Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Естествознание
Отец сексуальной революции Вильгельм Райх: между наслаждением и необходимостью.
(№12 [192] 20.08.2009)
Автор: Сергей Выгонский
Сергей Выгонский
- Отдайте мне мои деньги, - шепелявил он, - я совсем бедный! Я год не был в бане. Я старый. Меня девушки не любят.
- Обратитесь во Всемирную лигу сексуальных реформ, -
сказал Бендер. - Может быть, там помогут.


И.Ильф, Е.Петров. Золотой теленок



Когда Паниковский, один из персонажей бессмертного произведения Ильфа и Петрова "Золотой теленок", после очередного проступка пытается сопротивляться суровым наставлениям другого героя этой повести Остапа Бендера, жалуясь при этом на свои интимные неудачи, то в ответ слышит хрестоматийную фразу, в которой упоминается международная организация с явно неприличным названием.
Вот так начиналась сексуальная революция. Упомянутая же в романе общественная структура была ее форпостом с 1928 г. до 1935 г., после чего по известным политическим мотивам была распущена нацистами. Возглавлял это объединение социалист Магнус Хиршфельд. Именно в такой социально приемлемой форме реализовывались идеи, относящиеся к психоаналитическим теориям, автором которых был австрийский психоаналитик Вильгельм Райх (1897-1957).

Взлеты и падения В.Райха

Безусловно, это одна из наиболее одиозных, но вместе с тем и интересных фигур социального психоанализа. Именно с его именем связывают начало таких модернизационных процессов современности, как сексуальная революция и контркультура. В 1919 г. В.Райх становится членом Венского психоаналитического общества. С 1924 по 1930 гг. возглавляет семинар по психоаналитической терапии, который фактически становится первым в истории обучающим и научным центром психоанализа.
Внимание молодого, но пытливого врача обращено на социальные проблемы, которые он пытается понять с позиций разрабатываемой им версии психоанализа. В 1928 г. ему вручается партийный билет, подтверждающий его принадлежность к Коммунистической партии Германии. В 1930 г. участвует в создании Ассоциации пролетарской сексуальной политики (Sexpol), позже насчитывающей более 20 тысяч участников.
Однако из-за своей политической активности и пропаганды идей сексуальной революции радикально мыслящий ученый подвергается осуждению со стороны своих коллег – как за профессиональную, так и за партийную деятельность. С 1933г. по 1939г. он вынужден находиться в эмиграции в скандинавских странах (Дания, Швеция, Норвегия, Чехословакия). После исключения в 1933г. революционера-психоаналитика из рядов компартии следует не менее громогласное его изгнание в 1934г из Международной психоаналитической ассоциации. В 1936г. делается попытка создания в Осло еще одной организации - Института сексуально-экономических и биологических исследований. Но и этот шаг становится лишь временной передышкой перед надвигающимися трагическими событиями – оккупацией большинства европейских государств нацистскими войсками.
С 1939г. исследователь живет и работает в США. Он занимается разработкой методов вегетотерапии, активно интересуется проблемой биофизики оргона (овеществленной сексуальной энергии), создает медицинские приборы, которые можно отнести к разряду физиотерапевтической техники. Однако и здесь Райху суждено встретить непонимание, переходящее в настоящую травлю.
Так, в 1954г. в США вне закона оказываются райхианские оргонные аккумуляторы. Запрет касается их изготовления и продажи, чему не в последнюю очередь способствовал его отказ от прохождения экзамена на подтверждение права заниматься медицинской деятельностью. В 1956г. после нарушения этого предписания ученый приговаривается к двум годам тюрьмы. Спустя год он умирает в неволе от сердечного приступа. Более подробную информацию о судьбе непризнанного реформатора можно найти в очерке А.В.Россохина «Вильгельм Райх: по ту сторону осуждения и поклонения».
Научные взгляды австрийского психиатра легли в основу многих современных психотерапевтических и психологических направлений – биоэнергетики А.Лоэна, гештальттерапии Ф.Перлза, холотропной терапии С.Грофа. Некоторый обзор научных взглядов мэтра поможет читателю лучше ориентироваться в них, отделяя рациональное от явно ошибочного.

Сексуально-экономическая социология

Лексика работ В.Райха напоминает язык маргинальных теорий, которые, упустив свой шанс превратиться в результате какой-нибудь революции в официальную идеологическую доктрину, становятся своего рода экзотическими экспонатами в музее истории науки. Правда, отдельные вводные дефиниции еще находятся в рамках приличия. Например, понятие «общественное сознание» заменено в райховских текстах на конструкцию «психологические (характерологические) структуры». Вроде бы все более-менее пристойно. Но самое интересное начинается дальше.
Исследовательский метод, которому присвоено эпатирующее название «сексуально-экономическая социология», по словам основателя фрейдомарксизма, «развивается, опираясь на социологический фундамент, заложенный Марксом, и на психический фундамент, заложенный Фрейдом. По сути своей она является массовой психологией и сексуальной социологией одновременно». Эта цитата по праву может считаться настоящим манифестом. Ее источник – книга В.Райха «Сексуальная революция».
Из другой его работы – «Характероанализ» - можно узнать некоторые подробности, относящиеся к сексуальной экономике. И, поверьте, речь здесь вовсе не идет о создании бизнес-плана для предприятия, производящего приспособления для интимных встреч. На самом деле, обращаясь к этому словосочетанию, автор имел в виду то, что здоровая характерологическая структура «испытывает воздействие постоянного напряжения либидо и адекватного либидозного удовлетворения и, таким образом, обладает упорядоченной экономикой либидо».
Иначе говоря, в массах существует определенный баланс сексуальной энергии, которая позже была Райхом названа оргоном. Исследователь был убежден в том, что подобный энергетический потенциал также находится в земной атмосфере и является главным источником оргазма у людей, совершающих любовный акт. Звучит несколько фантастично и напоминает о славных временах, когда можно было исцелиться благодаря воде или крему, заряженному телевизионными кудесниками.
Однако, согласитесь, есть в этом концепте некая поэтическая притягательность. Так и тянет сказать какую-нибудь банальную фразу, вроде этой «Воздух был наполнен любовными вибрациями». Во всяком случае, таковы ассоциации пишущего эту статью.

Многослойный массовый человек

В центре внимания исследователя – типичный представитель массового общества. Райхианские тексты рассматривают культурное начало в человеке (вспомним фрейдовское «Сверх-Я»). Интересно то, что согласно обсуждаемой доктрине, подобное образование имеет классовый характер (сразу видно, что марксовая теория была переосмыслена психоаналитиком). По крайней мере именно такой вывод напрашивается после знакомства с мнением австрийского ученого, считавшим, что «каждый общественный строй создает в массах своих членов психологическую структуру, которая необходима ему для достижения своих целей» (см. работу «Психология масс и фашизм»).
В этой книге Райх предлагает послойную схему строения человеческой психики. Для первого или поверхностного слоя «характерны сдержанность, вежливость, сострадание, ответственность, добросовестность». В психике человека также существует второй или промежуточный слой, состоящий «из импульсов жестокости, садизма, сладострастия, жадности и зависти». И, наконец, выделен третий слой, являющийся биологической основой душевной деятельности. Характеристика человека, чьи действия определяет этот уровень, выглядит так: «искреннее, трудолюбивое, склонное к сотрудничеству, любящее, и при наличии достаточной мотивации, рационально ненавидящее существо». Говоря иначе, по природе своей Homo Sapiens – кроткое ангельское создание, в то время как классовые противоречия сделали его сущим демоном. Не правда ли, такой психологический портрет нашего современника выглядит несколько упрощенно?
Впрочем, такую утопическую оценку представителя рода человеческого опровергает сам же автор. В книге «Сексуальная революция», выдержки из которой давались ранее, мы встречаем следующий пассаж: «Сбросьте маску воспитания, и пред вами предстанет не естественная общительность, а лишь извращенный, садистский слой характера». Одним словом, взгляд на человека, разделяемый Райхом, отличается все тем же фундаментальным фрейдистским недоверием к людям, заставляющим видеть в них исключительно латентных психопатов.
Здесь же можно найти объяснение того, почему в современной культурной среде получили распространение такие девиации. Дело в том, что они, по словам Райха, представляют собой «вторичный результат подавления первичных биологических влечений». Именно их вторичность и приводит к столь трагичному результату. Причины же этого следует искать в том, что «в результате расщепления психической структуры человека стали несовместимыми природа и культура, влечение и мораль, сексуальность и производительность» (см. книгу В.Райха «Функция оргазма»).
И мы вновь возвращаемся к затянувшейся дискуссии о глубинном разрыве между людьми и репрессивным обществом, подавлении им человеческих инстинктов, о чем еще З.Фрейд писал в своей работе «Недовольные цивилизацией».

Революция против общественных болезней

Именно с промежуточным слоем связывается сам факт существования идеологии тоталитарного типа. Фактически формулируется понятие общественной психопатологии. Правда, диагностика социального нездоровья, проведенная первооткрывателем оргона, носит скорее констатирующий и описательный характер.
В книге «Характероанализ» подробнейшим образом рассматривается массовые психические эпидемии - расстройства, названные Райхом эмоциональной чумой и проявляющееся в форме «всплесков садизма и преступности». Другими симптомами этого заболевания, как правило, являются «иррациональная политика, массовая безответственность людей… убийства», «мистицизм в своих самых разрушительных формах», «пассивное и активное стремление к власти», «морализирование», «садистические методы воспитания», «авторитарная бюрократия», «идеология империалистических войн», «криминальная асоциальность», «порнография», «ростовщичество», «расовая ненависть».
Что же касается сексуальной революции, упоминание о которой вынесено в эпиграф к статье, то этот концепт необходимо рассматривать в качестве прямого следствия рассуждений об общественной психопатологии. Как нужно лечить социальное заболевание? Правильно - только посредством радикальной перестройки общества и формирующих его отношений между людьми. А орудием таких преобразовательных процессов, как известно, является революционная практика. В том числе связанной с сексуальной революцией.
Впрочем, следует отметить то, что хотя имя Райха и ассоциируется с распространением свободного секса, громко заявившем о себе на пике расцвета контркультуры (бурные 60-70-е годы прошлого столетия), его деятельность в этом направлении сводилась в основном к просветительской работе среди молодежи. Австрийский психиатр и его последователи рассказывали посетителям консультационных пунктов об особенностях созревания организма, инстинктах и социальных препятствиях на пути их удовлетворения.
Райх также активно занимался критикой общественных институтов (прежде всего моногамной семьи), усматривая в них источник широкой невротизации людей. И, вероятно, его сексуально-экономический подход к общественным проблемам в этом плане мог бы быть сопоставлен с призывом возврата к естественному гармоничному существованию, подразумевающему всемерное удовлетворение инстинктов размножения. Однако как первая попытка секс-революционных инициатив, так и их второй эпизод показали, насколько далеко в сторону от декларируемых целей уводит такая деятельность.
Например, появление на экранах киноманифеста 1972 года – знаменитого порнографического фильма «Глубокая глотка», в котором врач сообщает пациентке о том, что орган женского удовлетворения расположен у нее во рту, побуждая тем самым ее к неоднократным оральным контактам, едва ли может претендовать на звание продукта, способствующему распространению здорового образа жизни. А, ведь, согласитесь, грандиозный успех этой скандальной ленты (до 600 миллионов долларов прибыли при затраченных 25000$) стал возможным только благодаря сексуальной революции, затеянной нашим героем, пусть даже между этими событиями пролегла целая эпоха, вобравшая в себя вторую мировую войну.
Судя по всему, попытки реформировать интимные отношения людей завершились полным провалом. Главные итоги двух контркультурных десятилетий, помимо освобождения духа и расцвета альтернативных форм литературы, изобразительного искусства, кино и музыки (что, конечно же, более чем сомнительно), - это появление в развитых странах серьезных демографических проблем, а также начало эпидемии ВИЧ-инфекции, которая затем была разнесена миссионерами западной культуры по всему миру. Регистрация болезненных проявлений у нескольких американских и шведских пациентов с нетрадиционной ориентацией в 1978 году стала тем «звонком», который возвестил об окончании эры чувственных экспериментов.
Впрочем, на подходе третья волна сексуальной революции - распространение киберсекса в Интернете, разработка виртуальных технологий самоудовлетворения, создание сексуальных андроидов и т.д. И кто знает, чем все закончится на этот раз. Хотелось бы надеется, что не полным прекращением людского воспроизводства.

* * *

Нужно ли считать научные теории В.Райха окончательно устаревшими и представляющими ценность лишь для истории науки? Пожалуй, я бы не был столь категоричным. И если существование оргона как атмосферного биофизического явления и универсальной энергии любовных переживаний не способно вызвать у специалистов ничего, кроме ухмылки, то взгляд на общественную психопатологию как на результат столкновения между осознаваемой и бессознательной частями коллективной души вполне жизнеспособен. Конечно, при условии, что, обратившись к такому теоретическому наследию, мы воздержимся от социального реформирования по образцу, воспетому бессмертными советскими сатириками.
В наши дни социальный психоанализ шагнул далеко вперед, впитав в себя лучшее из всех направлений глубинной психологии. И, тем не менее, знакомство с научными взглядами австрийского исследователя способно помочь, на мой взгляд, более широко увидеть реалии наших дней и их подоплеку. А заодно послужить стимулом для генерации новых идей, в которых нуждаются социально-психологические исследования.
___________________________
© Выгонский Сергей Иванович

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum