Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Образование
Здесь готовят таланты. Зарисовка о студенте ростовской консерватории и его педагогах
(№13 [211] 01.09.2010)
Автор: Наталья Боровская
Наталья Боровская

Нажмите, чтобы увеличить.
 Поздравления студентов - лауреатов международных конкурсов, никогда не исчезают в Ростовской-на-Дону государственной консерватории с доски объявлений,  что прямо в вестибюле у входа. Их снимают только для того, чтобы сразу же повесить другие.  «Мы производим «штучный товар»», - так однажды сказал гениальный педагог консерватории Сергей Иванович Осипенко о своих студентах. Чаще поздравляют инструменталистов, в основном, пианистов и скрипачей. Вокалистов – реже. Поэтому сообщение о победе студента 3 курса  Хачатура Бадаляна на 3 Международном конкурсе оперных певцов Галины Вишневской (1 место) привлекало внимание. 

    - Бадалян? Ничего о нём не слышала, - сказала я.

    - Как? - удивились мне. Ведь он уже два года солирует в Большом театре! Его педагог – доцент кафедры сольного пения Наталья Олеговна Петрова.

     Милая Наталья Олеговна! Услышав ее имя, я сразу вспомнила нашу первую встречу, те незамутнённые ничем случайным минуты, когда о человеке узнаёшь больше, чем за всю жизнь. Не зная практически ничего обо мне, она сразу же, с доброй улыбкой откликнулась на мою просьбу исполнить два моих романса в моей Литературно-музыкальной программе. Только позже я поняла, что значило для неё, матери  в то время трёхлетнего малыша, при полной загруженности на работе  бескорыстно и с радостью подарить мне столько своего свободного времени.

    - Пустите меня на Ваше занятие, Наталья Олеговна!

 - Пожалуйста, как раз Бадалян приехал сдавать сессию, – ответила она,-  я познакомлю вас. 

 

     И вот четыре часа, забыв о жаре, духоте, обо всём на свете наблюдала я  за «сеансом волшебства». Удивительное преображение пения студентов происходило  будто по мановению волшебной палочки, сразу же после чётких, точных указаний педагога -  передо мной раскрывался тайный миг рождения красоты, момент истины. 

    Наталья Олеговна ставит диагноз безошибочно.  В доброжелательной, свободной и даже радостной  атмосфере урока студенты  понимают её с полуслова и отвечают благодарным подчинением. Она замечает каждое движение тела: и правильное, и неправильное, всё время вскакивает с места, чтобы придать певцу нужную позу, показать необходимый жест, положение головы, движение рта. 

    - Мышцы очень жёсткие,  расслабься, - говорит она. 

    - Осанка должна быть чуть-чуть гордой в этом месте. Неси себя, неси. 

    - Не имеешь права ломать вокальную линию. 

    - А здесь раскройся, раскройся. 

    - О чём ты поёшь? - Думай. Тебе надо в этой миниатюре показать всю её 
Нажмите, чтобы увеличить.
красоту. Это ведь чудо! А ты поёшь, как машина. Я ведь вижу, что голова твоя занята другим. А мне надо, чтобы ты растворился в этой музыке и словах,  - подобные «посылы» она непрерывно отправляет студентам, зная особенности каждого ученика и требуя максимальной собранности. Она и сама  собрана, как пружина, работает на уроке, как хороший дирижёр и по эмоциональному накалу, и по способности слышать неточный обертон, тут же корректируя звучание. Она переживает каждый романс, арию, исполняемую студентом. В ней живёт та юность сердца, которая, быть может, и неведома современным молодым людям.

    - Наталья Олеговна, - мне кажется, что после занятия Вы должны худеть на несколько  килограммов, - заметила я в перерыве.

    - Сегодня – это только 4 часа, а представьте дни, когда такие занятия длятся на несколько часов дольше, - вступила в разговор концертмейстер Оксана Николаевна Шанкиева, - главное, что она – профессионал. И что очень важно, учит чувствовать меру. А это не каждому дано! 

    -  С  концертмейстером Наталье Олеговне повезло: Шанкиева – достойная ученица Сергея Ивановича Осипенко, и работают они с Петровой в очень дружном взаимопонимании с первых дней работы Натальи Олеговны в Ростове. 

    -  А работает она у нас недавно, - рассказывает композитор, профессор Ростовской консерватории Виталий Семёнович Ходош.  Всего пять лет. Приехала из Екатеринбурга, где окончила Уральскую консерваторию по классу известного педагога-вокалиста, профессора, народной артистки России Маргариты Георгиевны Владимировой.  Приехала  вместе с мужем, военным юристом, которого перевели на работу в Ростов. В консерваторию её взяли не «по звонку». Подала заявление, провела открытый урок, выдержала экзамен. 

    Я счастлив, - продолжает Е.В. Ходос, - что она исполняла мои произведения, потому что Наталья Олеговна – очень профессиональная певица. Жалко, что мало поёт. Она выступала во время Международной конференции по музыковедению. Крупнейшие музыковеды были удивлены, что она не поёт в театре, так хороша она была и в вокальном, и в сценическом отношении. Недавно Наталья Олеговна пела в Ингушетии, а в этом году исполнила цикл песен на стихи японских поэтов, написанный нашим выпускником, композитором Пашей Левадным. Её исполнению свойственно чуткое интонирование и очень бережное отношение и к словесному, и к музыкальному материалу. 

 

    - Прекрасный педагог,  очень профессиональная певица, - сказал о Наталье Олеговне композитор, профессор В. Ф. Красноскулов. Надеюсь, что она будет петь мои произведения. Я этого  жду. 

   - Виолетта Александровна, - обратилась я к коллеге Петровой по кафедре, доценту Юрчук, - я знаю, что о каждом педагоге Ростовской консерватории можно писать отдельную статью, но сегодня есть повод поговорить о Наталье Олеговне. Как Вы оцениваете её работу?

    - Наталья Олеговна – сильный педагог, открытый всем хорошим влияниям и веяниям. Она  постоянно развивается. Как новичку ей давали трудных учеников, но она умеет работать с разными голосами. Предана профессии, «врастает в студентов», в их проблемы. Снискала большую любовь учеников. Они стараются не пропускать ни одного её занятия. На её уроках всегда творческая атмосфера. И как певица она всегда показывает  высокую профессиональную культуру.

  О педагогическом мастерстве Натальи Олеговны знают не только в Ростове. Я присутствовала при прослушивании ею юноши из Новосибирска, города с прекрасной консерваторией. Однако парень ехал трое суток в плацкартном вагоне, в жару, только для того, чтобы учиться у Натальи Олеговны.

- Легко не будет,- говорит ему Петрова, - Согласен подчиняться?

- А я за этим и приехал, - ответил будущий студент.

 За этим приезжает из Москвы и солист Большого театра Хачатур Бадалян, превращаясь в классе просто в прилежного ученика. Он говорит, что весь свой репертуар  оттачивает на занятиях с Натальей Олеговной, а репертуар уже достаточно обширен для такого молодого певца: Рудольф в «Богеме», Альфред в «Травиате», Родериго и Кассио в «Отелло», Фентон в «Виндзорских проказницах» композитора Николаи, Ленский в «Евгении Онегине», множество романсов, песен и оперных арий для концертного исполнения.

     Недавно Хачатур  победил ещё в одном состязании в Италии. Он оказался лучшим на прослушивании среди звёзд, поющих в знаменитых театрах мира. Контракт уже заключён, и в октябре  Бадалян будет петь партию Рудольфа в «Богеме» в театре Массимо Беллини. 

 

       Мне было интересно узнать, как солист Большого театра относится к своему статусу студента 3 курса.

    - Знания никогда не бывают лишними, - ответил Хачатур. -  а у Натальи Олеговны я – вечный ученик. Я был во многих странах, общался с разными педагогами вокала, но таких педагогов, как Наталья Олеговна, - единицы. Она знает технологию звукоизвлечения от «А» до «Я».   

 - А как у Вас с итальянским? – спросила я Хачатура.

    - Я владею им, а также английским и французским. Английский даже преподавал ради заработка.

    -  А Ваш путь в музыку, вокал – это от семьи?

Нажмите, чтобы увеличить.
- Нет. Профессиональных музыкантов в семье никогда не было, хотя у мамы абсолютный слух, а отец дома иногда поёт под  гитару. Моя мама – экономист, папа – физик, учёный, работающий в университете. В детстве у меня обнаружились способности к рисованию и живописи, и меня отдали в Лицей искусств. Мы тогда жили во Владикавказе. Занятия изобразительным искусством продолжались и, когда мы переехали в Ростов, в специальной школе №35. Но очень скоро я перешёл  в экономический лицей, а затем поступил в ДГТУ и окончил с отличием по специальности «Мировая экономика» – таков тогда был мой выбор.

    - Но с чего началась тяга к пению?

    - Это  произошло  в 1994 году, когда я впервые услышал концерт трёх теноров. Мне тогда было 12 лет. Впечатление было таким сильным, что я начал коллекционировать их записи, слушать и подпевать. Одновременно увлёкся джазом, стал петь для гостей песни Синатры. Моя сестра подыгрывала мне на фортепиано (ныне она - профессиональная скрипачка и работает в оркестре Ростовского музыкального театра). Но наступил момент, когда я решил попробовать себя в Консерватории. Меня взяли на подкурсы, и я попал к замечательному педагогу и человеку Валерию Костину. Я проучился у него полтора года. Потом  он переехал в Краснодар. Через некоторое время, уже поступив на первый курс, я забрал документы и решил попробовать себя в Москве.

     

        Но оказалось, что второе высшее образование не могло быть  бесплатным. В  конце концов я вернулся в Ростов и снова поступил на 1 курс заочного отделения уже к Наталье Олеговне. Однако в Москве  меня заметила Алла Ландер, руководитель фонда Исаака Дунаевского. Прослушав как-то мой компакт-диск с ариями, она пригласила меня участвовать в концертах фонда и платила мне стипендию.  Затем около двух лет я  был постоянным участником  «Парада теноров» под руководством Владислава Пьявко,  Но всё это время я занимался с Натальей Олеговной, примерно раз в месяц приезжая в Ростов и получая коррективы, указания, упражнения для ежедневной работы. Следующим этапом было прослушивание в Новой опере. Меня взяли. После Козловского я был первым тенором, поющим Лоэнгрина Вагнера. Я и сейчас его пою. В Большой театр меня пригласили, когда я уже пел в Новой опере. Сразу же назвали даты моих выступлений в спектаклях «Богема» и «Иоланта».

  -  Хачатур, Наталья Олеговна успела сказать мне, что Вы постоянно принимаете участие в Проектах фонда Ирины Архиповой.
Нажмите, чтобы увеличить.

 -    Да, это так.

    - И еще я знаю, что на последнем конкурсе Вишневская и Богачёва аплодировали  Вам.  

    - Да, это правда.

    - Вы встречались с ними, беседовали?

    - Вишневская поздравляла меня, хвалила, вручала диплом.

    -  На Вашем замечательном дипломе множество подписей и других членов жюри. Чьи это подписи? 

- Прежде всего - директоров крупнейших оперных театров мира, например, Римской оперы, Венской, Норвежской. 

 

   -  Наталья Олеговна, - обратилась я к Петровой,- мне известно, что  Вы – тоже лауреат, но не знаю, какого конкурса.

    -  Международного конкурса исполнителей старинной музыки. Я пела в костёле под орган. 

    - А почему Вы не поёте в театре?

    - Меня не приглашали, а я увлечена педагогической работой и многого добилась. Я очень благодарна замечательному педагогу профессору Маргарите Александровне Худовердовой за то, что она взяла меня на свою кафедру и очень помогала войти в жизнь коллектива, хотя мне как новому преподавателю сначала давали трудных студентов.  Моя ученица Юля Гридина появилась у меня, имея серьезные проблемы с голосом и здоровьем.  Но мы очень много работали, и в  итоге она поступила ко мне в аспирантуру на бюджетное отделение. Это очень трудно сейчас – заработать бесплатное обучение в аспирантуре.

    - Наталья Олеговна, я слушала Гридину, когда на экзамене вокалистов она выступала вместе с экзаменовавшейся девочкой в дуэте из «Фигаро». Я не знала тогда, что это – Ваша ученица, но я отметила её вокальную культуру, как и у Бадаляна, которому вопреки экзаменационным правилам аплодировали на экзамене и даже кричали: «Браво!»

   - Наталья Олеговна,  а что такое счастье?

   - Счастье – это здоровье близких, взаимопонимание, любимая работа, возможность отдать что-то другим, помочь.

    - А Вы счастливы? 

    - Я хочу быть счастливой.

Нажмите, чтобы увеличить.

__________________________

  © Боровская Наталья Ивановна


Почти невидимый мир природы – 10
Продолжение серии зарисовок автора с наблюдениями из мира природы, предыдущие опубликованы в №№395-403 Relga.r...
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum