Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Образование
Исследование эффективности инновационного обучающего процесса в сфере высшего профессионального образования
(№6 [204] 05.05.2010)
Автор: Валентина Кихтан
Валентина Кихтан
Дать оценку эффективности инновационных обучающих программ возможно лишь при четком определении самого понятия «инновация».
Часто под инновацией понимают любое нововведение, нечто новое. Некоторые исследователи отмечают, что первоначально появился термин «инновация», который достаточно плотно вошел в «разговорное пространство» ещё в XIII веке, обозначая при этом «придумывание чего-нибудь нового, опережающего своё время» [1].
В XIX столетии «инновация» приходит в сферу научного знания и в разных областях науки начинает играть различные роли. Например, в лингвистике этим термином обозначалось явление изменения грамматических форм при их переносе из одного культурного ареала в другой. В юриспруденции под инновацией понимался акт замены существующего обязательства на другое. В естествознании термин использовался для обозначения изменений, обретаемых в процессе роста. В области искусства инновацией обозначалось внедрение некоторых элементов одной культуры в другую.

В начале XX века возникла новая область знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Педагогические инновационные процессы стали предметом изучения на Западе с 50-х годов ХХ столетия. А в словарях русского литературного языка еще в 80-е годы прошлого века абстрактного слова «инновация» не было.
Как отмечают исследователи Герасимов Г.И. и Илюхина Л.В., «само понятие «инновация», действуя в определенных исторических и социокультурных условиях, наполняется новым, соответствующим этим условиям содержанием и несёт другой - смысл. Следовательно, выводить сущность понятия необходимо с ориентацией на то место в культуре и социальной реальности, которое снимается нами как данность. Иначе происходит неизбежный отрыв термина от понятия, что способствует
умножению сущностей» [2].

Исследователи Азгальдов Г.Г. и Костин А.В. говорят, что «термин «инновация» постепенно становится таким же важным, и где-то даже – модным, каким не так давно пытались сделать термины «эффективность и качество». И, к сожалению, - столь же неопределенным» [3].
Исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения показало, что каждый второй россиянин (53%) затрудняется объяснить, что такое «инновации». По мнению 22% опрошенных, этот термин обозначает любые нововведения; 15% респондентов считают, что это внедрение современных технологий; 6% - что использование достижений науки техники. По 3% определяют инновации как масштабные социальные изменения или называют конкретные факты нововведений; 1% полагает, что это инвестиции в перспективные отрасли экономики [4].
Как подчеркивает профессор МГУ, Игорь Милославский в своей статье «Новизна с последствиями», инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [5].
Милославский рассматривает слово «инновация» в аспекте этимологии, говоря о том, что Древний индоевропейский корень nov, сохранившийся в латинском, французском и русском языках, обозначает такой признак, который ранее не существовал, а теперь появился. При этом в русском языке «новый» обычно имеет положительную оценку.
Таким образом, слово «инновация обозначает такое новшество и/или нововведение, которое, во-первых, делает соответствующую систему существенно более эффективной, и, во-вторых, как следствие, имеет положительную оценку» [6].

Инновации условно делятся на базисные (принципиально новая продукция или технология) и улучшающие (продукция или технология с улучшенными параметрами).
Исследователь Нестеров А. В. говорит об инновации как о деятельности, которую условно можно разделить на три фазы: появление или рождение нового – открытие, изобретение, улучшение, - собственно новацию и распространение нового. Инновация как таковая подразумевает спецификацию прав собственности на результат интеллектуальной деятельности, то есть превращение продукта в товар [7].
Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса [8]. В ней выделяют следующие действия:
•     определение потребности в изменениях;
•     сбор информации и анализ ситуации;
•     предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
•     принятие решения о внедрении (освоении);
•     собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
•     институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
Согласно «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», под «инновацией» понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [9].

Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что инновацией применительно к сфере образования можно считать изменения и нововведения в содержании и технологии обучения и воспитания, с целью повышения их эффективности.
Инновационная составляющая основана на умении образовательными учреждениями быстро реагировать на изменения, которые диктуются внешней средой, в нашем случае на рынке труда, т. е. система занятости молодых специалистов.
Необходимо дать определения и другим понятиям, имеющим отношение к инновационным процессам.
Под инновационной деятельностью, как правило, подразумевают деятельность по созданию (разработке), производственному освоению и распространению (реализации) инноваций. Осуществление и развитие инновационной деятельности предполагает ее организацию, регулирование, поддержку, стимулирование и контроль.
Основные виды инновационной деятельности:
•     научно-исследовательские работы
•     опытно-конструкторские работы
•     технологические работы
•     подготовка производства и проведение промышленных испытаний
•     приобретение патентов, лицензий и ноу-хау
•     инвестиционная деятельность
•     сертификация и стандартизация
•     маркетинг и организация рынков сбыта
•     подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности
В сфере образования инновационной деятельностью является, например, создание мультимедийных курсов лекций, электронных учебников и т.д.
Инновационная инфраструктура - это подсистема в структуре инновационной деятельности, которая направлена на содействие и поддержку ее осуществления. Эта подсистема сама имеет сложную структуру. Ее элементы - это программы и проекты поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их организации; эти элементы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой и с другими элементами в структуре инновационной деятельности.

Элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты, программы и выполняющие их организации, такие как центры, предприятия, объединения. В аспекте данной работы, выполняющими организациями являются высшие учебные заведения.
Инновационный проект - это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.
Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.
Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо провести тщательное изучение (маркетинг) инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в профессиональном образовании. Новизна инноваций оценивается по научным параметрам и с рыночных позиций [10].
С учетом этого и строится классификация инноваций. В зависимости от технологических параметров инноваций подразделяются на:
1.     Сырьевые инновации, которые включают применение новых видов сырья, материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих и конечным результатом является получение принципиально новых товаров;
2.     Технологические инновации, которые определяют новые методы организации производства товаров и услуг.

По типу новизны для рынка инновации подразделяются на:
1.     Исключительно новые для отрасли в мировой практике;
2.     Новые для отрасли в стране;
3.     Новые для данного предприятия, учреждения, а также их групп в регионе.
Создавая инновационный продукт, руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
Стратегии по разработке инноваций направлены на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Научные разработки и нововведения в случае с образованием являются приложением нового знания с целью их практического применения, а научно-технические инновации - это материализация новых идей и знаний, открытий
В сфере профессионального образования учитывается и коммерческая сторона вопроса. Речь идет об удовлетворении определенных запросов потребителей на рынке труда.
Итак, инновации в профессиональном образовании на всех уровнях должны:
1.     Овладеть новизной;
2.     Удовлетворять рыночному спросу;
3.     Приносить прибыль производителю услуг;
4.     Качественно изменять и улучшать процесс обучения.
В этом параграфе были рассмотрены основные теоретические положения, необходимые для определения понятия «инновация» применительно к образовательному процессу в сфере высшего профессионального образования.
В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система , которая представляет собой глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей жизни.
Инновационные программы разрабатываются на основе новых образовательных технологий. Необходимо разобраться в том, какие технологические инновации применяются сейчас в образовании.
На сегодняшний день арсенал технологических средств современного образования многообразен, и к тому же он быстро расширяется, появляются новые средства, все более совершенные и удобные.

В качестве основных типов технологий, которые используются в инновационном образовании в настоящее время, можно выделить следующие:
•     Печатные материалы, которые по-прежнему остаются основным носителем содержания в большинстве инновационных курсов. Стоит отметить, что для подготовки самих печатных материалов в большей степени используются современные информационные технологии, такие как: текстовые процессоры, настольные издательские системы, сканирование, факс.
Учебные пособия и другие образовательные материалы часто предлагаются в печатной форме даже в курсах, которые базируются на самых современных компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
•     Аудио- и видеокассеты, видеодиски, которые широко используются в большинстве инновационных курсов. Видеоматериалы (кассеты и диски) распространяются среди студентов для индивидуального просмотра, и для просмотра группами, обучающихся в учебных заведениях по расписанию. В случае коллективного просмотра предоставляется дополнительная возможность для общения и дискуссии между студентами. Записанные видео- и аудиомодули наиболее эффективны при дистанционном обучении в сочетании с учебными интерактивными модулями, основанными на электронной почте, голосовой почте, телефоне, компьютерных конференциях.
•     Телефон. Его активно используют при доставке дистанционных курсов для интерактивного взаимодействия обучающегося с тьютором (преподаватель-консультант, наставник, куратор ученика, помогающий ему в организации своего образования). Простота и доступность технологии объясняют достаточно широкое использование телефона в дистанционном обучении, несмотря на ограниченную дидактическую ценность исключительно вербального взаимодействия.
•     Радио и телевидение (в том числе спутниковое и кабельное). При доставке дистанционных курсов, которые имеют достаточно массовую аудиторию, часто оказываются эффективными эти виды обучения. Однако эти технологии могут снижать гибкость процесса дистанционного обучения тем, что не позволяют обучающимся свободно выбирать удобное для них время при изучении дистанционных курсов.
•     Электронная почта. Эта технология в настоящее время широко используется при инновационном обучении для поддержания учебных взаимодействий:
- между преподавателем и обучающимся
- между самими обучающимися в ходе проведения учебных почтовых конференций.
Для организации групповых адресов, подписки, сортировки и рассылки сообщений разработаны такие инструментальные средства проведения почтовых конференций, как ListCaster, Listserv, Lyris E-Mail List Server, Majordomo, Minordomo, ListStar, SV List.

В большинстве учебных почтовых конференций целесообразно управлять и координировать дискуссии, т.е. большинство из них модерируемые. Эффективность применения данной технологии в учебном процессе во многом определяется квалификацией модератора, его умением управлять дискуссией так, чтобы цели учебного курса достигались в наибольшей степени. Работе преподавателей-модераторов посвящены специальные Web страницы, на которых рассматриваются вопросы организации и проведения учебных конференций, подготовка списков часто задаваемых в ходе учебных конференций вопросов (FAQ), проблемы нэтикета - этики поведения при обучении в ходе компьютерных конференций, краткая аннотация публикаций по проблемам модерирования, связи с Web страницами полных текстов этих публикаций [11].
•     Компьютерные обучающие программы (в т.ч. гипертекстовые, мультимедиа, интеллектуальные и др.). Существует два режима обучения с помощью компьютерных образовательных программ:

Основные режимы     
Цели использования при инновационном обучении
Информационно-справочный     
Расширение и упрощение доступа к учебному материалу;
Удобная и наглядная структуризация материала;
Легкость навигации по учебному материалу.
Контрольно-обучающий     Самотестирование;
Предварительное или промежуточное тестирование.

Облегчает процесс создания компьютерных обучающих программ использование специально разработанных инструментальных средств. С их помощью даже преподаватели далеких от компьютерных технологий дисциплин, например, истории, философии, менеджмента и других, могут легко создавать обучающие программы.
Достаточно эффективным инструментальным средством для разработки компьютерных обучающих программ является, например, инструментальная гипермедиа система HM-Card.
•     World Wide Web - это мультимедиа-гипертекстовая система документов, связанных электронными ссылками.
В настоящее время Web является самой популярной системой Интернета, во многом вытесняющей такие Интернет-системы, как Gopher, WAIS и др.
Использование Web-технологий для разработки и доставки учебных курсов ведет к развитию новой модели, новой парадигмы инновационного обучения. Подобные учебные курсы разрабатываются на базе Web-страниц и метафоры карты информационного учебного пространства.
На базе Web-технологий возможно осуществление конференцсвязи для доставки дистанционных курсов. WWW позволяет реализовать интерактивный процесс обучения.
Можно выделить основные типы Web-технологий, применяемых в инновационном обучении. Это интегрированные обучающие пакеты (ИОП), асинхронные конференции, синхронные конференции, дистанционная совместная групповая работа.

Среди наиболее популярных обучающих пакетов для разработки и доставки учебных курсов на базе Web-технологии стоит отметить: WebCT, который предназначен для построения карт обучающих курсов, для совместного использования информационных ресурсов, проведения конференций, тестирования и оценивания; пакет Interactive Learning Network, который предлагает инструментальные средства оценивания обучения, создания базы данных успеваемости, интерактивного ассистирования, дискуссий в реальном времени, группового дистанционного обучения; пакет The Internet Classroom Assistant, который нацелен на проведение обучающих конференций, совместное использование информационных ресурсов и связей в различных учебных средах; пакет The Learning Manager, который служит для построения карт учебных курсов, хранения мультимедиа учебных ресурсов, тестирования и оценивания студентов.
•     Телеконференции (аудио-конференции, аудио-графические, видео- конференции, компьютерные конференции). Для инновационного образования характерно проведение телеконференций как на базе специального оборудования, так и на основе передачи звука, графики, видео и текста по компьютерным сетям.
В последние годы среди всех типов конференций наибольшее распространение в дистанционном образовании получили компьютерные конференции.

Современные технологии обработки информации, в частности информационные гипертехнологии, обеспечивают организацию и структуирование информации с помощью установления гиперсвязей.
Гипертекст позволяет устанавливать ассоциативные связи между отдельными фрагментами, терминами, статьями в текстовых массивах. Благодаря этому текст оказывается организованным от начала к концу, и по тематическим линиям, по индексам, библиографическим указателям и т.п.
Гипермедиа технологии, которые развиты на основе гипертекста, обеспечивают работу и с нетекстовой информацией, позволяют организовать и структуировать учебный материал и в виде изображения, звука, речи, видеозаписи.
CD ROM был провозглашен как "новый папирус". Электронные книги, энциклопедии разрабатываются на основе гипер- и мультимедиа технологий. Обучение с их помощью базируется на методе информационного ресурса. Однако, здесь возникает проблема адекватного понимания материала обучающимся. Чтобы курс лучше усваивался, необходимо сочетать метод информационного ресурса с методами компьютерных вопросов-ответов.
Содержательную часть образовательного процесса можно рассматривать как совокупность курсов, а курс - как систему уроков (или тем). Создание высококачественных уроков с использованием новых технологий - это современная задача по развитию содержания образовательных программ.
Сейчас развитие инструментальных средств для образования на основе новых информационных технологий порой значительно опережает их использование в преподавании конкретных дисциплин. Это связано с трудностями разработки содержательной части курсов, проблемами наполнения программных оболочек конкретным учебным материалом [12].
Сейчас на рынке инструментальных средств представлен целый ряд систем для разработки и редактирования обучающих программ в различных областях знаний - это Урок, PLS, HMCard и другие. Подобные системы способствуют реализации оригинальных педагогических методик лучших преподавателей и экспертов, продукт их разработок в конечном итоге представляется обучаемым.
В связи с большим количеством технологий, применимых к образовательному процессу, с многоплановостью используемых ресурсов, возникает вопрос о выборе подходящих инновационных технологий.

Проблема выбора технологий для современного образования предстает не как технологический вопрос, а как проблема инновационного менеджмента в сфере образования. Для ее эффективного решения необходимо регулировать связи между всеми подсистемами и элементами системы образования [13].
В качестве основного принципа эффективного выбора и использования технологий в инновационном учебном процессе можно говорить о том, что в учебном процессе важна не информационная технология сама по себе, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей.
Более дорогостоящие и наиболее современные технологии не обязательно обеспечивают наилучший образовательный результат. Наоборот, часто наиболее эффективными оказываются достаточно привычные и недорогие технологии.
Надо отметить, что результат обучения существенно зависит не от типа коммуникационных и информационных технологий, а от качества разработки и предоставления курсов.
При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений.
Наиболее эффективным при выборе технологий является мультимедиа подход, при котором необходимо стремиться к взаимодополнению различных технологий, синергетическому эффекту их взаимодействия. Совмещение различных приемов способствует лучшему усваиванию учебного материала.

Литература и источники:
1. Карпова Ю.А.. Инновации, интеллект, образование. М.. 1998.
2. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. - Ростов н/д: НМД «Логос», 1999.
3. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. — № 2(60).
4. http://www.wciom.ru. Пресс-выпуск №725 от 04.05.07.
5. http://www.inauka.ru. И. Милославский, «Новизна с последствиями» 08.06.09.
6. http://www.inauka.ru. И. Милославский, «Новизна с последствиями» 08.06.09.
7. http://www.labrate.ru. Нестеров А.В. Инновации - системный подход // Компетентность, № 6 (47), 2007
8. Лазарев, В. С. понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2003.
9. Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998г. №832.
10. http://www.festival.1september.ru. Зыкин П.В. Развитие инновационных процессов в профессиональном образовании.
11. http://www.nrc.edu.ru
12. http://www.nrc.edu.ru
13. Там же
____________________________________
© Кихтан Валентина Вениаминовна



Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum