Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Корпоративная пресса: заметки к определению термина
(№7 [205] 30.05.2010)
Автор: Александра Быкадорова
Развитие экономики страны породило множество новых явлений социальной действительности. Изменился и социальный институт журналистики, возникли новые формы коммуникации и новые коммуникационные каналы, трансформировались типы изданий. Частная собственность в сфере СМИ привела к появлению новых типов и видов прессы. Одна из успешно развивающихся тенденций — корпоративная пресса. Предпосылки ее появления складывались десятилетиями и в настоящий момент можно говорить о бурном росте этого сегмента СМИ.

Цель данной статьи — дополнить уже сложившееся представление об этом виде СМИ. Интерес к корпоративной прессе и современному значению термина обусловлен множеством разнородных представлений о нем в профессиональной и научной среде. Первые шаги в попытке определить точное значение наталкиваются на либо слишком широкое, либо слишком узкое его толкование. Анализ текстов (сайтов издательств, специализирующихся на выпуске корпоративных СМИ, профессиональных форумов и блогов, статей) позволяет выделить несколько наиболее часто встречающихся определений и ассоциаций.
В 95% случаев в интернет-текстах речь идет именно о корпоративной прессе или изданиях, а не о медиа и СМИ в целом. Это связано с количественным и качественным ростом данного вида СМИ. По утверждению директора по маркетингу ИД «МедиаЛайн» Евгения Григорьева (Москва) по сравнению с 2004 годом корпоративная пресса стала популярной и более профессиональной и по содержанию, и по форме. Объясняется это тем, что в издания предприятий стали приходить профессиональные журналисты, корреспонденты, репортеры. Наиболее часто со словосочетанием «корпоративная пресса» ассоциируются журналы (54%) и газеты (48%), изредка встречаются бюллетени, ньюслеттеры, листовки . Типы корпоративных изданий описываются через аудиторный признак (для внешних /клиенты, партнеры/ или внутренних аудиторий /сотрудники, топ-менеджеры/) или через функциональную составляющую (информационные, развлекательные, инструмент управления). Анализ по 6 группам признаков позволяет смоделировать следующее определение: корпоративная пресса — развивающаяся система принадлежащих частным или государственным организациям печатных изданий (журналов и газет), которые выполняют функцию информирования определенной аудитории (сотрудников, партнеров, клиентов или потребителей услуг организации) о деятельности, сфере интересов и влияния организации, формируют корпоративную культуру, управляют ею и служат каналом обратной связи; разрабатываются, издаются и распространяются полностью или частично усилиями сотрудников организации или издательским домом в интересах организации. Данная формулировка, призванная, в первую очередь, закрепить изменяющийся характер определяемого, громоздко, но достаточно точно отражает основные грани явления.

Наука, в свою очередь, не остается в стороне от обсуждения феномена корпоративной прессы. «В практике журналистики можно выделить три подвида корпоративных изданий: 1) Дотируемые издания, распространяемые среди персонала и предназначенные почти исключительно для его информирования о событиях внутри корпорации. «органы печати корпорации». 2) Корпоративные издания, распространяемые как по подписке, так и бесплатно, но стремящиеся информировать читателя по более широкому кругу проблем, выходящих за рамки корпоративных новостей. 3) Смешанные корпоративные издания». [1] Данному феномену посвящено множество исследований и монографий, предложены различные толкования, которые ставят перед исследователями еще больше вопросов.
Один из первых авторов, давших научное определение корпоративной журналистике, Д. Мурзин относит ее к деловому отряду прессы: «Будучи корпоративными, такие издания служат в первую очередь инструментом публичной артикуляции и лоббирования интересов отрасли и корпорации, как одного из представителей отрасли» [2]. Он отмечает, что сам термин «корпоративная пресса» был перенят у западных коллег и включает в себя издания частных и государственных предприятий, главная цель которых – извлечение прибыли.
Исследователь считает правомерным использование в российской практике общепринятой классификации корпоративных СМИ, которая выдвигает на первый план аудиторный признак. Различаются издания для партнеров и коллег (business-to-business, b2b), издания для персонала (business-to-personnel, b2p), издания для клиентов (business-to-client, b2c). Практики издательского дела часто называют еще один подвид — корпоративные СМИ для правительственных структур, муниципалитетов, чиновников (business-to-government, b2g). Отдельно рассматриваются рекламные издания. В сборнике «Лучшие корпоративные издания России. 2004-2006» представлены итоги исследования, проведенного Ассоциацией менеджеров России. В нем описано более ста газет и журналов. Из них по определению составителей 90 являются внутрикорпоративными (b2p), 16 — клиентоориентированными (b2c) и журнал Сбербанка РФ «Прямые инвестиции» - «публичное деловое издание» (b2b).

Данная классификация используется и в издательском деле. Специализирующиеся на разработке и производстве корпоративной прессы фирмы в большинстве своем предлагают клиентам так называемый «продукт», описывающий либо аудиторию, либо функцию. «В то время, как журнал для персонала свободно распространяется среди Ваших сотрудников в рекордно короткие сроки, над схемой распространения журналов среди своих бизнес–партнеров или клиентов стоит подумать заранее» - советует одно из московских издательств своим потенциальным заказчикам («Фабрика журналов, http://www.facmag.ru/magazines/, http://www.mnogotirazhka.ru/, http://www.medialine-pressa.ru/, ИД «Афиша», ИД «Коммерсантъ» и др.). Аудиторный принцип используется организаторами конкурсов корпоративной прессы. Примечательно, что учредителями таких мероприятий являются не журналистские организации: конкурс «Лучшее корпоративное медиа» (http://www.corpmedia.ru.postman.ru/konkurs/nominanty...; «Белое крыло» (http://www.whitewing.ru/); «Серебряные нити» (http://www.silverniti.ru/press-rel.html) и др.
Положение корпоративной прессы в системе российских СМИ описывается, в основном, как вид деловой прессы, наряду со специализированной прессой, отраслевыми журналами, деловыми изданиями коммерческих организаций и др. При этом в учебных пособиях примером отраслевого журнала могут выступать и корпоративные, например: для b2b — журнал «РЖД-Партнер»: «Деловой ежемесячный журнал «РЖД-Партнер» предлагает своим читателям анализ транспортного рынка РФ, СНГ и стран Балтии, а также информацию о транспортной системе регионов. Его аудитория — работники железных дорог, экспедиторы, грузовладельцы, перевозчики, сотрудники компаний-операторов, бизнесмены, предприниматели, менеджеры [3]. А внутри вида «корпоративные СМИ» выделяются отраслевые издания, которые «лоббируют интересы отрасли и корпорации» [4]. Четкой границы между двумя данными типами не проводится.

Другая более узкая типологизация деловых журналов [5] предполагает следующие виды: торговые, собственно деловые, профессиональные, научные, корпоративные. Данное разделение активно применяется в системе СМИ США, а для российской системы деловых СМИ ее применение ограничено тем, что в ней учитываются только издания для внешних аудиторий. Ситуация, когда на практике под корпоративными подразумевают издания деловые, профессиональные, отраслевые по своему содержанию, не является редкостью. Например, в упомянутом выше исследовании журнал «Прямые инвестиции» рассматривается как корпоративный журнал для клиентов и партнеров. Анализ на уровне рубрикатора издания показывает, что тематика и проблематика «Прямых инвестиций» тяготеет к экономическим вопросам. Рубрики «Ваши деньги», «Макроэкономика», «Международная экономика», «Недвижимость», «Портфель инвестора», «Философия бизнеса» рассказывают не столько о деятельности Сбербанка РФ, сколько о банковской отрасли и ведении бизнеса в целом. Следовательно, с тем же успехом журнал может быть отнесен к отраслевым изданиям и деловому отряду прессы. Журнал «Почта России», издаваемый монополистом ФГОУ «Почта России» и публикующий материалы о профессиональных выставках, приказах и распоряжениях, может быть отнесен к ведомственным изданиям.

Предложенные Д. Мурзиным критерии разделения на b2b, b2c, b2p-издания не охватывают сегмент корпоративной прессы в полной мере, т.к. за ее пределами остаются издания со схожими признаками. А. Горчева и Ю. Чемакин расширяют и предлагают дополнения к данной классификации. Кандидат политических наук, доцент факультета журналистики Уральского Государственного университета, автор книги «Корпоративные СМИ: секреты эффективности» Юрий Чемякин, в частности, предлагает расширить круг учредителей/издателей корпоративных СМИ и включает в него издания некоммерческих организаций. Он пишет, что в узком значении слова «корпорация» (организационная форма компании) к корпоративным изданиям можно отнести только прессу коммерческих организаций, тогда как в широком смысле — объединение, союз, общество — в этот отряд могут быть включены издания благотворительных фондов, религиозных, некоммерческих союзов и партнерств [6].
А. Горчева утверждает, что «корпоративные издания существуют столько, сколько и средства массовой информации. Они существенная часть также и советской политической системы, которая влияла на сотрудников данной корпорации». [7] Она относит к этому явлению и советские многотиражки, и издания государственных предприятий. Такая точка зрения вполне допустима, если рассматривать в развитии основные элементы современной корпоративной прессы. Например, существуют западные теории прессы, которые относят корпоративные СМИ к частному случаю custom publishing, и предполагают, что первые типы (спорадические издания) корпоративных СМИ появились в начале XIX века: «Одним из первых таких внутренних листков считают бюллетень для рабочих, выпускавшийся в 1830-е годы Фридрихом Листом, основателем Германского центра продаж с целью обучения рабочих «в их же интересах» [8]. В рамках данной теории, формирование типов корпоративной прессы началось со второй 1940-х гг., когда владельцы крупных компаний стали активно прибегать к ней как к коммуникационному ресурсу.
В России в период с 1905 по 1917 гг. исследователи находят издания, подпадающие под сегодняшнее представление о корпоративной прессе. Насколько правомерно причислять их к данному виду прессы? Или, например, пресса политических партий после 1905 года тоже издавалась частными организациями, государственными и негосударственными была рассчитана на конкретные аудитории.
Применять современную терминологию к типам прессы, актуальным в определенный исторический период, было бы некорректно. Такие попытки максимально широкого толкования явления «корпоративная пресса» (корпоративное СМИ, издание) свидетельствует о его размытости, относительной неопределенности и не изученности. Исследователям отечественной периодики предстоит решить задачу конкретизации временных рамок изучаемого явления. При этом должны быть учтены этапы развития, уже пройденные этим явлением, которое, прежде чем стать массовым и популярным, было доступно некоторым отдельным группам. Если кратко, то автору данной статьи видится деление как минимум на два периода истории корпоративных СМИ в России: зарождения (до 2001) и становления (2002-2010 гг.). Каждый из предложенных временных отрезков представляет собой веху в социально-экономическом развитии страны, журналистики и смежных с ней профессий и отечественной корпоративной журналистики. Учитывая данные рамки, вернемся к типологии.

Предложенные трактовки не позволяют однозначно отделить корпоративные СМИ даже от других современных видов российской прессы. «Российская газета», например, первый номер которой вышел 11 ноября 1990 года, позиционируется как издание нового российского государства, она учреждена Правительством Российской Федерации. На сайте газеты указано, что она «является официальным изданием — после публикации здесь вступают в силу государственные документы. При этом "Российская газета" — издание для читателя, в ней есть все: от новостей, репортажей и интервью государственных деятелей до компетентных комментариев к документам» [9]. Таким образом, формально по предложенной классификации «Российская газета» может рассматриваться как смешанный тип корпоративной газеты чиновничества, предназначенной как для самих сотрудников государственных структур (b2p), так и для аудитории, с которой они взаимодействуют (b2c), издаваемая Правительством страны.
Благотворительный фонд «Гоар» (Ростов-на-Дону) в 2007-2009 годах выпускал журнал «Астероид Б-612» об одаренных детях. Подзаголовок к журналу — «Познавательный журнал о вас, ваших детях и их будущем» — подразумевал, что читательская аудитория данного издания состоит из родителей одарённых ребят и тех родителей, которые старались давать своим отпрыскам больше возможностей для развития их способностей. Контент-мониторинг журнальных материалов показал, что основную тематику публикаций можно разделить на три большие группы: благотворительность и благотворители прошлого и настоящего (рубрики «Благотворительность», «Арт-объекты, арт-субъекты»); победы одаренных детей и как их достичь («Стоп-кадр» и практически повторяющая ее по содержанию «Случайности», «Тема номера», «Психолог», «ПРоОБРАЗование»); хобби («Интересы…», «Магия места»). «Астероид Б-612», корпоративный по своей сути, объединял тех, кому Благотворительный фонд помогал, распространялся бесплатно и предназначался потенциальным спонсорам. Можно ли сказать, что его издание несло коммерческий характер — нет, но тематика рубрик была строго ограничена интересами определенной группы людей.

ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» сотрудничает с 14 вузами и выпускает научно-образовательный и прикладной журнал «Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион» по различным направлениям, в котором в последнее время «стали печататься статьи ученых как Северного Кавказа, так и стран ближнего и дальнего зарубежья по широкому спектру научных, прикладных и образовательных проблем» [10]. В системе СМИ его тип традиционно определяют как научное издание. По предложенной классификации корпоративных СМИ «Известия высших учебных заведений» относятся к изданиям для коллег, партнеров и персонала. (b2b, b2c).
Классификации по аудиторному признаку и учредителю не охватывают явление корпоративной прессы в целом и в научных исследованиях могут применяться с многочисленными оговорками. Во-первых, термин «корпоративные издания» (corporate publishing) возник в рамках нескольких западных теорий коммуникаций, которые развивались на протяжении десятилетий, и рассматривался в тесном взаимодействии с другими явлениями: феноменом «корпоративной культуры» (corporate culture) и «корпоративной коммуникации» (corporate communication). В отрыве друг от друга эти понятия встречаются редко. Во-вторых, один из самых распространенных взглядов на корпоративные издания в рамках большинства теорий на Западе — корпоративная пресса является инструментом формирования корпоративной культуры и каналом корпоративной коммуникации с различными целевыми аудиториями.

В российской традиции понятие корпоративной культуры не закреплено столь однозначно, так как появилось и развивается всего около 20 лет. Относительно недавно появились исследования культуры в широком смысле, и накопленный опыт культурологических исследований может быть применен в данном случае. Нет ясности в определении масштабов терминов «корпоративная культура», «профессиональная культура» и «организационная культура». В теоретических трудах они чаще всего используются как синонимы или близкие по смыслу («Корпоративная культура помогает сочетать лучшее из разных организационных культур организаций для достижения максимально эффективного результата от взаимодействия и функционирования социальных групп» [11]), однако встречаются попытки конкретизации, например: «Если профессиональная культура — это культура, которая содержит в себе совокуп¬ность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкрет¬ным видом труда, то корпоративная культура — это набор определенных ценностных пред¬ставлений, характеристик, символов; модель, способ деятельности, поведения и мышления; система норм, правил и ролей, разрешаемых членам общности, которые соответствуют определенным ценностям; культура, которая связана с решением проблем организации, достижением поставленных целей и продви¬жением к успеху» [12]. Организационная культура формируется как целерациональная и управляемая деятельность, «в то время как корпоративная культура — результат длительно складывающегося социально-исторического процесса, протекающего независимо от воли отдельных людей» [Там же]. Например, журнал «Эмпилс сегодня» №№ 1-3 за 2009 год в рубрике «Официально» публикует материал «Утверждена новая миссия компании «Эмпилс», в котором популярно разъяснены ценности компании и принципы ведения бизнеса. В этом же номере подведены итоги конкурса «Лучший сотрудник» и развернутые материалы о его победителях. В данном случае корпоративное издание действительно выступает в качестве инструмента формирования корпоративной культуры.

Встречается и другая точка зрения, которая определяет корпоративную культуру как «субкультуру» организации, влияющую на поведение и социализацию индивидуумов, ее разделяющих. Например, ежегодный журнал строительной компании ОАО «МИТОС» (г. Новочеркасск) не связан с основной деятельностью компании и посвящен развитию спортивного движения вообще и футбола, в частности. Распространяется журнал «МИТОС» среди сотрудников подразделений компании и клиентов. Каждый номер представляет собой сборник интервью о спорте не только со спортсменами и футболистами, но чиновниками и звездами эстрады российского уровня. Основная тематика материалов — польза здорового образа жизни, хобби, ценность спортивных достижений и важность развития детских спортивных секций, т.е. цель журнала — формирование у читателя приверженности спортивной субкультуре.

Еще одна точка зрения на феномен корпоративной культуры — модная тенденция. «В современной практике корпоративная культура считается новым явлением, и считается, что помогают его развивать «инновационные» методы: корпоративные вечера, символика и т. д. Однако на практике многие способы развития корпоративной культуры являются повторением советского опыта» [13]. Автор приведенной цитаты сравнивает современный корпоративный праздник с советским опытом воспитательной и организационной работы на производстве и приходит к выводу, что многие элементы корпоративной культуры на предприятиях остаются внешними. В истории советской журналистики существовала хорошо разработанная идеологическая система агитации и пропаганды труда, инструментом которой были, в частности, заводские и вузовские многотиражки. Более того, на данный момент предприятия возрождают («Ростсельмаш», например «Rostselmash Report») или продолжают выпускать (газете ФГОУ ВПО ЮФУ «Южный университет» почти 80 лет) эти издания и называют корпоративными. Здесь мы снова возвращаемся к тому, что с точки зрения истории журналистики, некоторые элементы корпоративной прессы не является принципиально новым явлением. Практикующие специалисты частично согласны с такой позицией: «Теория и практика управления коллективом с помощью печатного агитационного средства наиболее полно разработана в советский период. Надо просто по-другому расставить акценты» [14]. По мнению некоторых исследователей, произошедшие изменения могут быть описаны следующим образом: «Интересна трансформация «типологической ниши», которая в советский период именовалась «многотиражки», т.е. газеты, издаваемые, как правило, в качестве совместного органа партийной, комсомольской и профсоюзной организаций конкретного учреждения, предприятия. Перемены здесь затрагивают даже самые, казалось бы, «незыблемые» издания» [15], которые также продолжают издаваться как корпоративные.

Описание типов корпоративных журналов через функцию формирования корпоративной культуры предполагает наличие и других функциональных моделей в рамках коммуникации между руководством компании, ее сотрудниками и заинтересованными аудиториями (stakeholders). Система функций корпоративной прессы не является чем-то неподвижным и не может рассматриваться в качестве постоянного, неменяющегося объекта. На данном этапе развития исследователи (Рыжикова Л.Н., Лапина Е.В. Алексеев Д.А. и др.) предлагают несколько основных функций: «идеологическая, информационная, интеграционная, организационно-агитационная, имиджевая, просветительская и развлекательная» [16]. Иногда к уже названным присоединяют коммерческую функцию [Там же, с. 43]. Евгений Григорьев в статье «Корпоративная пресса — азбука и не только» перечисляет задачи внутреннего издания: вслед за информационной он описывает коммуникационную («рассказывать сотрудникам об опыте работы других подразделений — какие цели перед собой ставят и как их достигают, воспитывать дух состязательности, а кроме того — показывать, чем живут сотрудники помимо работы, как формируют корпоративные традиции и т.д.»), образовательную («повышать уровень профессиональных и управленческих знаний сотрудников»), эмоциональную («формировать в сотрудниках чувство гордости за компанию, в которой работают, за коллектив»), репутационную («разъяснять сотрудникам стратегические цели и тактические задачи, поставленные перед компанией»), мотивационную («повышать личную заинтересованности каждого») функции. [17]. Предложенный перечень более дробно раскрывает организационную и коммуникационную функции предыдущего списка, а последние три вполне могут быть объединены в функцию поддержания и управления корпоративной культурой организации.
В зависимости от доминирования той или иной функции, издания могут быть отнесены к информационным, информационно-развлекательным, просветительским, развлекательным, идеологическим и др. Так екатеринбургский журнал «Универбыт», выпускаемый одноименным торговым центром, выполняет две основные функции: информационную и развлекательную. Большая часть материалов посвящена модным тенденциям, советам стилистов («АКТУАЛЬНО. Новости», «ЖЕНСКИЙ ГАРДЕРОБ. Тенденции», «ЖЕНСКИЙ ГАРДЕРОБ. Подробности», «ЖЕНСКИЙ ГАРДЕРОБ. Образ», «ЖЕНСКИЙ ГАРДЕРОБ. Стиль», «Мужской гардероб» и т.д.) и репортажам с показов мод, различных вечеринок и мероприятий, организуемых ТЦ. Тут же дается информация о том, где можно найти описываемые аксессуары и одежду, а также публикуются отрывные купоны рекламных акций. Объем журнала — от 100 до 120 полос формата А5, выходит он ежемесячно, что оправдано сменой ассортимента в магазинах и большим (скажем, для еженедельных выпусков) объемом иллюстративного и текстового материала.

Так называемые бортовые журналы федерального — «Аэрофлот» (ОАО «Аэрофлот») — местного — «Домодедово» (аэропорт) — и регионального значения «Донавиа» (бывший «Аэрофлот-Дон»), Vogezall (Ростов-на-Дону, выходил в 2005-2007 гг.), «Саквояж СВ» (учредитель ООО «Рекламотив», бортовой журнал Российских железных дорог), «Саквояж» (издание ООО «ТЕМПП», распространялось по Южному федеральному округу) выполняют один и тот же набор функций. Основная — развлекательная, затем в зависимости от издания идут информационная и просветительская функция. В тематике материалов таких журналов преобладают не путешествия и страноведческая информация, а здоровье, отношения между людьми в семье и на работе, исторические события и персоны. Например, на 68-ми страничный апрельский номер 2008 года журнала «Саквояж» приходится 18 рубрик. Самая объемная — «Вояж» — занимает 9 полос А4, а рубрики «Здоровье» и «Психология» - по 7 полос, остальные 15 рубрик занимают от 0,5 до 2-х полос. Журнал «Саквояж СВ» (от 1 марта 2010 г.) 6 из 66 полос номера отдает под рубрику «Стиль», рассказывающую о модных тенденциях и советах стилистов, по 5 полос — «Экзотика» (о путешествиях), «Прошлое» (исторический очерк, в данном случае об авторе сказки «Конек-Горбунок», «Лицо» — об известных персонах в сфере шоу-бизнеса. По сути, четверть номера заполнена материалами, напрямую не связанными с тематикой путешествий.

Ростовский корпоративный журнал Rostselmash Report издавался в 2007-2008 гг. ежеквартально. Всего вышло 9 номеров издания формата А4+, средний объем номера 76 полос. Основная целевая аудитория издания обозначена уже в подзаголовке — «Журнал для профессионалов агробизнеса». В нем редакцией поднимались темы: развития отрасли в целом (в основном, заметки, инфографика, реже — интервью), достижения компании — переговоры с иностранными и отечественными предприятиями, инвесторами, высокопоставленными чиновниками (репортаж, интервью) и др. Каждый номер четко структурировался и содержал тему номера — гвоздевой материал. Обычно это отчет или репортаж о заводе и его связях с влиятельными персонами, например, в № 3 за 2007 г. опубликован отчет «Признанный лидер» о посещении В.В. Путиным выставки-демонстрации «Всероссийский День поля-2007». Иерархия новостей строго прослеживается по рубрикатору: материалы «Новости/рынок» публиковались обычно на 6, 7 полосах, тогда как «Новости/ компания» - на 8 и 9. Несмотря на то, что позиционируется журнал как издание для профессионалов (b2b), в постоянный перечень рубрик входит и «Кадры для отрасли»: «Стипендии — будущим рабочим» (№3, 2007, с. 66-67), «Комбайновое образование в регионах» (№ 4, 2008, с. 50-51), «Профессиональное пополнение» (№ 6, 2008, с. 52-53) и др. Темами для материалов данной рубрики становились прием на работу новых сотрудников, заключение договоров между «Ростсельмашем» и образовательными учреждениями, программы самого завода по подготовке кадров, что косвенно интересовало потенциальную аудиторию. Наличие постоянной рубрики свидетельствует о том, что к чтению издания пытались привлечь и сотрудников предприятия. Таким образом, тип журнала можно определить как смешанный по классификации по аудиторному признаку или как отраслевой корпоративный по целевому назначению.
«Регата» — ежемесячный корпоративный журнал ГК «Регата», который издается с 2002 года и предназначен для сотрудников компании. Так же, как и RostselmashReport, «Регата» публикует новости отрасли. Так рубрика «Новости алкогольного рынка» рассказывает об изменениях в законодательстве, но в отличие от журнала «Ростсельмаша» придерживается выбранной аудитории: предлагаемая в ней информация касается не только интересов организации в целом, но и сотрудников как граждан РФ. Например, заметка «Выпил в парке — готовься заплатить!» в № 2 (67) за 2009 г. рассказывает о штрафах за распитие спиртных напитков в общественных местах. Данная информация не заинтересует партнеров компании, которыми являются в основном, юридические лица. Редакция публикует материалы о здоровом образе жизни, спорте, всероссийских праздниках, социальных льготах (рубрика «Служба обратной связи» №2, 2009 г. рассказывает о декретном отпуске и льготах беременным), смешных историях и др. Особое место в журнале отведено под рубрику «Кадровая служба» - о кадровых перестановках и приеме на работу новых сотрудников. Таким образом, журнал «Регата» тяготеет к информационно-развлекательному корпоративному изданию для сотрудников.
В дополнение к предложенным двум типам можно добавить другие. Ростовские журналы «Ваш Пежо» и «Ваш Ниссан» относятся к информационно-развлекательному типу, но уже для клиентов. ГК «Орбита» учредила и издавала в 2007-2008 гг. два во многом похожих автомобильных журнала, каждый из которых предназначался для владельцев конкретной марки машины. Совпадают не только основные типоформирующие признаки журналов (издатель, цель издания, читатель [18]), но и рубрикатор (Show-room, «Автоформула-2007», «Автоэнциклопедия», «Автоюмор», Аксессуары Nissan/Peugeot, «Дело техники» и др.), тематика и проблематика (новинки авторынка мира, Ростова-на-Дону; стиль жизни автомобилистов; аксессуары и комплектующие; смешные случаи), встречаются и частично повторяющееся материалы. Например, «Готовим Peugeot к зиме вместе» в журнале «Ваш Пежо» рубрика «Дело техники» № 1 за 2007 год (с. 21) совпадает с материалом «Готовим Nissan к зиме вместе» в журнале «Ваш Ниссан» рубрика «Дело техники» № 1 за 2007 г. (с. 21), или «Изменения в ОСАГО: больше прав и ответственности» - № 1, 2007 год журнал «Ваш нисан», рубрика «Инфо» и материал «Осень принесла изменения в ОСАГО» — № 1, 2007 год журнал «Ваш Пежо», рубрика «Peugeot инфо». Такой прием — публикация материалов общей тематики, схожесть оформления и модульной сетки значительно уменьшили издержки на издание каждого журнала. И «Ваш нисан», и «Ваш пежо» пропагандируют безопасное движение на дорогах, ответственное отношение к самому автомобилю.
Прием дублирования элементов при выпуске нескольких СМИ использует учредитель и издатель отраслевых корпоративных журналов «Красота без границ» и его приложения «Красота детства» «Имидж-Центр» (Ростов-на-Дону). Они издаются для тех, кто только начинает карьеру модели и для тех, кто уже давно считает эту роль своей профессией, и обладают похожим тематическим рядом. В данном случае также заметно визуальное сходство (написание шапки изданий, одинаковый подзаголовок «Russian Illustrated Magazine», фотографическое оформление, модульная сетка), однако из-за разного формата изданий («Красота без границ» — А4, «Красота детства» — А5) она не так бросается в глаза, как в предыдущем примере. Гораздо более заметным сходством является состав редакции: один и тот же редактор, журналисты фотографы. Жанровая структура частично одинакова: интервью с моделями агентства «Имидж-центр», отчеты о прошедших конкурсах, анонсы и комментарии событий fashion-индустрии региона. Один и тот же конкурс для читательниц — «Примерь себя на обложку». Различия в тематике обусловлены разными аудиториями: «Красота детства» публикует познавательные материалы о хобби, смешные комиксы, «Красота без границ» — зарисовки из жизни знаменитостей, путевые очерки. Особое внимание уделяется взаимоотношениям с противоположным полом, психологическому состоянию. Распространяется журнал в бутиках, аэропортах. Малая часть тиража из-за их информационно-развлекательной направленности продается в киосках «Росдонпечать».

Типы, описываемые совокупностью признаков, ставят корпоративную прессу на одну ступеньку с журнальными типами традиционной российской прессы. Образно говоря, система корпоративной прессы отражает с некоторыми искажениями систему федеральной прессы, формирование которой еще не закончено.
Определение корпоративной прессы в российской традиции может (и должно) быть дополнено и переработано [19]. Потенциал данного явления очевиден: оно содержит социальный и культурный аспекты, историческую перспективу, экономическую и маркетинговую составляющие, затрагивает закономерности развития журналистики. Трудности в его определении связаны с не устоявшейся системой российской печати, которая претерпела за 20 лет гораздо больше изменений, чем за предыдущие три четверти века. Система региональной печати также неустойчива. Очевидно, что в ближайшее время появятся междисциплинарные исследования феномена корпоративной прессы, более полно описывающие его истоки и тенденции развития.

Литература:

1.     Система средств массовой информации России./ Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 94-95
2.     Мурзин Д. Феномен корпоративной прессы. - М.: Издательский дом «Хроникер», 2005. - С. 105.
3.     Мельник Г.С., Виноградова С.М. Деловая журналистика. – СПб, Питер. – 2010. - С.174
4.     Там же. - С.180
5.     Вырковский А.В. Деловые журналы США и России: прошлое и настоящее. - М. МедиаМир, 2009. - С.66
6.     Чемякин Ю. Соотношение понятий «деловая пресса» и «корпоративная пресса» // Проблемы образования, науки и культуры. – 2008, № 60.
7.     Горчева А. Корпоративные издания // Вестник Московского университета. Серия 10. - 2008, № 2. - С. 72.
8.     Кривоносов А. Корпоративная пресса на Западе: история и типология/ http://www.rcpublish.ru/index.php?option=com_content...
9.     http://rg.ru/about/index.html
10.     http://izvestiya.rsu.ru/
11.     Зверева Т. Основания, принципы, признаки и элементы корпоративной культуры // Инженерный вестник Дона, 2009. - Т. 10, № 4. - С. 2-13.
12.     Чернец Е. Подходы к изучению профессиональной культуры и корпоративной культуры // Вестник Челябинского государственного университета. 2009? № 27 (165). Филология. Искусствоведение. - Вып. 34. - С. 160–163.
13.     Могутнова Н. Корпоративная культура: идеал и реальность // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2007, № 2-3. - С. 234-244.
14.     Володькин А. Пресса: большая и малая // PR в России, 2004, № 11. - С. 12-13.
15.     Белковский С. Некоторые проблемы типологии российской прессы: региональный аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология. – 2001, № 1. - С. 166-170.
16.     Рыжикова Л.Н. Функции корпоративных изданий // Вестник Южно-Уральского госуниверситета. Сер. Социально-гуманитарные науки.– 2006, № 8. - С. 39-44
17.     Григорьев Е.. Корпоративная пресса – азбука и не только / http://www.inside-pr.ru/newspaper/article/531-korp-p...
18.      См.: Акопов А.И. Периодические издания. 2-е изд. - Ростов-на-Дону, 1999
19.     Штепа В. Типология корпоративной прессы нефтегазового комплекса России и ее место в системе СМИ // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - 2007 № 1. - С. 245-253.
_______________________________
© Быкадорова Александра Сергеевна

Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum