Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Трудное прощание
Статья о завершении выпуска научно-культурологического журнала Relga.ru на сайте...
№07
(375)
01.07.2020
Коммуникации
Медиатренды, которые усилят кризис
(№11 [191] 01.08.2009)
Автор: Владимир Касютин
Владимир  Касютин

«Мы не узнаем будущее до тех пор, пока оно само не постучит в нашу дверь».
А. и Б. Стругацкие


Кризис превратил наше поле в театр болевых действий. Создаются штабы и формируется ополчение. Затягиваются пояса и сбрасывается балласт. Над картой колдуют медиагенералы. Советники и политруки озабочены спасением окруженных.
Неприятель незаметен, как радиация, и так же неумолим. Когда уйдет кризис, это поле станет другим.
Я едва не провалил семинар, запев печатникам песню об Интернете. На страницах отраслевого журнала мне предъявили обвинение в измене интересам местной газеты. Редактор другого журнала — толстого и красивого — поднял шум, послушав совет сменить ориентацию на web. Наши антикризисные учения на Урале были перенесены из-за малого числа добровольцев.
То ли я ступил на скользкую предательскую тропу, то ли навигаторы у соратников сбились с курса. Сверим эскизы будущего.

1. Юзер - контент

User Content Generation (созданный пользователем контент) — это понятие из web - пространства радикально меняет нас, нашу профессию и нашу аудиторию, вне зависимости от вида кувшинов, которые мы наполняем водой, — платформ, носителей информации.
Читатели голосуют монетой за тех, кому интересны их тексты, фото и видео.
Монологичные медиа окончательно садятся на иглу спонсоров, вне зависимости от масти: государственной или частной.
Журналисты становятся доступнее для читателей, прочитавших статьи и пожелавших высказать комментарии.
Работает правило агрегатора — меньше пишем сами, больше собираем, обрабатываем и раздаем чужие мысли и взгляды.
Кризис подтолкнул редакцию газеты «Пульс — Северное Приморье» (г. Арсеньев, Приморский край) открыть школу «Журналистская жилетка». Массированное обучение всех желающих правилам ремесла открывает новые шлюзы и срезает издержки.
Издатель Дан Пачеко из Калифорнии, распространяющий истории и мнения местных блоггеров на бумажных носителях, блуждая по Интернету, угодил в молодежную сеть Bakotopia.com — прибежище поклонников местной музыки и альтернативной культуры. Не надеясь на удачу, предложил неформалам выпустить печатный журнал, наполненный выжимками Сети, и был шокирован результатом.
Тинейджеры полюбили печать и с удвоенной силой взялись за творчество в Интернете. Bakotopia.com получила комиссионные от рекламы (бары, клубы и студии татуировки), привлеченной Дан Пачеко.
История не про нас? Вспомним акселерацию «Одноклассников». Россия на четвертом месте в Европе по числу пользователей социальных сетей. Сказывается нехватка реальных сообществ и отчасти кастрированные традиционные медиа. Используем вакуум — лепим общины по интересам из тех, кто активен в web, и вовлекаем их в производство контента.

2. Дробление

«Попросите президента, чтобы приказал олигархам выдать деньги на выпуск газеты для всей молодежи России», — предложил коллега из Вологодчины.
Прожект утопичен не потому, что кризис разорил олигархов. Срок службы универсальной газеты «для всех» (one - size - fits - most) подходит к концу. Продлит контракт сегментирование аудитории (targeted news papers) и стол заказов (tailored newspapers).
Меняется наш образ жизни, меняется характер потребления продуктов, в том числе продуктов информационных.
Нет больше категории «единый советский народ».
Социологи насчитывают более десятка социальных групп в России, которые словно остатки древнего материка продолжают дрейф в разные стороны.
Дробление рынка заставляет диверсифицироваться и фрагментироваться. Вокруг главной планеты (основной газеты)вращаются спутники (малые проекты), агрегируя аудиторию, увеличивая общий тираж и долю редакций на рынках.
В России уже издаются газеты рынков, пивных баров, кафе, участков федеральных трасс, путеводители по веб-ресурсам, сервисные карты.
Продукты небольших финансовых и людских ресурсов рождают стратегию «длинного хвоста» (long tail), когда суммарная выгода от продажи набора поделок выше, чем от одного шедевра.
Один и тот же жесткий размер, пусть и большой, теперь для всех мал. Потребитель желает гибкости и персонализации, его манит игра «Сделай сам».
Web- сайт www.f5.ru предлагает услугу «измеритель настроения» (mood - o - meter), которая подбирает контент в зависимости от расположения духа пользователя.

3. Онлайн

У нас возникает ломка, когда отключается Сеть. Симптом глобального вируса — быть онлайн денно и нощно. Процесс ускоряют падающие в цене смартфоны, коммуникаторы и ноутбуки.
В прошлом году в России продано 3,43 млн коммуникаторов и смартфонов из них — 2 млн с системой wifi. Число абонентов мобильной связи превысило число россиян. Функциональный аппарат стал не только инструментом для записи и передачи текста, фото, видео и звука, но и жучком, выдающим дислокацию абонента.
Четверть населения России пользуется Интернетом (удовольствие пока недешевое ), в сети широкополосного доступа — 600 тыс. сограждан. Это начало. Атаку продолжат системы 3G, NSPA, WiMAX, которые дают быстрый Интернет пользователям мобильной связи. Мы получаем web - контент, адаптированный под место нашего пребывания в любом месте, охваченном сотовой связью: на службе, прогулке и дома.
На всей планете люди уходят в Web не в поисках инноваций — за более личным и оперативным контентом.
Медиа переходят в режим работы круглосуточного продмага. Без перерывов и выходных, семь дней в неделю нетерпеливые потребители имеют информацию, сервисы и развлечения.
Уже сегодня крохотное локальное СМИ может наполнять кормушку новостями онлайн, приучая глобальную аудиторию к регулярному приему пищи несколько раз в сутки.

4. Трансформация

Наш тренинг на структурирование статьи был в тягость коллегам. Не хватало воли осилить плоский газетный «кирпич». Инерция заставляет печь километры и килограммы недочитанных текстов. Многословие пожирает ресурсы. Длинноты — враг обновленной профессии.
Web стирает различия между брендами, снижает лояльность к проектам. Прочли и забыли название сайта, но запомнили фамилию автора. Растет ценность особых взглядов на мир, и медиа, способных находить и удерживать их носителей. Авторское слово обретает второе дыхание.
Читателю все сложнее находить ориентиры в информационных морях, обильно питаемых не только горными ключами, но и канализацией. Профессия обретает функции фильтра. Журналисты примеряют тельняшку спасателей, помогая разгребать нечистоты и мусор.
Что первично: хард или софт? Сверхдорогие компьютеры и видеокамеры не помогут выдюжить в кризис. Чтобы попасть в будущее молодым и красивым и не свариться в котле с кипятком, надо изменить отношение к инновациям.
Частные спонсоры и государственные бюджеты — тоже спасательный круг, не требующий лишних движений. Лодок не хватит на всех.
Кризис ускоряет процесс расслоения: у одних нарастают мускулы, у других усиливается дистрофия. Гибкие используют web как оружие в борьбе за новые рынки, жесткие стреляют в себя, даже не нажимая курок.
У детей, не расстающихся с мобильником, меняется форма пальцев.
Племя «большого пальца» (оуа yubi sedai) и бумажное племя: кого сметет эволюция?
Я — за выживание видов.
___________________________
© Касютин Владимир Леонидович

Впервые статья опубликована в журнале "Журналистика и Медиарынок" №6, 2009

Не осознают себя и не понимают мира вокруг
Известный экономист и финансист о своей жизненной позиции – с критикой людей, осуждающих либерально мыслящих п...
Владивосток – город студентов
Интервью доцента Вадима Агапова об истории высшего образования во Владивостоке.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum