|
|
|
«Мы не узнаем будущее до тех пор, пока оно само не постучит в нашу дверь». А. и Б. Стругацкие Кризис превратил наше поле в театр болевых действий. Создаются штабы и формируется ополчение. Затягиваются пояса и сбрасывается балласт. Над картой колдуют медиагенералы. Советники и политруки озабочены спасением окруженных. Неприятель незаметен, как радиация, и так же неумолим. Когда уйдет кризис, это поле станет другим. Я едва не провалил семинар, запев печатникам песню об Интернете. На страницах отраслевого журнала мне предъявили обвинение в измене интересам местной газеты. Редактор другого журнала — толстого и красивого — поднял шум, послушав совет сменить ориентацию на web. Наши антикризисные учения на Урале были перенесены из-за малого числа добровольцев. То ли я ступил на скользкую предательскую тропу, то ли навигаторы у соратников сбились с курса. Сверим эскизы будущего. 1. Юзер - контент User Content Generation (созданный пользователем контент) — это понятие из web - пространства радикально меняет нас, нашу профессию и нашу аудиторию, вне зависимости от вида кувшинов, которые мы наполняем водой, — платформ, носителей информации. Читатели голосуют монетой за тех, кому интересны их тексты, фото и видео. Монологичные медиа окончательно садятся на иглу спонсоров, вне зависимости от масти: государственной или частной. Журналисты становятся доступнее для читателей, прочитавших статьи и пожелавших высказать комментарии. Работает правило агрегатора — меньше пишем сами, больше собираем, обрабатываем и раздаем чужие мысли и взгляды. Кризис подтолкнул редакцию газеты «Пульс — Северное Приморье» (г. Арсеньев, Приморский край) открыть школу «Журналистская жилетка». Массированное обучение всех желающих правилам ремесла открывает новые шлюзы и срезает издержки. Издатель Дан Пачеко из Калифорнии, распространяющий истории и мнения местных блоггеров на бумажных носителях, блуждая по Интернету, угодил в молодежную сеть Bakotopia.com — прибежище поклонников местной музыки и альтернативной культуры. Не надеясь на удачу, предложил неформалам выпустить печатный журнал, наполненный выжимками Сети, и был шокирован результатом. Тинейджеры полюбили печать и с удвоенной силой взялись за творчество в Интернете. Bakotopia.com получила комиссионные от рекламы (бары, клубы и студии татуировки), привлеченной Дан Пачеко. История не про нас? Вспомним акселерацию «Одноклассников». Россия на четвертом месте в Европе по числу пользователей социальных сетей. Сказывается нехватка реальных сообществ и отчасти кастрированные традиционные медиа. Используем вакуум — лепим общины по интересам из тех, кто активен в web, и вовлекаем их в производство контента. 2. Дробление «Попросите президента, чтобы приказал олигархам выдать деньги на выпуск газеты для всей молодежи России», — предложил коллега из Вологодчины. Прожект утопичен не потому, что кризис разорил олигархов. Срок службы универсальной газеты «для всех» (one - size - fits - most) подходит к концу. Продлит контракт сегментирование аудитории (targeted news papers) и стол заказов (tailored newspapers). Меняется наш образ жизни, меняется характер потребления продуктов, в том числе продуктов информационных. Нет больше категории «единый советский народ». Социологи насчитывают более десятка социальных групп в России, которые словно остатки древнего материка продолжают дрейф в разные стороны. Дробление рынка заставляет диверсифицироваться и фрагментироваться. Вокруг главной планеты (основной газеты)вращаются спутники (малые проекты), агрегируя аудиторию, увеличивая общий тираж и долю редакций на рынках. В России уже издаются газеты рынков, пивных баров, кафе, участков федеральных трасс, путеводители по веб-ресурсам, сервисные карты. Продукты небольших финансовых и людских ресурсов рождают стратегию «длинного хвоста» (long tail), когда суммарная выгода от продажи набора поделок выше, чем от одного шедевра. Один и тот же жесткий размер, пусть и большой, теперь для всех мал. Потребитель желает гибкости и персонализации, его манит игра «Сделай сам». Web- сайт www.f5.ru предлагает услугу «измеритель настроения» (mood - o - meter), которая подбирает контент в зависимости от расположения духа пользователя. 3. Онлайн У нас возникает ломка, когда отключается Сеть. Симптом глобального вируса — быть онлайн денно и нощно. Процесс ускоряют падающие в цене смартфоны, коммуникаторы и ноутбуки. В прошлом году в России продано 3,43 млн коммуникаторов и смартфонов из них — 2 млн с системой wifi. Число абонентов мобильной связи превысило число россиян. Функциональный аппарат стал не только инструментом для записи и передачи текста, фото, видео и звука, но и жучком, выдающим дислокацию абонента. Четверть населения России пользуется Интернетом (удовольствие пока недешевое ), в сети широкополосного доступа — 600 тыс. сограждан. Это начало. Атаку продолжат системы 3G, NSPA, WiMAX, которые дают быстрый Интернет пользователям мобильной связи. Мы получаем web - контент, адаптированный под место нашего пребывания в любом месте, охваченном сотовой связью: на службе, прогулке и дома. На всей планете люди уходят в Web не в поисках инноваций — за более личным и оперативным контентом. Медиа переходят в режим работы круглосуточного продмага. Без перерывов и выходных, семь дней в неделю нетерпеливые потребители имеют информацию, сервисы и развлечения. Уже сегодня крохотное локальное СМИ может наполнять кормушку новостями онлайн, приучая глобальную аудиторию к регулярному приему пищи несколько раз в сутки. 4. Трансформация Наш тренинг на структурирование статьи был в тягость коллегам. Не хватало воли осилить плоский газетный «кирпич». Инерция заставляет печь километры и килограммы недочитанных текстов. Многословие пожирает ресурсы. Длинноты — враг обновленной профессии. Web стирает различия между брендами, снижает лояльность к проектам. Прочли и забыли название сайта, но запомнили фамилию автора. Растет ценность особых взглядов на мир, и медиа, способных находить и удерживать их носителей. Авторское слово обретает второе дыхание. Читателю все сложнее находить ориентиры в информационных морях, обильно питаемых не только горными ключами, но и канализацией. Профессия обретает функции фильтра. Журналисты примеряют тельняшку спасателей, помогая разгребать нечистоты и мусор. Что первично: хард или софт? Сверхдорогие компьютеры и видеокамеры не помогут выдюжить в кризис. Чтобы попасть в будущее молодым и красивым и не свариться в котле с кипятком, надо изменить отношение к инновациям. Частные спонсоры и государственные бюджеты — тоже спасательный круг, не требующий лишних движений. Лодок не хватит на всех. Кризис ускоряет процесс расслоения: у одних нарастают мускулы, у других усиливается дистрофия. Гибкие используют web как оружие в борьбе за новые рынки, жесткие стреляют в себя, даже не нажимая курок. У детей, не расстающихся с мобильником, меняется форма пальцев. Племя «большого пальца» (оуа yubi sedai) и бумажное племя: кого сметет эволюция? Я — за выживание видов. ___________________________ © Касютин Владимир Леонидович Впервые статья опубликована в журнале "Журналистика и Медиарынок" №6, 2009 |
|