Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Образование
Задача образования – обеспечить преемственность
(№9 [99] 10.09.2004)
Автор: Олег Генисаретский
Олег  Генисаретский
Поводом для беседы нашего московского корреспондента Андрея Куликова с одним из ведущих отечественных философов, доктором искусствоведения Олегом Генисаретским послужили его оригинальные взгляды на миссию образования в нашей стране, высказанные в ряде последних публичных выступлений.

- Олег Игоревич, каковы приоритеты и тенденции развития современного российского образования?

- Проблему, на мой взгляд, следует уточнить. Дело в том, что говорить о приоритетах образования имеет смысл только с привязкой к каким-то институтам, субъектам этой образовательной стратегии. Считать, что сегодня в сфере образования существует какая-то единая тенденция, было бы неверным. На этом поле действуют различные субъекты с разными интересами и разными взглядами, и судьба системы образования зависит от общей конфигурации векторов сил. Изменения идут постоянно. Общий вектор развития, конечно, существует, но он зависит от многих вещей и постоянно меняется.

К примеру, сейчас в России проходит административная реформа. Перераспределяются полномочия между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти, с одной стороны, и с другой стороны, в рамках социального партнерства идет перераспределение полномочий между хозяйствующими субъектами, властью и обществом. Эти процессы напрямую затрагивают систему образования. На региональном уровне будет обеспечиваться региональный компонент образования, и здесь будут свои приоритеты, свои тенденции, на федеральном – свои. Кроме того, субъектами образовательного процесса являются университеты, корпорации преподавателей, студенческие корпорации, которые в России всегда играли большую роль в образовательном процессе. Дело в том, что пока каждый участник этого процесса не осознает для себя, чего он собственно хочет, и не начнет отстаивать свои интересы и их приоритеты – очевидно, они будут не совпадать с интересами корпорации профессоров.

- Сегодня очень часто можно услышать, что будущее страны связано с развитием образования. Можно ли встраивать приоритеты системы образования исходя из этого тезиса?

- Действительно, подобная установка в последнее время стала очень популярна – что развитие образования есть один из путей развития страны, региона, города. Это расхожий штамп, и ему уделяют необоснованно большое внимание, на фоне непроработанности других подходов. Такое положение возникло по двум причинам. Во-первых, благодаря такому подходу работники сферы образования имеют возможность показать свою значимость для общества. Они говорят, что развитие страны сегодня невозможно без развития образования. Поэтому, если мы не хотим стать Занзибаром, образованию нужна поддержка на государственном уровне. С другой стороны, такой подход выгоден и государству: ведь можно считать, что развитие страны не происходит потому, что что-то не совсем хорошо у нас с образованием. И не надо ничего менять в отношениях власти и общества, не надо решать сложные и болезненные социально-политические вопросы, достаточно немножечко изменить содержание образования! Я сейчас не утверждаю обратного: действительно, есть зависимость между уровнем образования и общим уровнем развития, да, нужно совершенствовать содержание образовательного процесса, – но если мы будем ставить вопрос только таким образом, мы заведомо упрощаем проблему, что недопустимо.

- В таком случае, какие объективные предпосылки развития образования вы бы отметили сами?

- Есть, по меньшей мере, еще два посыла, значение которых нужно отметить для себя, говоря о тенденциях развития образования. Во-первых, это правовой, или точнее международно-правовой, аспект. Образование является одним из фундаментальных прав человека, которое зафиксировано во всех декларациях прав и свобод большинства стран, и поскольку мы разделяем эти принципы, то же самое зафиксировано в Конституции Российской Федерации – право на образование, доступность культурных благ, информационную открытость и т.д. Сильный аргумент – та часть стратагемы, которая относится к международно-правовому контексту. Из этого следует некое требование на открытость образования – открытость тому богатству знаний, которое накоплено в мире. Причем не только в форме научного знания, – это скорее доступность культурно-исторических традиций разных народов. И в этом смысле и знания японцев о самих себе, и опыт бушменских племен, который они накопили, важны в равной степени.

Второй посыл связан с концептом информационного общества – это футурологический посыл. Должна быть преемственность образования.

У России, как известно, тысячелетние традиции. Преемственность основных базовых принципов должна сохраняться на протяжении двух-трех поколений. В противном случае резко падает качество образования. Преемственность системы образования является ее основным социокультурным качеством. Потому что одна из основных функций образования – обеспечивать непрерывность и преемственность, и если оно само этому качеству не удовлетворяет, то оно не может своего назначения выполнить.

До недавнего времени считалось, что образование – это институт, ориентированный прежде всего на молодежь, на входящее в жизнь поколение. Хотя сегодня это не совсем так: мы знаем такой замечательный феномен, как образование для пенсионеров, мы также знаем, что были и книги мертвых (в Египте, Тибете) – а это образование для умирания. То есть образование непрерывно вплоть до самой смерти…

Несмотря на это, есть проблема связанная именно с молодежью, точнее, с преемственностью поколений. Преемственностью в широком смысле. Поэтому мне всегда казалось, что одна из функций системы образования, применительно к молодежи, связана не со знаниями и не с навыками. Первейшая функция образования – обеспечить людям готовность к созданию семьи, построению дома, рождению и воспитанию детей. Поэтому, на мой взгляд, образование проходит полный цикл и заканчивается тогда, когда молодые люди создали семью и родили первого ребенка. И это очень важно. Если это удается сделать, все остальное легко восполнить.

Уровень наших знаний о человеке, об отношениях людей остается очень низким. Мы гораздо больше осведомлены о цветных металлах, искусственных спутниках, современном вооружении, а между тем, по богатству и содержанию семья намного богаче любой самой современной техники. Обретая мир в семье, человек обретает самое настоящее счастье. У вас чиста совесть, что вы выполнили свой долг перед детьми и родителями, и никакая современная техника вам этого дать неспособна.


_____________________
© Генисаретский Олег Игоревич,
Куликов Андрей


Фото с сайта part.org.ua
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum