Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Гонка вакцин. Интервью профессора Василия Власова
Профессор Высшей школы экономики Василий Власов о том, кто спасет человечество о...
№08
(376)
22.09.2020
Образование
Проблемы развития физической культуры и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи в Южном федеральном округе
(№2 [200] 08.02.2010)
Авторы:
 Николай Любецкий , Александр Князев
Николай  Любецкий
Александр  Князев

В течение многих лет в Ростове–на-Дону и поселке Новомихайловский Краснодарского края традиционно проводятся международные научно-практические конференции, посвященные актуальным проблемам в сфере физической культуры, спорта и туризма, что, несомненно, повышает авторитет научной и научно-методической работы в отрасли «физическая культура». И таких российских научных конференций только среди студентов уже проведено 20. Все эти конференции проводятся в соответствии с планом научных и научно-практических конференций Министерства образования и науки РФ, Ростовского института физической культуры и спорта (ректор - профессор Князев А.А.). Ростовского государственного экономического университета - при организационной и финансовой поддержке Министерства по физической культуре и спорту Ростовской области. Не стала исключением и 12 Международная научно-практическая конференция «Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма», посвященная 260-летию со дня образования г. Ростова-на-Дону. Конференция состоялась 29 сентября – 3 октября 2009 года в пос. Новомихайловский. В работе научной конференции приняли участие представители Болгарии, Узбекистана, национальных республик Северного Кавказа: Дагестана, Ингушетии, Северной Осетии, Карачаево-Черкесии, Чечни и всех других субъектов ЮФО: Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей.

Конференция объединила 218 авторов, представителей 36 городов России из 69 вузов страны, в том числе - 35 докторов наук и профессоров, 72 кандидатов наук и доцентов, 12 заслуженных работников физической культуры РФ, 22 мастеров спорта международного класса и мастеров спорта из 15 регионов России.
На конференции в ходе пленарных, секционных заседаний, стендовых докладов и круглых столов было заслушано и обсуждено более 52 докладов. Проведена выставка 35 экспонатов научно-методической и учебной литературы, а также технических средств обучения и контроля специалистов физической культуры и спорта.
Труды конференции изданы в виде сборника материалов научно-практической конференции в 2-х частях общим объемом 38 печ. листов с приложением резюме на английском языке. Участники конференции обсудили актуальные проблемы разработки и реализации задач, связанных с сохранением и укреплением здоровья подрастающего поколения России. Участники конференции были единодушны во мнении, что состояние здоровья и уровень физической подготовленности учащейся молодежи и студентов в России в целом вызывает обоснованную тревогу. Численность студентов, имеющих хронические отклонения в состоянии здоровья (специальная медицинская группа) в отдельных вузах превышает 35% барьер. Относительно большой процент составляют студенты подготовительной медицинской группы в силу слабого физического развития и здоровья. В ходе обсуждений и дискуссий участники конференции отметили, что во многих развитых странах мира сегодня проводятся масштабные мероприятия по проблеме сохранения и укрепления индивидуального и социального здоровья. Этот вопрос находит отражение и в Южном Федеральном Округе в таких социально-демократических показателях как повышение массовости занятий физической культурой, улучшение качества жизни и увеличение продолжительности её, снижение уровня заболеваемости среди нашего населения, увеличение рождаемости, снижение распространения алкоголизма, табакокурения, наркомании и других негативных проявлений. В настоящее время и в Российской Федерации этим вопросам уделяется большое внимание со стороны государства и правящей элиты страны. Скорейшего решения, по мнению спортивных ученых, требует сегодня реализация проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения путем активного привлечения учащейся молодежи и студенчества к регулярным, систематическим занятиям физической культурой и спортом, но для этого необходим системный, комплексный подход к решению этой актуальной и злободневной проблемы. Успешный результат в этом направлении базируется на 4-х основаниях. Это наличие современной материальной спортивной базы, достижения спортивной науки в теории и методике физического воспитания, наличие педагогических творческих кадров и активная пропаганда здорового образа жизни среди молодежи.

Реализация послания президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ требует создания в школах и вузах оптимальных условий для формирования ценностного отношения у детей и подростков, у студенческой молодежи к своему здоровью, к физической культуре за счет расширения индивидуальных знаний по сбалансированному питанию, гигиене тела и психики человека, освоению понятий о тренировочных нагрузках и эффективном тренировочном процессе. Физическая культура – это и есть та учебная дисциплина, которая включает в себя все эти знания, столь необходимые российской молодежи. Однако, необходимо признать, что сегодня в наших школах, да и в вузах, практически, нет полноценного урока физической культуры, как такового. В лучшем случае, есть физическое воспитание, где усилия преподавателя физкультуры, в основном, нацелены на подготовку школьников к выполнению неких нормативов физической подготовленности. Жизнь подсказывает, что существующий объем по физической культуре (два часа в неделю) не обеспечивает обучающимся физиологически необходимой нормы потребности в двигательной активности, достаточной для нормального развития основных систем и моторики активно растущего молодого организма. Поэтому сегодня, с учетом психофизиологических особенностей детей, необходимы новые нормативы занятий физической культурой по количеству часов – не менее 3-х часов в неделю в школе плюс еще дополнительные спортивные занятия после школьных уроков – 3 часа (итого – 6-8 часов в неделю необходимой двигательной активности) и не менее 4-6-х часов занятий – в вузе. Необходимы новые стандарты образования и физической подготовленности по физической культуре и спорту в школе и в вузе (новый физкультурно-оздоровительный комплекс - типа ГТО советской эпохи), а также, соответственно, - новые социальные нормативы и нормы на спортивные сооружения в образовательных учреждениях. Новые спортзалы должны быть не только просторными, но и многофункциональными. Занятия физической культурой должны приносить удовольствие, а не наоборот. В федерации школьного спорта 17 видов спорта – все игровые, легкая атлетика, плавание, гимнастика. На одном из Всероссийских форумов видный русский педиатр И.М. Воронцов как-то сказал: «Ребенок здоров настолько, насколько он хорошо развит». И, действительно, в категории «здоровый ребенок» сопряжены два понятия: здоровье и - развитие. То есть, здоровье ребенка – это итог его развития. А нормальное развитие ребенка невозможно без двигательной активности. Однако в современной российской школе учащиеся как раз и испытывают дефицит двигательной активности. По данным Минздравсоцразвития России, только 14% обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. В настоящее время 65% детей, подростков и молодежи не занимаются систематически физической культурой и спортом, поэтому в России не менее 60% обучающихся имеют нарушения здоровья. Российские школьники имеют серьезные проблемы со зрением, опорно-двигательным аппаратом (сколиозы, плоскостопие), с органами дыхания, органами пищеварения, среди школьников растет частота психосоматических заболеваний. Не в лучшую сторону изменяются морфо-функциональные показатели российских детей и подростков: у детей старшего возраста масса тела ниже теперь, в среднем, на 7-9 кг. Так, мальчики в 17 лет имеют мышечную силу, в среднем, на 20 кг меньше, чем 25 лет назад, а девочки – на 15 кг. Что касается жизненной емкости легких наших старшеклассников, то она, за этот же период времени, уменьшилась на 40%!

В итоге свыше 40% допризывной молодежи не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе, в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Причем, психические заболевания в 35% случаев являются причиной негодности к военной службе. Серьезное влияние на рост, развитие и состояние здоровья детей оказывают социальные проблемы и экологические факторы. 


В стране необходимо создание новой национальной системы физкультурно- спортивного воспитания населения, а также модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования. Кроме того, дальнейшему развитию физической культуры в стране будет способствовать развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
В ходе обсуждений и дискуссий участники конференции отметили, что в последние годы в демократической России упрочилась система государственной власти, защищающая интересы народа. Сегодня в стране реализуются национальные проекты в системе здравоохранения, образования, науке, ЖКХ и т.д. Люди стали жить несколько лучше, постепенно восстанавливается связь и доверие между народом и властью. Что незамедлительно сказалось и на развитии физической культуры и спорта в регионах и Южный федеральный округ, здесь, не исключение, а правило. Суть этих положительных изменений заключается в том, что в федеральную целевую программу на 2006-2015 годы только в Ростовской области внесены дополнительно еще 36 объектов строительства спортсооружений на 2008-2010 годы на общую сумму около 1,7 млрд. рублей! Активное строительство спортсооружений развернулось в Краснодарском, Ставропольском и т.д. краях. И, действительно, Правительством Российской Федерации в стране проводятся масштабные социально-экономические и организационные мероприятия в рамках исполнения федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» – с целью сохранения и укрепления здоровья россиян средствами физической культуры и спорта, где главной своей задачей государство считает поддержание физической и социальной активности каждого гражданина России, укрепление здоровья людей, улучшение демографической ситуации в стране. В соответствии с этой Федеральной целевой программой уже к 2010 году в России будет завершено масштабное строительство и реконструкция ещё 196 новых современных спортивных объектов, и это: физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи), ледовые арены, бассейны, многофункциональные спортивные залы.

В рамках Национального проекта в 2010 году во всех регионах России предполагается создать пятьсот специализированных «Центров здоровья», которые будут формировать среди населения страны моду на здоровье и здоровый образ (стиль) жизни. В этих оздоровительно-диагностических центрах граждане бесплатно смогут пройти медицинское обследование и получить у врача индивидуальную программу поддержания своего здоровья. Регулярный прием граждан осуществляют врачи следующих специальностей: терапевт, кардиолог, диетолог, физиотерапевт, онколог, пульмонолог и др. Так в Ростовской области создано уже 14 таких Центров: в г. Ростове-на-Дону – 6, а еще в Таганроге, Новочеркасске, Шахтах, Азове, Аксае. Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ (министр - Мутко Виталий Леонтьевич) почти в каждом из 82 субъектов Российской Федерации сегодня определены, так называемые «точки роста» - 5-6 ключевых для каждого региона олимпийских видов спорта, которые необходимо всемерно приоритетно развивать. Для Ростовской области это такие традиционно приоритетные виды спорта как: спортивная гимнастика, велоспорт, тяжелая атлетика, греко-римская борьба, плавание, современное пятиборье, легкая атлетика, пулевая стрельба, спортивная гребля, женский гандбол, баскетбол, волейбол, художественная и эстетическая гимнастика.
Все эти масштабные преобразования в нашей отрасли, по мнению участников конференции, находят уже сегодня отражение в улучшении социально-экономических показателей жизни российского общества. Так, впервые, в 2009 году отмечается незначительный рост рождаемости в стране, несколько снизилась смертность среди населения, а число детей и подростков, занимающихся в российской системе детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) за последние годы увеличилось на 40%! На повестке дня российского общества остро стоит вопрос искоренения из нашей повседневной жизни таких асоциальных проявлений как пьянство, табакокурение, наркомания и подростковая преступность. В этой связи, особую актуальность приобретает проблема формирования устойчивой мотивации у детей и подростков к систематическим занятиям физической культурой и спортом для сохранения и укрепления здоровья всех возрастных категорий населения страны, особенно, студенческой молодежи и трудоспособного населения. А для этого необходимо создавать в стране соответствующую благоприятную социальную среду и условия для систематических занятий спортом, что собственно уже делается в регионах Южного федерального округа ( ЮФО). По-прежнему, главной своей задачей специалисты физической культуры считают формирование, а точнее выращивание целостной гармоничной, правовой Личности, эффективно используя при этом современные средства и методы физической культуры, уникальные ее возможности и механизмы. Почему важно воспитание правовой личности? Да потому, что правовой нигилизм россиянина уже не раз ставил страну на грань социальной катастрофы.

В связи с этим в стране следует расширить систему непрерывного образования, включая подготовку и повышение квалификации тренеров-преподавателей по олимпийским видам спорта, специалистов спортивной медицины, спортивных судей, учителей физической культуры, способных и воспитывать, и физкультурно образовывать, и грамотно тренировать, и оздоравливать нашу молодежь. И здесь нам следует привлечь федерации по видам спорта, которые сегодня имеют новейшие методики и знания в области физической культуры и спорта и этот уникальный опыт необходимо сегодня использовать, но для этого тренеры-преподаватели должны работать по специальности. Однако заработная плата тренерам-профессионалам, особенно детского спорта, сегодня очень низкая и удовлетвориться ею может только самоотверженный человек фанатично преданный профессии и ради неё отказавшийся от многих радостей повседневной жизни. Однако, на эти жертвы способны далеко не все тренеры и многие хорошие специалисты физической культуры, увы, уходят из нашей профессии, столь нужной людям и обществу. А ведь все работники физической культуры – это потенциальные пропагандисты здорового образа жизни и подлинные патриоты Отечества. Поэтому необходимо незамедлительно обеспечить специалистов физической культуры достойными зарплатами, материальными условиями, если наше государство и руководство страны, действительно, заинтересованы в том, чтобы российская молодежь 21 века была нравственно и физически здорова. А для этого следует еще с детства приобщать детей к спорту и уже с раннего возраста культивировать в них приоритет и других традиционных культурных и семейных ценностей; воспитывать у ребенка чувство семьянина на основе христианских ценностей и норм с одновременным приобщением ребенка в процессе образования и воспитания не только к физической культуре, но и к истории мировых религий, культуре, искусству, этике, эстетике, науке, трудовому воспитанию. Необходимо воспитывать у наших детей уважение к родителям, преподавателям, родной культуре, к великой истории России! Причем, мальчик, юноша должны получать в семье, школе и вузе истинно мужское воспитание, то есть стать кормильцем, защитником семьи и Отечества, а девочка с детских лет должна воспитываться как будущая мать, как Берегиня семьи и хранительница домашнего очага.

Для повышения массовости физкультурно-спортивного движения в Южном Федеральном округе, в стране ученые считают важным дальнейшее развитие системы дополнительного образования детей путем увеличения количества детско-юношеских, спортивно-технических школ, а также спортивно-технических клубов для детей и подростков. В условиях усиления глобальной конкуренции в спорте высших достижений дальнейшее развитие детско-юношеского спорта в стране, в Ростовской области сдерживают нерешенные проблемы нормативно-правового, организационно-управленческого, материально-технического, научно-методического, медико-биологического и кадрового обеспечения, что не позволяет готовить полноценный резерв для спортивных сборных команд страны. В 94 учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ – СДЮШОР – ДЮКФП) Министерства общего и профессионального образования Ростовской области на 1.01.2009г. занимается 76563 детей и подростков или 21,1% от количества детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом в муниципальных и образовательных учреждениях области, и это – 474695 человек. Кроме того, в 11 учреждениях дополнительного образования (ДЮСШ – СДЮШОР – ДЮКФП) системы Министерства по физической культуре и спорту по Ростовской области занимаются еще 72583 человека. Основные проблемы системы детско-юношеских спортивных школ в Ростовской области заключаются в том, что деньги государство, в основном, дает только на заработную плату тренеров. При этом не учитываются финансовые расходы на оздоровительную компанию, проведение учебно-тренировочных сборов и соревновательную деятельность. По-прежнему, остро ощущается нехватка спортзалов для обеспечения учебно-тренировочного процесса. В условиях финансово-экономического кризиса в ДЮСШ – СДЮШОР были сокращены ставки врача, медсестры, психолога, а также резко сократилось число спортивных соревнований. Учебно-тренировочные сборы, как правило, проводятся без спортивного врача, что фактически нивелирует значимость этих сборов.  

Областные федерации по видам спорта могли бы оказать тренерам ДЮСШ действенную интеллектуальную, информационную, учебно-методическую поддержку. На сегодня, увы, этого нет. В целях повышения массовости студенческого спорта необходимо предусмотреть государственное финансирование, оплату тренировочных занятий во внеурочное время со студентами-спортсменами непосредственно в самом вузе, в том числе со спортсменами высокой квалификации, кроме того, увеличить в два раза зарплату тренера-преподавателя, работающего с детьми и подростками, возродить в стране централизованную профессиональную переподготовку тренеров-преподавателей, то есть осуществлять повышение профессиональной квалификации, (каждые пять лет) для тренеров-практиков, вооружив их современными знаниями по спортивной медицине, спортивной педагогике, психологии и физиологии, лечебной физкультуре, теории и методике физического воспитания и спорта, спортивному питанию, по научно - организованному спортивному отбору двигательно-одаренных детей. Необходимо уже сегодня улучшить медицинское обеспечение российской системы физического воспитания, российского спорта, организовать грамотное, адекватное медицинское сопровождение учебно-тренировочных занятий в школе, вузе, в сети физкультурно – оздоровительных комплексов (ФОКи), детских спортшкол (ДЮСШ), фитнесс - клубов, где бы спортивным врачом осуществлялся мониторинг здоровья физкультурников и спортсменов, а также, в случае необходимости, грамотный клиницист мог бы помочь тренеру-практику мобилизовать резервные возможности спортсменов перед предстоящими соревнованиями. Для этого в стране необходимо воссоздать институт врачебно-физкультурных диспансеров и организовать на базе медицинских вузов страны подготовку грамотных спортивных врачей. У нас сегодня практически нет специалистов – профессионалов в области детского спорта, а также специалистов-мастеров по адаптивной физической культуре. Наша спортивная наука может уже сегодня помочь более эффективно использовать возможности человека, но в Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 гг.», принятой постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 года, из общего объема расходов в 106 млрд. руб. на научные цели предусмотрено всего лишь 0,24%. Этих финансовых затрат на спортивную науку со стороны государства сегодня явно недостаточно. Для успеха высококлассного спортсмена, кроме его таланта, мудрости и профессионализма тренера, еще нужны большие творческие коллективы единомышленников, централизованная система спортивной подготовки, современная спортивно-медицинская наука и немалые деньги на создание комфортных материальных условий для подготовки спортивных талантов, поскольку без всех этих значительных финансовых затрат шансы российских спортсменов на победу в престижных международных соревнованиях значительно снижаются. Поэтому, коллективный разум ХII Международной конференции считает целесообразным при вузах спортивного профиля в регионах создание современных Центров спортивной подготовки сборных команд по олимпийским видам спорта учебно-научно-спортивного профиля, обеспеченных современной материально-технической базой, спортивным инвентарем, экипировкой и вынесения части образовательного вузовского процесса в такие Олимпийские Центры – объединения. В центрах спортивной подготовки необходимо обеспечить качественное научно-методическое и медицинское сопровождение спортсменов высшего мастерства. В этом образовательном, учебно-спортивном «бульоне», по мнению участников научно-практической конференции, должен «вариться» и окончательно сформироваться будущий успешный тренер-мастер, тренер-новатор, тренер- исследователь. В этих центрах можно было бы организовать стажировку ведущих тренеров, тренеров по видам спорта из регионов ЮФО. Кроме того, в ближайшее время необходимо предпринять серьезные усилия на государственном уровне по укреплению современной материальной спортивной базы вузовских кафедр физического воспитания ЮФО и Российской Федерации. Сегодня и специалисты физической культуры, и спортивные управленцы самого высокого ранга отчетливо понимают, что студенческий спорт, да и профессиональный спорт тоже, не выживут в России без серьезной государственной поддержки, исходя из социально-экономических и исторических особенностей развития нашей страны. В связи с сокращением количества здоровой молодежи в России из-за серьезного снижения рождаемости, роста заболеваемости, алкоголизации и наркотизации части населения – уменьшаются сегодня возможности для спортивного отбора перспективных юных спортсменов, что предъявляет повышенные требования к современной спортивной науке. Анализ итогов развития биологической науки в ХХ веке показывает, что достижения в генетике и иммунологии, несомненно, должны быть более широко задействованы при спортивном отборе уже сегодня- для определения спортивных задатков и дальнейшего развития способностей двигательно-одаренных юных спортсменов.

Система многолетнего спортивного отбора талантливых юных спортсменов должна осуществляться строго на основе модельных характеристик физической и технической подготовленности, физического развития и оценки состояния здоровья. Для этого, с помощью генетических маркеров спортивных задатков (их молекулярная структура известна) необходимо довести отбор перспективных молодых спортсменов, как научно-обоснованной системы, до требуемой эффективности. Причем, отбор в детско-юношеские спортивные школы должен проводится более жестко, с объективной оценкой биологического возраста ребенка, истинного состояния его психического и физического здоровья по всем параметрам, чтобы исключить в будущем печальные последствия, когда не совсем здоровый ребенок, юноша или девушка не выдерживают объемной тренировочной нагрузки в спортшколе и, одновременно, сочетания спортивной подготовки с серьезной учебной нагрузкой в образовательном учреждении. Поэтому спортивные ученые считают необходимым усилить научные исследования в области теоретико-методических и медико-биологических основ системы подготовки спортивного резерва Южного Федерального округа. Участники конференции считают, что в Училище Олимпийского резерва (УОР) необходимо сегодня отбирать детей уже с 10- 12 лет. Нам, все-таки, надо окончательно определиться: УОР – это образовательный центр или это центр спортивной подготовки интернатного типа. На – сегодня, для успешного функционирования 59 российских училищ олимпийского резерва требуется создание в стране соответствующей правовой базы. Есть еще одна проблема, которой на ХII Международной конференции было уделено пристальное внимание – поиск эффективных фармакологических средств, пригодных для коррекции иммунодефицитов, часто возникающих у студентов-спортсменов, как своеобразная плата за победы на престижных соревнованиях, достигнутые ценой невероятно запредельных перенапряжений молодого организма наших чемпионов. Действительно, зачастую громкие победы на международных студенческих соревнованиях затем сменяются у спортсменов периодами резкого снижения физической и умственной работоспособности, частыми простудными заболеваниями спортсменов, другими нарушениями в состоянии здоровья победителя. Установлено, что заболеваемость простудно-инфекционного характера у спортсменов почти в 4 раза выше, чем у неспортсменов. Есть основание полагать, что главной причиной подобных нарушений являются негативные изменения, происходящие в иммунной системе спортсмена под влиянием огромных физических нагрузок. Поэтому так важен сегодня поиск эффективных фармакологических средств, пригодных для коррекции иммунодефицитов. С целью предупреждения заболеваний спортсменов высшей квалификации интересна перспектива применения комплексных гомеопатических средств для активизации работы организма спортсмена на информационном уровне за счет подключения собственных защитных механизмов поддержания гомеостаза, что абсолютно безвредно, но может быть эффективно при коррекции физиологического дисбаланса у элитных спортсменов, как следствие перегрузок на соревнованиях и при явлениях «перетренированности», возникающих в процессе спортивной подготовки.. Поразительно, но до сих пор специалисты физической культуры в своей повседневной преподавательской деятельности игнорируют физическую культуру Личности, сводя, в основном, урок физического воспитания к приему нормативов ГТО. И это не мудрено, поскольку по социологическим опросам только 20% школьных учителей физического воспитания сегодня искренне считают, что такого рода специальные знания по здоровому образу жизни нужны нашим детям. Представляет интерес и дискуссия, развернувшаяся между участниками конференции в отношении трактовки базовых терминов и понятий в сфере физической культуры и спорта, а именно: физическая культура, физическое воспитание, физическое образование, массовый спорт, спорт высших достижений, здоровый образ жизни, индивидуальное и социальное здоровье и т.д.. Специалистам физической культуры, спортивным ученым необходимо окончательно определиться, что шире - образование в области физической культуры, или физическое воспитание.

Реальная практика жизни в спорте показала, что все эти базовые понятия в отрасли «физическая культура и спорт» сегодня нуждаются в более точной, современной трактовке в соответствии с сегодняшним состоянием передовой спортивной науки и тренерской практики, в связи с новыми социально-экономическими условиями развития демократической России, масштабным задачами по модернизации нашего общества. По-прежнему, в России высоки показатели смертности населения от сердечно-сосудистых заболеваний. Так , ежегодно, в России от сердечно-сосудистой недостаточности умирает 1 млн человек и каждый третий гражданин России нуждается сегодня в кардиолечении. Чтобы исправить эту непростую ситуацию со здоровьем людей участники конференции считают, что в России необходимо в ближайшее время принять государственную программу (по примеру финнов) коррекции социального здоровья, снижения артериального давления среди населения страны. Массовый спорт и студенческий спорт в данной ситуации могут явиться важной составляющей этой государственной программы здоровья. Таково коллективное мнение участников конференции.

Первое пленарное заседание открыл профессор Ю.И.Евсеев (г. Ростов-на-Дону), заместитель председателя Оргкомитета конференции, член Президиума научно- методического совета по физической культуре и спорту Министерства образования и науки Российской Федерации. В его докладе была рассмотрена актуальная образовательная проблема – приоритетная роль физической культуры в становлении личности студента как гражданина и профессионала, способного к творчеству и дальнейшему развитию. Затем к участникам конференции с приветственным словом обратился директор Ростовского-на-Дону института физической культуры и спорта (филиал КГУФКСТ) профессор Князев А.А., предпринявший немало усилий, чтобы 12-я Международная научно- практическая конференция стала свершившимся фактом. Затем на пленарном заседании с докладом на тему: «Готовность педагогов физической культуры к инновационной деятельности и подходы к её формированию» выступил известный ученый – педагог, д.п.н. профессор М.Я. Виленский (г.Москва), который обратил внимание участников конференции, что сегодня в вузовской системе физического образования и воспитания есть существенный разрыв – общая профессиональная культура тренера – преподавателя вуза, его педагогическая компетентность и компетенция далеко не всегда соответствует духу времени, а современные требования к Личности преподавателя вуза и результатам его деятельности чрезвычайно высоки! За последние годы появилось множество совершенно разных концепций построения тренировочных циклов, и умение выбрать действительно «работающую» модель тренировочного цикла спортивной подготовки и предложить её своим подопечным требует от тренера – преподавателя вузовского спорта обширных знаний в области смежных наук, вплотную сопряженных с медициной - кинезиологии, биохимии, биомеханики, психологии, спортивной физиологии, спортивной медицины, врачебного контроля, спортивного питания и лечебной физкультуры. Без понимания биохимических процессов, протекающих в человеческом организме, тренер не сможет оценить срочные и коммулятивные ( накопительные) изменеия в организмах спортсменов, происходящие под воздействием тренировок, что в свою очередь может привести к падению результатов. К тому же «дружба» с биохимией окажет неоценимую помощь тренеру при составлении грамотного рациона питания для своих учеников, даст возможность свободно разбираться в огромном рынке спортивного питания и биологических добавок. Тренер обязан быть хорошими психологом, уметь найти индивидуальный подход к каждому спортсмену. Причем тренеру необходимо разбираться как в обычной, «общечеловеческой» психологии, так в психологии спортивной, помогающей сосредоточиться на выступлении, преодолеть предстартовое волнение, не «перегореть». Работая в контакте со спортивными врачами, тренер должен умело определять круг их обязанностей, находить оптимальную форму совместного поиска путей поддержания и повышения работоспособности спортсменов, профилактики и восстановительного лечения при травмах и заболеваниях. И, наконец, невозможно представить тренера в отрыве от современного уровня развития вычислительной техники – персонального компьютера. Действительно, педагогического образования сегодня уже недостаточно, поэтому при переподготовке преподавателя физической культуры институты и университеты, занимающиеся повышением их квалификации, должны больше внимания концентрировать на таких аспектах физической культуры, как планирование и администрирование, ибо современное общество это общество организаций. Настало время поднять и еще один вопрос. Он также связан с изменениями в современном обществе. Здесь мы имеем в виду общую политизацию общества. Поэтому преподаватели физкультуры, как патриоты Отечества, должны активно участвовать в политике, опираясь при этом на культурно-историческое и духовно-нравственное наследие нашей уникальной самобытной цивилизации. Действительно, сегодня от педагога требуется очень широкий набор компетенций, включая глубокие профессиональные знания в различных направлениях педагогического образования. Поэтому необходимо определить подходы педагогов к овладению процессуальными характеристиками самообучения инновационной деятельности (саморазвитие личности педагога).

Профессор, д.п.н. Лукьяненко В.П. (г. Ставрополь) посвятил свой доклад проблемам дальнейшего совершенствования физкультурной образованности учащейся и студенческой молодежи. По мнению В.П. Лукьяненко, сегодня в российских школах, да и в вузах, в основном, всё сводится к физической подготовке. Это в лучшем случае и очень мало внимания преподавателями уделяется физкультурному образованию Личности. А между тем, чтобы молодежь была здоровой – её этому надо учить, поэтому физическую культуру молодежи невозможно формировать без интеллектуального компонента. В.П. Лукьяненко считает, что в занятиях по физической культуре, кроме образовательной составляющей, должна присутствовать и оздоровительная направленность, и тренировочный подход. Поэтому занятия по физической культуре должны быть: отдельно-теоретическими, отдельно - практико-методическими, и отдельно-практическими. По мнению докладчика, девизом дня, для специалистов физической культуры, сегодня должен стать лозунг: « От физического воспитания к физкультурному образованию».

В этом же русле прозвучал доклад к.п.н. О.Ю. Масаловой (г. Смоленск), обратившей внимание присутствующих на психолого-педагогические аспекты руководства преподавателями процесса формирования ценностного отношения студентов к собственному здоровью и сопряженного с ним, заинтересованного отношения к физической культуре.
Представители Ростовского-на-Дону института физической культуры и спорта профессор Князев А.А. и к.с.н. доцент Любецкий Н.П. в своем докладе: «Православие – основа здоровья личности и могущества России» обратили внимание участников конференции, что без нравственной компоненты невозможна успешная модернизация российской системы физического воспитания и спорта, ибо «нравственность», как фундаментальная ценность нашей православной цивилизации, является основой социального здоровья современного российского общества. Докладчики считают, что специалисты физической культуры в своей педагогической деятельности должны опираться не на западные «общечеловеческие ценности», а на наши традиционные культурно-исторические и духовно-нравственные ценности, сформировавшиеся на основе Православия. Уже очевидно, что Прогресс, без духовного начала, не улучшает качество человеческой жизни (радио есть, а счастья нет). Для социального здоровья россиян сегодня существует три серьезные опасности: первая – когда общественные идеалы в политике, идеологии, философии, в общественной жизни не соответствуют высокой христианской морали, Божьей правде! Вторая опасность - когда внешне общество как бы и не отрицает христианскую мораль, но слова и внешняя, показная религиозность людей - лицемерны, то есть, серьезно отличаются на практике от их повседневных деяний, которые зачастую носят откровенно богоборческий, сатанинский характер. И третья опасность для социального здоровья россиян, когда у современных демократов и глобалистов Божья Правда подменяется небескорыстными разговорами о «общечеловеческих ценностях», двойственных «правах человека». Действительно, с одной стороны права человека служат благу, но, с другой стороны, мы становимся свидетелями того, как концепцией прав человека прикрываются ложь, неправда, оскорбление религиозных и национальных ценностей. И об этом, российские учителя физвоспитания, специалисты по физической культуре никогда не должны забывать в своей повседневной работе с нашей молодежью, если мы хотим воспитать патриотов своего Отечества и граждан великой страны, имя которой - Россия.

Доклад д.п.н., профессора Литвиненко С.Н.(г. Ростов-на-Дону) был посвящен феномену спортивного удовольствия (ощущения радости и эйфории) как ключевому понятию при формировании у студентов устойчивой мотивации к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью. К.п.н. Л.М. Певицына (г. Ростов-на-Дону) также считает, что сегодня особое внимание в работе учителей и преподавателей физической культуры необходимо уделять не только количественным показателям, направленным на преобразование физической природы воспитанника, а в первую очередь, качественным, среди которых: ценностно-смысловое отношение к здоровью и физической культуре, положительная мотивация к ведению физкультурно- спортивного стиля жизни; способность молодежи к целеполаганию, творческому использованию средств и методов физического воспитания в своей повседневной жизни. Такой системный подход в своей работе с молодежью, по мнению Л.М. Певицыной, поможет специалистам физической культуры решить в дальнейшем проблему снижения уровня здоровья и слабой физической подготовленности российских студентов и школьников. Хотя, и это подчеркивали все участники нашей конференции, здоровье российских детей, как интегральное понятие зависит не только от грамотных действий специалистов физической культуры. Во многом, здоровье детей и подростков формируется в период раннего детства, а это связано с генетикой, экологией окружающей среды, стрессами (дефицит времени, школьные перегрузки, то есть, ребенок устает жить бегом), связано с эффективной деятельностью в стране педиатрической службы, с успехами здравоохранения. Здоровье детей также связано с вопросами улучшения качества нашей жизни, качественным здоровым школьным питанием, активной позицией самой российской семьи в отношении физической культуры и спорта, понимания важности их роли в укреплении здоровья ребенка. А это ещё и проблема медицинской и физкультурной грамотности самих родителей, поэтому в стране сегодня необходимо буквально объявить мобилизацию российской семьи в борьбе за здоровье своих детей. Без активного участия самой российской семьи в приобщении детей к физической культуре трудно рассчитывать на значительное улучшение, в близкой перспективе, здоровья российской молодежи. В российском обществе необходимо сегодня формировать «культ здоровья». Однако, здесь необходимо заметить, что для успешного развития ребенка и, в том числе, для развития спортивного таланта важно, чтобы одновременно в жизни ребенка «работали» четыре эссенциальных (незаменимых) фактора развития, и это: родительское внимание, любовь и ласка; стимуляция физической нагрузки, сбалансированное здоровое питание и комфортная социальная среда. Если продолжать разговор о детском спорте, то специалисты ФК и детские тренеры должны в первую очередь заботиться о том, чтобы из-за нагрузок на тренировках и соревнованиях не создавалась угроза физическому развитию ребенка, его росту и его здоровью. Также тренеры должны избегать ранней и односторонней специализации в отдельных видах спорта и спортивных дисциплинах. Несмотря на нагрузки и временную занятость ребенка из-за высокого спорта ему должно быть оставлено свободное время для развития других интересов. Спорт не должен стать единственным содержанием его досуга. Кроме того, в занятиях спортом высших достижений ребенка необходимо приучать к самостоятельным действиям. Самоопределение является одной из важнейших целей воспитания. То есть, спортивные успехи юных спортсменов сегодня невозможны без индивидуального подхода, без педагогической ответственности тренера за развитие ребенка. Вокруг юного спортсмена должна быть создана доверительная и контролируемая социальная обстановка. Физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия с детьми должны носить педагогическую направленность, а тренировочный процесс должен обязательно иметь медицинское и психологическое сопровождение. Всё это, вместе с соблюдением в жизни ребенка четырех эссенциальных факторов развития, несомненно, даст положительный эффект, когда будет сохраняться здоровье юного спортсмена, на фоне стремительного роста его спортивных результатов. Сегодня же состояние здоровья российских детей таково - по данным видных российских академиков И.М. Воронцова, А.А. Баранова и д.м.н., профессора В.Т. Таточенко (г. Москва), из 34,5 млн российских детей только 10% детей могут быть отнесены к категории здоровых, до 75% российских детей и подростков российскими педиатрами отнесены сегодня к категории «часто болеющих детей» ( 8-12 раз в году). Поэтому необходимо повысить роль школьной медицины, а также - спортивной медицины в отечественном и вузовском спорте. И здесь, несомненный интерес для участников 12-й Международной научно-практической конференции представлял доклад профессора, д.м.н. Л.В. Капилевича (г. Томск), посвященный физиологическим критериям оценки и прогноза эффективности учебно-тренировочного процесса в вузе на основе спортивно-видовых технологий. Возможностям прогнозирования состояния гемодинамики спортсменов скоростно-силовых видов спорта по их соматотипам была посвящена совместная работа профессора А.А. Князева и доцента, к.б.н. В.И. Одинцовой (Ростовский-на-Дону институт физической культуры и спорта).

Несомненно, научный интерес представляют неординарные работы: профессора Гилева Г.А., профессора Неверковича С.Д., профессора Кожина В.И., профессора Колокатовой Л.Ф., профессора Трунина В.В, профессора Шилько В.Г., доцентов – Попова И.В., Сашенко И.А., Труфановой С.Н., Пожидаева С.Н., Ларионовой Н.Н., Карловой А.С., профессора Дрижика А.Г., профессора Евсеева Ю.И., профессора Белоусовой О.В., посвященные актуальным проблемам развития и совершенствования физической культуры и спорта. Все участники конференции едины во мнении, что необходимо возрождать студенческий спорт и спортивные клубы в вузах, включая оказание информационной поддержки развитию студенческого спорта в Южном Федеральном округе и Российской Федерации. По мнению ученых, развитию массовости студенческого спорта в немалой степени будет способствовать разработка примерных учебных программ по физической культуре по уровням образования, учитывающим индивидуальные способности и состояние здоровья обучающихся, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом с обязательной оценкой эффективности этих программ. Кроме того, повышению массовости студенческого спорта будет способствовать создание в образовательных учреждениях туристских клубов и совершенствование подготовки инструкторов спортивного туризма. Этим же целям, несомненно, будет способствовать организация ежегодного всероссийского смотра – конкурса на лучшую организацию спортивно-массовой работы среди обучающихся и студентов. Как сказал президент России Д.А. Медведев, вузы должны стать Центрами спорта в России! Именно в этом направлении должны быть сегодня сосредоточены объединенные усилия спортивных ученых, тренеров по видам спорта, преподавателей физвоспитания, спортивных врачей, специалистов физической культуры и организаторов спорта на ближайшую перспективу.

Большинство выступавших на конференции обратили внимание на то, что Россия - огромная страна, где всё очень пестро и неоднородно. Наша большая страна географически живет в 11-ти временных поясах, а технологически, исторически и ментально – Россия сегодня одновременно живет в трех веках: в 19 -20 вв. и в 21 веке! То есть, Цивилизация и высокие технологии в современном российском обществе соседствуют с архаикой и даже некоей варваризацией социальной жизни. Поэтому спасут нас всех единые правила работы, и неукоснительное соблюдение этих правил по дальнейшему развитию физической культуры, при отлаженном взаимодействии молодежных общественных организаций в сфере физической культуры и специалистов нашей отрасли с Властью, с государством. А еще нас всех спасут социальная активность, наша настойчивость, терпение, трудолюбие и целеустремленность в реализации намеченных масштабных планов по модернизации отрасли «физическая культура».

Это большая, серьезная и кропотливая работа, требующая от специалистов физической культуры, наших граждан и российской спортивной и научной элиты социальной мобильности и самоотверженности. Это особенно трудно после пережитых смутных времен, но, тем не менее, почетной для всех нас будет желанная награда – хорошее, отменное здоровье россиян и нашей молодежи. Президиум Госсовета во главе с президентом страны Д.А. Медведевым, что состоялся 14 октября 2008 года в г. Одинцово Московской области, постановил: к 2020 году увеличить в стране число систематически занимающихся физической культурой и спортом до 50%, а число постоянно занимающихся спортом среди российской молодежи довести до 80%. И это справедливо, если Россия хочет занимать лидирующее положение в мире, быть великой спортивной державой, эдакой необгонимой гоголевской «птицей-тройкой», перед которой «косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Развитие физической культуры и спорта, в том числе студенческого, является одним из приоритетных направлений социальной политики нашего демократического государства. Важнейшими элементами модернизации российской системы физического воспитания, во многом определяющими развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации, Южном Федеральном округе на долгосрочную перспективу, станут обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно–спортивной деятельности. Этому же будет способствовать политическая модернизация российского общества, укрепление его единства и гражданского согласия, укрепление демократических институтов, национально-финансовой системы, укрепление российской экономики и производства, ликвидация технологической отсталости страны, укрепление национальной безопасности России, а также рост её международного авторитета в мире. Конечной целью всех этих грандиозных преобразований явится весомый вклад физической культуры и спорта в развитие качественного человеческого потенциала России, в сохранение и укрепление здоровья наших граждан, воспитание духовно, интеллектуально и физически сильного подрастающего поколения патриотов Отечества, способных не только предвидеть, но и адекватно отвечать на современные угрозы-вызовы 21 века.
_______________________________
© Любецкий Николай Петрович, Князев Александр Алексеевич







Мир в фотографиях из соцсетей
Подборка фотографий из соцсетей, в основном, твиттера и фейсбука за август-сентябрь 2020
Испанские добровольцы в Красной Армии
История об испанских добровольцах, воевавших в Крыму и геройски погибших в 1943-м году.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum