|
|
|
В Ростове-на-Дону прошел семинар «Ростов: Другая культура». Его организаторами выступили Донская публичная библиотека, региональные отделения Союза российских писателей и Союза журналистов России, творческое объединение «Заозерная школа», литературный журнал «Ковчег», Интернет-проект «Ростов неофициальный 80-90».
В течение трех дней, с 29 по 31 мая, представители этих структур Михаил Коломенский, Олег Лукьянченко, Бронислав Берковский, Виталий Федоров, Анна Бражкина, Наталья Строкова и многие другие провели несколько открытых информационных заседаний и культурных встреч. А также в ходе семинара его гостям и слушателям были представлены основные задачи общественного форума и замыслы на будущее. Прогрессивная общественность в наши дни нередко выступает как «двигатель культурного прогресса» в различных регионах РФ. Однако ростовское мероприятие, на мой взгляд, выделяется в ряду социокультурных проектов, инициируемых общественностью, масштабами, серьезностью дальнейших намерений и кругом интересов. В центре внимания участников и гостей семинара было так называемое «неофициальное искусство» Ростова-на-Дону – огромный пласт культурных свершений, в основном в области литературы, сложившийся в 1960 – 1990-е годы. Цель семинара и выработанной на нем программы действий по сохранению и популяризации наследия «другой культуры» проста – сберечь его и ввести в научный оборот. И даже по возможности приумножить, ибо живы еще люди, сотворившие то искусство в его неповторимом виде. Валерий Чеснок выступил на открытии семинара и поведал много любопытных деталей о формировании музея-заповедника Танаис, археологических раскопках на его территории и жизни там «заозерщиков». С первого же дня семинара велись своеобразные «скрижали» - на огромные листы ватмана заносились даты и основные события из области ростовского «неформата», основа будущей хронологии той эпохи. Сегодняшнее творческое объединение «Заозерная школа» пополнилось новыми именами – «иных уж нет, а те далече». Ушли в мир иной Геннадий Жуков (в 2008 году) и Александр Брунько (дата смерти неизвестна), уехал жить в Москву Виталий Калашников. Но на семинар он прибыл специально, чтобы участвовать в создании общественного архива неофициальной культуры Ростова и провести на родине концерты. Очевидно, что творчество родоначальников «Заозерной школы» никак нельзя «сбросить с парохода современности». Как и все прочее «другое искусство», которым жил Ростов-на-Дону в период застоя и годы перестройки. В столице Северного Кавказа сильны традиции «самиздата». Один из первых самиздатовских журналов – «Одуванчик» - на филфаке Ростовского госуниверситета выпускал известнейший критик, главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин, почетный гость семинара. 30 мая в Донской публичной библиотеке при полном аншлаге прошли две незабываемые творческие встречи: с критиком Сергеем Чуприниным и поэтом Олегом Чухонцевым. Олег Григорьевич прочитал ростовской публике свои новые стихи. Сергей Чупринин показал раритет – машинописный «Одуванчик» с рисованной обложкой, ныне существующий, скорее всего, в единственном экземпляре. Рукописи горят, констатировал он, но текст – сохрАнен. Если, конечно, приложить усилия к его сохранению. В многочисленный Экспертный совет вошли также преподаватели Южного Федерального университета Александр Акопов, Владимир Козлов, которые предложили использовать эти документы на базе вуза, постепенно внедряя их в научный оборот силами студентов и аспирантов. Параллельно все документы и тексты на бумажных носителях будут оцифровываться и выкладываться в Интернет. Всемирная Сеть сегодня – один из самых надежных архивов. Она исчезнет только вместе с человечеством. Однако пожертвовать первоисточниками было бы неразумно. Русский философ Николай Бердяев утверждал, что дух народа и сама его культура сохраняется в вещественных свидетельствах старины – а ведь вскоре бумажные записи стихов станут архетипами поздней советской культуры, отойдут в область истории, как пергаменные рукописи или газеты на свинце… Во многом семинар «Ростов: Другая культура» Может быть, ростовскую практику подхватят и другие регионы – ведь в каждой области складывалась собственные уникальные страницы неофициальной культуры. __________________________ © Сафронова Елена Валентиновна Фото А.Акопова |
|