Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
«Коэффициент криминальности» как способ регулирования криминально-правовых программ на российском телевидении
(№13 [211] 01.09.2010)
Автор: Ирина Суховеева
Ирина Суховеева

В России в настоящее время трансляция телевизионных программ не регулируется ни законодательно, ни со стороны профессионального сообщества. Закон «О средствах массовой информации» РФ не содержит достаточный понятийный аппарат для того, чтобы осуществлять регулирование вещания, а саморегулирование, основанное на положениях журналистских «кодексов чести» и «Хартии телерадиовещателей», вообще не осуществляется. Тем временем, проблема регулирования вещания на отечественном ТВ давно назрела, в том числе и в отношении криминального контента.

Эфир трех отечественных телевизионных каналов - «Первый», «Россия» и «НТВ» широко представлен программами, специализирующимися на криминальной тематике. В течение недели в эфире названных каналов демонстрируется порядка 30 подобных программ различных жанров: криминальная хроника, аналитические циклы, журналистские расследования, фильмы-реконструкции, игровые документальные сериалы, судебные ток-шоу. 

Под «криминально-правовыми программами» автор подразумевает  телевизионную продукцию, в которой содержание всего выпуска программы составляет информация преимущественно криминального характера (об уголовных преступлениях, злодеяниях или других событиях, имеющих отношения к процессу нарушения закона теми или иными способами), а также правовая, обеспечивающая толкование норм российского законодательства и, возможно, способствующая повышению уровня знаний населения в системе различных норм права. 

          Анализ программной политики каналов позволяет говорить о четко спланированной стратегии при позиционировании криминального контента: временной ритмичности при построении сетки вещания, «движении» аудитории в течении всего дня, координации и согласованности действий с каналами - конкурентами. В отношении криминально-правовых программ осуществляется межпрограммная верстка, в том числе, согласно принципу тематической спецификации передач, одновременно идущих по разным каналам, принципу их взаимоисключения, четкого разделения основных контингентов зрителя, который, переключая каналы, имеет возможность круглосуточно смотреть только криминальные программы. 

В результате просмотра телевизионных программ криминального содержания определяющее значение имеет атмосфера насилия, нагнетание негатива, актуализация информации о преступлениях, детализация жестокости и насилия, существующего в обществе, деформирование восприятия действительности, коллапс жизненных норм, ослабление патриотических ценностей и т.п. Концентрация подобной информации, многочасовые объемы вещания по отношению к программам другого типа не отражают объективную действительность, а формируют «виртуальную» реальность, оказывающую огромное влияние на зрителей, особенно на детей и подростков, которые проводят за просмотром телевизора несколько часов день. 

Мировая практика демонстрирует четкие законодательные ограничения на демонстрацию продукции, способной нанести нравственный и моральный вред здоровью аудитории, и особенно жестко законодательство в отношении защиты прав и духовного здоровья детей и подростков. В частности, основные мировые способы регулирования трансляции можно разделить на следующие категории: государственное регулирование (во Франции этим занимается Высший аудиовизуальный совет — CSA); общественное регулирование (в Японии - Национальная ассоциация коммерческих вещателей - NAB); самостоятельное (Система V-чипов в США). 

В России попытки выстроить правовые отношение в сфере регулирования контента телевизионного вещания уже предпринимаются. Разработан проект Федерального Закона «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию». В законопроекте прописаны основные понятия, характеризующие информацию, подлежащую ограничению к трансляции. В частности, дано определение тому, что считать демонстрацией жестокости, информацией устрашающего характера, натуралистическим изображением или описанием, информацией, провоцирующей детей к потенциально опасным поступкам и т. д. Кроме этого, предусмотрены пять информационных категорий с возрастными ограничениями и соответствующей маркировкой : «Универсальная» — «У»; «С 6 лет в присутствии родителей» — «6+»; «С 12 лет» — «12+»; «С 16 лет» — «16+»; «С 18 лет — «18+». Таким образом, в случае принятия закона, станет возможным механизм правового регулирования. 

Но чтобы тотальное следование букве закона не обернулось введением цензуры на отечественном экране, наиболее оптимальным представляется практика со-регулирования, позволяющая негосударственным органам принимать участие в процессе. Для России приемлемым будет осуществление этого с участием Общественного Совета, опирающегося на законодательно закрепленные нормы и оценку привлеченных экспертов. Эксперты (ученые в области тележурналистики, психологи, общественные деятели сферы культуры и т.д. ) применяли бы специально разработанную матрицу, которая по ряду критериев позволит категоризировать любую телевизионную продукцию на основании ее контента. Результатом анализа стало бы присвоение программе «коэффициента криминальности». На наш взгляд, он должен включать в себя анализ программ в соответствии с критериями содержания, заложенными в рассматриваемом нами ФЗ, защищающем детей от вредной для их здоровья информации, на основании мнения аудитории по результатам анкетирования фокус-групп и  времени  трансляции программы

 К примеру, в течение суток в будние дни на трех основных российских телевизионных каналах имеет место почасовое распределение аудитории.  При этом на каналах наблюдается несколько пиковых нагрузок в течение дня, когда у экрана собирается наибольшее количество зрителей различных аудиторных групп (домохозяйки, дети, молодежь, работающие женщины и мужчины т.д. ). Примечательно, что для каждой группы в пиковые часы в сетке вещания канала – криминально-правовая программа. Применение «коэффициента криминальности» позволит  программу, которая, на основании анализа,  содержит информацию устрашающего характера, подробно описывает методы совершения преступления, детализирует сцены, переместить в сетке вещания из часов наиболее пиковой аудиторной нагрузки. 

 Результаты исследования, проведенного автором публикации в 2010 году, доказывают, что наивысший «коэффициент криминальности» имеют программы телеканала НТВ, такие, как: «Программа Максимум. Скандалы. Интриги. Расследования» , «Профессия-репортер», «Русские сенсации», «Чистосердечное признание». Внедрение подобного «коэффициента криминальности» позволит соблюдать право на получение  специализированной информации, но не будет оказывать негативного влияния на максимальное количество зрителей в час, что заставит телеканалы искать новые формы программ для «прайм-тайма», способствующих изменению массового сознания в сторону пропаганды культурных ценностей, воспитания и просвещения.

____________________________

© Суховеева Ирина Акимовна


Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum