Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Главлит придет, уверенно и беспощадн
Воспоминания и размышления журналиста и деятеля СЖ СССР в связи с приказом ФСБ...
№10
(388)
07.10.2021
Культура
Не плачь, дядя!
(№10 [208] 15.07.2010)
Автор: Елена Сафронова
Елена Сафронова

      «Спрячь свои слезы», - звучало над ночной поляной, освещенной мерцанием проекционного экрана. На экране слегка смущенный человек в очках, держа на коленях гитару, отвечал на вопросы известного барда из Казахстана - Ольги Качановой, сидящей напротив него, подхватывал ее реплики. «Помнишь, Витя, как мы летели в Москву из Екатеринбурга, и в аэропорте ты начал громко петь и пританцовывать? – Да что ты?! Не помню…» Иногда ответами служили песни. Например, процитированная «Шляпа», с прекрасным оптимистичным призывом ко всем «дядям» мира. Трудно было поверить, смотря этот документальный фильм, что его главный герой страдает от тяжелого недуга, что его собственная биография складывалась не всегда благополучно… «Не плачь, дядя!» - повторяли на все лады за ним собравшиеся на поляне.

Показом документального фильма завершился первый день первого в России фестиваля памяти Виктора Архиповича Луферова «Арт-Перекресток». Дебютный фестиваль продолжался два дня – 26 и 27 июня 2010 года. Проходил он на территории бывшего пионерского лагеря в окрестностях поселка Белоозерский Московской области. Название пионерлагеря, похоже, затерялось в суматохе лет, пока он не функционировал. А впредь, полагаю, это место будет называться «Арт-Перекрестком». В последующие годы здесь предполагается ежегодно устраивать фестиваль памяти Виктора Луферова. Только уже не в июне, а в конце мая, ко дню рождения Виктора Архиповича – 20 мая. 

Признаться, редко какая «площадка» для фестиваля искусств так подходила своему назначению, как эта территория - на берегу Белого озера, в сосновом лесу, среди живительного «соснового» воздуха и густого от жара запаха цветов. Правда, буквально накануне фестиваля площадь лагеря являла собой в большей степени царство природы. Но организаторы фестиваля – друзья Виктора Луферова и почитатели его памяти – с помощью администрации поселка Белоозерский, Воскресенского района Московской области, московских представителей не просто расчистили эту местность, но и украсили ее к предстоящему действу. При входе на территорию лагеря стояли… куклы, в человеческий рост, а то и повыше – их изготовила из «подручных материалов», веток и газет, художница Татьяна Хейн. А по территории гостей встречали очаровательные пугала из тряпок, выполненные Белозерской художественной школой «Фламинго», идея создания которых, принадлежит Олесе Ташевской. Куклы представляли модный ныне элемент перфоманса, перекидывали «мостик» от песни и музыки к другим искусствам, как это было в театре песни «Перекресток». Огромные фото Виктора Луферова в сценических нарядах, причудливых и броских, чередовались с выразительными куклами и другим оформлением в виде двенадцати лабиринтов Константина Календарёва. На территории лагеря было установлено две сцены – «большая» и «малая». Но, благодаря дерзкому художественному решению пространства - авторы среди кукол, статуй (да, да, настоящая девушка с веслом встречала приезжающих у ворот лагеря!) и фото, - все гости фестиваля, не говоря уж о выступающих, чувствовали себя словно бы на гигантской сцене. Будто исполняли роли в современной пьесе, такой, которая, по мнению специалистов, «слишком далека от актера и режиссера» - ибо взята прямиком из жизни. Действительно, на фестивале у каждого гостя была какая-то обязанность. Незадолго до его открытия приглашались волонтеры, чтобы исполнять те или другие несложные функции. Всем гостям фестиваля предлагалось вместе нарисовать, а потом и «запустить» «Лестницу в небо» - проект детской «Академии Тимей». Делалась она просто: рисовалась на огромных листах ватмана, как Бог на душу положит. Вечером первого дня фестиваля готовую лестницу возводили – с ритуальными танцами в хороводе, напоминавшими древнерусский «ручеек». И торжественно объявили возведенной.

Вероятно, благодаря такой постановке дела, случайных людей на фестивале памяти Луферова не было. Не было и тех неприятных, но, увы, нередких эксцессов, которые сопровождают нынешние бардовские фестивали, когда веселые компании путают место, где можно просто напиться и погонять шансон по магнитоле. Впрочем, собравшихся – немало, пожалуй, больше тысячи человек – нельзя было назвать и «бардовской тусовкой». Целевая аудитория фестиваля «Арт-Перекресток» изначально намечалась гораздо шире круга поклонников авторской песни. В нем приняли участие «классические» барды Александр Иванов, Владимир Капгер, Евгения Ланцберг, Александр Левин, лауреат прошлогодней «Груши» Максим Волчкевич, один из основоположников «туристской» авторской песни Владимир Турианский. Почти в полном составе был представлен «Первый круг», творческое объединение, к которому принадлежал и Виктор Луферов -  Андрей Анпилов (он же «по совместительству» – отличный автор стихов для детей), Михаил Кочетков (владелец известного бард-кафе «Гнездо глухаря»), Надежда Сосновская (виртуозный переводчик с английского), Владимир Бережков (бард и поэт). Наравне с бардами на сцену поднимались представители более инновационных направлений в песне – рок-бард-дуэт Григория Данского и Ксении Полтевой, фьюжн-ансамбль KOSTAREV GROUP, фолк-рокеры «Рада и Терновник», автор «поющихся сказок» Хельга Патаки. Особое внимание организаторы уделили инструментальным композициям – ибо Виктор Луферов одним из первых показал, что гитара может и должна быть не только инструментом аккомпаниатора, что на ней можно творить настоящие произведения искусства. На фестивале блистали игрой на гитаре Алексей Кравченко, Александр Винницкий, Михаил Махович (мандолина) и трио гитаристов, делом доказывая, что музыка есть универсальный язык, объединяющий людей, стирающий границы между странами и эпохами. И, конечно, была широко представлена фольклорная музыка – как любимое Виктором Луферовым направление: фолк-группа «Древа», Московский хор рожечников под управлением Бориса Ефремова, Сергей Старостин. Чуть ли не впервые в жизни я увидела вживую настоящего гусляра – Александра Коньшина. Великая русская литература делегировала на фестиваль поэтов Виктора Коркию и Игоря Иртеньева. Тронуло почти до слез представление Театра Песка Сергея Назарова и Николая Массальского – сочетание высочайшего художественного профессионализма и тонкой философичности сюжетов для картин из песка.

Нажмите, чтобы увеличить.
 
В том,что фестиваль «Арт-Перекресток» состоялся почти сразу после ухода Виктора Архиповича, заслуга многих незаурядных личностей. Идея создания фестиваля принадлежит настоятелю церкви Всех святых, в земле Российской просиявших, в поселке Белоозерский отцу Роману Сыркину, главные организаторы и координаторы фестиваля - Елена Мушникова и Юрий Тресков (руководители фольклорной группы«ДревА»), художественное оформление фестиваля принадлежит Олесе Ташевской (куратору антологии Виктора Луферова), Эльзе Окиной (фотографу и дизайнеру) и художнику – лабиринтологу Константину Календарёву… и многим другим. Эти люди были связаны с Виктором Луферовым долгой человеческой дружбой и творческим сотрудничеством. Также в создании фестиваля принимала участие вдова Виктора – Екатерина Минеева. 

Не секрет, что Виктор Луферов обожал фольклорную музыку и играл на таком «нетрадиционном» инструменте, как коса; и очень любил подпевать донским казачьим песням из репертуара «ДревА». А отец Роман Сыркин в конце 1960-х годов был… бас-гитаристом рок-группы Виктора Луферова «Осенебри». Метаморфозу, превратившую рок-музыканта в православного священника, отец Роман объясняет кратко: «В юности я не верил, что Бог есть. Теперь я тоже не верю, а знаю, что Он есть». Дружба Виктора Луферова и отца Романа не иссякла с годами. Они дружили 43 года, и в минувшем марте именно отец Роман отпевал своего товарища. Отец Роман Сыркин сказал, что слышал много интересных исполнителей, но ни один еще не достиг той степени совершенства в единении текста, мелодии и исполнения, которой блистал Виктор Луферов. Думаю, это говорилось не затем, чтобы кого-то обидеть, но ради того, чтобы участники фестиваля росли, развивали свои таланты, стремясь к уровню Виктора Луферова. Ей-Богу, пример для подражания достойный!

Так кто же он, Виктор Архипович Луферов? Что значит это имя в контексте русской культуры ХХ века? 

Мало сказать, что он - известный российский поэт, музыкант, бард, автор семи компакт-дисков, четыре из которых – с «цветными» названиями - вышли в авторской антологии «Каждый охотник желает знать…». Слишком скромно прозвучит даже определение «человек разносторонних талантов». Хотя это – чистая правда. Начнем с того, что образование у Луферова было отнюдь не гуманитарное – сначала Московский инженерно-физический институт, затем – биофак Московской ветеринарной академии им. К. И. Скрябина (окончил в 1971 году). Только после ветеринарной академии Виктор Луферов окончил эстрадное отделение Государственного музыкального педагогического училища им. Гнесиных по классу джазовой гитары1978 году). Но задолго до поступления на профессиональное обучение музыке Виктор Луферов начал писать песни на собственные стихи. Задолго до Гнесинки был создан и рок-ансамбль «Осенебри». Это был смелый шаг - в 60-70-е годы в СССР с «отечественным» роком было туго… Настолько туго, что «Осенебри» не понимали, начиная с названия: однажды на каком-то сборном концерте конферансье несколько раз переспросила трудное имя группы, вышла на сцену и объявила их «Поющими гитарами». Однако Виктора Луферова, говорили его друзья, невозможно было смутить такими мелочами, была в нем эдакая несгибаемость… которая, мне кажется, и звучит в несокрушимом оптимизме припева: «Не плачь, дядя!..»

Более всего Виктор Луферов известен, как автор – исполнитель. Но также Виктор Архипович прославился тем, что основал в 1985 году театр песни «Перекресток», со сцены которого «в народ» отправились множество хороших бардов, музыкантов, театральных деятелей – людей, которые, подобно самому Луферову, жили буквально на перекрестке искусств. «Перекресток» был одно время одним из альтернативных мейнстриму культурных центров Москвы. Поэт и бард Алексей Тиматков заявил, что в театре «Перекресток» встретил огромное количество хороших людей, определивших его дальнейшую судьбу. Максим Волчкевич обмолвился в кратком вступительном слове, что без Луферова его как барда не существовало бы. Подобные признания делали и другие участники масштабной творческой встречи. Те, кому когда-то Луферов помог сделать первые шаги на сцене, потом помогали ему – искали деньги для спасения театра «Перекресток» (театр закрылся в 2004 году по финансовым причинам), потом – для лечения основателя этого театра… В Германии и США проходили благотворительные концерты в помощь семье Виктора Луферова, когда он заболел… 

Так кто же он, Виктор Архипович Луферов? Мне кажется, ответ на этот вопрос еще предстоит найти. Возможно, ответов будет несколько, причем все обоснованные… 

Андрей Анпилов называл его «Архитектором Воздушных Замков». Поэтесса, автор текстов песен, переводчица Марина Гершенович – «человеком-оркестром, блестящим музыкантом и выдумщиком». В своей статье «Виктор Луферов. В Россию, с любовью…» Марина Гершенович так характеризует Виктора и его творчество: «Талантливый сочинитель, аранжировщик, музыкант и певец, человек сцены, он один из немногих людей искусства, чье творчество находится в постоянном движении. Песни Луферова – это хроника жизни, любви, самосовершенствования. И знатоки справедливо считают, что второго такого автора-исполнителя нет». 

Быть может, пером Марины Гершенович водила личная симпатия к Виктору Луферову, продиктовавшая ей несколько патетические, восторженные нотки? Но приятно, когда человек оставляет по себе теплые воспоминания. Марина Гершенович в своем восхищении не одинока. Вся атмосфера фестиваля была проникнута уважением и любовью к Виктору Луферову, и это был не ложный пафос, а неподдельные человеческие чувства.  

Виктор Луферов не дожил до своего шестидесятипятилетия меньше двух месяцев. 1 марта 2010 года его не стало. И вот, спустя четыре месяца после ухода Луферова, в поселке Белоозерский Московской области состоялся фестиваль «Арт-Перекресток» памяти этого замечательного поэта и барда. Скажете, это фантастика, что так быстро организован фестиваль? Несомненно, элемент чуда присутствовал во всем действе. Как рассказал отец Роман Сыркин, все началось с того, что под Воскресенском бард Сергей Леонтьев, житель поселка Белоозерский, провел бардовский фестиваль. Опыт удался, его захотели повторить, но только уже в самом Белоозерском. И когда шли переговоры со властными структурами относительно бардовского слета на Белом озере, не стало Виктора Луферова. Эта трагедия натолкнула инициаторов на мысль провести фестиваль памяти Виктора Луферова. Казалось наиболее резонным устроить столь трудоемкое мероприятие годом позже, потому что нереально за полтора месяца организовать крупный фестиваль… однако на одном из обсуждений будущего фестиваля Алексей Кравченко заметил: «А Виктор подписался бы на эту авантюру!». Упоминание имени Виктора Луферова сыграло роль едва ли не магическую. За полтора месяца все оказалось организовано, и нашлись добровольные помощники и среди частных лиц, и среди официальных структур. 

В итоге неравнодушная публика получила еще один «опен-эйр» фестиваль. Пожалуй, принципиальное отличие «Арт-Перекрестка» от уже известных фестивалей авторской песни – в его концепции, полностью исключившей соревновательность, конкурсы в ходе фестиваля, состязания на сцене в нескольких турах и финальный выбор победителей. Первый фестиваль предстал перед зрителем, в виде большого гала-концерта, который продолжался более двенадцати часов. Теперь визитной карточкой «Арт-Перекрестка» будет отсутствие выяснения, кто сильнее, кто слабее в творческом плане. На гала-концерте участников во второй день Елена Мушникова объявила, что в дальнейшем фестиваль планируется сделать трехдневным, а самые интересные авторы дадут в ходе него сольные концерты. 

Очень хочется увидеть следующий фестиваль, уже, так сказать, поставленный на рельсы, утвердившийся в собственном обличье. Ведь фестивалю «Арт-Перекресток» с первого раза придан особый смысл: это не «ностальгия» по временам интеллектуального господства авторской песни, не формирование собственной субкультуры в отрыве от реальности, даже не прославление памяти одного-единственного, хоть и достойного человека. Смысл «Арт-Перекрестка» - в интеграции различных музыкальных и литературных жанров, в демонстрации их во всей красе, в свободном доступе зрителей к искусству. Судя по всему, этот замысел перекликается с традициями луферовского «Перекрестка», открытого для всех, кто не боится искать свою дорогу и неуклонно идти по ней, не боясь препонов или непонимания. Для всех, кто перенял у Виктора Луферова жизненный девиз: «Не плачь, дядя! Спрячь свои слезы!..». 

________________________ 

© Сафронова Елена Валентиновна


Человек-эпоха. К 130-летию Отто Юльевича Шмидта
Очерк о легендарном покорителе арктики, ученом-математике О.Ю.Шмидте.
Виноградари «Узюковской долины»
Статья о виноградарях Помещиковых в селе Узюково Ставропольского района Самарской области, их инициативе, наст...
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum