Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Музыка – это математика Божественной реальности
(№14 [194] 01.10.2009)
Автор: Рихард Шварц
Рихард Шварц
Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.
Рихард Вагнер



Человечество несколько последовательно организованных звуков назвало музыкой. Эта музыка существует разной слухоприятности. Благодаря слухоприятности человечество упрочило и закрепило в сознании необходимость потребления музыки и, как следствие, звука. И это же помогло нашей эпохе развить такую организацию звуков, где потребовалось масштабное музыкальное мышление.
Музыка – это ритмизованная манипуляция со звуками, различными по высоте, длительности, тембру и промежутков между ними, связи которых подчинены определенной логике мышления, руководимой эмоциями. Тут Божественное соединение рассудка и эмоций. Музыка – это не только то, что мы слышим ушами, но и логика, ход мыслей, вследствие которых задевается эмоциональная сторона человека. И всё это передается звуками, их особым порядком. Звук затухает, но содержание остаётся в слышавшем. Оно-то и производит «Божественную переработку» человека, захватывая всю полноту его существа. Музыка – это наиболее широкий и глубокий вид искусства, она – способ восстановления Божественного познания и преобразования окружающего мира и мира самого человека, так как музыкальные образы являются продуктом познания и опыта, полученные средствами музыкального мышления (при котором работали эмоции). А это является, по природе своей, наиболее естественными, сравнительно с другими продуктами и результатами всех других видов жизнедеятельности человека. Музыка (особенно симфоническая) - инженерное искусство, где выбор строительного материала и логика его изложения подчинена эмоциям, которые она высвобождает и развивает, чем и очеловечивает. Музыка – есть искусство, которое гранит, отшлифовывает человеческое, присущее только той личности, которая, воспринимая, принимает в себя её дееспособность. Музыка «работает» в человеке и на человека только с позволения самой личности, не подавляя, а развивая всё то, что, заложенное Богом, потаённо «дремало» в этой личности.

Л.Н. Толстой, изучив методику воспитания Европы и России, сделал вывод: «Каждый живет для проявления своей индивидуальности, воспитание – стирает её». Ребенок в доречевой период менее всего реагирует на текст, более - на тембр и на интонацию, и со взрослыми такое тоже происходит. Можно допустить, что душа человека звучит в его голосе. Здесь мы вплотную подошли к музыке, которая интегрирует Божественную духовность многих поколений и многих веков. Эта её всеобщность звучит даже в частном, возвышая единичное до всеобщего. Не вся музыка на сегодня такова, но в этом её направленность, Музыка всегда коллективна - как по своим истокам, так и по процессу и целям: она разрушает изоляцию индивидов и объединяет. Единение весьма различных индивидов – это одна из сущностей музыки. Если в голосе человека звучит его душа, то в музыке звучит душа человечества, как эхо вселенной. Так же это происходит в различных звукоинтонационных ритмически организованных системах языка музыки. Ведь движение, в отличие от покоя, с самых первых шагов человечества осознавалось в звуке – в шорохах, звонах, скрипах, свисте, вое и т.д. А беззвучие, молчаливое движение больших масс внушало страх, изумление, ощущение таинственности и многозначительности и выразительной содержательности музыкальных пауз. Вспомним пифагорийцев, на протяжении многих столетий беззвучная «музыкальность» движущихся «небесных сфер» и пнематосферы Павла Флоренского гипнотизировало умы своей грандиозной величественностью и тайной «музыкальной» содержательностью. Магия музыки очевидна. Массовое увлечение поп-музыкой не случайно, мы еще не придали должного значения этому явлению. Такое повальное увлечение поп-музыкой пока еще не привлекло к музыке научного подхода с её сущностной стороны.

Искусство и жизнь пока существуют раздельно. Это две параллельные прямые, непересечение их смертельно и для искусства, и для жизни. Верилось, что котурны и маски отражали жизнь, а показ живого лица и уход от условностей театра считалось натурализмом. Сейчас же видим иное: показ интимных сторон жизни и психологии отношений считается положительным. Так же наблюдается проникновение искусства в жизнь: дизайн, элементы украшения быта, музыкотерапия и пр. Чтоб искусство стало жизнью, а жизнь искусством, т.е. то Божественное в человеке могло раскрываться, надо уже сейчас стремиться к этому не на словах, а делом. Мы привыкли потреблять музыку и относиться к ней утилитарно как средству эстетического удовлетворения через слух, не задумываясь, что она представляет собой особый род деятельности Бога, где особым способом выражается эмоциональная сторона человека. Но придёт время, когда она будет исполнять другую функцию – функцию языка мышления, а, может быть функцию созидателя и общения. Возможно, музыка поможет раскрыть генетический код, расшифровав папиллярные линии, надо лишь найти начало, как у кокона начало нити. Все виды коммуникативности сольются в единое остриё. Это передача информации через музыку. Звук станет вещественным носителем мысли (её материализатором). Если музыка - язык эмоций, то мышление на языке эмоций может быть средством, дающим возможность выйти из языковых барьеров, а может быть и на связь с другими цивилизациями. И тогда человек станет подобием Бога - эхом вселенной, не только по своей задаче, но и реально.
Любая теория, когда становится еще и математической (когда приходиться делать сложные расчеты с цифрами), становится безобразной. Не зря человечество вооружилось ЭВМ. Все расчеты несут в себе элемент насилия над личностью. Отношение человека к природе и между ними должны строиться по принципу гуманности. Гуманизм – есть критерий всех взаимоотношений. Любая цель, если она достигается, перешагивая через гуманизм, не может служить людям до конца вся. Из всех искусств только музыка в своём воздействии считается с личностью. Если уж какая-то информация и усваивается личностью, то только та, которую способна переварить эта личность (у Бога чистые руки). Все другие виды искусства: литература, изобразительное, кино, театр способны перековать, разгромить, камня на камне не оставить от личности, если био-социальный код человека не совпадает со взглядами художника. И чем выше мастерство художника. тем это делается сокрушительней. Деспотичность любого вида искусства может быть не только в содержании, но и в его предметности, в его предзаданности знака, цвета, линии, материала, формы. Ведь материал музыки наименее всего предметен, ибо её материалом являются только колебания – звук, который всеобщ всем звукам вселенной. ЗВУК, И В НЁМ - ЖИЗНЬ. Математика – онемевшая музыка.

Каждый звук по высоте содержит определённое число колебаний. И если звук принять за число, то музыка – это закодированная в числах работа эмоций. Без человеческих эмоций никогда ничего не происходило, нет и быть не может человеческого поиска Божьей истины. Расчет и эмоции стоят по краям диапазона человеческой жизнедеятельности. Эмоция отвергает расчет. Интеллект находится между ними на золотой середине, ближе к эмоции. Только то, что проработано эмоцией, откладывается в интеллект. Музыка – это язык эмоций, а эмоции по воле Бога управляют всеми процессами, происходящими в человеке. Более того, эмоции связывают человеческие свойства в нечто целое и самого человека с миром и другими людьми. В эпоху, когда познание настолько пропитывает человека, когда и чувства стали «теоретиками», необходимо признать, что эмоции концентрируют в себе наиболее сущностное, захватывая всего человека. Эмоции – это реальное единство многообразного мира, концентрированное выражение реальных связей человека в самом себе, с другими людьми и с Миром. Эмоции насыщены знаниями, опытом и творчеством всех предыдущих поколений и мощно устремлены в грядущее. Музыка делает великое дело, опредмечивая и распредмечивая дело, в котором один становится многим и тем самым – истинно самим собой. И всё это происходит не на уровне рассудка и даже не на уровне сознания, а как бы на клеточном уровне, волнуя и преобразуя всего человека, который может о себе сказать словами Тютчева: «Всё во мне и я во всём»
По сути дела взаимоотношения между людьми, как разумными существами, очень просты, но исторический ход развития общества на современном этапе, так запутал их, что человеку невозможно нормально развиваться. Идеальный человек не выживет! Населить планету разумными существами - это еше часть дела, но не меньшая часть - сделать их Людьми.

При урбанистическом пути развития цивилизации, музыка - единственный путь к коренному изменению в мыслительной деятельности человека. Потребности человека неистребимы. Музыка позволяет человеку явить себя во всей его полной Божественной обнаженности, не стыдясь при этом. Человек прекрасен и человечески могуч лишь тогда, когда он являет себя во всей полноте своего, генетически заложенного в нём Богом, развития, что и позволит ему сделать музыка из-за отсутствия в ней наглядности, конкретности, вещественной ощутимости. При этом высвобождается источник жизненной энергии, веками закупоренный всеми рефлексами, обычаями и традициями, до того никогда в полной мере не использованный. Полнота Божественного не имеет себе аналога по человечности и мощи. Музыкальное мышление есть часть ноосферы – самая богатая и самая живая форма человеческого мышления, оно сразу включает в деятельность всю полноту нашей психофизической системы, при незаинтересованности в постороннем к процессу творчества или сотворчества. Здесь присутствует полнота творчества Бога через человека. Музыкальное мышление совершается на работе эмоций, которые, утончаясь как «ворсинки», живо и стремительно ощупывают и осязают жизнь в её объёме и глубине, так как иначе она не осязаема. Здесь обогащаются сами эмоции соком жизни в прямой и обратной связи с одновременно развивающимся интеллектом, который становится разумом в его необходимой форме. Здесь же участвуют и синтезируются предыдущий музыкальный опыт, житейский и философский взгляд на жизнь. Тут-то и становится возможным человечное бытие, т.е. творчество, когда нет необходимости лгать.
В музыке всегда имеет место наличие единства субъективного и объективного. Музыка объективна, но её жизненность возможна только как продукт субъективности, т.е. Божественного, как в производстве, так и в восприятии. В этом её противоположность науке, которая являет собой объективность. Субъективность музыки является её животворной сущностью не только в ней самой, но и субъективностью человека, человечества и Вселенной. Музыка, будучи отражением целостности мира, включает и человека в деятельность всей его цельностью и наиболее цельно связывает самого человека с Миром. Но она еще не стала той необходимой человеческой деятельностью. Музыка - самое гуманное из искусств. Она – выход из безысходности, хотя пока еще и работают «рыночные взаимоотношения», а не её продуктивность по сути. Музыка наиболее мощно разрушает товарный подход к не товарному явлению. Она нацелена на формирование человека в человеке, а не на обеспечение его физического существования. Животворность музыки бескорыстна и не производится с позиции силы, в её основе – принцип любви.

Музыка за всё время своего исторического пути развилась настолько, что творение в ней (выражение себя как личности) стало уделом избранных. Малодоступность ущербна и для самого развития музыки. Она из-за этого теряет свою сущность. Примерами являются неудачные опусы серьёзной музыки. Спасут её в итоге не «цеховые мастера», а массы, которые и проявляют сейчас о ней активную заботу. Здесь очевидно противоречие между потребностью в музыке у всех и невозможностью всем быть в ней творцом.
Исполнительская техника на всех музыкальных инструментах сейчас очень сложна и только единицы людей, при многолетнем обучении, становятся яркими индивидуальностями в музыке. Это происходит из-за того, что биосоциальный код личности не совпадает с клише, предложенного самой жизнью. И для того, чтоб овладеть современной исполнительской техникой на музыкальном инструменте, личности приходится тратить колоссальные, жизненно важные, ресурсы психической и физической энергии, приспосабливая себя к инструменту и технологии. Этим самым, нивелируя себя как личность. Появление компьютера в какой-то степени поможет решить эту проблему. Но нужно ли идти этим путём? Путём исполнения компьютером технически сложных мест в музыке. Правда, компьютер даёт возможность раскрытия новых путей творчества и общедоступность к самовыражению в музыке, а так же даст возможность воспользоваться в полной мере натуральным, ближе к природе, строем взамен математически темперированного. Но по сути дела меня интересует, есть ли возможность при помощи компьютера изучить математику музыки, которая, впоследствии сможет раскрыть человеку новые горизонты творчества. «Не можем же мы, в самом деле, довольствоваться тем, что музыка выражает душу, ничего конкретного не изображая». Эта мысль, приведённая М. Коганом и несомненно противоречащая истине. Известные парадоксы Лейбница и Шопенгауэра, первый из которых сказал, что «музыка есть скрытое упражнение в арифметике души, не умеющей себя вычислить», а второй утверждал, перефразируя Лейбница, что «музыка есть скрытое упражнение в метафизике души, не умеющей о себе философствовать». Очевидно, решать эту проблему нужно научным подходом. Мне же представляется, что предметом музыки является непосредственно вся воспроизводимая вселенная, но не в её вещевой или событийной житейской определенности, а в жизненных реальных ритмах и сложнейших переходах движущихся и развивающихся во времени процессов. Так же, как и вечная и изменяющаяся динамика этих процессов, присутствующая и в самых различных, уже познанных логически, и в еще только ощутимых, еще в предугадываемых формах бытия природных явлений – от пульсов зарождающейся жизни до космических ритмов движущейся вселенной.

Для решения многих проблем человечество создало символы – своеобразные идеальные знаки реальности. Это было необходимо и прогрессивно для мысленной обработки реальных явлений, но этим же мы удалили себя от жизни. Вместо оперирования с реально-натуральным стали применять эрзац, суррогат реальности, порой
забывая о том, что обозначают те или иные знаки. Сейчас необходимо продраться к самой природе вещей и отношений, обогатив себя тем, что дала работа с обозначаемыми реальность символами. Количество более трех-пяти, человек представляет символом (знаком), а не самими реалиями. Звук же в музыке несёт в себе непосредственно число (например, 440 – это ля 1-й октавы) как реальность, а не его символ. Любое число может быть выражено звуками или созвучиями, а математические действия - взаимодействиями звуков. Но если в математике действия осуществляются абстрактными знаками, обозначающими количественные и качественные величины, то в музыке оперируют непосредственно с самими количествами и качествами.
«Числа» музыки – наиболее реальные числа. Музыка – это математика Божественной реальности, в ней – уточнение и поправка проблем самой жизни.
Дальнейший прогресс математики возможен через музыку, но и саму музыку надо сблизить с реальностью. Содружество математики и музыки неизбежно обогатит друг друга, открывая путь к Богу.
Музыка – это рука, протянутая из будущего, она позволит заглянуть в грядущее, неизведанное. Если человек – эхо Вселенной, то необходимо исследовать и исследовать то Божественное, что «звучит» через человека, в его музыке, тогда мы доберёмся до того, что родило это эхо!
Музыка – единственный путь к коренному изменению в мыслительной деятельности человека для перехода цивилизации в новую фазу развития, фазу космическую. Иначе нас ждет АПОКАЛИПСИС.
_________________________
© Шварц Рихард Рихардович
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum