Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Трудное прощание
Статья о завершении выпуска научно-культурологического журнала Relga.ru на сайте...
№07
(375)
01.07.2020
Образование
Развитие навыков установления контакта в виртуальном общении у студентов, изучающих русский язык как иностранный
(№11 [191] 01.08.2009)
Автор: Екатерина Борисенко
Обучение русскому языку как иностранному имеет целью формирование у студентов компетентности в трех сферах жизнедеятельности: социально-культурной, повседневной и учебно-профессиональной. Изучение виртуальной коммуникации преследует цель развития навыков повседневной сферы общения. Интернет-пространство – значительная часть повседневного общения у современной молодежи, в том числе у иностранцев. На наш взгляд, использование интернет-коммуникаций иностранными учащимися в период предвузовской подготовки может выполнять следующие функции:
- адаптация в русском языковом обществе;
- приспособление к социально-культурной среде;
- получение необходимой информации;
- поддержание связи с членами родного языкового сообщества;
- развлекательная функция.
Как показывают наблюдения в социальной сети www.vkontakte.ru, учащиеся подготовительного отделения уже на первых месяцах пребывания в России регистрируются на сайтах Рунета и ведут там активную переписку с носителями русского языка.

Согласно Государственному стандарту по РКИ (русский язык как иностранный), уже на этапе предвузовской подготовки обучающиеся осваивают такие коммуникативные интенции, как: вступление в коммуникацию, привлечение внимания, вопрос и ответ, поздравление, благодарность, извинение, согласие и несогласие, сомнение, уверенность, оценка и др. [1, 6].
В Образовательной программе по РКИ выделены следующие ситуации общения: в деканате, в магазине, в аэропорту, в банке, в кафе, в библиотеке, в университете, в больнице. Безусловно, уметь реализовывать коммуникативные намерения в данных ситуациях необходимо. Однако, на наш взгляд, к этим ситуациям речевого общения можно добавить и сетевую коммуникацию. Вышеперечисленные места (деканат, магазин, больница) являются «вынужденными», иностранцу необходимо в них ориентироваться, уметь себя вести, чтобы удовлетворить те или иные потребности. В условия электронного общения студент попадает добровольно, по своему желанию. Наша задача – научить при помощи уже знакомых и новых (специфических) языковых средств реализовывать коммуникативные намерения в Интернет-общении.

Что прежде всего должен уметь пользователь компьютера, чтобы коммуникация в Интернете состоялась? Он должен, в первую очередь, зарегистрироваться на каком-либо сайте, форуме, чате, установить программу (ICQ, QIP, jabber, mIRC, Miranda, VyPress Chat). Во-вторых, найти собеседника. Сделать это несложно, поскольку пространство Рунета уже сейчас насчитывает около 47 млн. человек. Самые посещаемые сайты на русском языке (по состоянию на май 2009 г.): 1) www.vkontakte.ru, 2) www.mail.ru, 3) www.yandex.ru, 4) odnoklassniki.ru, 5) www.rambler.ru [2]. На этих и множествах других сайтах существует возможность поиска знакомых, коллег, соседей, однокурсников, собеседников по интересам. В-третьих, коммуникант должен иметь определенный лексический запас, знания по грамматике, по культуре общения. Кроме того, адресант должен владеть речевыми этикетными формулами: приветствием, прощанием, просьбой, извинением, пожеланием, благодарностью. Освоив регулятивные средства, собеседник сможет более эффективно построить общение, достигнуть определенной коммуникативной цели и, возможно, в дальнейшем построить более близкие отношения с собеседником.
В качестве заданий по развитию навыков установления контакта с новыми собеседниками можно предложить следующие упражнения.

1. Напишите, сколько вы знаете способов поздороваться? В чем разницамежду ними?

Приведем примерный перечень ответов:
Здравствуй!
Здравствуйте!
Добрый день!
Доброе утро!
Добрый вечер!
Доброй ночи!
Привет!


Отметим, что выбор формулы приветствия зависит от двух критериев: от степени близости между собеседниками (тесные отношения – фамильярное приветствие, к малознакомому более целесообразно использовать официальные формулы приветствия); от времени суток, в которое происходит общение.

2. Как начать знакомство?

Как тебя (Вас) зовут?
Можно познакомиться?
(Давай) познакомимся (!)?
Меня зовут… А тебя?
Разрешите с Вами познакомиться?


Такого рода упражнение уместно в тех сетях, где участники Интернет-сообщества пользуются Никами. Однако и при условии именования псевдонимом знакомство с реальными именами и фамилиями необязательно.

3. С чего начать разговор?

Как дела?
Чем занимаешься?
Чем занят(а)?
Я тебя (Вас) не отвлекаю?
Не против пообщаться?


Это перечень более общих вопросов, который помогает установить первичный контакт. Затем переходим к разряду более личных и конкретных вопросов:

Где (кем) работаешь (учишься)?
Где (с кем) живешь?
Чем увлекаешься?
Сколько тебе лет?


4. Работа в ICQ. Замените слова и выражения смайликами.

Привет! Пока! Я обижаюсь. Мне стыдно. Я тебя люблю. Мне скучно. У меня хорошее настроение. Смешно. Грустно. Поздравляю! Я согласна. Я плачу. Я не знаю. Я очень сердит.

Какие цели преследует такое задание?

Использование смайликов:
- делает общение более эмоциональным,
- уменьшает дистанцию между коммуникантами,
- повышает интерес к общению,
- сглаживает конфликтные ситуации,
- экономит время и усилия,
- предохраняет от орфографических, грамматических и стилистических ошибок.

Однако полная замена обучения устной речи обучением электронному общению влечет за собой ряд существенных недостатков, связанных со следующими особенностями интернет-коммуникации:

1. Отсутствие основных невербальных компонентов: жестов, мимики, взгляда, положения тела, использование подручных предметов для передачи информации.

2. Невозможность развития произносительных навыков речи (за исключением отдельного вида электронной коммуникации, о котором сказано ниже).

3. Большая вероятность запоминания специфического написания слов и последующее неразличение такого написания от нормативного.

Обучение иностранцев интернет-коммуникации на русском языке не преследует целью только освоение способности общаться в виртуальном пространстве, это лишь одна из задач, совокупность которых имеет цель развить у учащихся навыки всех видов речевой деятельности, расширить лексический запас, развить способность установления контактов (что можно использовать на материале любого языка), адаптировать иностранцев к русской языковой среде.

Список литературы:
1. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. М., 1999.
2. www.alexa.com

_________________________
© Борисенко Екатерина Сергеевна
Скельновские петроглифы: путешествие в первобытную эпоху
Статья об уникальных природных явлениях на территории Ростовской области, в том числе образцах первобытного ис...
Документы: фотографии, тексты, комментарии событий разных лет в мировой истории
В представленных видеодокументах – фотографии, тексты, комментарии событий разных лет в мировой истории.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum