Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Культура
Революционные идеи ростовских энтузиастов
(№8 [206] 15.06.2010)
Автор: Елена Сафронова
Елена Сафронова
В Ростове-на-Дону прошел семинар «Ростов: Другая культура». Его организаторами выступили Донская публичная библиотека, региональные отделения Союза российских писателей и Союза журналистов России, творческое объединение «Заозерная школа», литературный журнал «Ковчег», Интернет-проект «Ростов неофициальный 80-90».
В течение трех дней, с 29 по 31 мая, представители этих структур Михаил Коломенский, Олег Лукьянченко, Бронислав Берковский, Виталий Федоров, Анна Бражкина, Наталья Строкова и многие другие провели несколько открытых информационных заседаний и культурных встреч. А также в ходе семинара его гостям и слушателям были представлены основные задачи общественного форума и замыслы на будущее.
Нажмите, чтобы увеличить.

Прогрессивная общественность в наши дни нередко выступает как «двигатель культурного прогресса» в различных регионах РФ. Однако ростовское мероприятие, на мой взгляд, выделяется в ряду социокультурных проектов, инициируемых общественностью, масштабами, серьезностью дальнейших намерений и кругом интересов. В центре внимания участников и гостей семинара было так называемое «неофициальное искусство» Ростова-на-Дону – огромный пласт культурных свершений, в основном в области литературы, сложившийся в 1960 – 1990-е годы.

Цель семинара и выработанной на нем программы действий по сохранению и популяризации наследия «другой культуры» проста – сберечь его и ввести в научный оборот. И даже по возможности приумножить, ибо живы еще люди, сотворившие то искусство в его неповторимом виде.
Нажмите, чтобы увеличить.
В историю русской литературы Ростов-на-Дону вошел как колыбель известной «Заозерной школы» в поэзии и как «место дислокации» уникального музея-заповедника под открытым небом Танаиса, торгового города в Северном Причерноморье с III в. до н. э. до III в. н. э. Двадцать столетий Танаис – мертвый город, реконструирующий быт скифов, греков, римлян и других древних племен и народов. А поэтическое объединение «Заозерная школа» образовалось в Ростове-на-Дону незадолго до развала СССР как ассоциация «экологического андеграунда», выразившая новое, независимое поэтическое направление. «Заозерная школа» услышала через толщу веков суровый ритм и классическую простоту античной поэзии и воплотила ее в жизнь в современности. В 1990 г. в Ростиздате был выпущен единственный на сегодняшний день сборник стихов «заозёрцев» - «Ростовское время», одна из первых антологий поэзии андеграунда в России вообще. Выходили авторские книги у Геннадия Жукова, Виталия Калашникова, Владимира Ершова. Долгое время «Заозерная школа» базировалась в Танаисе. Под эгидой известного археолога, директора музея-заповедника в те годы, Валерия Чеснока, и расцвела Основателями и верными служителями «Заозерной школы» были поэты Геннадий Жуков, Виталий Калашников, Игорь Бондаревский, Владимир Ершов, Александр Брунько. Их усилиями в Танаисе построена вполне античная на вид кирпичная Башня поэтов. В ней и вокруг ее ежегодно 6 июня проводится Пушкинский праздник. Нынешний пушкинский праздник – юбилейный, тридцатый.
Нажмите, чтобы увеличить.


Валерий Чеснок выступил на открытии семинара и поведал много любопытных деталей о формировании музея-заповедника Танаис, археологических раскопках на его территории и жизни там «заозерщиков». С первого же дня семинара велись своеобразные «скрижали» - на огромные листы ватмана заносились даты и основные события из области ростовского «неформата», основа будущей хронологии той эпохи.
Сегодняшнее творческое объединение «Заозерная школа» пополнилось новыми именами – «иных уж нет, а те далече». Ушли в мир иной Геннадий Жуков (в 2008 году) и Александр Брунько (дата смерти неизвестна), уехал жить в Москву Виталий Калашников. Но на семинар он прибыл специально, чтобы участвовать в создании общественного архива неофициальной культуры Ростова и провести на родине концерты.

Очевидно, что творчество родоначальников «Заозерной школы» никак нельзя «сбросить с парохода современности». Как и все прочее «другое искусство», которым жил Ростов-на-Дону в период застоя и годы перестройки. В столице Северного Кавказа сильны традиции «самиздата». Один из первых самиздатовских журналов – «Одуванчик» - на филфаке Ростовского госуниверситета выпускал известнейший критик, главный редактор журнала «Знамя» Сергей Чупринин, почетный гость семинара. 30 мая в Донской публичной библиотеке при полном аншлаге прошли две незабываемые творческие встречи: с критиком Сергеем Чуприниным и поэтом Олегом Чухонцевым. Олег Григорьевич прочитал ростовской публике свои новые стихи. Сергей Чупринин показал раритет – машинописный «Одуванчик» с рисованной обложкой, ныне существующий, скорее всего, в единственном экземпляре. Рукописи горят, констатировал он, но текст – сохрАнен. Если, конечно, приложить усилия к его сохранению.

Нажмите, чтобы увеличить.
Этому сложному и благородному делу – сохранению текстов - был полностью посвящен третий день семинара, день заседания Экспертного совета по теме «Ростов: Другая культура». Экспертный совет должен был выработать списки грядущей «Антологии неофициальной культуры Ростова. 1948 – 1991» и оговорить возможность создания Общественного архива по теме ростовской неофициальной культуры. Этот вопрос вызвал самую бурную дискуссию. Сегодня материалов, созданных в ходе деятельности всей «Заозерной школы», да и каждого из ее участников в отдельности, текстовых, фотографических, кино- и видео – более чем достаточно. Но все они находятся у частных лиц. Резонно сформировать из разрозненного наследия цельный архивный фонд (а то и несколько архивных фондов, в зависимости от широты диапазона информации!) и сделать его общедоступным, чтобы не прекращалась память об уникальной эпохе перестройки в Ростове и ее художественном отражении. Смущает лишь то, что грандиозная работа потребует серьезных финансовых вливаний. Неизвестно, можно ли рассчитывать на государственную поддержку и государственные меры по охране этих памятников. Ведь в свое время всё искусство, о котором шла речь, было «неформальным» относительно официальной государственной культуры и неподцензурным. Есть предложение создать фонд в статусе общественной некоммерческой организации. Вопрос о финансировании идеи, к сожалению, пока остается не проясненным, но создание Общественного архива несомненно: кто хочет – ищет возможность, кто не хочет, ищет причину.

В многочисленный Экспертный совет вошли также преподаватели Южного Федерального университета Александр Акопов, Владимир Козлов, которые предложили использовать эти документы на базе вуза, постепенно внедряя их в научный оборот силами студентов и аспирантов. Параллельно все документы и тексты на бумажных носителях будут оцифровываться и выкладываться в Интернет. Всемирная Сеть сегодня – один из самых надежных архивов. Она исчезнет только вместе с человечеством. Однако пожертвовать первоисточниками было бы неразумно. Русский философ Николай Бердяев утверждал, что дух народа и сама его культура сохраняется в вещественных свидетельствах старины – а ведь вскоре бумажные записи стихов станут архетипами поздней советской культуры, отойдут в область истории, как пергаменные рукописи или газеты на свинце…

Во многом семинар «Ростов: Другая культура»
Нажмите, чтобы увеличить.
выглядел «маршем энтузиастов». Эдаким революционным маршем. Это явно не коммерческий проект, захвативший, тем не менее, многих людей, жителей разных городов (Анна Бражкина, один из модераторов Интернет-сообщества «Неофициальный Ростов» живет даже за рубежом, в Праге). Но мне представляется, что в энтузиазме и жертвенности состоит залог успеха масштабного предприятия. Перевод искусства на коммерческие рельсы способен погубить его так же верно, как и цензурное выхолащивание. Да и возможно ли обратить в средство обогащения память, красоту, человеческие чувства?..
Может быть, ростовскую практику подхватят и другие регионы – ведь в каждой области складывалась собственные уникальные страницы неофициальной культуры.
__________________________
© Сафронова Елена Валентиновна
Фото А.Акопова

Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum