Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Коммуникации
Болгарский газетный рынок: тенденции и перспективы
(№4 [202] 22.03.2010)
Автор: Светла Цанкова
Светла Цанкова
Новый болгарский газетный рынок начал формироваться в период бурных, сложных, даже драматических общественно-политических перемен. Переход от тоталитаризма к демократии, который начался 10 ноября 1989 г., стал испытанием для всех. В первые годы преобразования общества главным было стремление освободиться от всех догм и запретов прошлого, почувствовать свободу, выразить свое долго сдерживаемое сопротивление. Бесспорно это был этап в процессе демократизации страны, который перевернул все сферы жизни. Это была бескровная революция в политике, в обществе, в средствах массовой информации. Наверное самый главный, самый важный результат всех перемен в процессе формирования новой болгарской печати выражается в том, что информация как товар победила информацию как смысл.

Болгарская пресса уже 20 лет развивается по рыночным принципам. В начале перехода от тоталитаризма к демократии о ней начали говорить как о “новой прессе” - это определение принадлежит проф. Ивайло Знеполскому и впервые он употребил его в 1990 г.: “За этим кроется не какая нибудь качественная оценка (хотя в самом начале наш энтузиазм давал повод ожидать именно этого), а скорее всего качественная перемена ее социального, экономического и политического статуса. Это понятие обозначает ту границу, которая отделяет ее от “старой” государственной, центрально контролированной и идеологически манипулированной партийной прессы коммунистической эпохи. Новая пресса зародилась как ее антипод: под знаком частной инициативы, отсутствия цензуры, плюрализма интересов, в большей степени зависимой от рыночных реальностей, чем от идеологических убеждении”. [1]

Можно сказать, что 1990 г. стал границей между старой системой болгарской прессы и новым газетным рынком. Журналисты, а вместе с тем и газеты постепенно освобождались от стереотипов. Во многом изменились представления о журналистском профессионализме. Этот процесс был очень сложным и продолжительным. В прессе, как и в политике, происходило первоначальное размещение пластов, устоявшихся структур и принципов работы. В журналистику пришли десятки, даже сотни новых людей, которые внесли новый тип мышления, новый стиль, новый язык. Крупные перемены происходили не только в содержании, но и в концепции, в оформлении, в стиле, в жанровой палитре газет. Таким образом, в конце 1990 г. новая болгарская пресса стала полным отрицанием старой.

Газеты сыграли роль катализатора общественных преобразований. Демократические перемены в области журналистики протекали на четырех уровнях: "организация и структура системы СМИ, содержание, стиль, социальная эффективность журналистской деятельности. Основными и ведущими были перемены в организационно-структурном отношении." [2]

Структура газетного рынка развивалась очень четко по признакам периодичности, территории расспространения и тематической направленности. Бурное развитие прессы стало одним из основных признаков демократизации страны. Все новые политические партии и организации стремились выпускать свою газету, чтобы иметь возможность выражать свои позиции. Начали появляться и первые независимые газеты. В 1989 г. в стране выходила 301 газета общим годовым тиражом 895 миллионов экземпляров. [3] На каждого жителя страны приходилось 99,6 газетных номеров. В 1990 г. Национальный статистический институт Болгарии зарегистрировал впечатляющий рост количества газет, а также и их тиража. С 1992 по 1995 гг. рост количества изданий продолжался, но тиражи начали падать. Одной из основных причин являлась нарастающая цена газетной бумаги и типографских услуг.

Таблица 1. Количество газет и годовой тираж в период с 1990 по 1995 гг.*
Год Количество наименований газет Общий годовой тираж Количество газетных номеров на одного жителя
1990 540 1 098 632 000 122,2
1992 917 616 030 000 72,1
1993 928 654 187 000 77,2
1994 1059 611 358 000 72,4
1995 1058 505 004 000 60,1


* Электронный справочник Национального статистического института “Книгоиздаване и печат 2008”

После 1996 г. уже уменьшается и количество газет, и их тираж (у больших газет он был достаточно постоянным, а у маленьких чаще всего падал). Этот процес объясняется снижением интереса аудитории к газетам, который произошел по нескольким причинам. Информационный голод читателей был насыщен, они уже привыкли к тому, что можно свободно выбирать любое издание. Политическая ситуация в стране была достаточно стабильной и крайне редко на страницах прессы разгорались споры и дискуссии: время партийных страстей прошло, а вместе с тем закончился и период бурного развития и популярности партийных газет.

Читатели стали больше доверять так называемой “независимой” прессе, хотя полная независимость печати тоже оказалась мифом. Только некоторые газеты сумели отстаивать свои позиции и быть беспристрастными и объективными. Из-за дороговизны читатели уже могли позволить себе купить только одну ежедневную или еженедельную общеполитическую газету. Те, кто разочаровались в них, отдавали предпочтение специализированным изданиям. Аудитория в целом доверяла больше национальным СМИ - радио и телевидению, чем прессе. Результаты всех этих процессов видны из информации Национального статистического института Болгарии.

Таблица 2. Количество газет и годовой тираж в период с 1996 по 2003 гг.*
Год Количество наименований газет Общий годовой тираж Количество газетных номеров на одного жителя
1996 920 470 813 700 56.3
1997 673 383 765 100 46.2
1998 644 428 430 300 51.9
1999 582 397 265 400 48.4
2000 545 442 570 500 54.2
2001 465 375 244 200 47.2
2002 401 358 423 600 45.5
2003 386 297 678 700 38.1


* Электронный справочник Национального статистического института “Книгоиздаване и печат 2008”

Уменьшение количества газет объясняется и тем, что для появления новой газеты требовалось свободное место на рынке, новый подход, оригинальный ракурс и высокое качество. Ответить на все эти требования было достаточно трудно и по этой причине после 1996-1997 гг. гораздо реже появлялись новые издания. К этому моменту структура газетного рынка была достаточно четкой и полной, а многообразие прессы стало самой динамичной частью современной болгарской культуры.

Появление новых форм собственности безусловно сказалось на структуре болгарского газетного рынка. Первые частные газеты и первые издательские комплексы были действительно новым и исключительно важным явлением для Болгарии и прежде всего для прессы. Только в первые два года после начала перемен в стране появилось больше 20 издательских комплексов, созданных силами болгарских журналистов и бизнесменов. Некоторые из них развивались очень успешно и стали лидерами на газетном рынке.

Характерной чертой нового болгарского газетного рынка в период с 1990 по 1996 гг. явилось также отсутствие иностранных инвестиций. Крупные международные компании опасались нестабильности политической и экономической обстановки в стране в первые годы ее демократизации. Свою роль сыграли и чисто геополитические причины: иностранные инвесторы в большей степени проявили интерес к таким восточноевропейским странам как Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. Только в 1996 г. они обратили свое внимание на болгарский газетный рынок и сделали свои первые вложения. Четкая структура болгарского газетното рынка, его богатство и разнообразие, а так же и более стабильная экономическая ситуация в стране объясняет этот интерес. В 1996 г. четвертая по величине немецкая издательская группа “Вестдойче алгемайне цайтунг” стала собственником самой популярной ежедневной газетой “24 часа”, а в 1997 г. купила и вторую по популярности и по тиражу болгарскую ежедневную газету “Труд”. В 2005 г. ВАЦ являлась собственником 64% рынка национальной ежедневной прессы Болгарии, т.е. была монополистом в этой группе издании.

Болгарский газетный рынок развивается устойчивыми темпами в период с 2004 по 2009 гг. и отличается относительно стабильной структурой, на нем присутствуют разнообразные газеты в плане периодичности и содержания. Это доказывают и статистические изследования Национального статистического института Болгарии.

Таблица 3. Количество газет и годовой тираж в периоде с 2004 по 2008г.*
Год Количество наименований газет Общий годовой тираж Количество газетных номеров на одного жителя
2004 424 318 069 900 41.0
2005 423 310 023 100 40.0
2006 446 325 733 100 42.3
2007 448 338 590 000 44.2
2008 438 370 789 000 48.6


* Электронный справочник Национального статистического института “Книгоиздаване и печат 2008”

После принятия Болгарии в Европейский союз в 2007 г. заметно усилился интерес иностранных издателей, а повышенная конкуренция привела к тому, что болгарские газеты стали более качественными и в плане содержания, и в плане дизайна. В то же время усугубляются многие проблемы в сфере прессы: тиражи большинства газет снижаются, значительная часть аудитории теряет интерес к прессе, усиливаются тенденции концентрации и монополизации газетного рынка.

Несомненно, самая серьезная проблема болгарской прессы в последние 5 лет – это уменьшение тиражей и постоянно снижающийся интерес читателей к газетам и журналам.

Этот процес обусловлен несколькими факторами: конкуренция электронных медий (прежде всего телевидения), усиливающееся влияние интернета как источника информации, появление первых бесплатных информационных газет в Болгарии в 2008 г., ограниченность медийного и рекламного рынка страны.

Влияние оказывают и другие факторы, порожденные политическими и социальными трансформациями в стране: общая перемена общественного сознания, деформация ценностной системы приоритетов болгарина, перемены в массовой культуре, в образовательной политике, которые привели к снижению качества образования в Болгарии, заниженная покупательная способность населения. Постепенное разочарование общества от политических перемен и потеря доверия в политический класс породила апатию к политической жизни, а это сказалось и на интересе аудитории к прессе – как партийной, так и независимой. В этом смысле можно утверждать, что трансформации в сфере болгарской прессы являются неотъемлемой частью общих характеристик переходного периода и отражают, как в зеркале, и позитивные, и отрицательные тенденции на этом этапе развития страны.

Издатели искали самые разнообразные способы справиться с тенденциями постепенного снижения тиражей: с 2004 г. начали предлагать своим читателям книги, DVD с самыми популярными иностранными и болгарскими фильмами по преференциальным ценам, некоторые из них уменьшили свой размер и количество страниц, поменяли дизайн.

Мировой финансовый кризис, начавшийся осенью 2008 г., в начале 2009 г. сказался на развитии как самых популярных газет общеинформационного характера, так и на специализированных: число подписчиков газет уменьшилось, сузилась продажа в газетных киосках, вырос процент нереализованного тиража. Печатные медии оказались неготовыми справиться с масштабами кризиса. Издатели были вынуждены увольнять журналистов, понижать зарплаты, уменьшать объемы печати, использовать разные маркетинговые подходы, чтобы удержать внимание читательской аудитории и привлечь новую. Фактом стали и первые случаи банкротства печатных изданий.

К сожалению, в марте 2010 г. Национальный статистический институт Болгарии все еще не опубликовал информацию о количестве газет и об их годовом тираже в 2009 г., но информация издателей, типографий, в которых печатаются газеты, и распространителей газет говорит о том, что тиражи продолжают падать в пределах 20-30 процентов.

Ежедневные и еженедельные газеты являются основными группами болгарской прессы. В период с 2005 по 2009 гг. новым явлением для болгарского рынка прессы стали бесплатные информационные газеты: первая вышла в 2008 г., затем появились еще 3 подобные издания. По информации Национального статистического института в 2008 г. в Болгарии выходило 70 ежедневных газет с общим годовым тиражом 219 287 000 экземпляров, а их разовый тираж - 862 000 экз. На рынке болгарской прессы в 2008 г. они составляют 59,1% от общего тиража.

Из общего количества ежеденевных газет 31 выходят в Софии и их общий годовой тираж равняется 189 995 000 экземплярам, а одноразовый – 746 000 экз. Количество региональных ежедневных газет – 39 с общим годовым тиражом в 29 292 000 экз. и разовым тиражом в 116 000 экз.

В 2004 г. некоторые ведущие национальные ежедневные газеты достигли впечатляющие по болгарским меркам тиражи – самая популярная газета “Труд” выходила в 400 000 экз. по субботам и в 300 000 экз. в будни. Вторая по популярности газета - “24 часа” – выходила в 220 000 экз. в день. Кризис тиражей стал намечаться уже в 2007 г., а в конце 2009 г. тиражи массовых газет резко пошли вниз: газета “Труд” выходила тиражом 77-85 тыс. экз., а газета “24 часа” - 70 тыс. экз. в день. Другие популярные национальные ежедневные газеты общего информационного характера - “Стандарт”, “Монитор”, “Новинар”, “Сега”, в последние 2 года сумели удержать уровень своих тиражей, правда, весьма скромных – от 7 до 50 тыс. экз.

Впечатляющий рост регистрирует только газета “Телеграф” – 55% в 2009 г. по сравнению с 2005г. (66 тыс. экз. в 2005 г., а в 2009 г. - 113 тыс. экз. в будни и 162 тыс. экз. по субботам). Во многом это объясняется низкой ценой по сравнению с другими газетами в этой группе и заметным уклоном в сторону желтой прессы. По поводу низкой цены газеты “Телеграф”, которая является собственностью “Новой болгарской медийной группы”, в январе 2010 г. Комиссия по защите конкуренции начала проверку в связи с сигналом, что газета “Телеграф” продается по цене, ниже производственной. Сигнал подала группа “168 часа” ООД, которая входит в состав компании “ВАЦ – медийна група България – холдинг” и выпускает самые популярные ежедневные газеты “Труд” и “24 часа”. Они продаются по цене 0,90 левов в будни и 1 лев в выходные, а газета “Телеграф” стоит 0,40 левов.

Появление “Новой болгарской медийной группы” в 2007 г. нарушило монополию “ВАЦ”, которая в течение 10 лет лидировала на газетном рынке. Таким образом битва уже ведется не только между газетами, а и между издателями. “ВАЦ – медийна група България – холдинг” тоже один раз нарушила правила лояльной конкуренции – в 2005 г. компания ввела практику “зеркальной рекламы” в своих ежедневных газетах “Труд” и “24 часа”, но Комисия по защите конкуренции позволила эту практику в 5 дней недели.

Тиражи массовых ежедневных газет в период с 2005 по 2009 гг. упали в рамках 5-39 процентов. Кризис не обошел и специализированных национальных ежедневных газет с экономической направленностью. Самый большой срыв отметила одна из первых экономических газет в стране - “Пари” – 46% в период с 2005 по 2009 гг., когда выходила уже всего в 5 500 экз. На 23% снизился за это время и тираж одной из самых качественных болгарских газет – “Дневник” (в 2009 г. ее тираж составил 11-12 тыс. экз.). Третья экономическая ежедневная газета – “Класа”, которая появилась в 2007 г., выходит тиражом всего 7 тыс. экз.

Единственная партийная ежедневная газета – “Дума” (издание Болгарской социалистической партии) в 2005 г. выходила в 9,5 тыс. экз., а в 2009 г. Тираж сократился до 8,3 тыс. экз. В группе ежедневных национальных газет входят и 4 спортивные издания – их тиражи остаются достаточно стабильными за этот период, но их средний тираж – 25 тыс. экз.

В плане содержания большая часть ежедневных болгарских газет отдает предпочтение внутриполитическим событиям (можно сказать, что со страниц болгарских газет исчез международный политический коментарий), в жанровом отношении доминируют короткие информационные материалы, увеличивается объем развлекательной и справочной информации, а также и количество фотографий. Формат всех ведущих ежедневных газет – таблоидный.

Бессплатные ежедневные газеты несомненно впечатляют своим тиражом по сравнению с платными. Издатели газеты “19 минути”, которая выходит с сентября 2008 г., объявили тираж в 100 тыс. экз. только на территории Софии, а два месяца спустя, когда газета стала расспространяться и в Варне, Бургасе и в Пловдиве, по их данным, тираж достиг 200 тыс. экз. В ноябре 2008 г. вышла еще одна бессплатная столичная ежедневная газета – “Градски вестник”, ее тираж также достиг 100 тыс. экз., но из-за финансового кризиса газета 4 марта 2009 г. перестала выходить. Первая бессплатная еженедельная газета “Анонс” вышла в марте 2009 г. – она расспространяется на территории Софии тиражом в 100 тыс. экз. В апреле 2009 г. вышла еще одна бессплатная ежедневная газета – “Новините днес”. В Софии расспространялись 100 тыс. экз, в Пловдиве - 15, в Варне - 20 и в Бургасе - 15 тыс. экз. В ноябре того же года газета стала платной и, хотя ее цена символическая, – всего 0,20 левов, эта перемена доказала, что прогноз издателей оказался слишком оптимистичным.

По мнению аналитиков газетного рынка Болгарии, он перенасыщен и это особо четко видно в группе национальных ежедневных газет общеинформационного характера. Их число достигло 13 (это в 2-3 раза больше, чем во многих других европейских странах) и, несмотря на снижение тиражей и рекламных инвестиций, все они продолжают выходить, а это вызывает сомнения в отношении их финансовой и политической независимости.

Группа еженедельных газет гораздо больше группы ежедневных. По информации Национального статистического института, Болгарии в 2008 г. выходило 188 еженедельных газет общим годовым тиражом 128 509 000 экз. (это 34,7% годового тиража всех газет).

В этой группе видно исключительное разнообразие издании в плане содержания и аудитории, к которой они направлены – газеты общеинформационного характера, бизнес-издания, еженедельные газеты для пенсионеров, женские газеты, газеты, посвященные культуре, здоровью, разным видам хобби, желтая пресса и т.д. Ожесточенная конкуренция происходит, скорее всего, в рамках этих отдельных групп, чем во всей группе еженедельных газет.

Лидером среди еженедельных газет общеинформационного характера является газета “168 часа”, хотя у нее невысокий тираж – в конце 2009 г. она выходила тиражом 51 тыс. экз. (это на 16% ниже, чем в 2005г.). На практике у нее нет серьёзной конкуренции, так как на рынке периодически выходили еженедельные газеты с подобным содержанием, но они продержались недолго, за исключением газеты “Политика”, которая в 2009 г. выходила всего в 5 тыс. экз. (это в три раза ниже, чем в 2005г.).

Тиражи еженедельных бизнес-газет тоже пошли вниз. Меньше всего кризис задел газету “Капитал”, которая в конце 2009 г. выходила тиражом 29 тыс. экз. (всего на 3% ниже, чем в 2005 г.). В течение 17 лет газета сумела сохранить свой характер качественного издания с экономической направленностью и свою небольшую, но верную аудиторию. В отличие от газеты “Капитал” другая экономическая еженедельная газета -“Банкеръ”, выходит в 5 200 экз. в конце 2009 г. (этот тираж на 12% стал ниже, чем в 2005г.). В начале 2009 г., после 15-летнего выпуска, перестала выходить газета “Кеш”: вопреки попыткам издателей спасти ее, тираж газеты снизился до 3 400 экз. в неделю.

В группе еженедельных газет важное место занимают газеты для пенсионеров. По сравнению с остальными еженедельными газетами у них впечатляющие тиражи: - в конце 2009 г. газета “Трета възраст” выходит в 300 тыс. экз., газета “Над 55” - 198 тыс. экз., газета “Втора младост” - выше 70 тыс. экз., а газета “Пенсионер” –60 тыс. экз. В декабре 2009 г. вышла еще одна газета для пенсионеров – “Ретро”, тиражом 40 тыс. экз. Аудитория этих изданий значительна: население страны насчитывает 7 563 710 человек, из них 2 197 347 составляют пенсионеры. Кроме того, эти газеты стоят недорого – 0,30-0,40 левов, так как издатели считаются с ограниченными финансовыми возможностями своей аудитории. Финансирование этих газет основывается исключительно на их высоком тираже, так как для рекламодателей они не особо привлекательны.

Желтая пресса является единственной группой не только среди еженедельных газет, а и в рамках всего газетного рынка, которая не задета кризисом тиражей. В период с 2005 по 2009 гг. общий тираж желтой прессы вырос на 34%. Самый высокий тираж у газеты “Уикенд” – за этот период он повысился на 61% и в конце 2009 г. она выходила тиражом 324 тыс. экз. Тираж второй по популярности желтой газеты - “Шоу”, вырос на 10% за последние 5 лет и в 2009 г. достиг 143 тыс. экз. За ними следуют самая новая газета в этой группе - “Галерия”, которая вышла в прошлом году тиражом в 110 тыс. экз., газета “Контра” – ее тираж 70 000 экз. (на 40% выше, чем в 2005г.) и газета “Шок”, которая сохранила свой тираж в 85 тыс экз. за последние 5 лет.

По мнению аналитиков болгарская желтая пресса в какой-то мере эволюционировала за последние пять лет: на страницах этих изданий стали появлятся журналистские расследования по особо важным для общества темам, известные журналисты из серьезных изданий вошли в число ее авторов. Тем не менее, она сохраняет свой традиционный характер и в центре ее внимания остаются сенсации и пикантные подробности из жизни известных людей, где большая часть информации недостоверна, а к тому же нарушаются этические нормы и авторские права.

Кризис тиражей печатных издании сопровождается и кризисом рекламного рынка по логике спирали “тираж-реклама”. Газеты традиционно привлекают меньше рекламодателей, чем журналы, и особенно, чем телевидение. По информации агентства “ТNS/ТV Plan” (единственное агентство, которое собирает информацию о рекламных инвестициях в прессе) в 2005 г. впервые рекламные инвестиции в сфере прессы превысили 100 млн. левов [4], а с 2005 по 2007 гг. они уверенно шли вверх. В 2008 г. рост был исключительно слабым, а в 2009 г. впервые за весь период после 1990 г. рекламные инвестиции отметили снижение на 9 %: пресса привлекла на 15 млн. левов меньше, чем в 2008 г. [5]

Таблица 4. Рекламные инвестиции в българских печатных медиях в период с 2005 по 2009 гг.*
Год Общая сумма в левах Изменения по сравнению с предыдущим годом в %
2005 122 240 000 + 28%
2006 138 519 000 + 13.3%
2007 153 195 000 + 10.6%
2008 163 483 000 + 6.5%
2009 148 400 000 - 9.2%


* Агентство ТNS/ТV Plan
Только для сравнения необходимо отметить факт, что телевизионная реклама в 2008 г. достигла объема от 767 млн. левов (36% роста по сравнению с 2007 г.), но в 2009 г. рекламные инвестиции снизились гораздо больше, чем в прессе, – общая сумма достигла лишь 613 700 000 левов (это на 20% меньше, чем в 2008 г.).

В 2008 г. общий объём рекламных инвестиции в ежедневную прессу равняется 59 049 000 левам. По информации агентства “ТNS/ТV Plan” в 2009 г. только в группе ежеднвеных газет сохраняется уровень 2008 г. и даже заметен минимальный рост в размере 0,8%. Общая сумма рекламных инвестиции в этой группе достигла 59 542 000 левов. В группе еженедельных газет рекламные инвестиции за 2009 г. снизились на 19,0% - общая сумма равняется 16 447 000 левам, тогда как в 2008 г. сумма достигла 20 308 000 левов.

Крупные рекламодатели (мобильные опператоры, банки и финансовые институции, компании, продающие автомобили) на газетном рынке значительно сузили свои рекламные бюджеты, а маленькие вообще отказались от газетной рекламы. Необходимо отметить, что снижение рекламных инвестиции в прессу связано не только с мировым финансовым кризисом, а и с тем, что серьезной проблемой остается отсутствие достоверной информации о реальных тиражах газет и уменьшающаяся читательская аудитория.

Болгарский исследователь медии Румен Димитров категорически заключает: “По сути дела независимых медии нет. Есть односторонне и многосторонне зависимые. Политическая зависимость – это односторонняя зависимость от политики. Демократия не придумала ничего лучше независимости в виде многосторонней зависимости. В условиях рыночной экономики зависимость медии (зависимость политики редакторов) развивается как минимум в трех направлениях. Во-первых, зависимость от собственника, во-вторых, зависимость от рекламодателя и в-третьих, зависимость от публики. На сегодняшний день из этих трех факторов самым слабым, к сожалению, остается публика.” [6]

В первые годы развития новой болгарской прессы газеты разделились на партийные и независимые. Позже было принято более корректное определение – самофинансирующиеся газеты. Независимость любого издания напрямую связана с рентабельностью и именно прибыль позволяет газетам сопротивляться попыткам давления со стороны государства, политических партии или бизнеса.

Болгарская пресса в период с 2005 по 2009 гг. находится в состоянии кризиса под влиянием таких факторов, как сильная конкуренция со стороны телевидения и интернета, низкая покупательная способность болгарина, уменьшающаяся читательская аудитория, которая все больше отдает свое предпочтение развлечению за счет информации, снижение уровня медийной грамотности и медийной культуры, коммерциализация медий в целом, сужение рекламных инвестиций в результате мирового финансового кризиса.

К сожалению, прогноз на 2010 г. весьма пессимистичный. По мнению многих издателей тиражи прессы и в дальнейшем будут падать гораздо больше, чем на обычные 10-15 % в год, ожидается также банкротство некоторых изданий. Скорее всего, газеты, у которых есть своя верная аудитория и которые являются более качественными, а не маргинальными, сумеют сохранить свои позиции на газетном рынке. Бесплатные информационные газеты вряд ли сумеют вернуть аудиторию к чтению – по информации социологического агентства МBMD 64,6 % аудитории не читает ежедневную прессу. [7] Один из возможных путей для выхода из кризиса прессы - это более активное развитие электронных версий классических бумажных газет – многие болгарские ежедневные газеты предлагают своей аудитории очень качественные и профессиональные онлайн-версии, которые пользуются популярностью и авторитетом. Желтая пресса по-видимому и дальше будет развиваться успешно, а это, к сожалению, говорит о низкой медийной культуре болгарского общества. По прогнозам рекламных агентств и в будущем пресса будет отставать от телевидения в качестве предпочтительного рекламного средства.

Болгарский исследователь Ивайло Знеполски отмечает, что, к сожалению, до сих пор никто не проанализировал последовательно и досконально связь между типом демократии и характером медий. По его мнению, “...от качества информированности зависит и характер участия в общественной жизни, то есть, зависит и само качество демократии”. [8] В этом смысле трансформации в сфере болгарской прессы важны не только из-за весьма существенной экономической функции газет и журналов, а и из-за того, что она остается мощным инструментом воздействия и важным фактором в процессе формирования общественного мнения. В 1965 г. американский журналист Уолт Липман заявил в Американском институте печати, что свободная пресса существует только там, где читатели определенной газеты имеют доступ к другим газетам-конкурентам и соперникам этой газеты.[9] В этом плане определенно можно сказать, что болгарская пресса стала свободной. Новый газетный рынок действительно превратился в одну из главных составных частей болгарского демократизирующегося общества.

Разнообразие печатных медии ялвяется необходимым условием для развития плюрализма в любом демократическом обществе. Несмотря на возрастающее влияние телевидения и на усиливающиеся позиции так называемых новых медий в Интернете, общество, которое хочет быть информированным, должно и впредь читать газеты, притом качественные.

Литература и примечания:
1. Ивайло Знеполски, Новата преса и преходът. - София, 1997. - С. 5
2. Алфандари Е., сборник “Журналистиката в тоталитарното и посттоталитарното общество”. - София, 1995. – С. 113
3. Годишна електронна публикация на НСИ “Книгоиздаване и печат 2008”
4. 1 евро=1,96 лева
5. www.tns-tvplan.bg
6. Румен Димитров, Медии и митове в Източна Европа, сборник Медии и митове. - София, 2000. - С. 358
7. МВМД: Съвременният читател на преса е в средна активна възраст, 25 януари 2008г., www.club.bg
8. Ивайло Знеполски, Новата преса и преходът. - София, 1997. – С. 7
9. Списание “Съвременна журналистика”, брой 1-4, 1991.
_____________________
© Цанкова Светла
Мир в фотографиях. Портреты и творчество наших друзей
Фотографии из Фейсбука, Твиттера и присланные по почте в редакцию Relga.ru
Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum