|
|
|
![]() ![]()
- Бадалян? Ничего о нём не слышала, - сказала я. - Как? - удивились мне. Ведь он уже два года солирует в Большом театре! Его педагог – доцент кафедры сольного пения Наталья Олеговна Петрова. Милая Наталья Олеговна! Услышав ее имя, я сразу вспомнила нашу первую встречу, те незамутнённые ничем случайным минуты, когда о человеке узнаёшь больше, чем за всю жизнь. Не зная практически ничего обо мне, она сразу же, с доброй улыбкой откликнулась на мою просьбу исполнить два моих романса в моей Литературно-музыкальной программе. Только позже я поняла, что значило для неё, матери в то время трёхлетнего малыша, при полной загруженности на работе бескорыстно и с радостью подарить мне столько своего свободного времени. - Пустите меня на Ваше занятие, Наталья Олеговна! - Пожалуйста, как раз Бадалян приехал сдавать сессию, – ответила она,- я познакомлю вас.
И вот четыре часа, забыв о жаре, духоте, обо всём на свете наблюдала я за «сеансом волшебства». Удивительное преображение пения студентов происходило будто по мановению волшебной палочки, сразу же после чётких, точных указаний педагога - передо мной раскрывался тайный миг рождения красоты, момент истины. Наталья Олеговна ставит диагноз безошибочно. В доброжелательной, свободной и даже радостной атмосфере урока студенты понимают её с полуслова и отвечают благодарным подчинением. Она замечает каждое движение тела: и правильное, и неправильное, всё время вскакивает с места, чтобы придать певцу нужную позу, показать необходимый жест, положение головы, движение рта. - Мышцы очень жёсткие, расслабься, - говорит она. - Осанка должна быть чуть-чуть гордой в этом месте. Неси себя, неси. - Не имеешь права ломать вокальную линию. - А здесь раскройся, раскройся. - О чём ты поёшь? - Думай. Тебе надо в этой миниатюре показать всю её - Наталья Олеговна, - мне кажется, что после занятия Вы должны худеть на несколько килограммов, - заметила я в перерыве. - Сегодня – это только 4 часа, а представьте дни, когда такие занятия длятся на несколько часов дольше, - вступила в разговор концертмейстер Оксана Николаевна Шанкиева, - главное, что она – профессионал. И что очень важно, учит чувствовать меру. А это не каждому дано! - С концертмейстером Наталье Олеговне повезло: Шанкиева – достойная ученица Сергея Ивановича Осипенко, и работают они с Петровой в очень дружном взаимопонимании с первых дней работы Натальи Олеговны в Ростове. - А работает она у нас недавно, - рассказывает композитор, профессор Ростовской консерватории Виталий Семёнович Ходош. Всего пять лет. Приехала из Екатеринбурга, где окончила Уральскую консерваторию по классу известного педагога-вокалиста, профессора, народной артистки России Маргариты Георгиевны Владимировой. Приехала вместе с мужем, военным юристом, которого перевели на работу в Ростов. В консерваторию её взяли не «по звонку». Подала заявление, провела открытый урок, выдержала экзамен. Я счастлив, - продолжает Е.В. Ходос, - что она исполняла мои произведения, потому что Наталья Олеговна – очень профессиональная певица. Жалко, что мало поёт. Она выступала во время Международной конференции по музыковедению. Крупнейшие музыковеды были удивлены, что она не поёт в театре, так хороша она была и в вокальном, и в сценическом отношении. Недавно Наталья Олеговна пела в Ингушетии, а в этом году исполнила цикл песен на стихи японских поэтов, написанный нашим выпускником, композитором Пашей Левадным. Её исполнению свойственно чуткое интонирование и очень бережное отношение и к словесному, и к музыкальному материалу.
- Прекрасный педагог, очень профессиональная певица, - сказал о Наталье Олеговне композитор, профессор В. Ф. Красноскулов. Надеюсь, что она будет петь мои произведения. Я этого жду. - Виолетта Александровна, - обратилась я к коллеге Петровой по кафедре, доценту Юрчук, - я знаю, что о каждом педагоге Ростовской консерватории можно писать отдельную статью, но сегодня есть повод поговорить о Наталье Олеговне. Как Вы оцениваете её работу? - Наталья Олеговна – сильный педагог, открытый всем хорошим влияниям и веяниям. Она постоянно развивается. Как новичку ей давали трудных учеников, но она умеет работать с разными голосами. Предана профессии, «врастает в студентов», в их проблемы. Снискала большую любовь учеников. Они стараются не пропускать ни одного её занятия. На её уроках всегда творческая атмосфера. И как певица она всегда показывает высокую профессиональную культуру. О педагогическом мастерстве Натальи Олеговны знают не только в Ростове. Я присутствовала при прослушивании ею юноши из Новосибирска, города с прекрасной консерваторией. Однако парень ехал трое суток в плацкартном вагоне, в жару, только для того, чтобы учиться у Натальи Олеговны. - Легко не будет,- говорит ему Петрова, - Согласен подчиняться? - А я за этим и приехал, - ответил будущий студент. За этим приезжает из Москвы и солист Большого театра Хачатур Бадалян, превращаясь в классе просто в прилежного ученика. Он говорит, что весь свой репертуар оттачивает на занятиях с Натальей Олеговной, а репертуар уже достаточно обширен для такого молодого певца: Рудольф в «Богеме», Альфред в «Травиате», Родериго и Кассио в «Отелло», Фентон в «Виндзорских проказницах» композитора Николаи, Ленский в «Евгении Онегине», множество романсов, песен и оперных арий для концертного исполнения. Недавно Хачатур победил ещё в одном состязании в Италии. Он оказался лучшим на прослушивании среди звёзд, поющих в знаменитых театрах мира. Контракт уже заключён, и в октябре Бадалян будет петь партию Рудольфа в «Богеме» в театре Массимо Беллини.
Мне было интересно узнать, как солист Большого театра относится к своему статусу студента 3 курса. - Знания никогда не бывают лишними, - ответил Хачатур. - а у Натальи Олеговны я – вечный ученик. Я был во многих странах, общался с разными педагогами вокала, но таких педагогов, как Наталья Олеговна, - единицы. Она знает технологию звукоизвлечения от «А» до «Я». - А как у Вас с итальянским? – спросила я Хачатура. - Я владею им, а также английским и французским. Английский даже преподавал ради заработка. - А Ваш путь в музыку, вокал – это от семьи?
- Но с чего началась тяга к пению? - Это произошло в 1994 году, когда я впервые услышал концерт трёх теноров. Мне тогда было 12 лет. Впечатление было таким сильным, что я начал коллекционировать их записи, слушать и подпевать. Одновременно увлёкся джазом, стал петь для гостей песни Синатры. Моя сестра подыгрывала мне на фортепиано (ныне она - профессиональная скрипачка и работает в оркестре Ростовского музыкального театра). Но наступил момент, когда я решил попробовать себя в Консерватории. Меня взяли на подкурсы, и я попал к замечательному педагогу и человеку Валерию Костину. Я проучился у него полтора года. Потом он переехал в Краснодар. Через некоторое время, уже поступив на первый курс, я забрал документы и решил попробовать себя в Москве.
Но оказалось, что второе высшее образование не могло быть бесплатным. В конце концов я вернулся в Ростов и снова поступил на 1 курс заочного отделения уже к Наталье Олеговне. Однако в Москве меня заметила Алла Ландер, руководитель фонда Исаака Дунаевского. Прослушав как-то мой компакт-диск с ариями, она пригласила меня участвовать в концертах фонда и платила мне стипендию. Затем около двух лет я был постоянным участником «Парада теноров» под руководством Владислава Пьявко, Но всё это время я занимался с Натальей Олеговной, примерно раз в месяц приезжая в Ростов и получая коррективы, указания, упражнения для ежедневной работы. Следующим этапом было прослушивание в Новой опере. Меня взяли. После Козловского я был первым тенором, поющим Лоэнгрина Вагнера. Я и сейчас его пою. В Большой театр меня пригласили, когда я уже пел в Новой опере. Сразу же назвали даты моих выступлений в спектаклях «Богема» и «Иоланта». - Хачатур, Наталья Олеговна успела сказать мне, что Вы постоянно принимаете участие в Проектах фонда Ирины Архиповой. - Да, это так. - И еще я знаю, что на последнем конкурсе Вишневская и Богачёва аплодировали Вам. - Да, это правда. - Вы встречались с ними, беседовали? - Вишневская поздравляла меня, хвалила, вручала диплом. - На Вашем замечательном дипломе множество подписей и других членов жюри. Чьи это подписи? - Прежде всего - директоров крупнейших оперных театров мира, например, Римской оперы, Венской, Норвежской.
- Наталья Олеговна, - обратилась я к Петровой,- мне известно, что Вы – тоже лауреат, но не знаю, какого конкурса. - Международного конкурса исполнителей старинной музыки. Я пела в костёле под орган. - А почему Вы не поёте в театре? - Меня не приглашали, а я увлечена педагогической работой и многого добилась. Я очень благодарна замечательному педагогу профессору Маргарите Александровне Худовердовой за то, что она взяла меня на свою кафедру и очень помогала войти в жизнь коллектива, хотя мне как новому преподавателю сначала давали трудных студентов. Моя ученица Юля Гридина появилась у меня, имея серьезные проблемы с голосом и здоровьем. Но мы очень много работали, и в итоге она поступила ко мне в аспирантуру на бюджетное отделение. Это очень трудно сейчас – заработать бесплатное обучение в аспирантуре. - Наталья Олеговна, я слушала Гридину, когда на экзамене вокалистов она выступала вместе с экзаменовавшейся девочкой в дуэте из «Фигаро». Я не знала тогда, что это – Ваша ученица, но я отметила её вокальную культуру, как и у Бадаляна, которому вопреки экзаменационным правилам аплодировали на экзамене и даже кричали: «Браво!» - Наталья Олеговна, а что такое счастье? - Счастье – это здоровье близких, взаимопонимание, любимая работа, возможность отдать что-то другим, помочь. - А Вы счастливы? - Я хочу быть счастливой. __________________________ © Боровская Наталья Ивановна |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|