Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Обращение к читателям
Обращение главного редактора к читателям журнала Relga.
№05
(407)
21.07.2023
Коммуникации
Виды интервью на современном телевидении и способы его подготовки к эфиру
(№14 [212] 15.09.2010)
Автор: Анжела Кутний
Анжела Кутний
Интервью (английское interviewбеседа) – целенаправленная, зафиксированная беседа, предназначенная для распространения в печати (по радио, ТВ). В другой интерпретации, интервью – опрос человека по профессиональной или личной тематике, проводящийся журналистом с целью публикации или вещания в СМИ. Если обратиться к семантике английского слова интервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого – взгляд, мнение. Стало быть, интервью – обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями. Является одним из методов получения информации в журналистике и социологии.

В современном мире поток информации, получаемый людьми слишком быстр, поэтому современная журналистика направлена на передачу информации, каких–либо фактов читателям, телезрителям и радиослушателям больше, нежели на глубокий анализ, сопоставление этих фактов. И поэтому все большей популярностью среди журналистов пользуются именно информационные жанры (в том числе интервью), которые служат только для передачи определенной информации ее потребителям, но не содержат причинно–следственных связей. Преимущество телевизионного интервью не только в том, что именно оно даёт возможность показать «живые» эмоции интервьюируемого, но и в том, что телевизионное интервью даёт информацию «из первых рук». Субъективную окраску телевизионное интервью получает благодаря характеру и эмоциональной окраске вопросов интервьюера, его согласия или несогласия с оппонентом, каких-либо реплик. Потребитель информации слышит и видит то же, что и журналист, то есть получает информацию не в перифразе интервьюера, а от того, кто является источником этой информации, ее носителем. И в этом случае человек, напрямую не задействованный в процессе интервью, становится в определенной степени его соучастником, поскольку он все слышит и видит, а следовательно, пропускает ее через свое сознание. Здесь потребитель информации осмысливает и «переводит» услышанное и увиденное в соответствии со своим мировоззрением, мироощущением, миропониманием.

В зависимости от задачи, поставленной журналистом, интервью можно разделить на следующие виды:

1. Протокольное интервью. Проводится с целью получения официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства. В качестве интервьюируемого выступает, соответственно, официальное лицо высокого ранга.

2. Информационное интервью. Цель - получение определенных сведений. Данный тип интервью входит в состав информационно-публицистических программ.

3. Интервью-портрет - особая разновидность телеинтервью, цель которого – по возможности наибольшее раскрытие личности собеседника. В данном случае преимущество имеют социально-психологические эмоциональные характеристики интервьюируемого, выявление его системы ценностей. Такой вид интервью очень часто выступает как составная часть экранного очерка.

4. Дискуссия ставит задачу выявить различные точки зрения или пути решения социально значимых вопросов.

5. Интервью-анкета используется для выяснения мнений по определенному вопросу у различных собеседников. Чаще всего это серия интервью, в которых разным участникам задается один и тот же вопрос. Оно проводится, как правило, вне студии.

Г.В. Кузнецов кроме классических видов интервью выделяет ещё один вид – «вокс-поп». «Есть уличные типа «вокс–поп» («глас народа – глас божий», у нас их называют «интервью–анкета»). Среди перечисленных видов интервью, В.Г. Кузнецов выделяет также подвиды. Например, информационное интервью он делит на «интервью–факт» и «интервью–мнение». Определяя форму «классического интервью» как цепочку из звеньев «вопрос–ответ», М.И. Шостак выделяет такие разновидности (основание – цель и характер беседы): информативные, экспертные, проблемные, интервью–знакомства. Однако, на наш взгляд, вышеперечисленные классификации в значительной степени устарели - в связи с тем, что телевидение развивается стремительными темпами. Поэтому возникла необходимость создать новую классификацию, куда стоит включить интервью-обращение, которое используется в сюжетах политических или о чрезвычайных происшествиях, где интервьюируемый обращается к населению, а также интервью-расследование, где интервьюер и интервьюируемый совместно ищут выход из сложившейся ситуации, проводят анализ действий и выявляют виновника событий. Кроме того, возможно ввести классификацию видов интервью по задаче журналиста: оправдательное, обвинительное, информирующее, развлекательное и т.д.

Перейдём к методике. Что должен сделать журналист, чтобы интервью получилось успешным? Ведь именно владение этим жанром определяет профессионализм журналиста.

Во-первых: журналист должен определиться с целью и задачей интервью. Исходя из цели и задачи, журналист может определить, в какой программе  пойдёт изготовленный материал. Затем, определившись с темой, журналист может выбрать вид интервью. В зависимости от вида интервью складывается модель поведения журналиста. К примеру, если стоит задача получение информации и разъяснений о новом законопроекте, материал изготавливается для новостной программы, а само интервью имеет вид протокольного, будет нелепо, если журналист будет придерживаться партнерского или конфликтного стиля ведения интервью.

Во-вторых: определившись с первостепенными вещами, такими как стиль ведения, вид, программа, нужно придумать тему интервью. Она должна быть неизбитой, актуальной, интересной, а в идеале и общественно значимой. Определившись с темой, следует рассмотреть и выбрать кандидатуру интервьюируемого.

В-третьих: журналист собирает предварительную информацию о теме, герое. Можно встретиться с его коллегами родственниками или с героем лично. Обговорить все важные моменты. Затем составляет список вопросов и  согласовывает его с интервьюируемым. Далее, когда подготовительный этап пройден, наступает очередь за основным этапом, то есть непосредственно интервью. Итак, встретившись с героем интервью, следует настроить его на нужный лад. Затем уточнить анкетные и другие данные, контактную информацию и всё остальное, что может понадобиться в закадровом тексте или в оформлении титров. Далее предварительно ознакомиться с тезисами, которые будут оглашены в эфире. И только потом переходить к записи интервью на видеокамеру. Последний этап – это обработка информации, то есть монтаж сюжета или программы.  Желательно окончательный результат накануне выхода в эфир согласовать с героем материала, чтобы обезопасить себя от ошибок или искажения информации. Выполнение перечисленных приемов может занять немало времени, так как только тщательная, квалифицированная подготовка - гарантия качественного конечного продукта.
Чичибабин (Полушин) Борис Алексеевич
Статья о знаменитом советском писателе, трудной его судьбе и особенностяхтворчества.
Белая ворона. Сонеты и октавы
Подборка из девяти сонетов. сочиненных автором с декабря 2022 по январь 2023 г.
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum