Главная
Главная
О журнале
О журнале
Архив
Архив
Авторы
Авторы
Контакты
Контакты
Поиск
Поиск
Активизм и политика: корректировать или менять Систему?
Статья об общественно-политической ситуации в обществе, оценке протестных движен...
№13
(366)
01.11.2019
Коммуникации
Информационные интернет-агентства на новом этапе: тематика, структура, тенденции развития
(№20 [218] 15.12.2010)
Автор: Эльвира Могилевская
Эльвира Могилевская

Интернет уже не остановить. С каждым годом он поглощает все большее количество пользователей-новобранцев. Число онлайнового населения во всем мире к концу 2010 года составит 2 миллиарда человек. Из них доля россиян  пока не превышает 3% и составляет около 50 миллионов пользователей. Однако именно Россия через пять лет станет одной из  стран с наибольшими темпами роста. По оценкам аналитиков J’son & Partners Consulting, в 2015 году в стране будет выходить в Сеть уже 100 миллионов человек. Аудитория  крупнейших площадок Рунета уже сопоставима с аудиторией традиционных СМИ, а в некоторых группах превышает их.

Прогнозные оценки Сети по количественным показателям особой сложности не представляют. Труднее  сделать качественный анализ. Тем более что его научная и практическая ценность недолговечны. Все же в данной работе попытаемся определить некоторые тенденции развития Сети  и их применение интернет-агентствами. Стоит отметить, что на протяжении истории существования агентства одними из первых, а порой и первыми внедряли в свою работу технологические новшества.

В 2008 году мы давали следующее определение информационному интернет-агентству: это специализированная  организация, сочетающая в себе функции СМИ и информационного агентства, занимающаяся сбором, обработкой и распространением информации через Интернет и другие цифровые средства связи, как для самих СМИ, так и для массовой аудитории. На сегодняшний день такую трактовку понятия следует дополнить, так как    агентства в Сети постоянно приобретают новые функции т расширяют направления деятельности. 

Благодаря возможностям Интернета, сайты агентств вмещают обширный контент, который можно разделить на несколько основных блоков: информационный, справочный, интерактивный, мультимедийный, развлекательный. Развитие информационных агентств происходит в каждом из них как по формальным, так и по содержательным направлениям. Остановимся на перечисленных блоках подробнее.

 

  1. Информационный блок.

Включает новостную и аналитическую информацию.  Главный продукт  агентств, за счет которого они реализуют  информационную функцию. Для ее решения сотрудники последовательно выполняют мониторинг, сбор информации, проверку, написание, редактирование, публикацию и  распространение. 

Подготовленные информационные сообщения первоначально попадают в ленту новостей - единый список новостей за определенный  временной промежуток,  представленный в хронологическом порядке вне зависимости от используемой рубрикации ресурса (тематики, территориальной  принадлежности, жанров и др.). Некоторые ресурсы в ленту помещают лишь главные события дня. 

Возьмем для примера международное (по классификации ЮНЕСКО – мировое) агентство Рейтер (www.reuters.com). В плане информационной наполненности  - это классический пример европейского ресурса современного агентства. Он предлагает новостные материалы в разделах: UK, World, Technology, Politics, U.S., Health, Science, Media, G20, Environment, Lifestyle, Entertainment, Oddly Enough, Sports, Football, Tennis, Golf, Arts, Fashion.

Как видим, все новости агентство одновременно распределяет по географическому и тематическому признаку. При этом российская версия агентства (www.ru.reuters.com) представляет собой более усеченный вариант. Информационный блок включает: Новости, Главные новости, Новости бизнеса и экономики, Спортивные новости, Общество, World Cup 2010 и Business (два последних раздела отсылают на страницы основного сайта reuters.com). 

Если говорить о ведущем информационном агентстве России РИА Новости, то список его тематических разделов гораздо шире. И здесь мы сталкиваемся с первой тенденцией - расширение тематики новостей.  

 

    •  Тенденция: расширение тематики.

Информационные агентства стараются увеличить количество разделов, тематических рубрик, предоставить пользователям максимум информации в одной точке доступа.

Сравним наполнение www.rian.ru версий 2008 и 2010 годов. 

Разделы новостных материалов 2008 года - «В мире», «Экономика», «Общество», «Оборона и безопасность», «Происшествия», «Наука», «Технологии», «Спорт», «Калейдоскоп», «Справки» - остались неизменными и в 2010-м. Из остальных разделов: «Культура» расширилась в «Культуру и шоу-бизнес», «Стихии» вошли в «Экологию», «День истории» - в «Справки». «Обобщения» и «Официальная Россия» исчезли совсем. Наряду с этим появились новые тематические разделы: «Политика», «Образование», «Москва», «Расследования», «Туризм», «Недвижимость», «Саяно-Шушенская ГЭС: Новая жизнь», «Gloria Mundi»

Помимо оперативной информации в 2008 году на сайте были представлены аналитические статьи, комментарии, интервью, репортажи в разделах «Аналитика и комментарии», «От автора», «Хорошо забытое», «Русский характер», «Сюжеты», «Online конференции», «Опросы», «Актуальные темы», «Интервью», «Репортаж».

  Через 2 года аналитика и другие дополнительные материалы выглядят так: проект «Осторожно, история!», «РАПСИ: Правовая информация», «Авторские программы», «Анонсы», «Регионы», «Ты – репортер». 

Появились мультимедийные разделы представления информации: 

Инфографика, Видео, Фотоленты, РИАН.TV, флеш-игры. А также проект «Weekend» -  материалы «выходного дня». 

 2. Блок справочной информации.

Обширно освоен интернет-агентствами, не менее значимый продукт их труда. Выполняет рекламно-справочную функцию. Представлен адресно-справочными базами данных, анонсами, рейтингами,  досье, биографиями, портретами.  

Базы данных агентств – своеобразные банки проверенной информации. Они содержат материалы СМИ, информацию официальных учреждений, законодательство, документы коммерческих и государственных структур и др.

Российский филиал агентства Рейтер дает справочную информацию по разделам Валюты, Quotes, World indicies (мировые индексы). Справочная информация головного агентства www.reuters.com намного шире. Учитывая тематическую специфику ресурса, эти разделы посвящены бизнес сфере: Quotes, Market Movers, Funds, Currencies, Commodities, Personal Finance, Fxpert, Analyst Research, Alerts, Portfolio.

Агентство РИА Новости предлагает расширенный набор справочной информации, как традиционной, так и оригинальной. И тут можно отметить еще одну тенденцию  - увеличение количества дополнительных несобытийных материалов. 

  1.  
    •  Тенденция: увеличение количества второстепенных материалов.

К справочным можно отнести разделы «Справки»,  «Анонсы», «РАПСИ: Правовая информация», «СШГЭС: Новая жизнь», проекты «Weekend», «Осторожно, история!», сервис «Календарь религий», прогноз погоды, котировки валют и биржевые индексы. 

Проект «Weekend» дает справочную информацию о выставках, кино, концертах и спектаклях на выходных, а также популярное видео, фото, самые странные происшествия и просто хорошие новости.

Проект «Осторожно, история!» мы отнесли и к информационно-аналитическому блоку и к справочному. Он посвящен «горячим точкам» российской истории и дает информацию о событиях, а также их оценку. Это совместный труд агентства РИА Новости, радиостанции «Эхо Москвы» и газеты «Известия». Каждую неделю на площадках трёх СМИ идет обсуждение спорной исторической темы. «Проект не ставит цели навязать кому-то свою позицию. Наша задача - докопаться до корней спорной темы и представить разные точки зрения на нее», - сообщает редакция агентства.

 

3. Интерактивный блок. 

Возможность обратной и двусторонней связи с аудиторией.  Проявление коммуникационной функции информационных интернет-агентств. 

Сайт агентства Рейтер из подобных услуг предлагает пользователям лишь добавлять комментарии к новостям – «Add a Comment». 

У РИА Новостей спектр таких сервисов значительно больше. И это еще одна общая тенденция модификации Интернета.

  1.  
    •  Тенденция: развитие линейки интерактивных сервисов.

Активная аудитория агентства может  комментировать материалы,  размещать понравившиеся в своих блогах и социальных сетях, делиться с другими пользователями сетей, принимать участие в голосованиях, викторинах, конкурсах, присылать собственные мультимедийные материалы для проекта «Ты-репортер», обращаться в редакцию с пожеланиями и предложениями.

Интерактивность находится в тесном контакте с мультимедийной составляющей сайта. 

 

4. Мультимедийный блок. 

Если прежде конвергированная информация была на сайтах интернет-агентств исключением, то в настоящее время она стала их привычной и традиционной составляющей. Сайты агентств постепенно превращаются в многофункциональные  платформы. 

В направлении расширения мультимедиа лежит большинство тенденций построения ресурсов интернет-СМИ,  в том числе и интернет-агентств.  

Информационное  агентство Рейтер из мультимедийных потоков дает своим клиентам возможность просматривать фото и видеоматериалы. РИА Новости предлагает расширенный набор мультимедиа сервисов. Rian.ru является самым мультимедийным российским интернет-агентством и по версии службы Яндекс.Каталог самым цитируемым интернет-СМИ. 

  1.  
    • Тенденция: представление информации в качестве многоформатного материала.

  К одному текстовому сообщению редакция может дать фотографии  или фотоленты, видео, аудиоматериал, инфографику, мультискрипт, аудиослайдшоу, видеоблоги и анимацию. 

Новость превращается в информационный трансформер, который каждый читатель/зритель/слушатель использует  в меру своих потребностей. 

  1.  
    • Тенденция: персонализация.

Персонализация из тенденции превратилась в традицию. О том, что новости пытаются стать ближе к пользователям независимо от вида СМИ теоретики и практики журналистики говорят уже более 15 лет.  Однако процесс персонализации продолжается. 

Интернет-сервисы обращают внимание на личные интересы и потребности и предлагают то, что нужно конкретному читателю. Развитие  социальной составляющей происходит во многих сервисах. 

  1.  
    • Тенденция: предоставление мобильных информационных сервисов.

Информационные интернет-агентства не оставляют свою аудиторию в течение дня. Они проникают в любые мобильные устройства, упрощают получение новостей в любом браузере, появляются в качестве виджетов на основных поисковых ресурсах.  

Для того чтобы новости от РИА всегда были под рукой,  агентство предлагает  специальные приложения для iPad, iPhone, Nokia, Android. Для  браузеров разработан РИАН Тулбар, который выводит информацию под адресной строкой без перезагрузки страницы. RSS-каналы РИА Новостей позволяют добавлять тематические потоки в RSS-ленту. SMS-алерты от РИАН отправляют смс-сообщения о произошедших событиях на мобильные телефоны клиентов. 

  1.  
    • Тенденция: внедрение элементов социальных сетей.

Социальные сети становятся менее закрытыми и обособленными. Чтобы  найти кого-либо из пользователей соцсетей уже не обязательно в них регистрироваться – можно воспользоваться услугами поисковика. Так,   Яндекс даёт информацию из анкет пользователей «ВКонтакте», а поиск по блогам Яндекса находит статусы и заметки, которые пользователи написали для всех. В том числе и о понравившихся материалах на сайте РИА Новостей. 

Помимо «ВКонтакте» агентство позволяет работать с инструментарием популярных ресурсов Twitter и Facebook.  К примеру, на 5.12.2010 года 10 421 пользователь Facebook отметили, что им нравятся РИА Новости.  Другая разновидность проникновения социальных сетей касается интеграции с живыми журналами. На  сайте rian.ru можно читать и комментировать блоги  сотрудников агентства. 

 

5. Развлекательный блок.

Эта информация выполняет рекреативную функцию. Как самая популярная  на сегодняшний день для радио- и телевещания она не обошла и информационные агентства.  Выполнение  этой функции привлекает массовую аудиторию, увеличивает посещаемость сайтов информационных агентств, уровень их цитируемости, а  значит, и стоимость размещения рекламных блоков, что делает экономическое положение более стабильным. 

  1.  
    • Тенденция: продолжающийся уход в сторону развлечения. 

Развлекательные материалы агентства Рейтер можно найти в разделах Lifestyle, Entertainment, Arts, Fashion, а также в фото и видеоматериалах.

Блок развлекательной информации может включать полезные статьи,  конкурсы, игры,  викторины, турниры, видео, фотосервисы. На сайте РИА Новостей к таким ресурсам также относятся кроссворды, карикатуры, флеш-игры, инфографика, проект «Weekend». 

Для некоторых пользователей развлечением является и просмотр новостей агентств с помощью мобильных устройств и специальных приложений, а также просмотр всех мультимедийных сервисов. 

Подведем итог. В данной статье мы выделили несколько тенденций модификации Сети, которые информационные агентства внедряют в свою работу. Это  расширение тематики, увеличение количества второстепенных материалов, развитие линейки интерактивных сервисов, представление информации в качестве многоформатного материала, персонализация, предоставление мобильных информационных сервисов, внедрение элементов социальных сетей, продолжающийся уход в сторону развлечения. 

Безусловно, агентства будут продолжать развивать  технологические возможности собственных интернет-ресурсов, расширять дополнительные сервисы и способы доставки информации.

 

_________________________

  © Могилевская Эльвира Владимировна

Физика в поисках эффективной теории
Эволюция взглядов на происхождение вселенной: от простейших законов к Мультиверсу и модельно-зависимому реализ...
Мегапроекты нанокосмоса
Статья о тенденциях в российских космических программах на основе материалов двух симпозиумов в Калуге
Интернет-издание года
© 2004 relga.ru. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта: медиа-агентство design maximum