Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
История
История церкви Святого Димитрия Ростовского, первой церкви Ростова-на-Дону
(№2 [200] 08.02.2010)
Автор: Галина Тимофеева
Галина Тимофеева
Имя сего Святителя тесно связано с историей основания
нашего родного города…

Отец Лазарь Крещановский.
Житие святителя Димитрия,
митрополита чудотворца Ростовского.


Вопреки распространённому мнению о том, что первой церковью на территории крепости Святого Димитрия Ростовского была Покровская церковь, исторические факты утверждают иное: первым храмом крепости (и территории нынешнего Ростова в целом) была церковь во имя небесного покровителя нашего города, Святителя Димитрия, митрополита Ростовского [1]. Что в общем-то вполне логично – освятить храм в честь того же святого, чьё имя носит крепость…

К сожалению, об истории церкви Святителя Димитрия Ростовского сохранилось очень мало сведений. И всё же кое-что удалось отыскать в Государственном архиве Ростовской области, а также в книге «Историческая записка о Покровской церкви в Ростове на Дону», написанной настоятелем Покровской церкви отцом Лазарем Крещановским в 1884 году, и в труде того же автора «Житие святителя Димитрия, митрополита чудотворца Ростовского», опубликованном в 1902 году.
Итак, история церкви Святителя Димитрия Ростовского в нашем городе началась с того, что «в Темерниковской портовой таможне до начатия крепости» [2, с.78] была основана часовня во имя Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.
Как пишет отец Лазарь, «кто и когда её устроил, не имеем в руках никаких по сему документальных сведений» [2, с.78], и высказывает предположение, что она могла быть устроена военным ведомством.
Впрочем, в другом своём труде – «Житие святителя Димитрия, митрополита чудотворца Ростовского» отец Лазарь пишет, что Свято-Димитриевская церковь устроена «в пятидесятых годах восемнадцатого столетия часовнею во имя Святителя Николая около Темерницкого порта…» [3, с.5].
Однако в различных краеведческих источниках есть сведения, указывающие и более точное время постройки этой часовни, а именно – 1751 год, спустя два года после устройства Темерницкой таможни. Это была небольшая деревянная часовня, выстроенная близ таможни в районе между нынешними улицами Темерницкой и Тургеневской. О существовании этой часовенки долгое время напоминала улица Дмитриевская (ныне Шаумяна), идущая от реки Темерник к самому центру Ростова.
Как бы там ни было, бесспорно, что именно эта небольшая часовня через десять лет после своей постройки положила начало первой церкви в нашем городе, освящённой во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского.

23 сентября 1761 года, при закладке крепости Святого Димитрия Ростовского, прибывшим на торжество епископом Воронежским и Елецким Кириллом «с согласия генерал-майора и оной крепости коменданта Сомова» [2, с.79] часовня Святителя Николая была благословлена церковью во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского. А затем, 15 октября 1761 года, её перенесли в строящуюся крепость.
Инженер Александр Иванович Ригельман 18 мая 1775 года писал об этом событии епископу Тихону Воронежскому [4] (Святителю Тихону Задонскому Чудотворцу [5]):
«…оная часовня … по разломке с прежнего ее места во внутрь крепости перенесена и на подлежащем месте, с прибавлением нового лесу, с Божию помощью, сооружена и потом по указу его преосвященства бывшего Ионникия епископа на оставленном от вышенареченного епископа-ж Кирилы антиминсе [6] бывшим здесь протопопом Василием с другими священниками освящена; при которой церкви не только здешняя инженерная и артиллерийская команды в парафию [7] положены, но и все здешнее купечество и живущие по обе стороны крепости вверх и вниз реки Дона, разные обыватели парафинянами-ж быть (положены)…» [2, с. 79]

Именно на основании датировки послания Ригельмана епископу Тихону Воронежскому, этот год – 1775-й – нередко можно встретить как дату перенесения часовни Святителя Димитрия Ростовского в крепость; хотя писал Ригельман епископу Тихону о делах давно минувших дней, а отнюдь не во времена перенесения часовни: у строителя Ростовской крепости в виду сложившихся обстоятельств возникла необходимость рассказать епископу историю Свято-Димитриевской церкви.
То, что церковь эта появилась на территории крепости ранее Покровской, подтверждают и другие дошедшие до наших дней исторические документы.
В частности, в архиве канцелярии обер-коменданта крепости Святого Димитрия Ростовского сохранилось доношение, в котором говорится о переименовании в 1761 году часовни Николая Чудотворца при Темерницкой таможне в церковь Святого Димитрия Ростовского и о её переносе 15 октября 1761 года из Темерниковского порта на территорию крепости [8]. Также согласно документам крепостной канцелярии, эта церковь была оснащена святыми предметами из церкви Сергия Радонежского, находящейся в Павловске [9]. И только потом, как указывает отец Лазарь Крещановский, «вслед за устройством крепости св. Димитрия сюда была перенесена из крепости св. Анны и устроена 1762 г. в самом центре крепости небольшая деревянная церковь во имя Покрова пр. Богородицы…» [2, с.17]
Кроме того, в материале «Ростовские форштадтские церкви», опубликованном в «Донских епархиальных ведомостях» говорится о том, что в конце 1760-х годов «в самой крепости святого Димитрия Ростовского, внутри её, были две церкви – Соборная Свято-Покровская и Свято-Димитриевская…» [10], то есть перенесение церкви Святого Димитрия в крепость никак не могло состояться в 1775 году.
С перенесением Покровской церкви в Свято-Димитриевскую крепость православное население, живущее в крепости и близ неё, разделилось на два прихода: все, кто проживал вверх по течению Дона, были причислены к Покровской церкви, а проживающие в Гнилом стане (позднее станица Гниловская, ныне находится в Железнодорожном районе Ростова) и по хуторам были приписаны к церкви Святителя Димитрия Ростовского.
Однако через некоторое время жители Гнилого стана, из-за того, что им при весеннем разливе реки Темерник и осенней грязи было сложно добираться до Свято-Димитриевской церкви, попросили инженера Ригельмана устроить им часовню, направив туда для богослужений одного из двух священников Димитриевской церкви.

В 1768 году эта часовня была устроена и снабжена священными принадлежностями, необходимыми для богослужений. При этом Ригельман поставил условие, чтобы все доходы от часовни поступали в Свято-Димитриевскую церковь, и поначалу так и было. Однако затем, воспользовавшись отсутствием Ригельмана в крепости Святого Димитрия Ростовского, жители Гнилого стана выхлопотали в свою часовню отдельного священника, отца Иоанна Колошина, тем самым отделившись от Димитриевской церкви, из-за чего доходы её резко снизились.
Вернувшись в крепость, Ригельман, увидев такие последствия отделения часовни, обратился к епископу Тихону с просьбой о причислении часовни Гнилого стана к Димитриевской церкви (именно тогда он и рассказал в своём письме предысторию церкви во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского, чтобы разъяснить её отношение к часовне Гнилого стана и сложившуюся обстановку). Ригельман сообщал епископу Тихону Воронежскому о том, что «некоторые с Гнилого стану малороссияне, а большею частию живущие по хуторам обыватели, приходя к нему, объявляли желание свое неотменно быть в парафии при Димитриевской церкви, и что они прежде согласия и подписи с другими в выбор себе особого вышеписанного священника Колошина, не имели и не думали, чтобы отстать от Димитриевской церкви и к другой парафинянами приписаться» [2, с.80].
Епископ Тихон благосклонно отнёсся к просьбе Ригельмана и приписал часовню Гнилого стана к приходу церкви Димитрия Ростовского.
В то время при Димитриевской церкви было 79 приходских дворов, в которых было 802 прихожан мужского пола и 102 – женского, а при часовне Гнилого стана – 58 дворов, в которых 110 прихожан мужского пола и 83 –женского.

В 1786 году церковь Святого Димитрия Ростовского сильно обветшала, и, не получая ниоткуда поддержки, была закрыта [2, с.80]. К тому же инженерная команда Ростовской крепости была переведена в Азов. Соответственно, и священник, отец Евдоким Сергеев, служивший в Свято-Димитриевской церкви, был переведён в Нижегородский полк, расквартированный в Азове.
Прихожане церкви Святителя Димитрия были причислены к приходу Покровской церкви [2, с.80]. Туда же передали и все священные церковные предметы Димитриевской церкви, среди которых были серебряный потир [11], дискос [22], звездица [13], лжица [14] и две тарелочки (как указывает отец Лазарь, «пожертвованные в 1775 году генерал-аншефом Петром Ивановичем Шуваловым» [2, с.80], но, видимо, тут ошибка с датой, т.к. П. И. Шувалов скончался в 1762 году).

В 1796 году Димитриевская церковь была разобрана, а из годного её материала пристроен к Покровской церкви придел во имя Святителя Димитрия Ростовского.
«В строгом смысле говоря, этот придел составляет почти отдельную церковь, – отмечает настоятель церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы отец Лазарь Крещановский. – Он соединен с Покровской церковью одною северною дверью и может быть совершенно изолирован» [2, с.80-81].
Любопытно, что отец Лазарь указывал на то, что он является также и священником Свято-Димитриевской церкви [15], и это подтверждает некоторую самостоятельность этой церкви от Покровского храма.

Об отдельности Свято-Димитриевского храма-придела упоминал и известный ростовский историк Александр Михайлович Ильин:
«Придел этот (во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского – прим. автора) тоже деревянный и фасадом своим напоминает Покровскую церковь. Постройка этого придела, конечно, изменила вид Покровской церкви. В 1896 г. Димитриевскому приделу исполнилось сто лет. Он существует и до настоящего времени и представляет как бы отдельный храм, соединенный с главным только южными дверями» [1].
Тем не менее, официальную историю первой церкви Святителя Димитрия, митрополита Ростовского в нашем городе на присоединении её к Покровской церкви можно считать оконченной. Свято-Димитриевский храм стал составляющей частью Покровского храма. В дальнейшем обе церкви – Димитриевская и Покровская – воспринимаются ростовчанами как единое целое, и судьба Димитриевской церкви становится общей с судьбой Покровской церкви.
Вторая Свято-Димитриевская церковь в Ростове-на-Дону появится только спустя 207 лет, в 2005 году. Но это уже совсем другая история...


Литература и примечания:

1.      Этот факт упомянут и в книге А. М. Ильина «История города Ростова на Дону». - Р н/Д, 1909. - С. 37.
2.      Л. Крещановский. Историческая записка о Покровской церкви в Ростове на Дону. Р н/Д, 1907.
3.      Л. Крещановский. Житие святителя Димитрия, митрополита чудотворца Ростовского. Р н/Д, 1902.
4.      В 1763-1768 гг. церкви и духовенство крепости Святого Димитрия находились в ведении Воронежской епархии.
5.      Святитель Тихон Задонский Чудотворец (1724-1783) – епископ Воронежский (1763-1767), иерарх и богослов, видный церковный деятель и просветитель XVIII века.
6.      Антиминс (от греч. anti — вместо и лат. mensa — стол, букв. вместопрестолие) – изображение на материи сцены погребения Христа. Предмет, необходимый для совершения евхаристии (таинства причащения).
7.      Парафия – приход (прим. Л. Крещановского).
8.      О переименовании часовни Николая Чудотворца при Темерницкой таможне в церковь святого Дмитрия Ростовского. Из доношения, 14 февр., 1764 г. / ГАРО. Ф. 518, оп. 1, д. 6, л. 50; О переносе церкви святого Дмитрия Ростовского (бывшая часовня Николая Чудотворца) из Темерниковского порта внутрь крепости. - Там же.
9.      Об оснащении церкви святого Дмитрия Ростовского святыми предметами из церкви Сергия Радонежского Чудотворца в Павловске. Ордер, 25 авг., 1764 г. / ГАРО. Ф. 518, оп. 1, д. 6, л. 389 а-390.
10.     «Донские епархиальные ведомости» выходили с 1869 года по 1917 год.
11.     Потир – чаша, используемая в богослужении для преосуществления вина в Кровь Христову.
12.     Дискос – металлическая тарелочка на высокой подставке, на которую полагаются агнец (четвероугольная часть большой просфоры) и частицы просфор для Божественной Литургии.
13.     Звездица – символ Вифлеемской звезды (склёпанные накрест две металлические скобы).
14.     Лжица – небольшая ложечка, используемая для таинства Причащения.
15.     Полное название его труда о Святом Димитрии Ростовском звучит так: «Житие святителя Димитрия митрополита чудотворца Ростовского, составленное священником Свято-Димитриевской церкви Лазарем Крещановским».

Список персоналий:

Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709) – в миру казак Даниил Саввич Туптало из Малороссии, сын сотника Саввы Григорьевича Туптало. Окончил Киево-Могилянскую Духовную школу (впоследствии Киевская Духовная Академия). В 1701 г. возведён в сан митрополита Ростовского. Автор многих богословских трудов, проповедей, составитель жития святых в 12 томах. Спустя 43 года после смерти, в 1752 году, были обнаружены его нетленные мощи, после чего Дмитрия Ростовского канонизировали. На Соборной площади Ростова-на-Дону установлен памятник Свт. Димитрию Ростовскому, а на Новом поселении, в Димитриевском парке (бывший сквер им. 8 Марта) возведён храм во имя Св. Димитрия, митрополита Ростовского.
Святитель Николай Чудотворец (Николай Угодник) (ок.270 - ок.345) – архиепископ Мир Ликийских (Византия). Один из самых почитаемых святых в христианском мире, покровитель моряков, путешественников, купцов и детей. Считается прототипом Санта-Клауса в европейском фольклоре. Мощи хранятся в крипте базилики Святого Николая в городе Бари (Италия).

Святитель Тихон Задонский (1724-1783) – епископ Воронежский (1763-1767) – в миру Тимофей Савельевич Соколовский. Иерарх и богослов, видный церковный деятель и просветитель XVIII века. Последние годы жизни провёл в Задонском монастыре. Канонизирован РЦП в лике святителей, почитается как чудотворец. Автор многочисленных духовных трудов, в т.ч.: «Об истинном христианстве», «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Письма келейные».

Ильин Александр Михайлович (1870-1937) – историк, археолог, просветитель, выпускник Санкт-Петербургского Учительского и Археологического институтов. С 1898 года жил в Ростове, где преподавал историю в гимназиях и училищах. Профессор, преподаватель Ростовского археологического института (1918-1922). Секретарь и председатель отдела археологии Ростовского-на-Дону общества истории, древностей и природы. С 1912 года – редактор «Записок» этого общества. Один из основателей Ростовского городского музея. Автор книги «История города Ростова-на-Дону» (1909-1910 гг.) и многочисленных работ по археологии Дона: «Монеты древнего Танаиса», «Усть-Темерницкое городище», «Прошлое донской дельты», «Олимпиадовские курганы», «Передовая фактория Танаиса. Древнегреческое поселение в устье р. Темерника» и др. Похоронен на Братском кладбище города Ростова-на-Дону.

Крещановский Лазарь (1848-1914) – протоиерей, краевед, писатель. Уроженец села Александровского Ростовского уезда Екатеринославской губернии, почётный член Ростовского-на-Дону общества истории, древностей и природы. 34 года (с 1880 года до часа своей смерти) был настоятелем Покровской церкви в городе Ростове-на-Дону. Автор трудов: «Историческая записка о Покровской церкви в Ростове на Дону» (1884), «Житие святителя Димитрия митрополита чудотворца Ростовского (1902).

Ригельман Александр Иванович (1714-1789) – военный инженер, генерал-майор, один из первых исследователей истории Дона, первый историк донского казачества. С 1761 по 1770 гг. строил крепость Святого Димитрия Ростовского; по некоторым данным, с 1774 по 1782 гг. был её комендантом. Автор трудов: «Изъяснение о Кизлярской крепости» (1757), «Ростов на Дону 150 лет назад, или Географическое описание крепости Святого Димитрия Ростовского» (1768), «История о донских казаках» (1787), «Летописное повествование о Малой России, её народе и казаках вообще» (1778 – первый вариант, состоящий из двух частей, 1787 – второй вариант, из четырёх частей). В 2009 г. ему установлен памятник в скульптурной композиции «Памятник основателям нашего города» на углу Крепостного переулка и Большой Садовой улицы.

Сомов Иван Иванович – последний комендант крепости Святой Анны и первый комендант крепости Святого Димитрия Ростовского. В 2009 г. ему установлен памятник в скульптурной композиции «Памятник основателям нашего города» на углу Крепостного переулка и Большой Садовой улицы.

Шувалов Пётр Иванович (1710-1762) – граф, сенатор, генерал-фельдмаршал, выдающийся государственный деятель России XVIII в. Участник переворота 1741 года, способствовавшего восхождению Елизаветы Петровны на российский трон. Командующий артиллерией и инженерным корпусом во время Семилетней войны. Во время его руководства в российской армии проведёно немало усовершенствований. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

__________________________
© Тимофеева (Шефер) Галина
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum