет разбил читательскую аудиторию на сообщества и группы, приличные газеты потеряли былые тиражи. А телевидение стало отдельным государством в государстве. Оно живет по своим, отнюдь не демократическим, законам.
Разве мы когда-нибудь слышали, чтобы телевизионщики советовались с обществом относительно своей вещательной политики? Или допускали с экрана критику телеэфира? Создается впечатление, что властью достигнуты некие договоренности с крупнейшими каналами, в которых интересы общества не учтены вообще. И в итоге мы имеем информационную диктатуру.
С одной стороны, это ужасно, с другой, раз общество в этих договоренностях не участвует, оно свободно от обязательств. Уже плюс.
Съезд Союза писателей России полностью проигнорировали федеральные телеканалы. Что неудивительно хотя бы потому, что писатели настойчиво хотят прекратить информационный беспредел и в итоговой резолюции съезда требуют «создать Общественные советы по культуре на всех телевизионных каналах с обязательным участием представителей традиционных творческих союзов России».
Идея не новая и в нынешних условиях не имеющая реальной перспективы. Однако это не значит, что информационную диктатуру надо терпеть и дальше. У писательского союза есть самый ценный ресурс – духовный и интеллектуальный потенциал. Он дороже денег и власти. Но его надо применять по-новому, с учетом изменившихся условий.
Для этого надо знать главную, самую болевую точку, с которой начинаются все беды. Ее на съезде нащупали.

Пушкин - навсегда!

Фоном съезда стал 200-летний юбилей Гоголя, его заслуги с трибуны вспоминали неоднократно. А с соседнего стула заслуженный литератор (незаслуженных на съезде и не было) горячо шептал мне на ухо: «Гоголь крал сюжеты у Пушкина! Он развалил русскую литературу». И т.д.
Единомыслие обедняет писательскую среду. Но таких нападок на классиков, выхолащивания сути их произведений, как в последние годы, общество еще не знало. Поэтому очень значимым было выступление ректора Литинститута Б.Н. Тарасова, который поднял фундаментальный вопрос о защите иерархии – и не только в литературе. Я спросила Бориса Николаевича, почему именно эту проблему он посчитал самой важной.
- Все предметы в жизни распределены по известной иерархии, - ответил он. - Смешение низшего с высшим или принятие низшего за высшее недопустимо. У Пушкина мы видим правильное, гармоничное распределение предметов. А сейчас низшее агрессивно покушается на высшее. Классическая литература различает образ человека в культуре, в жизни – потому и считается пророческой. Вопрос об иерархии – основной. Не душа для тела – а тело для души. Люди - не для экономики, а экономика для людей. В классической литературе Иуда никогда не будет положительным героем, Швабрин у Пушкина никогда не займет место Гринева. Когда иерархия есть – человек не будет подчиняться культу потребностей, которые ему постоянно навязываются.
Вот это и есть главная задача людей культуры – восстановить иерархию в обществе.


«Тень, знай свое место!»

Приказ из знаменитой сказки Шварца надо повторить погромче – массовая культура должна знать свое место. Она – тень Культуры - замахнулась на свою хозяйку.
Чтобы тень встала на место, нужно разбудить спящее общество. Это можно сделать, если не лениться и поискать неожиданные пути воздействия.
Например, показать, какие следы оставляет массовая культура на теле общества. Альберт Лиханов привел на съезде ужасающие цифры, которые отражают детские беды. Миллион беспризорников, сотни учреждений для больных детей, возрастающее насилие над мальчиками и девочками – вот во что обходятся нам высокие телевизионные рейтинги шоу-бизнеса, шумные премьеры очередных триллеров и сенсации желтой прессы.
Значит, надо связать в массовом сознании причину и следствие.

Туалетное мыло «Прайм-тайм на Первом!»

Если бы такое мыло выпустила какая-нибудь российская фирма, честное слово, прикупила бы с десяток в качестве сувенира – матрешки с Путиным уже приелись. Кстати, чем не коммерческий проект? Бесплатный пиар в интернете и бумажных СМИ ему был бы обеспечен. Интересно, проявил бы толерантность Константин Львович, если бы рекламу товара попытались разместить на ОРТ?
Если дать волю фантазии, то можно придумать такие повороты, что КВН позавидует. Для этого достаточно объявить конкурс для молодежи, объяснить: что, зачем и почему. А если дать имена исправительным учреждениям? Например, тюрьма для сексуальных маньяков имени Анфисы Чеховой. Или исправительная колония строгого режима имени писателя Владимира Сорокина. В каждом российском регионе достаточно одного такого знакового учреждения. Дело ведь не в количестве и не в табличке на входе. Главное - в содержании символов массовой культуры! Через общественную деятельность писательских организаций и присутствие в местных СМИ символизм такого рода вполне реально утвердить в народном лексиконе.
Разрухи в России достаточно - так пусть она и носит имена разрушителей. Пусть наглядны будут плоды их деяний. А имена Пушкина, Достоевского, Толстого останутся для библиотек, институтов и музеев.


Акциз на «культуру»

Но это – то, что можно сделать в провинции. В столице нужно заняться более серьезными делами. Настало время объявить продукты массовой культуры таким же акцизным товаром, как алкоголь и сигареты. Почему налогоплательщики должны оплачивать борьбу с множащимся насилием, содержать тюрьмы, лечить психически ненормальных людей, а те, кто делает деньги на коверкании наших душ – лишь считать дивиденды? Пусть они и оплачивают из своего кармана духовную реабилитацию общества. Каждая сцена насилия и эротики в кинофильме должна быть обложена налогом, с каждого номера бульварной газеты надо взимать деньги в бюджет. Сочится мат из книги – платите, автор! Это на первых порах, потом можно будет добраться и до «мыла».
Дело здесь не только в перераспределении денежных средств. Производители акцизного товара должны знать, что их место во втором эшелоне. Пусть пропустят вперед Культуру, что стоит сегодня на заднем дворе с протянутой рукой. Ведь было же в дореволюционной России дворянство и купечество. Дворянин мог быть беден, а купец – богат, однако сословная структура четко определяла, кто в обществе – первый, а кто – второй. То есть мы опять упираемся в иерархию.
Рыночная экономика, которая существует испокон веков, далеко не всегда порождает раковую опухоль в культуре – вспомним хотя бы недавний расцвет Серебряного века. Но раз общество не может справиться с болезнью ввиду слабости духа, надо, пока не поздно, применить хирургические, т.е. чисто экономические инструменты.


Заграница вам поможет

Потому что там находится значительная часть русского мира. Эта часть уже двадцать лет живет в окружении чужих культур. Она научилась выживать в трудных условиях, она дорожит родным языком и классической культурой. И, что важно, общественные организации российских соотечественников сегодня никто не содержит – а, значит, они достаточно самостоятельны. Если у Союза писателей отнимают дом, в котором он живет десятки лет, можно обратиться за поддержкой к зарубежью. Если будут проводиться значимые акции в поддержку культуры, и тут зарубежье протянет руку помощи. Налаживайте связи с соотечественниками. Давайте помогать друг другу, когда нам трудно! А мы будем задавать вопросы российской элите, когда она выезжает за рубеж и встречается с соотечественниками: почему разрушается русский язык и культура в России? Не на богатстве недр держится русский мир, а на общем чувствовании и понимании. Тот, кто читал Пушкина, знает, о чем речь.

Кризис как союзник

- Кто герой нашего времени в России?. – спросила я в кулуарах съезда у Валентина Распутина.
- Олигарх, - ответил он.
Ну что ж, олигархи – это тот же пролетариат, только духовный, которому нечего терять, кроме своих золотых цепей. У тех, кто не относится к этому сословию, но уже потерял работу и деньги, неожиданно проявляются ранее спящие духовные потребности. В Латвии, которую кризис подкосил одну из первых, вдруг обнаружилась невиданная тяга к чтению - за месяц число посетителей библиотек возросло на треть. Говорят, за счет безработных.
Гламур хорош лишь на сытый желудок. В этом его уязвимость. Когда жизнь прижимает, фальшь начинает раздражать. Самое время «глаголом жечь сердца людей», а не ограничивать свои литературные заботы поиском денег на выпуск очередного сборника. Эффективные действия могут начаться только тогда, когда возмутится дух.
Стенать, просить и плакать сегодня бесполезно – никто не услышит. Да Москва слезам никогда и не верила.
__________________
© Коняева Ирина Викторовна
















Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum