Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Коммуникации
Границы корпоративной свободы слова
(№10 [100] 08.10.2004)
Автор: Екатерина Лапина
Екатерина    Лапина
Свобода средств массовой информации остается наиболее острой проблемой для современных СМИ России. Тот факт, что печатное слово может являться мощным инструментом воздействия, влияния и манипуляции, – не требует доказательств. И от того, какой смысл вкладывают в понятие «свобода» учредитель и работники издания, зависит ответственность СМИ перед обществом.

Любое издание, выходящее на предприятии для внутреннего пользования, независимо от того, как его именуют создатели («многотиражка», «внутрифирменный журнал» или «внутрикорпоративная газета»), независимо от того, кто участвует в его выпуске (специалисты по связям с общественностью, журналисты или просто общественные деятели самой фирмы), будет отражать культуру организации, ее ценности, этику отношений внутри коллектива, стиль руководства, а также корпоративную свободу слова. Пролистав подшивку таких изданий, каждый сможет определить ту роль, которая отводится на предприятии простым работникам, ведь газета пишет о событиях, происходящих в организации, причем из содержания понятно, какое поведение сотрудников одобряется, а какое нет, о чем разрешено писать. И даже если корпоративная культура формируется хаотично, без управления ПР-службы, она найдет отражение на страницах газеты. Корпоративная культура социально ответственной фирмы характеризуется наличием принципов гражданского общества, которое, по мнению И.М. Дзялошинского «… не просто набор механизмов, структур, институтов, а некий дух, позволяющий конкретному индивиду постоянно ощущать, что он значимый элемент общественной жизни, что все остальные структуры существуют для того, чтобы он жил и развивался, чтобы его единичный голос был значимым аргументом в выборе путей развития общества» [1]. Поэтому работа внутрикорпоративной газеты должна соответствовать принципам гражданской журналистики. И.Н. Соколов отмечает, «что создание образа социально ответственной компании, формирование доверительного отношения к ней со стороны общественности начинается с реализации основных требований системы внутрикорпоративной ответственности компании к своим сотрудникам. Прежде всего, это наличие у сотрудников ощущения собственного вклада в общее дело, к которому они имеют прямое отношение; формирование уважительного отношения к служащим со стороны руководства, а также укрепление системы их человеческих взаимоотношений, близких к дружбе; поддержание двусторонних отношений со всеми членами коллектива и полная правдивость в информировании о ходе дел; совместное обсуждение отдельных планов организации и приоритетных направлений; коллективная выработка стратегических решений; серьезное рассмотрение руководством организации предложений персонала; планомерная работа с семьями сотрудников; воспитание “конституции уважительного отношения” в коллективе, независимо от иерархии сотрудников» [2]. Реализуя этот подход в работе внутрикорпоративного издания, можно добиться создания инструмента не воздействия, а взаимодействия.

Внутрикорпоративная газета является инструментом связей с общественностью, так как она работает на формирование и продвижение корпоративного имиджа и культуры организации. И следует отметить, что, по мнению многих авторов, главной особенностью современных корпораций является поиск доверительных отношений с общественностью, социального партнерства [3], что определяет основные принципы работы и инструментов ПР. Именно поэтому к созданию внутрикорпоративной газеты активно привлекаются и журналисты. По мнению С.Г. Корконосенко, «назначение журналистики состоит в преобразующем воздействии на практику в соответствии с актуальными интересами общества и человека и целями социального прогресса» [4]. Заметим, что цель журналистов – объективное отражение реальных событий, анализ ситуации и внесение предложений по улучшению действительности, цель ПР-специалистов – формирование и поддержание положительного имиджа и репутации организации, предотвращение и разрешение конфликтных и кризисных ситуаций организации; и первые и вторые считают своим долгом содействие в улучшении жизни своей аудитории. Но если цели журналистов и специалистов по связям с общественностью объединить в проекте по созданию газеты для внутренней общественности организации, то этот симбиоз позволит максимально повысить результативность печатного издания. Внутренний имидж организации, который будет основываться на обсуждении объективной информации, вовлечении в этот процесс работников организации, удовлетворении потребностей и интересов сотрудников, окажется значительно правдивее и эффективнее. Конечно, при условии ответственности и профессионализма администрации, специалистов по связям с общественностью и журналистов. Ведь завоевать положительное отношение со стороны персонала можно лишь путем открытого диалога и публикации информационных, аналитических и разъяснительных материалов, писем и предложений работников организации. В свою очередь персонал должен удовлетворять потребность в информировании всех важных вопросов, касающихся организации, в которой он трудится и от которой зависит его благополучие, а также потребность участия в решении важных дел организации.

По мнению некоторых авторов, проблема внутрикорпоративных газет заключается в нахождении оптимального баланса: «создать атмосферу доверия к изданию, с одной стороны, с другой – эффективно его использовать как инструмент менеджмента… приблизить корпоративную прессу к традиционным качественным СМИ: больше критических и интерактивных материалов, информации, которая вызывает дискуссию» [5]. Внутрикорпоративное издание будет восприниматься как инструмент манипуляции в том случае, если оно помимо информационной и развлекательной функции не сможет в полной мере реализовывать функцию критики и контроля по отношению не только к обычным сотрудникам организации, но и действиям администрации. Газета, которая видит все в розовом цвете, не завоюет доверие читателей.

В работе внутрикорпоративной газеты отношения между учредителем и редакционным коллективом в том случае стоят наиболее остро, когда стиль управления не соответствует тем демократическим принципам, для поддержания и развития которых и создается издание. И здесь уже четко прослеживается связь между стилем управления и вообще принципиальной возможностью создания эффективной работы внутрикорпоративной газеты. Другими словами, при авторитарном режиме демократическое издание невозможно. Зависимость такой газеты наиболее остра и принципиальна: ее создают учредители для собственных целей, и если цели не достигнуты, то редакционный состав с легкостью меняется. Но и это не дает должного эффекта, так как видимость демократического управления остается видимостью без доверия читателей, без их непосредственного участия в решении вопросов компании и т. д. Такое издание существует только для администрации, для укрепления собственной значимости, веры общественности в то, что дела компании процветают. В этой ситуации перед редакцией издания не встают вопросы эффективности обратной связи с читателями, системы распространения, информационного наполнения и его соответствия интересам и потребностям читателей. Здесь вообще отсутствует понятие «читатель», есть только интересы учредителя, который следит за благонравным видом своего издания. Так обстоят дела с некоторыми внутрикорпоративными газетами. Выдавать желаемое за действительное легче, чем идти наперекор учредителю, поэтому газеты предприятия осознанно молчат о важных проблемах в случае, если руководство не желает их решать, неоправданно восхваляют достоинства организации, необъективно освещают события и т. д. Но кого в таком случае обманывает газета? Своих читателей, которые рано или поздно узнают правду, тем более, что они в курсе многих дел, о которых умалчивает издание? Ведь если на предприятии происходят массовые увольнения или снижение заработной платы, какой смысл писать о процветании фирмы? В таких случаях речь идет о неэтичных технологиях, которые не просто не эффективны, но и опасны. Такое издание не будет выполнять истинного предназначения внутрикорпоративной газеты. Оно перестанет пользоваться доверием, его просто перестанут читать. Существует лишь один выход – профессиональная и нравственная ответственность журналиста, специалиста по связям с общественностью. Либо возможно изменение стиля управления, и тогда внутрикорпоративное издание должно помочь в этом, либо необходимо отказаться от работы в данной организации, чтобы не способствовать превращению газеты в инструмент манипуляции.

Заметим, что в журналистике существует принцип «не навреди». Он касается этики отношений с источниками информации, читателями, объективности и профессионализма. По отношению к работе внутрикорпоративной газеты он означает не противоречить ценностям культуры организации и ценностям ее сотрудников. И только в рамках этого принципа необходим деликатный подход к проблемным ситуациям, которые могут нарушить внутренний положительный климат, а также возможно неразглашение наличия проблемной ситуации до начала ее разрешения. Поэтому информация в первую очередь доносится до сведения администрации для принятия соответствующих мер, и лишь потом освещается в газете. Например, журналисту стало известно, что один из должностных сотрудников берет взятки, другой пострадал от некачественного обеда в рабочей столовой. В таких ситуациях информация должна немедленно поступить не на первую полосу газеты, а к администрации организации. После чего приводятся в действие технологии антикризисного реагирования и принимаются меры по исправлению проблемной ситуации. И тогда уже внутрикорпоративная газета освещает историю события и реакцию администрации. Если в классических СМИ журналист пишет о наличии какой-либо проблемы, затем эта публикация доходит до ответственного лица (фактор времени зависит от периодичности газеты и ее популярности), только после этого принимаются меры по ликвидации данной проблемы. К тому времени, когда выйдет номер газеты с публикацией о разрешении проблемы (если еще ее решат напечатать), отрицательное общественное мнение к ответственному лицу уже сложится, и изменить его будет не просто. В случае с внутрикорпоративной газетой фактор времени играет первостепенную роль: чем быстрее администрация узнает о проблеме – тем быстрее сможет ее решить. Другой фактор заключается в готовности самой администрации к такой степени ответственности, молниеносному реагированию, способности признать свои ошибки. И это не будет проблемой для организаций с высоким уровнем корпоративной культуры, повышению которого как раз и должна способствовать внутрикорпоративная газета. Объективная критика должна присутствовать на страницах внутрикорпоративных изданий, как и немедленные действия по исправлению ситуации со стороны администрации во главе с ПР-специалистами, а затем и журналистская оценка проведенной работы. Главным условием эффективности этого процесса становятся принципы, заложенные в системе управления. Предприятие должно формировать свое собственное «маленькое» гражданское общество, которое требует самоограничения власти руководства и введения элементов самоуправления, механизмов защиты и реализации своих интересов, то есть выполнения условий, необходимых для гражданского общества. Важно понять, что не будет ни действенности, ни эффективности внутрикорпоративных изданий, коммуникаций и культуры без ответственности и принципиальности журналистов и специалистов по связям с общественностью, и именно от их работы зависят границы корпоративной свободы слова.

________________________________

1. Дзялошинский И.М. Методы деятельности СМИ в условиях становления гражданского общества: Учеб. пособие. – М.: Пульс, 2000. – С. 24.
2. Соколов И.Н.Через внутрикорпоративную отчетность – к социальной ответственности перед обществом // Социальная ответственность бизнеса. Корпоративная отчетность – новый фактор взаимодействия бизнеса и общества: Сб. ст., лекций и выступлений / Под общ. ред. Л.Г. Лаптева. – М.: ЗАО Финансовый изд. дом «Деловой экспресс», 2004. – С. 128.
3. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. – С. 12.
4. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. – М.: Аспект пресс, 2002. – С. 196.
5. Круть Н. Новая жизнь «Красного металлурга», или Корпоративные газеты на службе у HR-ов.
http://www.job-today.ru/nsk/issue/s21_04_3.htm

_________________________________
© Лапина Екатерина Валерьевна
Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Мир в фотографиях. Портреты и творчество наших друзей
Фотографии из Фейсбука, Твиттера и присланные по почте в редакцию Relga.ru
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum