Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Вся жизнь – для этой победы. Джо Байден становится 46-м президентом США
7 ноября 2020 года Джо Байден достиг цели, которой добивался 30 лет – набрал дос...
№09
(377)
01.11.2020
Образование
Что нужно знать, отдавая ребенка учиться музыке
(№7 [205] 30.05.2010)
Автор: Марина Манафова
Марина Манафова
Работая в учреждении дополнительного образования детей, я год от года наблюдаю одну и ту же картину: приходят родители, приводят детей, ребята приступают к занятиям музыкой и... начинаются недоразумения. То учиться слишком сложно, то времени на домашние задания не хватает (успеть бы со школьными уроками разобраться!), то интерес пропадает. И все, музыка заброшена, а первоначальный порыв развить творческие способности ребенка оставлен до лучших времен. В чем же дело? Как помочь родителям и детям справиться со сложностями учебного процесса? Некоторые ответы не так очевидны, как кажется. Вот несколько методических рекомендаций родителям, желающим начать музыкальное образование своих детей.

Согласитесь, занятия музыкой – вещь полезная, приятная и очень популярная. По крайней мере, так считает большинство родителей, приводящих детей учиться игре на музыкальном инструменте или пению. Однако каждый родитель при этом рано или поздно сталкивается с проблемами. В первую очередь это неизбежное падение интереса у ребенка к регулярным занятиям, нежелание продолжать обучение, часто заканчивающееся капризами и истериками. Кто-то в такой ситуации заставляет свое чадо продолжить занятия, «переламывая» не только ситуацию, но и психику ребенка, кто-то при первых признаках кризиса сразу отступает и занятия прекращаются... Однако каждый ответственный родитель, оказавшийся перед выбором «продолжать или бросить», задается вопросом: «Почему это произошло?» и «Можно ли было избежать подобных проблем?».
Ответ на первый вопрос неоднозначен: причины, по которым занятия музыкой прекращаются, могут быть самыми разными – от индивидуальных особенностей ребенка до невозможности правильно организовать сам учебный процесс. А вот второй вопрос однозначно решается положительно: да, множество проблем, связанных с обучением детей (и не только музыке) можно предотвратить, если заранее занять правильную позицию по отношению к занятиям и суметь эффективно организовать сам учебный процесс.

Первое, что родитель должен четко осознать, это наличие в музыке не только приятных сторон (таких как способность многосторонне развить творческие способности и кругозор Вашего ребенка, возможность публичных выступлений и как следствие отсутствие страха перед сценой, возможность решить некоторые психологические и даже логопедические проблемы и многое другое), но и существование некоторых вещей, без которых все вышеперечисленное просто невозможно. Основное условие при этом – наличие в семье возможностей для занятий музыкой и четкая организация учебного процесса, то есть в Вашем доме должно быть выделено место, а в расписании – время для музыкальных занятий ребенка.

Не секрет, что обучение музыке требует значительного времени. И это не только времязатраты на посещение занятий, а их в музыкальном комплексе не мало: специальность (игра на музыкальном инструменте), сольфеджио (развитие слуха и получение знаний по музыкальной грамоте), музыкальная литература (знакомство с жизнью и творчеством композиторов), хор, ансамбль (вокальный или инструментальный) и еще сольное пение и дополнительные инструменты, если есть желание. Кроме этого, музыка требует ежедневных занятий дома. Пусть поначалу это не займет у ребенка больше получаса, но с первых дней нужно приучать юного музыканта заниматься каждый день. Тогда процесс овладения инструментом будет постепенным, без резких скачков в нагрузке и связанных с этим стрессов, приводящих в конце концов к желанию бросить все и сбежать. Конечно, в младших классах ребенок еще не в состоянии самостоятельно распределить время и организовать себя, поэтому родитель на начальном этапе должен помочь своему чаду эффективно выстроить свой график занятий.

Еще одно важное условие – наличие у ребенка музыкального инструмента. Здесь важно помнить, что далеко не каждый инструмент, какой бы великолепный и дорогостоящий он ни был, подходит для обучения. Это относится и к популярным в последнее время электропианино, и к гитаре. Электропианино, замечательный по своим возможностям инструмент, тем не менее, не способно в полной мере заменить собой обычное акустическое фортепиано, так как звук на нем возникает при помощи электроники, а не механики. И, соответственно, некоторые приемы игры окажутся недоступны Вашему ребенку, что повлечет за собой проблемы при обучении. Аналогичная ситуация зачастую возникает и в отношении гитары, разновидностей которой огромное количество, но для обучения подходят далеко не все. Поэтому, прежде чем решиться на покупку инструмента для занятий, желательно проконсультироваться с педагогом.

И последнее. Конечно, поющий или играющий на музыкальном инструменте ребенок – это прекрасное и умилительное зрелище. Но каждый, кто хочет наслаждаться музыкальными успехами своего чада, должен помнить, что музыка – это не только приятные минуты досуга, а регулярный и тяжелый труд самого ребенка, его родителей и педагога. И часто именно от родительской позиции и степени участия в процессе зависит успешность занятий музыкой. А если есть успех, то будет и увлеченность, и желание заниматься, и ощущение легкости в преодолении неизбежных препятствий и сложностей.
___________________
© Манафова Марина Маликовна
Мозг и ничего кроме: существует ли человеческое «я» объективно?
Философские рассуждения о сущности и мышлении
Петр Вайль. Легкое перо
Зарисовка о талантливом писателе и путешественнике Петре Вайле
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum