Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
История
Подземный монастырь станицы Мигулинской. Часть первая.
(№6 [204] 05.05.2010)
Автор: Галина Тимофеева
Галина Тимофеева
Кошмарность ходов под землею, расселин, впадин и
пещер,
И храмы в страшных подземельях, чей странен
сказочный размер…

Константин Бальмонт. Земля.


Большинство людей в поисках удивительного и неповторимого отправляются в другие страны и даже не догадываются о том, что настоящие чудеса можно найти рядом...

Донская земля скрывает немало тайн. Настоящее чудо – древний подземный монастырь, вырубленный в меловом холме, находится на самом севере Ростовской области, в нескольких километрах от станицы Мигулинской Верхнедонского района.
В Придонье, в граничащих с Ростовской областью Воронежской и Донецкой областях, расположена целая группа интереснейших подземных монастырей. Это известные Дивногорский и Белогорский монастырь, куда толпами ходят туристы, и не столь посещаемые Шартрищегорский и Святогорский монастыри. Удивительно, но ростовчане, совершающие паломничество по святым местам в соседние края, даже не подозревают, что в Ростовской области тоже есть подобное место, достойное стать объектом туризма.

Немного из истории подземного зодчества

Во всём мире сохранилось немало подземных храмов, монастырей, часовен, келий и прочих культовых сооружений. Только христианских подземелий было вырыто десятки сотен за две тысячи лет. Некоторые из них действуют до сих пор, большинство заброшены и разрушены, и уже невозможно посчитать, какое множество подземных культовых сооружений бесследно потеряно для человечества. Тем ценнее свидетельства, хранящие память о когда-либо существовавших подземных убежищах монахов и пустынников.

Подземелья испокон веков связаны с тайными обрядами и религией разных народов. Скальные буддийские монастыри и храмы Индии, пещерные храмы-усыпальницы города Петры в Иордании, погребальные склепы и скальные церкви Каппадокии… История культовых подземелий насчитывает тысячелетия.
Считается, что традиция уходить под землю в поисках молитвенного уединения зародилась на Востоке. В жарких странах верующие прятались в подземелья от нестерпимого зноя, чтобы ничто не отвлекало их от молитвы. Впоследствии монахи стали отправляться в катакомбы не только в поисках прохлады, но и в надежде обрести тишину и покой, способствующие духовному сосредоточению. В глубине подземелий, вдали от мирской суеты, отшельники избегали всяческих земных соблазнов, которые во множестве поджидали их на поверхности, мешая подвижникам безраздельно посвящать себя главному – служению Господу.
Уходя под землю, монахи оставляли земную жизнь и, как бы обрекая себя на символическую смерть, умерщвляли свою плоть и заживо хоронили себя от внешнего мира в ими же вырытых «могилах» – кельях. Зачастую, когда приходила настоящая смерть, соратники хоронили своих умерших братьев в тех же подземельях. А иногда и сами отшельники, чувствуя приближение смерти, замуровывали вход в свою келью и оставались в ней на вечные времена. Поэтому сегодня многие пещерные монастыри и кельи являются своеобразными подземными некрополями...
Первые христианские общины тайно собирались в пещерах-катакомбах. На весь мир известны подземелья Каппадокии в Турции, вырытые древними христианами. В течение многих веков верующие копали и выдалбливали в мягком известняке свои убежища, подземные монастыри и храмы. Многие из них сохранились до наших дней. Некоторые поражают воображение своими размерами – самое глубокое из каппадокских подземелий насчитывает 18 ярусов под землёй!

В 1963 году в горах Каппадокии археологи нашли целый подземный город весьма внушительных размеров. Общая протяжённость галерей подземного города оказалась больше 30 километров, а семь ярусов его подземелий уходили вглубь земли на 85 метров. Ходы в подземные галереи было практически невозможно обнаружить случайно: они были закрыты изнутри обтёсанными тяжёлыми камнями, похожими на гигантские мельничные жернова. Этот каппадокский подземный город назвали по имени долины, в которой он находится - Гереме.
В Турции было открыто ещё несколько подземных городов. В конце XX века археологи нашли в анатолийском кратере Ширали пещерный город Карапынар, датируемый II веком нашей эры. Множество ярусов пещерного города соединены между собой выдолбленными в скале узкими лестницами и лазами. Некоторые галереи перекрывались запорными камнями, выкатывающимися из боковых ниш. По подземным ходам, тянущимся на 20 километров, из Карапынара когда-то можно было попасть в другие пещерные поселения, расположенные в округе. Однако сейчас большинство ходов затоплено водами глубокого озера, расположенного в центре вулкана.
Эти таинственные подземные галереи, созданные первыми христианами, сегодня привлекают в Турцию туристов и паломников со всего мира. Каждый хочет увидеть своими глазами загадочный древний подземный мир, в котором зарождалось христианство.
Преследуемые римскими властями первые христиане тайно собирались в катакомбах каменоломен Вечного Города. Традиция ухода под землю распространилась из Римской империи по европейским странам христианского мира.
Сегодня подземные церкви есть во многих странах Западной и Восточной Европы.

Начинались с пещер и многие русские православные монастыри. Не случайно в названии большинства древнейших монастырей России присутствуют слова «печерский», «печерская» - вспомним хотя бы знаменитую Киево-Печерскую лавру. Само слово «печеры» на старославянском означает «пещеры». И такие названия святым местам давались не случайно.
Та же Киево-Печерская лавра началась с того, что в 1051 году монах Антоний, уроженец города Любеча, получивший постриг на Афонской горе, поселился в пещерной келье меж двух киевских холмов. Эта пещера была вырыта священником Берестова Илларионом. Выкопав «маленькую о двух сажень пещерку» [2] для молитвенного уединения, Илларион прожил в ней недолгое время, а затем переселился в столицу, где впоследствии стал митрополитом.

Рис. 1.     Основатель пещерного затворничества на Руси – преподобный Антоний Печерский.
Фрагмент Печерской (Свенской) иконы Божией Матери XIII века.


А та самая маленькая пещерка положила начало Киево-Печерской лавре, о Ближних и Дальних пещерах которой ныне ходит столько легенд. В XI-XII веках в пещерных кельях лавры жили верные ученики и последователи Антония XI: Исаакий Затворник, Никита, будущий епископ Новгородский, Афанасий, Лаврентий, Иоанн Многострадальный, преп. Феодосий [3]. Ныне подземные кельи Киево-Печерской лавры достаточно хорошо, но всё же не полно изучены. В подземельях лавры найдена подземная церковь с фрагментами фресок. К настоящему времени открыто уже более двухсот подземных помещений лавры, но не исключено, что их гораздо больше.

Рис. 2.     Пещера Святого Антония Печерского. Гравюра XVII века.

Есть пещерные кельи и под Нижним Новгородом. Когда в 1228 году мордовский князь Пургас сжёг дотла нижегородский Благовещенский монастырь, основанный великим князем Юрием Всеволодовичем, монахи взамен утраченных келий вырыли пещеры. Спустя время монастырь восстановили, но зимой 1369-1370 годов снежная лавина разрушила его вновь. И монахи опять ушли жить в свои пещерные кельи. Эти подземные обители монахов до сих пор сохранились между Алексеевской (Сергиевской) и Успенской церквами.
Начинался с пещер и Печерский монастырь под Нижним Новгородом, основанный Дионисием в 30-х годах XIV века. По преданию, Дионисий пришёл из Киева и, вырыв в высоком холме правого берега Волги пещеры, устроил в них монастырь.
Широко известны подземные монастыри Дивногорья и Белогорья в Воронежской области, Святогорский монастырь Донецкой области, Псковско-Печерский монастырь. Менее известны подземный монастырь в честь святого мученика Игнатия Богоносца в Белгородской области…

Время от времени открываются всё новые и новые подземные обители.
В июне 2002 года после долгих поисков близ села Покровка Новосергиевского района Оренбуржской области был найден подземный монастырь. Его открытие произошло благодаря стараниям местного священника отца Анатолия Чернецова. В 1922 году отец Анатолий был назначен настоятелем храма села Покровка. А вскоре его увлекли рассказы о Монаховой горе, в которой, по рассказам местных жителей когда-то жили отшельники, вырывшие в недрах горы многочисленные ходы, кельи и даже небольшую подземную церковь. Десять лет отец Анатолий с помощью энтузиастов искал затерянную обитель. И когда все уже были близки к тому, чтобы поверить в то, что рассказы о Монаховой горе всего лишь миф, случилось открытие Святых пещер. Ковш экскаватора при земляных работах неожиданно вскрыл вход в пещеры. Так легенда стала явью.
Недавно был найден один из самых крупных подземных монастырей в России. Вырыт он в Сазань-горе возле города Сердобска Пензенской области, в Алексиево-Сергиевской пустыни. По подсчётам местных краеведов, общая длина разведанных подземных галерей этого монастыря около 800 метров. Для сравнения: длина подземелий Киево-Печерской лавры около 900 метров, Псково-Печорского монастыря - 600 метров.

В особую группу можно выделить подземные монастыри, вытесанные в меловых холмах Верхнего Дона, находящиеся в Донецкой, Луганской, Воронежской и Ростовской областях. К настоящему времени известны следующие комплексы подземных обителей, вырубленных в меловой породе: Святогорский Успенский монастырь, церковь Антония и Феодосия Печерских, Арсениевский скит (Славяногорск, Донецкая область), Белгородский монастырь, Шатрищегорский Преображенский монастырь, Успенский Дивногорский монастырь, церковь «Ухо» (Воронежская область), два пещерных храма и четыре пещерные кельи (три монашеские и одна исповедальная, куда верующие приходили исповедываться) села Костомарово (Воронежская область), храм села Преображенское (Луганская область), Старая и Новая пещеры подземного монастыря станицы Мигулинской и культовая пещера близ хутора Демидовский (Ростовская область) [4].

Большинство этих подземных монастырей имеют стратегически выгодное месторасположение. Как правило, они вырыты в крутых правых берегах рек, и имеют хороший обзор и источник воды в непосредственной близости. Вырубленные в относительно твёрдой и достаточно устойчивой к разрушениям породе (белый писчий мел), практически все перечисленные монастыри сохранились в хорошем состоянии.
Любопытно, что по преданиям монахов и местных жителей, практически во всех этих подземных монастырях когда-то были подземные ходы, ведущие под рекой на противоположный берег. И хотя ни одного доступного в наши дни подземного хода в ни в одном из этих монастырей не обнаружено, всё же в них сохранились остатки ходов, ведущих в сторону реки. Были ли это подземные ходы под реку или же просто они выводили к реке, пока остаётся неясным. Вполне возможно, что они всего лишь вели к реке, источнику питьевой воды. Ведь во время каких-либо экстремальных ситуаций. К примеру, осады обители неприятелем, монахи должны были иметь доступ к воде. А автономный источник воды (колодец с водой, вырубленный в отдельной комнатке, к которой ведёт ход с понижением в сторону реки) имеется только в одном из этих подземных монастырей, расположенном близ станицы Мигулинской Верхнедонского района [5].
Поэтому есть все основания считать, что это уникальное место могло бы стать интереснейшим объектом донского туризма, вполне вписывающимся в столь востребованную ныне «программу выходного дня». Но экскурсии туда – увы, не водят. Подземный монастырь станицы Мигулинской по разным причинам недоступен для массового туризма. Хотя при большом желании и не столь уж больших финансовых вложениях он вполне мог бы стать достойным и очень привлекательными объектом «Серебряной подковы Дона».

Необычная находка ростовских студентов

Об этом подземном монастыре я узнала несколько лет назад. Мне поведал о нём Виктор Филиппович Погонцев, с которым мы вместе работали в еженедельнике «Аргументы и факты на Дону» (позднее он ушёл в «Российскую газету», где работает до сих пор). Он рассказал такую любопытную историю:

– В 1969 году, на первом курсе университета, я поехал на практику в станицу Мигулинскую. В свободное от практических занятий время делать было нечего. Местный старик рассказал нам, что в этих местах есть подземный монастырь, очень старый. И показал место, где примерно надо копать, на высоком правом берегу Дона, там, где отроги меловых отложений вдоль реки. После нескольких дней раскопок мы наткнулись на сводчатый вход в подземелье. Пробив его сверху, пролезли в небольшое отверстие. Первым спускался Витя Прокофьев. Ему было страшнее всех. Впрочем, и мне было не по себе: повис на руках, а не знаешь, какая там глубина и что тебя ждёт в этой сырой мрачной темноте. Хотя мы перед этим кидали в пустоту камешки и по звуку примерно определили, что там не слишком глубоко, и можно спускаться.
Когда мы спустились в подземелье, были очарованы его красотой. Монастырь вытесан в мелу. Вдоль длинной галереи вырублены маленькие кельи. На стенах в вековой тьме хорошо сохранились старославянские надписи из Библии, чёрным на белых стенах. А на углах, на стыках двух коридоров вырезаны лики. К сожалению, у меня не осталось ни одной фотографии, со временем затерялись. Но я тогда распечатал много снимков и раздал их однокурсникам. Наверное, у кого-то они сохранились. (Автор очень просит откликнуться однокурсников героя нашего рассказа, бывших в 1969 году на практике в станице Мигулинской. Возможно, у кого-то из них остались фотографии подземного монастыря тех лет или они смогут что-то добавить к этой истории).
Мы не археологи, и никаких исследований, измерений и описаний монастырских подземелий, конечно, не проводили. Просто полазили там, полюбовались, и вышли на свежий воздух. Нам было интересно ходить по таинственным тёмным галереям монастыря. Но руководитель практики Виктор Аркадьевич Миноранский (впоследствии он стал профессором, заведующим кафедрой зоологии РГУ) переживал, как бы там кого не завалило, и запретил нам ещё раз туда спускаться.
Вернувшись домой, мы поведали о своей находке ростовским археологам. Те с интересом выслушали и… забыли: археологическая экспедиция на раскопки подземного монастыря не приехала в Мигулинскую и по сей день.
Я потом интересовался у специалистов, литературы всякой много перелопатил. Думаю, по манере резьбы ликов, монастырь этот принадлежит примерно ко времени монголо-татарского ига, предположительно к XIII-XV векам. Впрочем, может быть, там и раньше были подземелья древней катакомбной культуры, а монахи просто приспособили их под свои нужды…

Спуск в Старую пещеру

Слушая рассказ Виктора Филипповича, я и не думала, что когда-нибудь увижу всё это своими глазами. Когда я предложила сотруднику отправиться в поездку на поиски подземного монастыря, он только отмахнулся:
– Тот старик давно умер, и вряд ли нам кто-то сейчас покажет, где был монастырь. Мы тогда еле нашли вход туда, а сейчас и подавно не найдёшь: почти сорок лет прошло.
Однако рассказ о подземной древней обители не давал мне покоя: вдруг всё же местные жители и сейчас что-то знают о монастырских подземельях и смогут показать их, или хотя бы то место, где когда-то находилась обитель монахов?
Глава администрации станицы Мигулинской Верхнедонского района Анатолий Васильевич Колычев нисколько не удивился моему вопросу о подземном монастыре. И рассказал о том, что действительно неподалёку от станицы есть подземелья, где когда-то жили монахи.
Теперь уже ничто не могло удержать меня на месте. Договорившись со спелеологами ростовской федерации альпинизма (они тоже очень заинтересовались этой историей, и охотно согласились подстраховать журналистку, не имеющую спелеологических навыков), мы отправились на поиски подземных чудес.
От Ростова до станицы Мигулинской – 350 километров. Приехав туда, мы встретились с главой администрации станицы и местным краеведом Николаем Павловичем Кузнецовым. А затем по степи вдоль посадок, практически по бездорожью, грунтовой ухабистой колее, подъехали к краю высокого живописного обрыва.
Нажмите, чтобы увеличить.

Рис. 3. Под станицей Мигулинской очень живописные пейзажи.

Места здесь очень красивые. Широкий полноводный Дон, на высоком правом берегу – холмы, покрытые деревьями. В середине октября природа щедро расцветила листву деревьев в жёлтые, оранжевые, красные, зелёные цвета. Полюбовавшись этой красотой и сфотографировавшись на память, мы пошли вниз, к Дону.
Комплекс катакомбного монастыря расположен в 80-метровом обрыве над Доном примерно в тридцати метрах над уровнем реки, и состоит из двух пещер – Старой и Новой. К первой, Старой пещере ведёт пологая тропинка, по которой мы спустились без труда.
Нам уже рассказали, что в монастырь попасть непросто, но всё равно, увидав небольшую дырку в земле рядом с кучкой меловой россыпи, я растерялась. Заглянув в узкую щель, мы увидели свод полусферой, по бокам то ли осыпавшийся, то ли недорубленный.
Нажмите, чтобы увеличить.

Рис. 4. Только вот так, ползком, можно попасть в подземный монастырь.

Не решаясь лезть первой в тесный лаз, я пропустила вперёд профессионалов. Спелеологи, привычным движением опустившись на руки, один за другим ползком исчезли в дыре. Вскоре оттуда послышались голоса:
– Залезай! Тут всего несколько метров ползти, а затем можно идти в полный рост.

Ничего не поделаешь, ложусь на живот и по меловым осколкам, устлавшим лаз, ползу головой вперёд. Через несколько метров, и правда, можно встать на четвереньки, а затем – и в полный рост. Мы попали в небольшую пещеру, из которой три лаза пошире ведут в разные стороны. Сперва мы пошли прямо. Вырубленный в меловой толще небольшой ход со следами кирки на стенах и закруглённых сводах привёл нас в тупик…

Комната с колодцем

Мы вернулись ко входу в пещеру и пошли от него налево. В отличие от первого коридора со следами кирки, белые стены этой галереи гладко отполированы. Длинный тоннель высотой под два метра и шириной меньше метра прорублен в меловой толще. По всей видимости, с помощью кирки и лопаты монахи вырубали породу, сгружали её в мешки и вытаскивали на поверхность. По изогнувшемуся полукругом подземному тоннелю, ведущему по нашим подсчётам в сторону Дона, попадаем в полусферическое расширение. В закруглённой стене вырублена маленькая квадратная ниша. Своды над ней закопчены: когда-то здесь стояла икона, перед которой светили лампаду или свечи.

Рис. 5. Длинный тоннель, прорубленный в меловой породе, ведёт к комнате с колодцем.

Вниз налево ведут ступени. В конце них – небольшая комнатка неправильной четырёхугольной комнаты и …колодец. Да-да, самый настоящий колодец, вырубленный в мелу. В нём даже стоит вода! Диаметр колодца около метра, глубина – чуть больше метра.
Монахи неплохо о себе позаботились и могли жить здесь вполне автономно, месяцами не выходя на поверхность. Правда, колодезную воду, забелённую мелом, я так и не решилась попробовать, но, думаю, при необходимости её вполне можно пить и в наши дни.
Нажмите, чтобы увеличить.

Рис. 6. В комнате с колодцем.
Нажмите, чтобы увеличить.

Рис. 7. Колодец подземного монастыря.

Сфотографировавшись у колодца, снова возвращаемся ко входу в пещеру, от которого ещё и вправо ведёт узкий лаз. Легко протиснувшись в щель, оказываемся в длинном туннеле. По правой стороне расположены небольшие кельи. Выходы из некоторых помещений закольцованы: входишь в келью через одну дверь, а выходишь через другую, попадая всё в ту же длинную галерею. Во всех кельях вырублены небольшие ниши под иконы, выступы-полочки для свечей, а на потолках видны следы закопчения.
Нажмите, чтобы увеличить.

Рис. 8. Ниши под иконы с полочками для свечей.

В Старой пещере мы насчитали пять таких келий. Длинный коридор оканчивается завалом. Неизвестно, был ли там когда-то ход дальше. Раскапывать его сейчас не в наших задачах.

Рис. 9. Входы в кельи Старой пещеры.

История в автографах

Вдоль стен галерей охрой нарисованы незатейливые узоры. Причём, судя по вырезанным поверх них надписям, сделанным больше века назад (среди написанных дат мы различили 1906 год), охряные узоры сделаны явно не в прошлом столетии.
Нажмите, чтобы увеличить.

Рис. 10. Охряные узоры вдоль стен галерей.

Вообще в подземном монастыре достаточно много автографов бывавших здесь местных жителей. Любопытно, что, хотя стены буквально испещрены, судя по всему, надписями наших современников, люди пишут только имена и даты – никакой ругательств (разве что в одном месте мы увидели матерное слово). Видимо, влияет святость места.

Большинство надписей весьма банально: «Саша + Таня», «Здесь был Петя» и тому подобные. Иначе как вандализмом эти надписи в святом месте не назовёшь. Но встречаются и любопытные автографы начала прошлого века. Их изучение может поведать немало интересного об истории этих мест. В частности, есть там надпись «Сотник Кудинов, хорунжий Серебряков. 1918 год», начертанная предводителями знаменитого Верхнедонского восстания, укрывавшимися здесь от преследования. В 1930 году свою роспись оставила делегация колхозников, приехавшая в Мигулинскую на какой-то слёт. Если долго ходить по подземельям монастыря, можно увидеть и надпись на старославянском, найденную местным краеведом Николаем Павловичем Кузнецовым. Слова местами сбиты, и с трудом можно разобрать лишь начало фразы: «Да воздастся за все грехи…».
Нажмите, чтобы увеличить.

Рис. 11. Автограф на стене 1906 года

Нажмите, чтобы увеличить.

Рис. 12. Автограф на стене 1925 года

Мы не успели прочесть всю летопись многометровых монастырских стен: нас ждало посещение более обширной Новой пещеры.
Надо сказать, что названия «Старая» и «Новая» весьма условны. Судя по всему, оба пещерных комплекса вырублены примерно в одно и то же время, просто Новая пещера стала позднее доступна современным мигулянам, после того, как её отрыли ростовские студенты. По словам местного краеведа, раньше оба комплекса соединялись между собой проходом, но со временем он просел, и теперь из одной пещеры в другую можно попасть только по поверхности земли.
Нажмите, чтобы увеличить.

Рис. 13. Своды Старой пещеры далеко не в идеальном состоянии…

Пострадала Старая пещера не только от времени. Сразу у входа в неё – трещины на потолке и огромные глыбы мела, лежащие на полу. Местный краевед пояснил: однажды, когда в Старую пещеру засыпало лаз, мальчишки попытались отрыть его весьма опасным способом – притащили снаряд, оставшийся со времён войны, и взорвали. После взрыва своды у входа Старой пещеры покрылись трещинами, а местами даже осыпались. Так что сейчас гулять тут не так безопасно, как раньше. Хотя, по уверениям главы местной администрации, за многие годы посещений подземного монастыря местными жителями, здесь ни разу не было несчастного случая…

Примечания

1. Галина Тимофеева. Корреспондент «АиФ» первой спустилась в подземный монастырь // Аргументы и факты на Дону. 2007. 31 окт. № 44 (704). С. 14; 7 нояб. № 45 (705). С. 14; 14 нояб. № 46 (706). С. 14.
2. Сажень - русская мера длины, равная 2,1336 м.
3. Кабанец Е. П. О социальной типологии древнерусских пещерных монастырей // Международный симпозиум по искусственным пещерам. Киев-Одесса, 1998. С. 24-27.
4. Агапов И. А. Краткий обзор возникновения культовых пещерных памятников среднего Придонья. http://www.labirintmrg.narod.ru/NewPulse/Tematika/Mo...; Ковалев А. Г. Подземные и культовые сооружения в меловых отложениях Донецкой, Луганской и Воронежской областей // Международный симпозиум по искусственным пещерам. Киев-Одесса, 1998. С. 31-32.
5. Степкин В. В. Культовые пещеры Среднего Дона. Серия: Спелестологические Исследования. Вып. 4. М.: РОСИ, 2004, С. 129-135.
______________________________
© Шефер (Тимофеева) Галина Леонидовна


Продолжение следует…

Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum