Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Гонка вакцин. Интервью профессора Василия Власова
Профессор Высшей школы экономики Василий Власов о том, кто спасет человечество о...
№08
(376)
22.09.2020
Коммуникации
Свобода слова в современной России
(№6 [204] 05.05.2010)
Автор: Владимир Римский
Владимир  Римский
Как известно, ежегодно 3 мая отмечается Всемирный день свободной печати, учреждённый Генеральной ассамблеей ООН в 1993 году с целью ежегодного напоминания международному сообществу о том, что свобода печати и свобода выражения мнений являются основными правами, закрепленными в 19 статье Всеобщей декларации прав человека [1].
К этому дню международные правозащитные организации публикуют свои доклады об уровне свободы прессы в странах мира. В частности, по данным доклада о степени свободы мировых СМИ в 2009 году, представленном 29 апреля этого года международной правозащитной организацией Freedom House, Российская Федерация является одной из самых опасных стран для журналистов, поскольку политическая оппозиция, неправительственные организации и независимые СМИ испытывают на себе сильное давление со стороны властей [2] . А в соответствии с индексом свободы прессы международной правозащитной организации «Репортеры без границ» за 2009 год уровень свободы прессы в России ниже, чем в Молдове, Азербайджане и Беларуси, но чуть выше, чем в Тунисе, Ливии и Руанде [3].

В этих оценках международных правозащитных организаций присутствует определённый субъективизм, как в любых рейтингах и экспертных суждениях. Но необходимо признать, что в современной России нет субъектов, которым была бы выгодна свобода слова. Такими субъектами могли бы быть некоммерческие и общественные организации, заинтересованные в полной и подробной информации о деятельности органов власти и частного бизнеса. Но они слабо влияют на решения общественных проблем, заняты частными проблемами, им не нужна такая информация. Частному бизнесу нужна была бы свобода слова, если бы он конкурировал за потребителей. Тогда требовалось бы знать точно и своевременно обо всём, что случается в мире и в регионах России, чтобы успевать корректировать стратегии производства и коммерческой деятельности. В современной России все без исключения частные бизнесы аффилированы с теми или иными органами власти, конкуренция идёт за доступ к административным ресурсам этих органов власти, а не за потребителей. Поэтому российскому частному бизнесу свобода слова не нужна.

Возможно большинство руководителей и работников СМИ не согласится с тем, что им невыгодна свобода слова. Но они не могут быть объективными в отношении реализации принципов свободы слова, потому что эти принципы определяют свободу деятельности СМИ, в первую очередь, как частных бизнесов. На СМИ по этой причине распространяется отношение к свободе слова, характерное для других российских частных бизнесов. И действительно, практически все российские СМИ, даже имеющие юридический статус государственных, заняты во многом частным бизнесом. В частности, в России нет общего интереса СМИ в формировании честной и открытой конкуренции на своём рынке, а есть мотив реализации интересов своих владельцев и заказчиков. Отсюда большое число заказных материалов в российских СМИ, многие из которых просто являются проектами продвижения тех или иных частных интересов. Даже публикация рекламы в российских СМИ является не средством поддержки интересов их аудиторий, а средством пополнения бюджетов СМИ. Причина в том, что поддержка их аудиториями концепций и деятельности СМИ в нашей стране существенно менее значима, чем поддержка их деятельности органами власти и частным бизнесом. Поэтому принципы свободы слова используются российскими СМИ почти всегда избирательно, для реализации целей заказчиков их публикаций, а не для широкого и объективного информирования большинства российских граждан о происходящем в стране и мире.

Отдельные журналисты и руководители СМИ всё же пытаются содействовать внедрению в практику своей деятельности принципов свободы слова: они публикуют собственные репортажи, содержащие максимально возможно объективные и актуальные сведения о происходящих событиях, комментарии экспертов, представляющих разные позиции и оценки, обсуждения интересующих граждан проблем и т.п. Но такие явления в современных российских СМИ являются очень редкими, маргинальными. Большинство граждан и таким СМИ не очень доверяет и очень слабо их поддерживает, потому что доминирующие тенденции на этом рынке иные. А без поддержки граждан, некоммерческих и общественных организаций такие СМИ не могут выжить при постоянно осуществляемом на них давлении со стороны органов власти. В некоторых случаях следование принципам свободы слова становится просто опасным для здоровья и жизни, как редакторов, так и журналистов. Поэтому такую позицию в современной России выбирает для себя явное меньшинство из них.

Соблюдению принципов и норм свободы слова в нашей стране, как и во многих других странах, препятствует и то, что свобода слова не является ценностью для всех граждан. Во всех странах мира это ценность для элитных социальных групп, способных к самореализации, к разработкам инноваций и активно участвующим в принятии решений в политике, экономике и общественной жизни. Именно таким элитным социальным группам при их стремлении действовать в соответствии с универсальными нормами законов может стать выгодным соблюдать принципы и нормы свободы слова с целью обеспечения равных условий конкуренции с другими социальными группами. Но выбор российской элиты пока иной, ей выгоднее информацию скрывать, публикации в СМИ использовать для ведения кампаний давления на конкурентов и разрушения их позитивной репутации, а сознанием граждан манипулировать в собственных интересах. Что и реализуют на практике подавляющее большинство российских СМИ.
Круг замыкается: свобода слова в нашей стране не утверждается, потому что никому не выгодна, а поскольку она невыгодна – у журналистов и редакторов СМИ не формируются мотивы следовать в своей профессиональной деятельности принципам и нормам свободы слова. Представители СМИ в их несоблюдении обычно обвиняют органы власти, а органы власти – обвиняют СМИ. Но ситуация с соблюдением в нашей стране свободы слова является более сложной, чем просто конфликт СМИ и органов власти, как это часто представляют обе стороны этого конфликта. В нашей стране пока не создана система социальных институтов, обеспечивающая свободу слова, и не сформирован мотив элитных социальных групп соблюдать её принципы и нормы. А, кроме того, СМИ в нашей стране очень мало интересуются и представляют публично значимые для большинства граждан проблемы и варианты их решений [4]. И именно этим наша страна отличается от тех стран мира, в которых принципы и нормы свободы слова повсеместно соблюдаются. А конфликты СМИ с органами власти существуют и иногда бывают довольно острыми и в таких странах. Не эти конфликты являются значимыми препятствиями к соблюдению принципов и норм свободы слова. Если наши элитные социальные группы, СМИ и органы власти это поймут, вероятность приблизиться к развитым странам мира по уровню свободы слова в России существенно повысится.

Ссылки и примечания:
1.     Статья 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
2. Россия остается в списке самых опасных стран для журналистов/ РИА Новости. 29.04.2010
3. Press Freedom Index 2009. Reporters Without Borders.
4. Что противоречит, например, положениям Софийской декларации Европейского семинара по укреплению независимых и плюралистических средств информации 1997 года
__________________________
© Римский Владимир Львович


Испанские добровольцы в Красной Армии
История об испанских добровольцах, воевавших в Крыму и геройски погибших в 1943-м году.
Шест ему в руки. Фантастический рекорд
Рассказ о том, как был побит великий рекорд великого чемпиона по прыжкам с шестом Сергея Бубки, который продер...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum