Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Социальная сеть микроблоггинга Twitter как инструмент «цветных революций»
(№6 [204] 05.05.2010)
Автор: Тимур Сазонов
Тимур  Сазонов

  В последние годы влияние интернет-технологий на политические процессы во всем мире привлекает все большее внимание исследователей. Тому есть объективные причины — ни одна из недавних «цветных революций» в постсоветских странах, Иране, Мозамбике не обошлись без активного использования новейших коммуникационных средств. Наравне с общеизвестными уже блогами (типа LiveJournal), социальными сетями (Facebook) и видеохостингами (YouTube), признание в качестве «инструмента политики» получила и социальная сеть микроблоггинга Twitter. Та огромная роль, которую Twitter сыграл во время упомянутых уже «цветных революций», заставляет присмотреться к данному сервису поближе. К слову, в зарубежных СМИ даже появился специальный термин - «Twitter-revolution».
  Социальная сеть микроблоггинга Twitter появилась в 2006 году и всего за несколько лет приобрела огромную популярность в мире. Согласно отчету исследовательской компании comScore, аудитория Twitter в январе 2010 года составила 73,5 млн пользователей [1]. Twitter - это программа, позволяющая публиковть в Интернете небольшие сообщения, доступные для чтения большому количеству людей. Отправлять их можно с помощью мастера отправки мгновенных сообщений, SMS, RSS, E-mail и пр. Краткость сообщения (всего 140 знаков) составляет одну из отличительных черт микроблогов и их же главное преимущество: оперативность. Когда 15 января 2009 г. американский авиалайнер совершил аварийную посадку на воду реки Гудзон, очевидец Джейнис Крамс сфотографировал выбравшихся на крылья самолета пассажиров на камеру мобильного телефона, загрузил фотографию на сервис twitpic.com (сервис для загрузки изображений на Twitter) и опубликовал сообщение в микроблоге: «Самолёт сел в Гудзон. Я на пароме, идущем на помощь людям. С ума сойти!». Это сообщение опередило не только сообщения телеканалов и радиостанций о катастрофе, но и публикации в профессиональных Интернет-СМИ [2]. Собственно, оперативность и стала главной причиной использования Twitter во время «цветных революций» и массовых протестов.

  Согласно соцопросам, накануне выборов в Молдавии в апреле 2009 года поддержка партии коммунистов во главе с президентом республики Владимиром Ворониными составляла не более 35%. Когда же огласили официальные данные, эта цифра возросла до 50%. Мобилизованные путем рассылки сообщений в социальной сети Facebook, а также призывов в Twitter, на улицы Кишинева вышли тысячи молодых людей. Начались стихийные митинги и демонстрации, а позже - грабежи, погромы, поджоги. С самого начала демонстраций оппозиционные силы создали свой собственный ярлык поиска в сети Twitter - #pman (означает «Пяца Марий Адунэрь Национале» - центральная площадь Кишинева), на котором публиковались новостей о развитии событий [3]. Под хештегом #pman публиковались призывы оппозиции к объединению, сведения о действиях властей и полиции, данные о местах акций протеста, фиксировалось количество пострадавших от рук полиции. Таким образом, благодаря Twitter, оппозиционные силы умело координировали свои действия. После того, как власти блокировали сотовую связь в столице, протестующие использовали GPRS-связь (мобильный интернет) для публикации своих сообщений. «Обновления на Twitter публиковались в рекордные сроки – пишет сотрудник института Открытого общества Евгений Морозов. – Я смотрю на поток последние 20 минут – и вижу почти 200 новых сообщений, маркированных #pman…» [4]. Помимо непосредственно текстовых сообщений, записи содержали также многочисленные ссылки на видео, содержащее на видеохостинге YouTube. Видео снимали сами протестующие при помощи камер на мобильных телефонах. Многие посты специально печатались на английском языке, чтобы быть прочитанными зарубежными журналистами.

  События, происходившие в Молдавии, спустя несколько месяцев повторились в Иране. «Спусковым крючком» для оппозиции снова стало несогласие с результатами выборов – на этот раз президентских. Начались акции протеста против результатов голосования. Сторонники оппозиционного кандидата Мир-Хоссейна Мусави поджигали здания банков, полиции, громили проправительственные информагентства. Помимо полицейских рейдов, ответом властей на протесты стала глубокая информационная блокада. С самого дня выборов в стране оказалась заблокирована служба SMS-сообщений, сотовая связь, большинство социальных сетей, блогов. Сигналы иностранных радиостанций глушились, с домов снимали спутниковые антенны. Государственное телевидение не показывало демонстрантов, зато в телесюжетах говорилось о беспорядках, устроенных иностранными агентами.
И снова, по сути, главным информационным ресурсом протестующих стал мобильный интернет и сайт Twitter: практически каждую секунду появлялись сообщения о подготовке акций, ссылки на фотографии митингов и списки арестованных, советы, как зайти на заблокированные сайты, а также предупреждения, где в Тегеране собрались полицейские [5]. Зарубежные СМИ с воодушевлением восприняли Twitter-революцию в Иране: «В этом году иранской инновацией стало быстрое распространение свежей информации и использование технологий коммуникации. Детали демонстраций, тактика, лозунги – все распространяется в Twitter… Видео выступлений и сцен стрельбы выкладывается на Youtube и подобных сайтах – и их можно скачать из-за пределов Ирана и потом извне транслировать обратно на эту страну с помощью средств массовой информации» [6].
Ответной акцией властей на сообщения в Twitter стало большое количество подставных агентов, публиковавших в сети микроблоггинга ложные сообщения. В свою очередь, протестующие распространили в Twitter текст под заголовком «Кибер-война против иранских выборов для начинающих», для того чтобы помочь остальным участвовать в сетевых протестах. Пособие содержало советы, как сделать так, чтобы спецслужбы не узнали пользователя по логину и IP-адресу, а также как вычислить правительственных агентов, скрывающихся в Twitter под видом оппозиционеров [7].

  В Иране посредством Twitter распространялись также ссылки на специальную компьютерную программу («Митбот»), предназначенную для организации кибер-атак на проправительственные интернет-сайты. Скопировав подобную программу на свой компьютер, пользователь получал возможность посылать многочисленные запросы на целевые веб-сайты. Подобный способ взламывания сайтов за счет их перегрузки получил широкое распространение и называется DDoS-атакой. Кибер-атаки во время иранских событий были названы в СМИ единственным оружием борьбы общества против информационной цензуры [7]. Таким образом, Twitter стал ареной полномасштабной информационной войны.
После описанных событий в Молдове и Иране власти некоторых стран, в частности, Южной Кореи, стали ограничивать в дни выборов использование Twitter. По требованию южнокорейского центризбиркома, во всех записях в Twitter, касающихся предвыборной кампании, теперь должно стоять указание, что это агитация. В избирательном законодательстве, на которое ссылаются власти, запрещается в целях пропаганды одной из партий использование постеров, печатных материалов, видеороликов и т. п. Иными словами, Twitter фактически приравнен в Южной Корее к СМИ [8].

  Несмотря на очевидные преимущества, которые Twitter вкупе с другими современными интернет-сервисами дает участникам политических протестов (революций), не следует переоценивать его возможности. В частности, оценивая итоги «оранжевой революции» на Украине (в ней решающая роль, правда, отводилась не Twitter, а мобильным телефонам [9]. Евгений Морозов пишет: «Ошибка считать, как это делается в некоторых последних исследования центра Беркмана, что «оранжевая революция» была делом «умных толп»... Фокусировать внимание только на технологии - значит, не обращать внимания на попытки сфальсифицировать результаты президентских выборов, что и вызвало протесты... или на миллионы долларов, «вкачанные» в украинские демократические силы, чтобы протесты стали возможными... То, что режим меняется благодаря текстовым сообщениям, может казаться реалистичным только в цифровом пространстве» [10].
Кроме того, давно уже не является секретом истинный механизм «цветных революций» и ненасильственных переворотов. «Цветные революции» отличаются подчеркнуто коммуникативным характером... Это новый тип давления – информационный, создающий информационно-организационный тип революции, которого никогда не было ранее...» [11]. По мнению исследователя Анны Громовой, во время «цветной революции» информация выполняет следующие функции: формировать и активизировать массовое сознание, удерживать своих сторонников в активном состоянии до победы; легитимизировать «революционные» действия для внутренней и внешней аудитории; устрашать оппонентов для недопущения применения ответных активных действий; легитимизировать новых лиц в качестве руководителей [11]. Добавим сюда координацию действий участников протеста — как видим, возможности Twitter органично вплетаются в общую теорию ненасильственных переворотов. Таким образом, можно заключить: социальная сеть микроблоггинга Twitter играет важную, а подчас и решающую роль в организации современных политических протестов. Сервис используется для координации действий участников протестов, привлечения внимания зарубежных СМИ к проблемам региона, публикации лозунгов оппозиции и нагнетания информацинного давления. Кроме того, Twitter может являться своеобразной «платформой» для передачи ссылок на видеодокументы (снятые, в свою очередь, при помощи мобильных телефонов), различные материалы СМИ, а также программы для организации кибер-атак. Следует признать, что наибольшего эффекта Twitter достигает именно в совокупности с различными интернет-сервисами — Facebook, YouTube, Livejournal и пр., обладая при этом важнейшим отличием от них — практически неограниченной оперативностью. Использование Twitter, однако, в большой степени зависит от «подготовки почвы» для протестных действий или прочих коллективных акций. В целом же, очевидно: Twitter обладает гигантским потенциалом с точки зрения развития социального моделирования.

Литература:
1.     Twitter вырос на 1105% за год//www.cnews.ru, 17.02.10. Источник доступа: http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2010/02/17...
2. Лада Браславец. Социальная сеть микроблогов «Twitter» как среда распространения массовой информации//www.relga.ru, №14 [194] 01.10.2009 http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/w...;level1=main&level2=articles
3.     Ellen Barry. Protests in Moldova Explode, With Help of Twitter//The New York Times, 08.04.2009
4.     Evgeny Morozov. Moldova”s Twitter Revolution// Foreign Policy, April 7, 2009
5.     Елена Рачева. Аятолла сказал свое слово//Новая газета, № 65 от 22 июня 2009
6.     Ольга Серебряная. Twitter - слово иранское//www.svobodanews.ru, 19.06.2009
7.     Роль интернет-технологий в организации протестов в Иране//www.svobodanews.ru, 8.06.2009
8.     Айзенштадт Даниил. Твит-цензура//Газета.ру, 19.02.10. Источник доступа: http://www.gazeta.ru/politics/2010/02/19_a_3327091.s...
9.     Joshua Goldstein. The Role of Digital Networked Technologies in the Ukrainian Orange Revolution// Research Publication No. 2007-14. December 2007. The Berkman Center for Internet & Society Research Publication Series: http://cyber.law.harvard.edu/publications
10.      Evgeny Morozov. Texting toward Utopia//Boston Review, March-April, 2009.
11.     Громова А. Особенности коммуникативной роли СМИ в "цветных революциях" / А.Громова // Мультимедийная журналистика Евразии-2007: интегрированные маркетинговые технологии Востока и Запада: Материалы научно-практической конференции, Казань, 5-6 декабря 2007 года. - Казань: Изд-во "Казанск. гос.ун-та, 2007. - С.51-53
__________________________
© Сазонов Тимур Геннадьевич


Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum