Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Памяти Георгия Николаевича Данелии
Публикации российских СМИ памяти великого кинорежиссера Георгия Николаевича Дане...
№05
(358)
10.04.2019
Коммуникации
Как создавался телевизионный медиарынок в Ростове-на-Дону
(№18 [198] 20.12.2009)
Автор: Виктория Смеюха
Виктория  Смеюха
90-е гг. XX в. стали периодом формирования коммерческого телевидения и активной модификации государственного вещания. На месте разрушенной системы партийной журналистики предстояло создать новую, соответствующую демократическим принципам и законам экономического развития медиарынка. Формирование новых журналистских форм и методов работы происходило в условиях жесткой конкуренции, подписание Закона «О средствах массовой информации» предоставило возможность организациям и частным лицам активно участвовать в создании новых СМИ, в стране повсеместно организовывались новые периодические издания, радио-, и телекомпании.
Трансформация ростовского телеэфира происходила в двух направлениях: менялась концепция вещания государственной региональной телекомпании, создавалось коммерческое региональное телевидение. После ухода в отставку руководства Ростовского телевидения комитет по телевидению и радиовещанию возглавил Н. И. Чеботарев. Он был назначен на этот пост 21 октября 1991 г., а 2 января 1992 г. на базе Телерадиокомитетеа была создана Государственная телерадиовещательная компания «Дон-ТР».
Важно было сохранить лучшие традиции донского телевещания, полностью отказаться от партийно-идеологических форм работы и представить новую модель государственного регионального телевидения. Сам руководитель компании Н. И. Чеботарев непростой период в истории ростовского телевещания описывает так: «Годы острой экономической и политической нестабильности в стране, смена идеологических ориентиров, болезненное нарождение рыночных отношений, приход в отрасль принципиально новых технологий, появление кардинально иных форм и форматов телевизионного вещания. Вот неполный перечень примет постсоветского десятилетия в сфере электронных средств массовой информации» [1], «перестройка советского телевидения на новое, демократическое, в котором была бы свобода слова и не было бы цензуры, где предстояло изменить многие технологические процессы, заменить технику и организацию выпусков, требовала огромных усилий, средств и здоровья. Сложность состояла в том, что коллектив к тому времени сильно постарел, надо было обновлять кадры, не умаляя заслуг ветеранов» [2].

Вынужденное сокращение коллектива, формирование новых редакций, тематическое планирование новых программ, освоение новых приемов журналистского мастерства – только неполный перечень трудностей, с которыми пришлось столкнуться сотрудникам «Дон-ТР». Если в советский период региональное телевещание ориентировалось на деятельность Центрального телевидения, то в начале 90-х г.г. четких представлений о том, каким должно быть новое телевидение, не было. В условиях реформирования центральных каналов журналисты, создавая программы, руководствовались интересами зрителей, собственным видением функционально-тематических характеристик регионального телеэфира. Одну из первых встреч с сотрудниками Ростовского телевидения Н. И. Чеботарев начал с обращения: «Вам принадлежит будущее телерадиокомпании. Со своей стороны обещаю всяческую поддержку. Приветствую свободу, творчество. Творите, как умеете. В добрый путь!» [3].
По мнению директора «Дон-ТР», характер телекомпании определял степень ее непопулярности у широкой аудитории, воспринимавшей в начале 90-х гг. негативно все, что было связано с государственной системой: «Государственное ТВ… проигрывало частному уже тем, что оно опять же было государственное. Да еще в отличие от своих непредсказуемо свободных коллег мы, скажем, не могли оплевывать государство, Президента, Правительство» [4]. Партийное прошлое телекомпании накладывало отпечаток на ее деятельность. Средства массовой информации, созданные в эпоху советского правления, вызывали у аудитории недоверие, несмотря на то, что пошли на изменение программных концепций. Информация, которую готовили журналисты государственных компаний, автоматически приобретала оттенок официальности, что, бесспорно, мешало ее популяризации среди массового населения.
В 1998 г. вышло Постановление Правительства РФ «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации». ВГТРК объединила 89 региональных государственных телерадиокомпаний, в их числе и ГТРК «Дон-ТР». Данная акция позволила координировать программную политику федеральных и региональных каналов, вошедших в систему Всероссийской государственной телерадиокомпании. В 2002 г. ВГТРК организовала сеть информационных программ «Вести», программа «День Дона» была реорганизована и стала выходить под названием «Вести Дона».

Унификация информационного эфира государственных региональных телекомпаний не вызвала оптимизма у ростовских телевизионщиков. Многие из них увидели в ней введение контроля над телевизионным эфиром, так В. И. Маликов (в 90-е гг. он стал одним из основных учредителей и руководителем компании «ЭкспоВИМ» (22 телеканал)), комментируя данные события, выразил следующее мнение: «то, что происходит с «Дон-ТР» и другими подобными студиями, у меня вызывает не очень мажорное настроение. Грустно, потому что государство, создав систему ВГТРК с региональными филиалами, еще больше укрепило свои монопольные позиции… Государственные чиновники по-прежнему хотят строить и равнять россиян по единому идеологическому ранжиру… Не потому ли так однообразны многие выпуски телеканала «Россия»?» [5].
Компании «Дон-ТР» пришлось оставить на втором канале только информационные выпуски, остальные программы были переведены на 12-й и 35-й каналы, которые доступны для просмотра не всем жителям региона. Шеф-редактор творческо-производственного объединения 35-й канала О. Л. Кондрашова так описывает происходившие изменения в государственном региональном телеэфире: «Все вещательное время региональных телерадиокомпаний было настоятельно рекомендовано отдать информационным выпускам. Таким образом, в регионах практически исчезло тематическое вещание. Тематические программы для детей и юношества, о региональной культуре и социальных проблемах стали вытесняться на дециметровые каналы» [6].

Становление ГТРК происходило в условиях конкуренции. До 90-х гг. ростовское телевидение было представлено региональной государственной компанией, осуществлявшей вещание в Ростове-на-Дону и Ростовской области, являвшейся по своей сути монополистом в распространении информации местного характера. Теперь у зрителей появился выбор, они могли смотреть частные телеканалы, привлекающие новизной, независимостью, оригинальностью. Коммерческие телекомпании предлагали новостные выпуски, в которых не превалировала информация административного характера, передачи развлекательного формата (музыкальные программы, художественные фильмы), основная часть которых не производилась, а ретранслировалась. Заполнение эфира собственной продукцией не представлялось возможным, частным телекомпаниям дешевле было приобретать программы, чем выпускать собственные.
В вопросе финансового обеспечения государственные телекомпании находились в более выигрышном положении, потому могли позволить производить и информационные, и аналитические, и развлекательные программы. В интервью журналу «Журналист» Н. И. Чеботарев прямо обозначил преимущества ГТРК: «За последние годы мы получили то, о чем прежде и мечтать не могли. Нет теперь обкомовских директоров, есть экономическая свобода, право распоряжаться кадрами, строить программу так, как мы считаем нужным. И подстраховка нашей независимости существует очень серьезная: финансирует нас Минфин из федерального бюджета напрямую, минуя местные органы» [7].

В феврале 1991 г. в эфир стали выходить первые программы коммерческого канала «Южный Регион». Однако еще до его организации местные телевизионщики смогли оценить плюсы коммерческого вещания, в перестроечный период на Ростовском телевидении была создана редакция рекламы, средства, полученные от размещения рекламных объявлений, сюжетов использовались для развития компании. В Ростове разрабатывался проект негосударственной телекомпании «Ника TV», который так и не был реализован.
Идея создания «Южного региона» принадлежала Г. В. Кудинову. До начала телевизионной деятельности руководитель первого ростовского коммерческого канала был врачом, спортивным тренером, увлекался фото-, и видеосъемкой, был одним из инициаторов проекта «Ника TV», учился телевизионному мастерству в США, ЮАР.
Предложение Г. В.Кудинова о создании коммерческой телекомпании было поддержано председателем комитета по телевидению и радиовещанию В. Ф. Миняйло. Новый канал возглавил А. П. Зарецков, работавший на Ростовском телевидении с 1981 г.
В связи с социально-политическими изменениями в стране компания распалась. Бренд «Южный Регион» сохранился, Г. В. Кудинов заключил договор с СКЖД о создании телекомпании, которая и получила известное название. В 1994 г. «Южный Регион» начал трансляцию программ московского канала «ТВ-6».

В 1992 г. А. П. Зарецков открыл телерадиокомпанию «Теле-икс». Вместе с ним с государственного телеканала ушла часть творческого коллектива. Новая телестудия разместилась в арендованном помещении Дома офицеров, журналисты, операторы готовили независимые программы. На телеканале были созданы новые передачи: цикл программ о православии, казачестве, народном творчестве: «Православие на Дону», «Храмы Верхнего Дона», «Шолоховская весна», «На майдане», популярностью у аудитории пользовалась программа «Телевизионные поздравления». «Теле-икс» организовывал благотворительные телемарафоны: по сбору средств на строительство храма Дмитрия Ростовского, в помощь пострадавшим от теракта в г. Волгодонске.
Выпуск телевизионной продукции был процессом затратным, но малоприбыльным, размещение рекламы в телеэфире также не позволяло покрывать всех расходов, потому параллельно с телевизионным творчеством сотрудникам «Теле-икс» приходилось заниматься коммерческой деятельностью. Компания занялась выставочным бизнесом (мебель, текстиль, одежда и др.). Журналисты осваивали новую сферу телевизионной коммерческой деятельности – производство заказных фильмов, программ о ростовских предприятиях.

В декабре 1995 г. начал телевещание канал «Пульс» (49-й канал). Однако сама телерадиокомпания была зарегистрирована в мае 1991 г., активно занималась развитием кабельного вещания. Руководством компании было подписано соглашение с шестым Санкт-Петербургским каналом о ретрансляции его программ, кроме того, в эфире ТРК «Пульс» выходили программы каналов «Евроспорт», «MGM». Журналистами компании готовились информационные блоки, передачи «Лицом к лицу», «Деловой собеседник», «Будни», «Телеказино», «Праздник Жизни». В качестве сетевых партнеров ТРК «Пульс» выступал СТС, затем ТНТ.
В 1995 г. ростовский телеэфир пополнился новой телекомпанией –"ЭкспоВим". «Товарищество «ЭкспоВим», организованное на базе Агентства деловой информации, было зарегистрировано в 1993 г.. Целью новой компании стала организация независимого телевещания. «Домашняя газета», комментируя начало деятельности «ЭкспоВИМ», писала, «что дирекция канала настроена оптимистично и полагает, что при хорошей постановке дела коммерческое телевидение – занятие хотя и высокозатратное, но тем не менее высокоприбыльное» [8].
Руководство компании «ЭкспоВим» к журналистике имело непосредственное отношение – ее директор В. И. Маликов долгое время был редактором радиостанции «Парус», затем – старшим редактором молодежных программ Ростовского телевидения. В начале 90-х гг. он занялся предпринимательской деятельностью, но в медиабизнес пришел не сразу, для организации собственного телеканала, о котором мечтал журналист, был необходим первоначальный капитал. В. И. Маликов заработал его, занимаясь продажей молочной продукции. Заместитель генерального директора «ЭкспоВим» Э. Б. Умуршатян с 1960 по 1992 гг. работал в Ростовском областном комитете по телевидению и радиовещанию, являлся редактором политических программ радио, в 1992 г. ушел с государственной службы, вместе с В. И. Маликовым организовал Агентство деловой информации.
Уставной капитал компании «ЭкспоВим» на 1 июля 1995 г. составлял 1 млн. долларов. Канал представлял аудитории продукцию собственного производства: программы «На Большой Садовой», «Будьте здоровы», «Наш дом», «Если б мэром был я», «Мое дело», «Служба 060» и др., а также транслировал сериалы: «Дерзкие и красивые», «Корабль любви», «Секретные материалы», «Симпсоны» и др., музыкальные и спортивные программы. «ЭкспоВим» сотрудничал с сетями «REN TV», АСТ, ТВ-3, MTV.
Процесс освоения коммерческого телевещания не был гладким, профессиональные победы давались нелегко: «…съемки, монтажи, рекламные ролики, бесконечные споры с начинающими, но уже считающими себя гениальными репортерами и ведущими. Все было: и «видеомаги» выходили из строя, и происходили конфликты с властями, и было желание некоторых теневых структур нас обанкротить после дефолта девяносто восьмого года. Сколько арбитражных судов в связи с этим мы пережили: на информационном рынке, как и везде, шла ожесточенная борьба», - вспоминает В. И. Маликов [9].

Именно экономическими обстоятельствами объясняет смену владельцев «ЭкспоВим» один из его организаторов, Э. Б. Умуршатян: «На протяжении десяти лет шла постоянная борьба за выживание, смена сетевых партнеров – не по нашей вине, а это потеря рекламодателей, значит, и денег. Дефолт, дефицит профессионалов в сфере менеджмента и маркетинга… В общем ком накопившихся проблем сделал свое дело. Мы поняли, что нужно резко менять курс нашего корабля, чтобы выскочить из этих бурь и невзгод» [10].
Зарождавшийся медиабизнес был привлекательной сферой вложения капитала, в начале прошлого десятилетия предприниматели начинают активно интересоваться медиаиндустрией: выступают в роли учредителей, совладельцев изданий, теле-, радиокомпаний причем не только центральных, но и региональных. Помимо финансовой прибыли, обладание СМИ гарантировало их владельцам определенную степень влияния на аудиторию, в том числе и политического. Однако процесс широкой организации СМИ на практике не означал, что все открывавшиеся газеты, журналы, теле-, радиоканалы превращались в экономически выгодные предприятия. Если в советский период эффективность, действенность, популярность СМИ зависела в большей степени от профессионального уровня сотрудников, то предпринимателям, осваивавшим медиарынок, необходимо было не только организовать коллектив для нового СМИ, но и самим иметь соответствующий опыт, знания в сфере журналистики, экономики, без чего продуктивная деятельность не представлялась возможной.
Журналистам и организаторам независимых телестудий приходилось учиться не только делать качественные интересные программы, но и управлять компаниями. «…профессионализму надо учится всю жизнь, - считает руководитель компании «Южный Регион». – И я учился: стажировался в двух школах Америки, где получил знания по экономике и журналистике, познакомился с работой ряда телеканалов, с видными телерадиожурналистами. Того, что мы там увидели, на Российском телевидении еще не было, как не было и понятия о бизнесе, рекламе, системе финансирования, спонсирования программ, организации работы менеджеров и так далее» [11].

К середине 90-х гг. в регионе было представлено два типа телевещания: государственное и коммерческое. Между телеканалами развернулась борьба за лидерство в телеэфире. Но в прессе их руководители опровергали мнение о том, что формирование ростовского эфира происходит в условиях конкуренции, так, Н. И. Чеботарев в интервью «Домашней газете» заявил, что в регионе для его компании конкурентов нет, следовательно, все рассуждения о конкурентном процессе на ростовском телерынке бессмысленны [12]. Того же мнения придерживался и А. П. Зарецков: «… нельзя говорить о какой-то настоящей конкуренции, так как она возможна только при вещании по 20, как минимум, каналам, и при том, что вещание будет идти все 24 часа в сутки» [13].
Телеканалы предлагали аудитории собственные программные концепции. «Дон-ТР» делал ставку на производство оригинальных программ, проведение в передачах государственной политики («госзаказ»), показ отечественных художественных фильмов. Коммерческие каналы большую часть эфирного времени заполняли продукцией, произведенной партнерами, с которыми подписывали соглашения о ретрансляции программ, зарубежными фильмами, передачами собственных корреспондентов. Последние были представлены в небольшом количестве в силу того, что компании имели незначительный штат сотрудников - 30- 40 человек (для сравнения: в 1995 г. штат «Дон-ТР» насчитывал 400 человек), были ограничены в финансовых средствах.
По сведениям журнала «Практический маркетинг», в 2000 г. популярностью у ростовских зрителей пользовались следующие местные программы: информационные – «День Дона» (43,8%) («Дон-ТР»), «Южный Регион Инфо» (29,6%) («Южный регион»), музыкальные – «С любовью к вам!» (29,5 %) («Дон-ТР»), «Музыкальная шкатулка» (35,2 %) («Южный Регион»), «Любимые мелодии» (8,4 %) («Теле-икс»), «Музыкальный привет» (4,9 %) («Альтернатива»), экономические – «Деловой Дон» (20,7 %) («Дон-ТР»), о здоровье - «Барометр здоровья» (6,2 %), «Домашний доктор» (5,7 %) («Теле-икс») [14].

Сегодня в ростовском телеэфире работают следующие компании: «Дон-ТР», «Южный регион», «Пульс», «Рен-ТВ Ростов» (3-й канал»), «ЭкспоВим» (MTV-Ростов), «Теле-икс».
ГТРК «Дон-ТР» включает в себя теле- и радиокомпанию, информационно-рекламный еженедельник «Дон-ТР». Аудитория «Дон-ТР-Россия» составляет около 5 млн. зрителей, программы канала смотрят в Ростовской области, частичный прием возможен в Воронежской, Луганской, Донецкой, Волгоградской областях, Калмыкии, Ставропольском и Краснодарском края. Аудитория 35-го дециметрового канала – около 2 млн., проживающих в Ростове и близлежащих городах (Азов, Батайск). Согласно статистическим данным, среднесуточный рейтинг программ «Дон-ТР» на канале «Россия» составляет 25-26%, что свидетельствует о лидерстве компании в ростовском телеэфире [15]. Телекомпания ведет вещание на телеканале «Россия» («Местное время», «Вести Дона»), на 35-м («Вести. Репортаж», «Вести. Дон. Медицина», «Вести. Сейчас. Подробности», «Вести. Дон. Экономика», «Вести. Дон. Спорт», «Вести. Дон. Культура», православная программа «Путь», «Провинциальный салон», детская программа «Сказка на ночь») и на 12-м («Губерния», «Местное время». Вести - Северный Кавказ», «Донской парламент», «Эрудит Дона»). У ГТРК имеется собственный интернет-канал, представляющий текстовую, аудио- и видеоинформацию о жизни Ростова-на-Дону, Ростовской области и Южного федерального округа.
В состав медиагруппы «Южный регион» входят спутниковый канал «Звезда-Южный регион», 28-й канал «Южный регион — РБК», 43-й канал «Спорт», кабельный канал «Ростов-на-ТВ», радио «Шансон-Ростов», «Маяк-Южный Регион», Агентство деловой информации.

В 2006 г. медиагруппа «Южный Регион» заключила договор с телекомпанией «Звезда» сроком на три года о ретрансляции программ на собственном спутниковом телеканале, на котором до этого транслировалось вещание телекомпании СТС. Спутниковый канал «Звезда-Южный Регион» обеспечивает вещание на 93,2 % территории Ростовской области, даже в тех районах, куда сигнал эфирных телевизионных каналов не поступает. Учитывая важность и актуальность проекта, областная администрация принимает активное участие в его развитии – финансирует установку оборудования, оплачивает спутниковый трафик. Согласно договору 25 % эфирного времени на телеканале занимают передачи, подготовленные журналистами «Южного Региона»[16], таким образом, жители всей области могут смотреть программы «Южный Регион Инфо», «Бизнес Дона», «Интервью», «Станица», «Сторона родная», «Прогулки во времени», «Ритм дороги», «Галерея успеха», «Тема для разговора». Ростов-на-Дону.

28-й канал «Южный регион — РБК» появился в ростовском эфире 2 сентября 2003 г. Его журналисты готовят информационные, деловые, познавательные программы, которые благодаря спутниковому каналу доступны для просмотра жителям всей области, потенциальная аудитория канала достигает 1,4 млн. зрителей. Как отмечает руководство компании, основными приоритетами в ее деятельности является освещение следующих тематических направлений: «история регионального малого и среднего бизнеса», развитие регионального бизнеса в российской экономической системе, «взаимодействие бизнеса и власти», «позиционирование региона, освещение его инвестиционной привлекательности» и др.[17].
43-й канал «Спорт» ретранслирует программы общероссийского канала «Спорт», основную часть эфирного времени занимают прямые трансляции спортивных соревнований. «Южный Регион» обладает эксклюзивным правом на трансляцию футбольных матчей с участием команды «Ростов» и баскетбольных матчей с участием команды «Локомотив». Два раза в месяц на канале выходит программа, подготовленная журналистами «Южного Региона», «Вести-спорт. Южный Регион».
ТРК «Пульс» является владельцем телеканала «ТНТ-Пульс», радиостанции «Пульс радио-Серебряный дождь», телеканала «Пульс-ДТВ», сети кабельного телевидения.
Азово-Черноморскую телерадиокомпанию представляют телекомпании «Теле-икс», «Парк», рекламное агентство «АРТ - Имэджин». Территория охвата потенциальной аудитории – жители Ростовской области и близлежащих к ней районов. Журналисты компании выпускают следующие программы: «Лицом к лицу», «Клуб деловых встреч», «От наших корреспондентов», «Южная столица», «Погода на Юге России», «Погода. Народный прогноз», «Автомобиль. Дорога. Сервис» и др.. Коллектив телерадиокомпании насчитывает 70 человек.

Телекомпания «3 канал» является сетевым партнером телеканала «Рен-ТВ» в г. Ростове-на-Дону, ретранслирует его программы. Зона вещания компании – Ростов-на-Дону, Азов, Батайск. Журналисты телекомпании готовят следующие программы: «Город», «Город за неделю», «Читающий город», «Закон и город» и др..
Компания «Эксповим» (22 канал) ретранслирует программы канала MTV, занимается размещением рекламы в СМИ, осуществляет производство рекламных роликов, фильмов, телевизионной продукции.
Телекомпания «СТС-Южный Регион» (ЗАО «Южный Регион Холдинг») с апреля 2003 г. транслирует на 7-ом канале программы СТС. До этого правом на их трансляцию владел «Южный Регион», размещавший на канале собственные информационные программы, что не соответствовало интересам «СТС Медиа». Объем общего вещания телекомпании – более 6 часов в неделю, из них нерекламного – 1 час 36 мин. – время выхода в эфир программы «Истории в деталях» Ростов-на-Дону» (два оригинальных выхода в неделю и два повтора), являющейся сетевым проектом «Истории в деталях» с С. Майоровым. Помимо Ростова данный сетевой проект выходит в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Перми, Казани.

Изменения в составе ростовских телевещателей, смена сетевых партнеров, – тенденция характерная для отечественного медиарынка. В последнее время в развитии регионального вещания обозначилось новое направление – столичные медиаструктуры приобретают местные телевизионные станции. Крупной финансовой сделкой стала покупка компанией «СТС Медиа» 38-го дециметрового телеканала «Альтернатива» (ООО «Программа, Сервис, Монтаж»), работавшего Ростове с 1992 г., ретранслировавшего с 2005 г. программы телеканала «Домашний». Специалисты оценивают стоимость «Альтернативы» от 2 до 5 млн. дол.. В местной прессе представителями «СТС Медиа» была озвучена причина, побудившая компанию выступить с инициативой покупки ростовского канала: «Альтернатива» «практически не продвигала своего сетевого партнера в Ростове, если какие-то шаги и были, то это делала Москва напрямую» [18]. Однако помимо официальной версии ростовскими журналистами были представлены и другие, более очевидные мотивы, прихода московской компании на ростовский телерынок: во-первых, региональный телеэфир стал приносить значительную финансовую прибыль, и медиахолдинги проявляют заинтересованность в том, чтобы большая часть денежных поступлений шла напрямую к ним, во-вторых, проводить программную политику телекомпании, популяризировать ее продукцию выгоднее и удобнее не через посредника, а лично [19].
Несмотря на активную деятельность федеральных каналов, зрительское внимание к региональным телевизионным программам остается неизменным. Жители административно-территориальных образований проявляют повышенный интерес к продукции местных телеканалов, что объясняется фактором интереса к локальным событиям, являющегося одним из важнейших критериев актуальной и эффективной информации. Развитие цифрового вещания внесет определенные коррективы в деятельность местного телевещания. Многоканальность, высокое качество вещания, ряд дополнительных сервисных услуг помогут более полно учитывать информационные интересы местных телезрителей.

Примечания

1. Чеботарев Н. И. Нам десять лет // Дон-ТР. 2002. № 6. С. 3
2. См.: Костенко Г. Мы не искали тихой гавани. Ростов-на-Дону, 2005. С. 311 - 312.
3. Там же. С. 312.
4. Чеботарев Н. И. Нам десять лет // Дон-ТР. 2002. № 6. С. 3
5. Костенко Г. Мы не искали тихой гавани. Ростов-на-Дону, 2005. С.78 – 79.
6. Цит. по: Никитина Т.Н. Особенности функционирования общефедеральной сети «Вести» (на примере ГТРК «Дон-ТР»). Дипл. работа. Ростов-на-Дону, 2006.
7. О сепаратизме, партийных традициях и вакханалии в эфире (интервью с Н. И. Чеботаревым) // Журналист. 1993, № 11 С. 14
8. «ЭкспоВим». Новое лицо в старом интерьере //Домашняя газета. 1995. 28 июня. С. 10.
9. Костенко Г. Мы не искали тихой гавани. Ростов-на-Дону, 2005. С. 83.
10. Там же. С. 97.
11. Костенко Г. Мы не искали тихой гавани. Ростов-на-Дону, 2005. С. 106.
12. Домашняя газета. 1995. 21 июля.
13. Джумыга Т. Судьба «Южного региона» // Вечерний Ростов. 1992. 3 марта. С. 4
14. Ростов-на-Дону: аудитория телевидения, радио, прессы по данным исследования R-TGI за 1-й квартал 2000 года //Практический маркетинг. 2000. № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.cfin.ru
свободный. Загл. с экрана. Яз. рус..
15. Ростовская государственная телевизионная и радиовещательная компания «Дон-ТР» [Электронный ресурс]. Ростов-на-Дону, 2007. Режим доступа: http://www.www.dontr.ru , свободный. Загл. с экрана. Яз. рус..
16. Областной спутниковый канал «Звезда – Южный Регион». «Телевидение с широким охватом» //Медиагруппа «Южный Регион» [Электронный ресурс]. Ростов-на-Дону, 2008. Режим доступа: http:// www.yugmedia.ru, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус..
17. 28 канал «Южный Регион - РБК». «О бизнесе и не только...» //Медиагруппа «Южный Регион» [Электронный ресурс]. Ростов-на-Дону, 2008. Режим доступа: http:// www.yugmedia.ru, свободный. Загл. с экрана. Яз. рус..
18. «СТС Media» обзавелась «Альтернативой» // Деловой квартал. 2007. №5 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// http://www. dkvartal-rostov.ru свободный. Загл. с экрана. Яз. рус..
19. Москвичи купили еще один ростовский телеканал // Город N. 2007. №9 (717) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.gorodn.ru свободный. Загл. с экрана. Яз. рус..
_____________________
© Смеюха Виктория Вячеславовна


Мотечкины истории о быте и нравах местных обитателей – 2
Миниатюры о провинциальной жизни в Германии, написанные выходцем из СССР. Авторский юмор, ирония, а иногда и с...
«Писала прямо набело…». Очерк об Александре Осиповне Смирновой-Россет
Очерк об Александре Осиповне Смирновой-Россет (1809, Одесса — 1882), фрейлине русского императорского двора, д...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum