Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
История
Подземный монастырь станицы Мигулинской. Часть вторая.
(№7 [205] 30.05.2010)
Автор: Галина Тимофеева
Галина Тимофеева
(Продолжение. Начало см. в № 6 (204) нашего журнала)

В лабиринтах обители

Новая пещера находится в полусотне метров от Старой. Идём к ней гуськом по узкой осыпающейся тропинке, вьющейся над Доном по склону холма. Не только путь к Новой пещере, но и вход в неё оказался куда более экстремальным: глубокий колодец, на дне которого виднеется лаз, ещё меньших размеров, чем в первой пещере…
Нажмите, чтобы увеличить.

Рис. №1. Вход во вторую пещеру находится на дне глубокого колодца.

При виде такого входа становится немного не по себе. Однако глава администрации станицы Мигулинской Анатолий Васильевич Колычев, сам бывавший когда-то в этих пещерах, уверяет, что Новая пещера куда интереснее Старой: она гораздо больше, запутанностью своих ходов похожа на лабиринт, и к тому же там вырублены лики. Любопытство помогает преодолеть некоторую клаустрофобию, проснувшуюся при виде тесного входа в пещеру. Итак – вперёд за чудесами. Снимаю куртку с фотоаппаратом в кармане, чтобы не застрять в узком лазе. В свете фонаря видно идущие через несколько метров от входа вправо и влево другие ходы. Однако оставляю их на потом и ползу вслед за спелеологами. И впоследствии ни на секунду не жалею о том, что мне удалось перебороть страх перед теснотой и неизвестностью.

Новая пещера действительно напоминает лабиринт. Туннели извиваются в разные стороны, то там, то сям открываются новые проходы и помещения, из которых кольцевые ходы приводят снова туда, где мы уже были. И только читая уже знакомые надписи на стенах, понимаем, что ходим по кругу. Келий здесь гораздо больше и они несколько просторнее, чем в Старой пещере. Вот за поворотом ступеньки вниз, а справа из другого помещения вырублено небольшое окошко. Наверное, в давние времена, когда здесь горели многочисленные свечи и лампады, тут было куда уютнее.

Рис. №2. В лабиринтах Новой пещеры.

Своды потолков здесь меньше двух метров, а в узких коридорах с трудом можно разойтись вдвоём. Однако гладко обтёсанные меловые стены, сияющие белизной в свете наших фонарей, создают видимость обширного пространства даже там, где достаточно тесно. В лабиринтах обители быстро забываешь о том, что проникли мы сюда через крошечный лаз, и о том, что над головой полсотни метров меловой толщи. Когда я только собиралась в подземный монастырь, то опасалась, что здесь будет сыро и много насекомых. Однако за всё время в пещерах мы увидели только одного небольшого паучка и одну ночную бабочку. Правда, есть комары. А дышится здесь на удивление легко. Нет и намёка на затхлость и сырость, хотя рядом река, из которой, кстати, и пополняется вырубленный в Старой пещере колодец. Чувствуется едва заметный запах ладана, пропитавший вековые стены. Намоленное столетиями место наполняет какой-то благостностью. А ещё в пещерах удивительная тишина. Здесь не слышны ни шелест деревьев, колышимых ветром, ни птичий крик, ни голоса оставшихся у входа местных жителей, проводивших нас сюда. Начинаешь понимать, что только в таком месте, полностью удаленном от всего суетного, можно сосредоточиться на молитве и мыслях о Боге, как делали это благочестивые монахи, добровольно заточившие себя под землёй, ушедшие от мира пострадать за веру православную.

Но, правда, несмотря на достаточно тёплую погоду, здесь быстро замерзаешь. Температура в подземелье не больше десяти градусов. И хотя тут нет сквозняков и температура воздуха мало колеблется в течение года, всё равно трудно представить, как можно жить в такой прохладе в течение долгого времени, особенно студёной зимой.

Часовня и древние лики

Попав в просторную комнату в изумлении останавливаемся. Огромный, в человеческий рост, вырезанный в стене зачернённый православный крест исписан современными вандалами. Это помещение явно служило часовней.

Рис. №3. Крест часовни.

Вообще размеры подземного монастыря поражают воображение: сколько же времени ушло у здешних обитателей, чтобы вырубить в меловом монолите холма столь длинные ходы, просторные помещения и множество келий, да ещё и гладко обтесать стены и своды? Трудно представить: каждый сантиметр этих стен выдалбливался вручную, с помощью кирки и топора. Монотонная изнурительная работа. А ведь монахи не могли знать наверняка, что принесёт очередной удар по меловой толще: возможно, свод обрушится и похоронит под своей тяжестью. Но самое удивительное в Новой пещере – лики, вырезанные неизвестными мастерами на углах стыков коридоров. Ни один из них не похож на другой. Неподалёку от входа в пещеру с угла на нас смотрит вырезанный в мелу череп с круглыми дырами вместо глаз и рта. Да уж, зрелище мрачноватое. Несколько дальше – удивительно губастый лик со срубленным носом, в профиль напоминающий древнеегипетские изваяния фараонов. Затем мы видим грубо вырезанное лицо с большими круглыми глазами, больше похожее на инопланетянина, чем на земного человека.

Рис. №4. Один из ликов Новой пещеры.

Кто и зачем создал здесь, на такой глубине эти загадочные изображения – то устрашающе зловещие, то величественно задумчивые, то похожие на шаловливую рожицу, что рисуют в тетрадях скучающие на лекциях студенты? Говорят, раньше эти лики были куда выразительнее, а сейчас уже побиты (мел ведь не только пластичный, но и достаточно хрупкий материал) и потеряли свою первоначальную красоту.

Последний отшельник

История подземного монастыря покрыта тайной веков. Кем и когда он был вырыт, мигулинцы не помнят. Но по преданиям, сколько существует Мигулинская, столько же стоят и пещеры. А станице в 2010 году исполнилось 630 лет. Об удивительных катакомбах слышал каждый местный житель с самого детства. И многие в них бывали.

– Сам я по Старой пещере ходил ещё во втором классе, а в Новую впервые попал, когда её в 1969 году ростовские студенты откопали, - вспоминает местный краевед Николай Павлович Кузнецов. – Ещё в 1700-х годах в этих пещерах обитали монахи. Сколько их там было, никто не знает, но в начале XX века жили там всего два отшельника. И то, говорят, какие-то пришлые. Один вскоре умер, а другой так и молился в одиночестве. Этот последний монах жил в пещерах и после революции. В 20-х годах мой отец ещё десятилетним мальчишкой ходил в пещеры. И этот дед там ещё жил. У него в Старой пещере недалеко от колодца была келья с деревянными дверями. Только вход в пещеры тогда вёл не тот, что сейчас сверху продолбили, а прямо с угла, с мыса. И там тоже были двери. Многие из старожилов рассказывали, как ходили к старому монаху на святки. В те годы Старая пещера и Новая ещё были соединены между собой проходом.
В конце 20-х годов совсем ослабевший от старости отшельник пришёл к одному особо верующему станичнику, Герасиму Линькову, чей дом стоял за мостом, и у него доживал свой век. Куда делись многочисленные иконы и прочая церковная утварь подземного монастыря, никто уже и не помнит.

Монастырским пещерам не менее шести веков?

Когда-то подземный монастырь находился в отдалении от человеческого жилья. Теперь рядом разрослась Мигулинская станица, и он оказался недалеко от неё. Точная дата основания подземной обители неизвестна. По легендам, ей не менее шести веков. И, скорее всего, монастырские пещеры в меловой толще вытесали ранние христиане.
Воронежский спелестолог В. В. Стёпкин называет Мигулинские пещеры «памятниками монастырского типа эпохи позднего средневековья», однако отмечает при этом, что время возникновения их не выяснено. Воронежский исследователь пишет: «По некоторым данным пещерный монастырь мог возникнуть и функционировать в XVII–XVIII вв.» [1]. Неизвестно, на основании каких данных Стёпкин определяет хронологию памятников, потому что никаких письменных источников об истории Мигулинских пещер, к сожалению, не сохранилось.
Но ведь не зря же местные жители говорят, что пещеры стоят как минимум столько же, сколько сама станица Мигулинская. И, возможно, их датировка куда более ранняя. О том, что монахи могли отшельничать в пещерах наших краёв в гораздо более раннее время, говорит хотя бы тот факт, что сохранились свидетельства о том, что в село Костомарово соседней с нами Воронежской области монахи пришли со Святой горы Афон из-за гонений латинян (католиков) ещё в XII столетии, после чего и начали строить свои пещерные храмы и кельи для совершения молитвенных подвигов.

Есть предположение, что первые кельи были вырублены ещё во времена монголо-татарского ига. Возможно, местные жители укрывались в подземной обители во время нашествия Тамерлана. Места эти помнят те лихие годы: недалеко от станицы возвышается Мигулинская гора, по преданию названная в честь хана Мигулы, разбившего там своё стойбище. И ныне в окрестностях этой горы находят древние черепки. По версии местного краеведа Николая Павловича Кузнецова, место, где находится Мигулинский подземный монастырь, посещали князь Игорь Святославич и его брат Всеволод, когда пришли сюда из Новгород-Северского и Трубчевска и после встречи в мае 1185 года отправились по изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг к половецким кочевьям.
Почему же монастырь спрятан под землёй? Такое устройство обители имеет разумное объяснение. В прошлые века на южных рубежах Руси, в непосредственной близости от врага, было неспокойно. Наземные монастыри более уязвимы, а подземные не так легко обнаружить. И легче защищать.

– Вероятно, и в нашей подземной обители оборонялись от захватчиков, – говорит местный краевед Николай Павлович Кузнецов. – В Новой пещере есть своего рода охранный форпост: идёт ход, а потом возвращается назад как заячья петля, а там отнорок с лавкой, а из него к этому ходу выходит ниша-бойница. На лавке вполне могло сидеть человек десять с копьями и тогда по этому ходу уже не пройти.
Впрочем, есть и скептики, возражающие против того, что подземный монастырь легче защищать: ведь достаточно запалить у входа костёр, чтобы дым ушёл под землю и легко «выкурить» его обитателей…

Подземный ход под рекой

Возможно, форпост охранял подземный ход, ведущий на ту сторону реки: оборонительное сооружение как раз расположено в том месте, где начинается узкий тоннель по Дон. Спелеологам удалось пройти по нему всего восемь метров: дальше начинается завал, разбирать который без специальной техники и укрепления сводов, небезопасно.

Рис. №5. Здесь начало хода, уводящего под реку.

– Старожилы рассказывали, что ходили по тоннелю на ту сторону Дона, – рассказывает глава станичной администрации Анатолий Васильевич Колычев. – Там с потолка местами вода сочилась. Видно, от сырости ход и рухнул. Но остались его признаки, как в самом монастыре, так и на той стороне Дона. На другом берегу есть возвышенность, которую даже во время сильнейшего половодья не заливает. И вокруг того места меловые глыбы лежат, вытащенные из-под земли. Там-то и был выход из подземного хода.

– На том берегу, возле этих меловых глыб, когда-то было поселение, - вторит ему Николай Павлович. – Я находил там черепки. Может быть, подземный ход соединял монастырь с этим поселением.

Кстати, уже после выхода моей статьи в «АиФ» [2], мне позвонила сотрудница Министерства культуры Ростовской области Ирина Павловна Гурджиева, и сообщила, что у неё когда-то была вырезка из нашей газеты, более чем десятилетней давности («Аргументы и факты на Дону», № 16 за 1994 год). В этой публикации были описаны впечатления Виктора Погонцева от посещения подземного монастыря Мигулинской в 1969 году.
К сожалению, в редакционных подшивках этот номер не сохранился. Не удалось отыскать его в архивах Донской государственной публичной библиотеки. А вот в одном из спелестологических журналов нашлась цитата из этой статьи. И вот какой любопытный факт приведён в данной публикации:

«Тот старый казак, что показал нам вход (в пещеры – Г.Ш.), рассказал, что здесь был когда-то подземный монастырь. Ходы вели за 15 километров в степь. И на всём протяжении там были колодцы. А в 15 километрах от Дона на поверхности стоял настоящий монастырь. Возможно, вся система подземелий и была связана с ним. Но эти подземные туннели существовали задолго до его основания ещё со времён татарских набегов на южные окраины русского государства» [3].

Так значит подземный ход из монастыря действительно был? И, может быть, даже не один? Напомним, что ростовским спелеологам удалось обнаружить подземный ход, ведущий под реку, а старый казак рассказывал Погонцеву о другом ходе, ведущем на 15 километров в степь, в сторону наземного монастыря.
Наземный монастырь в этих краях и правда был. И находился как раз в 15 километрах от Мигулинских пещер.
Мигулинский Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в XVII веке и разрушен в начале XX столетия. От него остались только остатки фундаментов и огромные подвалы.

В кельях хотели устроить … овощехранилище

– В июне 42-го, когда фашисты захватили Мигулинскую, несколько станичников ушли в обитель, думали тут пересидеть, – продолжает Николай Павлович. – Но вскоре к обрыву пришли немцы и стали вырубать лес, минировать подходы к реке. И вот они там минируют наверху, а эти внизу сидят и боятся: вдруг кто-то спустится вниз и обнаружит вход в пещеру, да заминирует или бросит туда гранату. В общем, натерпелись страху, а как только стемнело, ушли из опасного места.

В конце 80-х годов прошлого века подземный монастырь за малым не был разрушен. Один из местных надумал устроить в пещерах …овощехранилище. Подогнал экскаватор, расчистил холм, набурил шурфов. Потом через эти шурфы в монастырь проникла вода. От сырости меловые своды размокли и посерели. Я был тогда председателем совета станицы и, узнав об этом, запретил разрушать пещеры.

Прошли годы, шурфы забились землёй, и в кельях опять стало сухо. Ныне тут можно ходить по сухому, грязи нет, разве что в мелу с головы до ног перепачкаешься, пока проползёшь по всем переходам.

– Привести бы эти пещеры в порядок, – вздыхает Николай Павлович. – А то ведь как весной паводок, тает снег, оползни на склонах, так входы в пещеры засыпает и водой заливает. Хорошо бы снять бугор у Дона, чтобы талые воды не к пещерам, а в Дон уходили. А то ведь каждый год приходится входы в пещеры заново откапывать…

Примечания

1.     В.В. Стёпкин. Мигулинские пещеры // Донская археология. - 2001, № 3-4. - С. 159-165.
2.     Галина Тимофеева. Корреспондент «АиФ» первой спустилась в подземный монастырь // Аргументы и факты на Дону. 2007, 31 октября. № 44 (704). - С. 14; 7 ноября. № 45 (705). - С. 14; 14 ноября. № 46 (706). - С. 14.
3.     Стёпкин В.В. Результаты исследований на Юге Воронежской области в 1998-2002 годах // Культовые пещеры Среднего Дона [Серия "Спелестологические Исследования". Выпуск 4]. - М.: РОСИ, 2004. - С. 130.
__________________________
© Шеффер (Тимофеева) Галина Леонидовна


(Окончание читайте в следующем номере «Релги»)

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum