Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Новости как развлечение
(№6 [186] 20.04.2009)
Автор: Каринэ Чобанян
Барак Обама, новый президент США, уже за первые два месяца своего пребывания в Белом доме сделал то, чего до него не делал ни один действующий президент Америки: вышел в эфир вечерней развлекательной программы Джея Лено (“The Tonight Show with Jay Leno”). Президент выбрал платформу популярного юмористического шоу, ведущий которого известен своими подколками и острыми шутками, чтобы говорить о серьезном – экономике, безработице и своих планах борьбы с кризисом. Не обошлось, конечно, и без «облегченных» тем типа долгожданной собаки в Белом доме.
И все-таки, почему «пиар-машина» Обамы выбрала именно этот жанр, а не традиционное обращение Президента к народу в прямом эфире сразу по всем основным каналам?
Обама – прирожденный оратор, поэтому формат шоу – мягкие диваны, непринужденный разговор, полушутливый тон – как нельзя лучше подходит к его стилю общения. Однако секрет не только в личном обаянии Обамы.
По данным журнала Variety, программу Лено на канале NBC ежедневно смотрят около 5,7 миллионов телезрителей, что составляет 31% от полной аудитории в это время. Следует заметить, что и по другим каналам в это время идут аналогичные передачи. Например, “Late Show with David Letterman” на канале CBS собирает около 4,2 миллиона зрителей. Все это свидетельствует об огромной популярности развлекательного жанра. В конце 90х эта популярность привела к рождению совершенно нового формата – гибрида информации и сатиры, который условно можно назвать «инфотирой».
Передача, ставшая революционной и положившая начало этому жанру, – “The Daily Show”, особенно после прихода в программу в 1999 году ведущего Джона Стюарта (с 1996 по декабрь 1998 года ее вел Крейг Килборн). Сейчас эта программа называется “The Daily Show with Jon Stewart” и выходит поздно вечером с понедельника по четверг на кабельном канале Comedy Central .
Формат передачи построен аналогично получасовому выпуску новостей – ведущий, корреспонденты, гости эфира и т.д. Ведущий Джон Стюарт по профессии комик, а «корреспонденты» в большинстве своем учились не журналистике, а актерскому мастерству (кстати, многим из них, в частности Стиву Кареллу, эта передача проложила дорогу к большому экрану). Поэтому программа презентуется как «фальшивые новости». Несмотря на это, материалом для таких «фальшивых новостей» становятся новости вполне реальные – события минувшего дня или недели, комментарии известных политиков, эфир ведущих информационных каналов. В несравненной подаче Стюарта все это приобретает живой, увлекательный характер и … парадокс! – передача становится главным источником информации для молодой аудитории. Кстати, это хорошо известно и президенту Обаме, который стал гостем Стюарта во время своей предвыборной кампании 2008 года. По его словам, он является поклонником “The Daily Show”, а Стюарта хвалит за его способность «прорваться через много глупости».
Исследования, проведенные в 2004 году, установили, что средний возраст зрителя «The Daily Show» - 35 лет. При этом во время предвыборной кампании 2004 года, передача привлекала больше мужской аудитории 18-34 лет, чем информационные программы серьезного телевидения. Надо также отметить, что, согласно тем же исследованиям, зрители “The Daily Show” более подкованы в области информации и политики.
Интересно выделить еще несколько исследований данного формата. Организация «Project for Excellence in Journalism» определила, что “The Daily Show” практически полностью охватывает обзор событий дня. А исследование, проведенное Университетом Индианы в 2006 году, выяснило, что по содержанию передача мало чем отличается от остальных СМИ.
Далее случилось то, что еще несколько лет назад казалось бы немыслимым: один из самых почитаемых информационных каналов - телеканал CNN International - решил разместить в эфире еженедельный «глобальный» выпуск “The Daily Show”. В нем собраны лучшие сюжеты и интервью уходящей недели, а также вступительный монолог Стюарта, обращенный к мировой аудитории. Конечно, перед началом получасового выпуска, CNN выпускает заставку: «Передача, которую вы будете смотреть, является пародией новостей. Достоверность ее сюжетов не проверена. Ее корреспонденты не являются журналистами. Комментарии, предлагаемые в передаче, не являются аналитическими».
Популярность жанра оказалась заразительной. Уже в 2005 году на том же канале, Comedy Central, появился «отпрыск» “The Daily Show” - “The Colbert Report”, ведущий которого, Стивен Колберт (или, как он сам произносит свою фамилию на французский манер, «Кобер»), в недавнем прошлом был одним из корреспондентов “The Daily Show”. Кроме того, на канале CNN USA (сетка вещания охватывает лишь США и Канаду, в отличие от дочернего канала CNN International, который можно увидеть практически в любой точке мира) в конце октября 2008 года появилась передача “D.L. Hughley Breaks the News”. Вел ее афроамериканец – комик Ди Эл Хьюли. Программа выходила в записи в субботу вечером. Наряду со стандартными комедийными монологами ведущего предлагались и интервью с серьезными гостями (в основном на политические темы). Например, в первом же выпуске передачи бывший пресс секретарь Джорджа Буша Скотт МакКлеллан выразил свою официальную поддержку Бараку Обаме. Передача стала своеобразной попыткой CNN освоить территорию популярного жанра новостей в сатирической подаче. Истинной целью канала было не потерять молодого зрителя, который во время горячей предвыборной кампании сделал CNN своим главным источником информации. Эксперимент этот нельзя назвать удачным – уже в начале марта 2009 года руководство канала решило снять передачу с эфира, ссылаясь на строгие бюджетные рамки. Как писали критики, выпуски получались несмешными, а интервью ведущего были «неуклюжими». Неудачным оказался и эксперимент канала-конкурента Fox News, где в 2007 году существовал (а через 7 месяцев быстро перестал существовать) гибрид новостей и сатиры под названием “1/2 Hour News Hour”.
Итак, популярность жанра «инфотиры» в американском телевидении безусловна. Можно даже заметить, что жанр этот уже приходит и на российское телевидение (новости от ведущих «Прожектор Пэрис Хилтон», например). Является ли он абсолютной дорогой к сердцам молодой (заветной для рекламодателей) аудитории? Опыт американского телевидения показывает, что сатира на серьезном информационном канале не воспринимается так, как на канале комедийном. Полностью отказываться от этого жанра нельзя, но при всей его популярности, может быть, его стоит развивать и использовать в соответствующих рамках? Ведь наверняка появление Д.А. Медведева за столом «Прожектора» вызвало бы огромный интерес у зрителей и обеспечило невероятный рейтинг передачи!
______________________
© Чобанян Каринэ Вардановна

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum