|
|
|
Детство Ольги Аросевой делится на два периода: до ареста отца и после. И хотя папу арестовали, когда Аросевой было всего 11 лет, она уверена, что и характер, и актерский талант, и различные житейские навыки она унаследовала именно от него. Корреспондента «Релги» Ольга Александровна приняла у себя на даче во Внуково, где в настоящее время вынашивает необычный замысел – она намерена опубликовать дневники отца, в которых день за днем описана эпоха сталинских репрессий.
Свидетельницей тех событий я не была, поскольку отдыхала в пионерском лагере (Ольге Аросевой было 11 лет. – Ред.). Но знаю об этом со слов старшей сестры Елены. Она с папой, братом Митей и нашей мачехой Гертрудой отдыхала в Сестрорецке под Ленинградом. Пока папа прогуливался с Митей, мачеху арестовали прямо на глазах у Елены. Представляете, какой ужас пережил ребенок! В ту же ночь папа с Леной выехали «Красной стрелой» в Москву. И я думаю, что до утра он не сомкнул глаз… Сразу по приезде позвонил Молотову: - Вяча, я прошу тебя – скажи, что мне делать? Молотов повесил трубку. Отец снова набрал номер. - Вяча, я же слышу твое дыхание… Ответь, что мне делать? В трубке снова раздались короткие гудки. Так продолжалось долго. Отец взывал к этой пустоте: - Что делать? Не молчи… И на какой-то звонок получил, наконец, хриплый, едва слышный ответ Молотова: - Устраивай детей. Лена рассказывала мне, как наш папа отошел от телефона и сказал: - Это всё. Еще она вспоминала, как в тот же день отец, не находя себе места, подошел окну нашего дома в центре Москвы и, глядя вниз, сказал: - С такой высоты не убежишь…
Вскоре кто-то из родственников приехал за мной в пионерский лагерь и повез в Москву прямо в той одежде, в какой я была – в сатиновых шароварах, в майке, панамке, пионерском галстуке. Меня так торопили, что я не забрала свои вещи. В этих сатиновых штанах я ходила несколько дней, поскольку в маминой квартире (родители Ольги Аросевой к тому времени жили порознь. – Ред.) не было моей одежды. А забрать ее в отцовской квартире нам разрешили не сразу. Папина квартира находилась напротив Кремля. Москвичам и сегодня знаком этот Дом на Набережной, в одном из отсеков которого расположен Театр эстрады. Историю про арест от меня тщательно скрывали. Сказали, что папа в командировке, но я не поверила и решила, что он просто сбежал от нас со своей Гертрудой, которую мы ненавидели. Без папы я скучала, поэтому стала бегать к его подъезду – чтобы подкараулить. Думала: «Вот он придет, и я скажу, чтобы возвращался к нам». Целую теорию выстроила, будучи ребенком! Так я ходила несколько дней, никому ничего не говоря. И вдруг опомнилась: «А чего я хожу, у меня ведь здесь велосипед». Дело в том, что при входе возле вахтера была специальная комнатка, где хранились санки, велосипеды, самокаты. Я зашла в подъезд и говорю: - Отдай велосипед, дядя Коля. Вахтер перепугался, шепотом стал просить: - Уходи отсюда, уходи. Я почувствовала что-то неладное. - Дядя Коля, мне нужно свой велосипед забрать. Он буквально взмолился: - Бери, только скорее уходи… А я удивлена таким отношением к себе, да и как ехать на спущенных шинах. Говорю ему: - У меня шины спущены – помогите накачать. Он всегда мне шины качал, а тут почему-то открыл дверь подъезда, чтобы я вышла. Так со спущенными шинами я и вернулась через всю Москву к нам на Писцовую улицу. Кричу снизу: - Мама, мама! Мама выглянула, испугалась: - Это что такое? - Это велосипед. - Ты где взяла? - Я дома была… Что с ней было! Она выскочила в халате, на ходу накинула что-то сверху: - Поднимайся наверх, запрись, никуда не выходи. Схватила велосипед и побежала с ним на Лубянку – отдавать. Люди оборачивались, как на сумасшедшую. Такую картину можно было только в 1937 году увидеть – бежит женщина в халате, в руках велосипед: - Девочка нервная, папа арестован, мы от нее скрываем. Возьмите велосипед. Она не знала, она не виновата…. Ей говорят: – Идите отсюда, женщина. Она в другой подъезд: - Будьте добры, возьмите велосипед, девочка нервная, мы скрываем, папа арестован… Так ломилась она во все двери. Наконец, кто-то сжалился над ней – забрал этот велосипед. И на Лубянке ей же сказали: - Соберите ваших детей и поезжайте в Дом на Набережной за вещами. Но меня мама не взяла. Туда и без меня много людей поехало. Какая-то женщина, видимо из «органов», шепотом сказала ей: - Возьмите часы, они дорогие… Но мама отказалась – брала лишь самое необходимое.
Два года спустя настала моя очередь идти в комсомол и для этого тоже надо было отречься от отца. Но я сказала: «Отрекаться не буду». Комсомолкой так и не стала, но меня, как ни странно, не тронули. Я все время ждала, что отец вернется. Считала недоразумением его арест. Написала Сталину письмо (как делали дети многих репрессированных) и вскоре получила ответ: «Дорогая Олечка! Дело Вашего отца будет пересмотрено и Вам своевременно сообщат…» Подпись стояла не сталинская, видимо, отвечал кто-то из его управляющих. Я каждое утро заглядывала в почтовый ящик, пока наконец не пришел ответ: «Уважаемая товарищ Аросева! (мне в ту пору было 12 лет). Дело Вашего отца пересмотрено. Приговор оставлен в силе». А приговор был 10 лет без права переписки. Мы с мамой и сестрами не знали тогда, что это означает расстрел. Мой папа родился в Казани в 1890 году. Учился на филологическом факультете, однако ушел в революцию: за свою подпольную большевистскую деятельность подвергался заключению и ссылкам, в первые годы советской власти потом стал крупным культурным деятелем – был на дипломатической работе за рубежом: в Литве, Чехословакии, Франции. В 1934 году возглавил ВОКС – всесоюзное общество культурной связи с заграницей. По его приглашению в СССР приезжали Андре Жид, Анри Барбюс, Виктор Маргарит, Мэй Ланьфан, Ромен Роллан, Лион Фейхтвангер. Благодаря нему в Россию вернулся граф Алексей Толстой, который до этого был в эмиграции. Это все была работа моего отца. В дневниках отца сохранилось письмо Марии Павловны, жены Ромена Роллана, которая пишет: «Александр Яковлевич, Ромен Роллан интересуется, что происходит у вас в стране? Напишите, мы не можем понять». И есть черновик его ответа. Я потряслась его тактичному ответу. Он пишет: «Дорогая Мария Павловна, пробовал писать по-французски, но не получается, он ничего не поймет. А по-русски все звучит почти неправдоподобно и думаю, что только время найдет нужные слова для определения происходящего». Главное, он понимал, что это письмо могут прочитать люди из «органов» при обыске и прибегал к такому эзопову языку. Нас он очень строго воспитывал и потому многое вложил в своих детей. Например, у него в комнате было много книг. В нашей комнате он тоже сделал полку, чтобы мы читали и потом пересказывали ему. Регулярно книжки менялись. Один раз я положила раскрытую книгу буквами вниз. Он так кричал! «Человек думал над рукописью, а ты взяла и бросила его мысли на пол». Мы хорошо учились, любили выступать, любили читать. Разучивали какие-то стихи. Например, в домашнем театре я играла Утро, а Лена - Ночь. Там были слова: «Вставай, уж исчезла мгла, волшебница ночь ушла. Восток пробудился, закат погас, уж день золотой настал. Его на работу творец послал, Уж день золотой настал». Папа говорит няньке нашей: «Кто такой творец?» Она отвечает без промедления: «Товарищ Сталин». Он говорит: «А ну-ка, Оля, спой с именем Сталина». Я пою: «Его на работу товарищ Сталин послал…» Отец хохотал: «Не надо этого куплета». У него было колоссальное чувство юмора, и нас он к этому приучил. Кроме того, папа обожал выступать в небольшом кругу - читал рассказы Чехова и Зощенко. Из него получился бы прекрасный артист или писатель, но дипломатическая работа занимала все основное время. Однажды присмотревшись к отцу, который обыкновенно что-то декламировал, Немирович-Данченко произнес: «Я думаю, Александр Яковлевич, что вы могли бы сыграть Ленина…» Папа лишь рассмеялся. Хотя Немирович-Данченко был недалек от истины: скуластостью, небольшим ростом, разрезом глаз и подвижностью отец и впрямь напоминал вождя. А еще Немирович-Данченко приходил к нам в гости – в Дом на Набережной в 1937 году, потому что отец готовил гастроли МХАТа во Франции. Я похожа на него и цветом глаз, и характером. Когда я его чем-то огорчала, он обращался ко мне, как к мальчишке: «Что ты сделал, подлец? Почему ты такой измазанный пришел?» Доктора признавали меня малокровной и прописали дополнительные сто граммов масла в день. Масляный кусочек мне клали на тарелку. Я при всех клала его на хлеб и уходила в свою комнату, а там тихонечко открывала окно и сбрасывала на наружный подоконник. Когда весной стали мыть окна и папа обнаружил целую горку масла, он схватил меня за шиворот, потащил к окну и кричал: «Хотят, чтобы не был малокровным. В стране – карточки. А он, мерзавец, мажет маслом подоконник».
Правда, о дневниках я долгое время не знала. В 1956 году меня вызвала тетка из Ленинграда: «Отец вам кое-что оставил, приезжай». Я подумала: неужели бриллианты? Но оказалось, что дневники. С этими тетрадями я поехала в Репино в Дом отдыха и чуть там не ослепла, поскольку ночами читала и все время плакала. Я вышла оттуда с опухшими глазами. Но я узнала правду, потому что столько лет врали по поводу его приговора. В том же году я получила справку о реабилитации отца. Вложила ее в конверт и отправила Молотову. На конверте написала Москва, Кремль, Молотову, а внутри: «Наверное, вам небезынтересно будет узнать, что ваш школьный товарищ ни в чем не виноват». Спустя какое-то время нас меня пригласили на встречу с ним. Он вышел и вижу, держит мое письмо. Поздоровался, а потом прочитал, глядя в письмо (он на «о» говорил): «Так, осужден, реабилитирован в виду отсутствия состава преступления в 1955 году». Посмотрел поверх письма: «Долгонько разбирались, отсутствие искали». И сказал это так, словно он не был причастен к этому преступлению. Меня это просто поразило. Но его жена Полина Жемчужина, которая была с нами знакома и вернулась из ссылки, говорила: «Оля, Оля, поверь, он ничего не мог сделать, он даже меня не мог освободить». __________________________ © Аросева Ольга Александровна |
|