Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Мир в фотографиях
фотографии из социальных сетей
№12
(365)
05.10.2019
Коммуникации
Имидж телеведущего: понятие, сущность, способы формирования
(№10 [208] 15.07.2010)
Автор: Анжела Кутний
Анжела Кутний

Телеведущий – это лицо программы. Зрители сознательно или бессознательно отождествляют и персонифицируют воспринимаемую с телеэкрана информацию с тем человеком, который её передает. По мнению Игоря Леонидовича Кириллова, одного из старейших и популярных дикторов отечественного телевидения, ставшего впоследствии руководителем Школы дикторов, диктор – это не просто лицо, читающее текст у микрофона, а личность, которая стремится воздействовать на зрителя умным доверительным разговором. Поэтому от его имиджа зависит, будут ли верить программе телезрители, и каковы будут рейтинги. Следовательно, создание имиджа телеведущего особо важно для создания имиджа самой программы. Исторически сложилось, что на телеведущих или дикторов налагается огромная ответственность.

Диктора видит вся страна, ему верят и считаются с его мнением, телеведущий может влиять на мировосприятие зрителей, их мысли и мнения. Вот что пишет Валентина Леонтьева о дикторах советского времени: «В 50-е годы люди воспринимали диктора, как хозяина дома, приглашающего телезрителей в гости. Весь вечер диктор проводит с телезрителями. Каждая из нас, дикторов, была монополистом телевизионного вечера. К нам привыкали, нас знали, нас ждали и потому могли полюбить. Теперь ждут программу «Время», телеобозревателя, политобозревателя. Но никто уже не спросит: «Сегодня Ниночка или Валечка?» Этот вопрос остался приметой телевидения 50-х».

Современное телевидение отличается от советского – оно многоканально. Кроме того, для современного телевидения характерно использование различных способов телевизионного общения, жанровое разнообразие телепрограмм, возможность творческого воплощения самых невероятных проектов, наличие большого количества выразительных средств и способов их осуществить. Телевидение меняется. Оно развивается гораздо быстрей и стремительней, чем другие СМИ. Но одно остаётся неизменным. Именно телеведущий определяет имидж программы.

По мнению П.С. Гуревича, зрителю интересна «личность, нестандартный человек, индивид, захваченный идеей, человек, обладающий даром общения». Подобного мнения придерживается и кинорежиссёр Э.А. Рязанов: «Ведущий чем-то сродни актёру, исполняющему роль самого себя. И чем вы естественнее и органичнее, тем теснее будет ваш контакт со зрителем». Специалист в области социологии управления и имиджелогии В.М. Шепель дает такое определение: «Имидж - индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания». Среди специализированных справочных изданий термин «имидж» интерпретируется как «сложившееся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо». Различные представления о понятии и термине «имидж» отражается во многих работах в области имиджелогии и других дисциплин. В англоязычных странах в профессиональной литературе, посвященной проблемам формирования имиджа, термин «имидж» употребляется в значении, которое можно было бы сформулировать следующим образом: «отражение в психике человека в виде образа тех или иных характеристик объекта или явления». С учетом изложенного имидж можно определить как эмоционально окрашенный стереотипный образ, идеализированную модель, идеальную структуру, целенаправленно формируемую в индивидуальном, групповом и общественном сознании для достижения результатов. Другими словами - это непосредственно или преднамеренно создаваемое впечатление о том или ином объекте. Именно впечатление, а не оценка. Прежде чем приступить к изучению создания имиджа, разберёмся, каким должен быть телеведущий. Телеведущий должен быть коммуникабельным, уметь создавать контакт со зрителем и вызывать ощущение интимности беседы. Каждый телезритель должен думать, что диктор говорит именно с ним. Телеведущий должен быть заинтересован в том, что он делает, и гармонично вписываться в концепцию программы. Было бы неуместно, если бы программу о модных тенденциях вёл военный, или, наоборот, информацию о политике и экономике доносила телезрителям фотомодель. В идеале телеведущий должен разбираться в той сфере знаний, о которых он говорит телезрителям. Также важна приятная внешность и хорошо поставленная дикция. В книге «Имиджелогия. Секреты личного обаяния» В.М. Шепель пишет: «Благоприятные внешние данные являются тем природным достоянием, которым следует умело распорядиться. Как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности... Вне всякого сомнения, красивым людям легче создать эффект личного обаяния. На кино- или телеэкране наш взор выхватывает и запечатляет в памяти образы внешне привлекательных людей. Не однажды проводя эксперименты, психологи убеждались, что из десяти случаев, по меньшей мере, в восьми наше первоначальное впечатление о других складывается по их внешности». Однако эталоны внешней привлекательности – понятие абстрактное и сугубо личное. То, что вызывает симпатию у одного человека, у другого может вызывать антипатию. Однако специалисты-имиджмейкеры выделяют основные позиции, которые вызывают симпатию у всех телезрителей. К ним относятся здоровый вид, красивые волосы, гармоничные черты лица, стройная и пропорциональная фигура, а также здоровые и белые зубы. Причём именно зубам уделяется особое внимание. В американской практике используется так называемый «эффект смайла». Писатель и журналист Н.И. Новиков писал: «Улыбка всегда хороша, ибо она приоткрывает простой внутренний мир человека». Создание имиджа, независимо от того, программу какой направленности ведёт телеведущий, включает четыре основных этапа: создания фундамента, внешнего имиджа, внутреннего имиджа и неосязаемого имиджа. Создание фундамента означает определение целей и стандартов. Внешний имидж – это этап создания привлекательного облика в глазах телезрителей. Внутренний имидж – создание образа в глазах сотрудников. В создании имиджа помогают современные PR-технологии. Методика создания имиджа в упрощённом виде выглядит следующим образом:

1. Выявление целевых групп, с которыми будет работать телеведущий.

2. Когда целевая аудитория выявлена, изучаются её интересы и пристрастия. Это изучение особо важно, потому что в зависимости от интересов телезрителей строится имидж программы, а значит, и имидж телеведущего.

3. Подбор адекватного типажа или «социальной роли» коммуникатора.

4. Привлечение внимания к персоне телеведущего. Создание имиджа телеведущего - процесс длительный и требующий немалых затрат. Работают над ним специалисты разных профилей – модельеры, визажисты, пиарщики. Создание успешного имиджа телеведущего гарантирует успех программы в целом. Не из каждого человека можно сделать успешного телеведущего. Диктор изначально должен обладать определёнными качествами, например, коммуникабельностью и личным обаянием. Если дикцию и мимику можно разработать, то развить обаяние очень сложно. Кроме этого, телеведущий должен обладать знаниями в той области, информацию о которой он доносит телезрителям.

__________________________

© Кутний Анжела Игоревна

"Там все рушится". Как оптимизируют медицину в провинции
О проблемах провинциальной медицины. К чему приводит политика оптимизации медицинских учреждений
Как живут пострадавшие при взрыве дома в Волгодонске спустя 20 лет
Статья о социально-псилогических последствиях взрыва в Волгодонске в 1999 году
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum